город Ростов-на-Дону |
|
29 марта 2022 г. |
дело N А53-18693/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Ереминой О.А., Шапкина П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика: представитель Зеликман А.А. по доверенности от 11.10.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Ростовский порт"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.12.2021 по делу N А53-18693/2021
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ОГРН 1037739877295)
к ответчику акционерному обществу "Ростовский порт" (ИНН 6167014330,
ОГРН 1026104143780)
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к акционерному обществу "Ростовский порт" (далее - ответчик, порт) о взыскании штрафа за искажение сведений в транспортной железнодорожной накладной в размере 840 600 рублей, штрафа за превышение грузоподъемности в размере 840 600 рублей.
Решением от 16.12.2021 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 16.12.2021 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает, что для удостоверения искажения ответчиком сведений в транспортной железнодорожной накладной было проведено контрольное взвешивание груза на вагонных стационарных весах "Веста СД" N 1031. По мнению порта, указанный в документах перегруз, свидетельствует о неисправности весов. Подпись ответчика в акте общей формы свидетельствует лишь о том, перевзвешивание осуществлялось в присутствии представителя порта. Предоставленное истцом в материалы дела свидетельство о поверке N ЛЛ003 на "ВЕСЫ СД", действующее до 21.01.2021, не подтверждает факт поверки весов "Веста СД".
Судом объявлено, что определением председателя второго судебного состава от 15.03.2022 произведена замена судьи Барановой Ю.И. на судью Еремину О.А. в связи с отпуском судьи Барановой Ю.И. Сформирован следующий состав суда: председательствующий судья Величко М.Г., судьи Еремина О.А., Шапкин П.В.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после замены судьи рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, дал пояснения по существу спора.
В порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв в судебном заседании до 28.03.2022 до 12 час. 40 мин.
После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда 28.03.2022 в 14 час. 40 мин.
В судебное заседание после перерыва не явились представители истца и ответчика, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства.
Суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с транспортной железнодорожной накладной N ЭД062789 на железнодорожной станции отправления Кизитеринка Северо-Кавказской железной дороги 01 июня 2020 года открытое акционерное общество "Российские железные дороги" приняло к перевозке вагоны N 60489218, N 60928686, N 60602570, N 61575734, N 64199201, N 60563137 с грузом "Продукт полевошпатовый, марка: F-501 Е-10 Гипс; ангидрид 25201000" назначением до железнодорожной станции Ступино Московской железной дороги.
Грузоотправителем по данной отправке выступало акционерное общество "Ростовский порт", грузополучателем - акционерное общество "Керамогранитный завод".
При контрольной перевеске вышеуказанных вагонов, произведенной на вагонных весах "Веста СД" N 1031 на станции Россошь в статике, выяснилось, что:
в вагоне N 60489218 по документу значится груз продукт полевошпатовый, нетто 69 300 кг, грузоподъемность вагона 69 500 кг, в действительности нетто 91 600 кг, что более грузоподъемности вагона на 20 395 кг, более документа на 20 595 кг с учетом погрешности измерении, согласно Рекомендации МИ 3115-2008 "Государственная система обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем грузополучателем", утвержденной ФГУП ВНИИМС 30.05.2008 г. (далее МИ 3115-2008);
в вагоне N 60928686 по документу значится груз продукт полевошпатовый, нетто 69 300 кг, грузоподъемность вагона 69 500 кг, в действительности нетто 91 700 кг, что более грузоподъемности вагона на 20495 кг, более документа на 20695 кг с учетом погрешности измерений, согласно Рекомендации. МИ 3115-2008;
в вагоне N 60602570 по документу значится груз продукт полевошпатовый, нетто 69 800 кг, грузоподъемность вагона 70 000 кг, в действительности нетто 92 250 кг, что более грузоподъемности вагона на 20 533 кг, более документа на 20773 кг с учетом погрешности измерений, согласно Рекомендации МИ3115-2008;
в вагоне N 61575734 по документу значится груз продукт полевошпатовый, нетто 69 300 кг, грузоподъемность вагона 69 500 кг, в действительности нетто 92 200 кг, что более грузоподъемности вагона на 20 995 кг, более документа на 21 195 кг с учетом погрешности измерений, согласно Рекомендации МИ 3115-2008;
в вагоне N 64199201 по документу значится груз продукт полевошпатовый, нетто 69 300 кг, грузоподъемность вагона 69 500 кг, в действительности нетто 91 600 кг, что более грузоподъемности вагона на 20 395 кг, более документа на 20 595 кг с учетом погрешности измерений, согласно Рекомендации МИ 3115-2008;
в вагоне N 60563137 по документу значится груз продукт полевошпатовый, нетто 69 300 кг, грузоподъемность вагона 69 500 кг, в действительности нетто 92 100 кг, что более грузоподъемности вагона на 20 895 кг, более документа на 21 095 кг с учетом погрешности измерений, согласно Рекомендации МИ 3115-2008.
