г. Санкт-Петербург |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А21-6328/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лебедева Г.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.
при участии:
от заявителя: Алантьева Е.О. по доверенности от 22.11.2021 (онлайн)
от заинтересованного лица: Кузюра В.О. по доверенности от 10.01.2022 (онлайн)
от 3-х лиц: не явились, извещены надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2580/2022) Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.12.2021 по делу N А21-6328/2021, принятое
по заявлению МП "Калининградтеплосеть"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
3-и лица: 1) Администрация ГО "Город Калининград"; 2) ООО "УКБР 1";
3) Воронович Н.А.
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" (ОГРН: 1023901007008, адрес: 236022, г. Калининград, ул. Нарвская, д. 58; далее - МП "Калининградтеплосеть", Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (ОГРН: 1163926082253, адрес: 236007, г. Калининград, ул. Д.Донского, д. 1; далее - Министерство, заинтересованное лицо) N ЖК-2/707/КАС/1777-о от 31.05.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация городского округа "Город Калининград" (ОГРН: 1023900770222, адрес: 236022, г. Калининград, пл. Победы, 1; далее - Администрация, третье лицо-1), общество с ограниченной ответственностью "УКБР 1" (ОГРН: 1143926034680, адрес: 236005, г. Калининград, ул. Тихорецкая, д. 18, лит. I, эт. 1; далее - ООО "УКБР 1", Управляющая компания, третье лицо-2), Воронович Нина Антоновна (далее - Воронович Н.А., собственник помещения, третье лицо-3).
Решением от 14.12.2021 суд первой инстанции признал незаконным предписание Министерства N ЖК-2/707/КАС/1777-0 от 31.05.2021, взыскал с Министерства в пользу МП "Калининградтеплосеть" расходы по госпошлине в размере 3000 руб.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Министерство указывает на то, что отопление спорного нежилого помещения Воронович Н.А. от общедомовой системы теплоснабжения МКД не осуществляется; в помещении произведены работы по замене системы отопления на автономную, произведено отделение от централизованной системы отопления; доказательств поставки тепловой энергии Предприятием в спорное помещение не представлено.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Предприятия возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, с целью проверки поступившего обращения собственника нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Киевская, д. 121-123, лит. А, по вопросу соблюдения порядка расчета платы за отопление, за период с апреля 2018 года по апрель 2021 года в нежилом помещении с автономной системой отопления, Министерством издан приказ N ЖК-1519/пр от 19.05.2021 о проведении внеплановой документарной проверки Предприятия.
По результатам проведенной Министерством проверки, оформленной актом N ЖК1/1519/КАС/1777-о от 31.05.2021, зафиксированы нарушения Предприятием положений п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) в части нарушения порядка расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги по отоплению. МП "Калининградтеплосеть" выдано предписание N ЖК2/707/КАС/1777-о от 31.05.2021 об устранении нарушений требований жилищного законодательства.
Предприятию предписано произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению, за период с апреля 2018 года по апрель 2021 года собственнику нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Киевская д. 121-123 литер П из литера А, осуществив расчет платы в порядке, предусмотренном п. 42 (1) Правил N 354, как для помещения с индивидуальным (автономным) источником тепловой энергии.
Не согласившись с данным предписанием, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, придя к выводу о незаконности выданного Министерством предписания.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения.
В соответствии с пп. "в" пункта 35 Правил N 354 потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной или технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
В соответствии со статьей 25 ЖК РФ установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, является переустройством.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Согласно частям 1, 2 статьи 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Для проведения переустройства собственник жилого помещения в орган, осуществляющий согласование, представляет, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.
В силу статьи 28 ЖК РФ, завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Согласно п. 1.7.2 Правил N 170 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается.
В апелляционной жалобе Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области указывает на то, что в спорном помещении по адресу: г. Калининград, ул. Киевская д. 121-123 произведены работы по замене системы централизованного отопления на автономную систему отопления.
Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом N 121-123 по ул. Киевской в г. Калининграде подключен к централизованным сетям теплоснабжения. Спорное нежилое помещение в казанном МКД принадлежит на праве собственности Воронович Н.А.
Собственник помещения Воронович Н.А. привлечена к участию в деле в качестве третьего лица. Вместе с тем, доказательств о согласовании в установленном порядке демонтажа системы отопления с переходом на иной вид теплоснабжения в заявленный истцом период Воронович Н.А. не представлено.
Как следует из апелляционного определения Калининградского областного суда N 33-3307/2020 от 19.08.2020 по делу N 2-898/2020, на которое ссылается Министерство в обоснование апелляционной жалобы, Воронович Н.А. обратилась в Московский районный суд с иском к Администрации ГО "Город Калининград" о сохранении нежилого помещения в перепланированном и переустроенном состоянии.
Вместе с тем, решением Московского районного суда г. Калининграда от 21.05.2019, оставленным без изменения апелляционным определением Калининградского областного суда N 33-3307/2020 от 19.08.2020, Воронович Н.А. отказано в удовлетворении заявленных требований. При этом суд указал, что Воронович Н.А. в отсутствие согласования с компетентным органом на отключение инженерных сетей отопления, произвела самовольно переустройство помещения.
В апелляционной жалобе Министерство также ссылается на актуализированную схему теплоснабжения городского округа "Город Калининград", согласно которой принадлежащее Воронович Н.А. нежилое помещение включено в перечень помещений, которое фактически переведено на теплоснабжение от автономного источника тепловой энергии.
В апелляционном определение N 33-3307/2020 по делу N 2-898/2020 указано, что в нежилых помещениях жилых домов законом установлена возможность перехода на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии (газового котла) только при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность, в тех случаях, когда речь идет о переходе на индивидуальную систему отопления жилых помещений многоквартирного дома при наличии уже осуществленного в надлежащем порядке подключения к системе теплоснабжения многоквартирного дома.
Таким образом, факт наличия спорного помещения в схеме теплоснабжения говорит только о возможности перехода на индивидуальный источник отопления и может учитываться только при наличии надлежащим образом согласованного с органом местного самоуправления переустройства, связанного с отключением от централизованной системы отопления и переходом на автономный источник тепла.
Кроме того, решением Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-3219/2020 от 16.09.2020 подтвержден факт поставки тепловой энергии в нежилое помещение собственника Воронович Н.А.
В подтверждение факта подачи тепловой энергии в спорное помещение Предприятием с отзывом на апелляционную жалобу представлен Акт технического обследования объектов N 5230 от 07.08.2020.
Из данного акта следует, что схема присоединения к системе теплоснабжения от котельной, разводка по объектам - вертикальная двухтрубная с верхним разливом. Зафиксированы два вертикальных общедомовых стояка 2Dy 25 мм с присоединенными двумя радиаторами. Стояки в несоответствующем нормативном утеплителе - вспененный полиэтилен, применяемый для утепления труб холодного водоотведения.
Указанный акт приобщен апелляционным судом к материалам дела на основании части 2 статьи 268 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
При изложенных обстоятельствах, начисление МП "Калининградтеплосеть" платы собственнику помещения за отопление в проверяемом периоде соответствовало нормам действующего законодательства, в связи с чем у Министерства отсутствовали правовые основания для вынесения предписания о перерасчете размера платы по отоплению.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14 декабря 2021 года по делу N А21-6328/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-6328/2021
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КАЛИНИНГРАДТЕПЛОСЕТЬ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛИНИНГРАД"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация ГО "Город Калининград", Воронович Нина Антоновна, ООО "УКБР 1"