Для удостоверения искажения грузоотправителем сведений в транспортной железнодорожной накладной, а также факта превышения грузоподъемности вагона, во исполнение требований Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 45, с участием представителя ответчика были составлены акты общей формы от 03 июня 2020 года N 3/3287, N 3/3288, N 3/3289, N 3/3290, N 3/3291, N 3/3292, N 3/3298, N 3/3299, N 3/3300, N 3/3301, N 3/3302, N 3/3303 и коммерческий акт от 03 июня 2020 года N ЮВС2003907/319.
За превышение грузоподъемности вагона и искажение сведений о массе груза грузоотправителю начислены штрафы в размере пятикратной провозной платы в соответствии со статьями 98, 102 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) в общей сумме 1 681 200 рублей, в том числе: 840 600 рублей штрафа за превышение грузоподъемности вагона и 840 600 рублей штрафа за искажение сведений о массе груза.
Расчет тарифа провозной платы за перевозку фактической массы груза для взыскания произведен в соответствии с Прейскурантом 10-01.
Истцом в адрес акционерного общества "Ростовский порт" была направлена претензия от 30.09.2020 N 25958/СКТЦФТО об оплате штрафов, предусмотренного статьями 98 и 102 Устава.
Ответчик направил истцу ответ на претензию следующего содержания: истцом не предоставлен документ, позволяющий идентифицировать весы СД-100-У412БФ N 1031 (статическое измерение), указанные в коммерческом акте N ЮВС2003907/319 от 03.06.2020 как "весы с учетным номером N 1031 (1313)" с весами из актов общей формы от 03.06.2020 N 3/3287, N 3/3288, N 3/3290, N 3/3291, N 3/3292, N 3/3298, N 3/3299, N 3/3300, N 3/3301, N 3/3302, N 3/3303 "весы N 1313" и определить их связь с процессом замера массы спорных вагонов не предоставляется возможным, также имеет место быть прямое противоречие произведенных замеров с помощью условных весов "N 1031 (1313)" (по предоставленным документам СД-100-У412БФ N 1031) с их паспортными характеристиками, из технического паспорта весов N 1031: "п.2 Предела допускаемых нагрузок: наибольший 100 тонн, наименьший 10 тонн" и отсутствуют какие-либо сведения о внесении изменении в конструкцию весов, позволяющих с их помощью определить вес вагона массой более 100 тонн, то есть вес спорных вагонов, основания для удовлетворения претензии отсутствуют.
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии от 30.09.2020 N 25958/СКТЦФТО, послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Правоотношения сторон регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) и н7ормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с УЖТ РФ.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В силу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В силу статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Статьей 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации регламентировано, что при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
В соответствии со статьей 26 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов - также количество грузовых мест. Определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы груза, перевозимого навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.
Взвешивание грузов обеспечивается: перевозчиками при обеспечении погрузки и выгрузки в местах общего пользования; грузоотправителями, грузополучателями при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего и необщего пользования и на железнодорожных путях необщего пользования.
Порядок внесения сведений в железнодорожную накладную установлен Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003 N 39, согласно которым в железнодорожной накладной грузоотправитель обязан указать достоверные сведения о массе груза (пункты 2.18, 2.20, 2.21 и 2.25).
В случае если масса груза, указанная грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной, не соответствует массе груза, фактически предъявленной к перевозке, грузоотправитель несет ответственность за искажение сведений о массе груза.
Согласно статье 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Ответственность за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера установлена статьей 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, согласно которой за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).
Если допущены одновременно нарушения, предусмотренные статьями 98 и 102 Устава, за каждое из них грузоотправитель несет самостоятельную ответственность.
Пунктами 6, 10 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43 определено, что при обнаружении искажения в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. При обнаружении превышения грузоподъемности перевозчиком составляется акт общей формы на проверку массы груза, при необходимости коммерческий акт о несоответствии массы груза в вагоне, контейнере данным, указанным в перевозочном документе, с учетом погрешности весоизмерительных приборов. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, в соответствии с которыми к составлению коммерческих актов предъявляются определенные требования.
Согласно указанным Правилам (пункты 2.1., 2.4., 2.5., 2.7.), коммерческий акт составляется для удостоверения, в том числе, несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в транспортной железнодорожной накладной. Данные в коммерческом акте указываются на основании перевозочных документов, книг перевески грузов на вагонных и товарных весах и других документов. В коммерческом акте должны содержаться по каждой отправке номер вагона, род вагона, количество запорно-пломбировочных устройств и нанесенная на них информация, число мест и масса груза, указанная в перевозочных документах и оказавшаяся в наличии. В случае определения массы груза на вагонных весах указываются масса брутто, масса тары вагона (с трафарета или проверенная на весах) и масса нетто. Коммерческий акт подписывают лица, участвующие в выдаче груза, и уполномоченные представители перевозчика. При перевозках грузов с использованием накладной в электронном виде коммерческий акт может составляться в электронном виде.
Указанным нормам корреспондируют положения статьи 119 УЖТ, согласно которой обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного со взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий.
По смыслу статьи 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и абзаца 2 пункта 6 Правил N 43 грузоотправитель уплачивает штраф, в том случае, если обнаружена разница в тарифе или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, либо допущено отправление запрещенных для перевозок грузов.
По смыслу указанных норм законодатель установил ответственность за указание недостоверных сведений о массе груза с целью обеспечения полной оплаты за перевозку и безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
О нарушении грузоотправителем Правил в данном случае будет свидетельствовать то обстоятельство, что перевозчик при проверке массы груза использовал тот же способ, что и отправитель, либо иной предусмотренный законом способ, однако выявленные расхождения превысили допустимые погрешности.
Допустимая погрешность, не являясь абсолютной и неизменной величиной, определяется исходя из сложившихся коммерческих обычаев, свойств груза, а также обстоятельств конкретной перевозки и подлежит доказыванию сторонами по общим правилам, предусмотренным процессуальным законодательством.
В частности, при доказывании размера допустимого расхождения массы груза может использоваться утвержденная Федеральным государственным унитарным предприятием "ВНИИМС" Ростехрегулирования 20.05.2008 Рекомендация МИ 3115-2008 "Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем".
Указанная правовая позиция изложена в пункте 6 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2017 N 303-ЭС16-20490.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указал, что каким образом весы с максимальным пределом взвешивания 100 тонн могли установить факт перегруза на 20 тонн в каждом из спорных вагонов, при том, что в отношении остальных вагонов в составе поезда перегруза выявлено не было, ответчик полагает, что указанный в документах перегруз, свидетельствует о неисправности весов, и что показываемые ими показания не соответствовали действительности, более того, акт поверки истцом представлен не был, а согласно паспорту весов последняя его поверка проводилась 18.01.2017 при предыдущих ежегодных поверках, подпись представителя ответчика в акте общей формы свидетельствует лишь о том, что перевеска осуществлялась в его присутствии, однако представитель не мог знать об исправности вагонных весов, поэтому, его подпись не подтверждает фактический перегруз вагонов, наличие сохранной расписки подтверждает, что представителем был получен груз в количестве 130 тонн из указанных вагонов, при этом, какое количество груза осталось в вагонах - неизвестно, имеющееся письмо о гарантировании ответчиком оплаты в связи с перегрузом вагонов свидетельствует о готовности нести соответствующие расходы в связи с перегрузом.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Судом из представленных в материалы дела доказательств установлено, что коммерческий акт N ЮВС2003907/319 от 03.06.2020, акты общей формы от 03.06.2020 N 3/3287, N 3/3288, N 3/3289, N 3/3290, N 3/3291, N 3/3292 (л.д. 18-23, 30-34), железнодорожная транспортная накладная ЭД062789 подтверждают факт проверки в пути следования перевозчиком с участием представителя ответчика массы груза в отгруженных ответчиком вагонах.
В результате контрольного взвешивания и проверки массы грузов в вагонах выявлены излишки массы грузов:
в вагоне N 60489218 излишек массы против накладной - 20 595 кг, излишек массы против грузоподъемности вагона 20 395 кг, в вагоне N 60928686 излишек массы против накладной - 20 695 кг, излишек массы против грузоподъемности вагона 20 495 кг, в вагоне N 60602570 излишек массы против накладной - 20 733 кг, излишек массы против грузоподъемности вагона 20 533 кг, в вагоне N 61575734 излишек массы против накладной - 21 195 кг, излишек массы против грузоподъемности вагона 20 995 кг.
в вагоне N 64199201 излишек массы против накладной - 20 595 кг, излишек массы против грузоподъемности вагона 20 395 кг.
в вагоне N 60563137 излишек массы против накладной - 21 095 кг, излишек массы против грузоподъемности вагона 20 895 кг.
Представленные в дело коммерческий акт и акты общей формы подписаны представителем ответчика - грузоотправителя акционерного общества "Ростовский порт" Шульгиным А.С. без замечаний и возражений.
Доказательств, опровергающих достоверность и правильность отраженных в актах сведений, ответчиком в дело не представлено.
По форме и содержанию акты соответствуют требованиям действующего законодательства, составлены с соблюдением требований, предусмотренных Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45.
Судом установлено, что после контрольного перевеса излишек груза был отгружен из вагонов в присутствии представителя грузоотправителя акционерного общества "Ростовский порт" Шульгина А.С., что подтверждается представленными в материалы дела актами общей формы от 03.06.2020 N 3/3298, N 3/3299, N 3/3300, N 3/3301, N 3/3302, N 3/3303 (л.д. 24-29), излишек груза (продукт полевошпатовый) был отгружен силами ДМУ на места общего пользования парк Россошь - 2 и передан представителю грузоотправителя акционерного общества "Ростовский порт" Шульгину А.С., о чем свидетельствует представленная истцом в материалы дела сохранная расписка от 03.06.2020 в получении излишек груза (л.д. 137).
Судом отмечено, что представителем ответчика указанное не оспорено в судебном заседании.
Документом также подтверждающим наличие факта перегруза и искажения сведений в накладной, является письмо грузоотправителя акционерного общества "Ростовский порт" от 03.06.2020 N 24/4-441 (л.д. 138) о том, что грузоотправитель гарантирует оплату расходов в связи с перегрузом спорных вагонов NN 60489218, 60928686, 60602570, 61575734, 64199201, 60563137 и не возражает против снятия денежных средств.
Возражения ответчика о недостоверности результатов контрольного взвешивания, об использовании при перевеске неисправных вагонных весов, суд признал правомерно недоказанными.
Как следует из представленных в материалы дела актов общей формы, контрольное взвешивание груза произведено на электронных вагонных весах "РТВ-Д" N 1066 и "Веста-СД100" в статике с расцепкой вагонов и без расцепки вагонов (тара по трафарету), с бруса.
Истцом в материалы дела в отношении вагонных весах "РТВ-Д" N 1066 и "Веста-СД100" представлены копия паспорта весов вагонных для статического взвешивания и взвешивания в движении железнодорожных вагонов и поездов "Веста" N УФГИ.404522.005ПС, акт проверки технического состояния вагонных весов N 9 от 19.05.2020, порядковый номер 1031, заводской номер 38526-08, дата последней поверки - 21.01.2020, свидетельство о поверке N ЛЛ003 от 21.01.2020, копия паспорта весов вагонных для взвешивания в движении вагонов и железнодорожных составов "РТВ-Д" N УФГИ.404522.003ПС, заводской номер 1066 с отметками о произведенных поверках, копия паспорта весов "РТВ-Д", заводской номер 1066, дата составления паспорта: 18.12.2020, свидетельство о поверке N ВВ8068 от 26.12.2019.
Доказательства неисправности указанных весов в материалах дела отсутствуют.
Исходя из изложенного, на дату контрольного взвешивания спорных вагонов поверка весов была действительной, весы исправны и пригодны к эксплуатации.
Судом также учтено, что непосредственно при взвешивании спорных вагонов и после взвешивания с участием представителя ответчика, последний мог заявить возражения против результатов взвешивания и сомнения в достоверности результатов.
Однако представителем ответчика не были зафиксированы каким-либо допустимым способом нарушения в работе и неисправности вагонных весов, не были сделаны соответствующие заявления перевозчику о сомнениях в достоверности результатов взвешивания и не инициированы дополнительные проверки весов, включая поверку.
В соответствии с пунктом 2.2.1 паспорта УФГИ.404522.005 ПС (л.д. 129, т.1) весов вагонных "Веста" (модификации "Веста-Д", "Веста-СД") наибольший предел взвешивания - 200 тонн, наименьший- 10 тонн.
Ответчиком доказательств иного в дело не представлено.
Ответчику были известны результаты контрольного взвешивания, и он мог заявить о сомнениях в результатах взвешивания, однако не сделал этого.
Кроме того, ответчиком доказательств самостоятельного контрольного взвешивания груза перед его загрузкой в вагоны, в материалы дела не представлено.
Судом также принято во внимание, что после отгрузки излишка груза из спорных вагонов NN 60489218, 60928686, 60602570, 61575734, 64199201, 60563137 в присутствии представителя грузоотправителя акционерного общества "Ростовский порт" Шульгина А.С. и их повторного взвешивания было установлено, что излишек груза с учетом погрешности измерений, согласно Рекомендациям МИ 3115-2008, в норме, вагоны могут следовать по назначению, что подтверждается представленными истцом в материалы дела актами общей формы от 03.06.2020 N 3/3304, N 3/3305, N 3/3306, N 3/3307, N 3/3308, N 3/3309, подписанными представителем грузоотправителя акционерного общества "Ростовский порт" Шульгиным А.С.
На основании изложенного, суд признал достоверными результаты контрольного взвешивания вагонов NN 60489218, 60928686, 60602570, 61575734, 64199201, 60563137 на станции Россошь 03.06.2020, которые не опровергнуты ответчиком надлежащими допустимыми доказательствами.
Представленными ходе рассмотрения спора доказательствами подтверждается, что при определении излишка массы груза истцом учтено среднее значение предельного расхождения определения массы груза нетто при одинаковых способах измерения на станциях отправления и перевески, которое определено в Рекомендациях МИ 3115-2008, таблица А1.
Расчет произведен в соответствии с рекомендациями Государственной системы обеспечения единства измерений. Расчет провозной платы выполнен по правилам тарифного руководства N 1 (прейскуранта 10-01).
Надлежащие доказательства того, что перевозчиком нарушены требования к порядку взвешивания и определения излишка массы груза, установленные пунктами 7.4 - 7.4.1 Рекомендаций МИ 3115-2008, в деле отсутствуют, ответчиком не представлены.
Штрафы по статье 98 УЖТ исчислены истцом в пятикратном размере платы за перевозку груза в каждом вагоне и составили 840 600 рублей.
Штрафы по статье 102 УЖТ исчислены истцом в пятикратном размере платы за перевозку фактической массы груза по каждому из шести вагонов и составили 840 600 рублей. Всего общая сумма штрафа составила 1 681 200 рублей.
При этом расчет штрафов ответчик не оспорил.
Суд проверил расчет штрафов и признал их верными.
С учетом изложенного, поскольку факты превышения массы груза против накладной и превышения грузоподъемности вагонов NN 60489218, 60928686, 60602570, 61575734, 64199201, 60563137 подтверждены материалами дела, доказательств оплаты штрафов в добровольном порядке ответчик не представил, требование истца о взыскании с ответчика штрафов, предусмотренных статьями 98, 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, признано судом обоснованными и подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Ответчиком ходатайство о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации заявлено не было.
Основания для снижения штрафа судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, по существу дублируют доводы, приведенные ответчиком в суде первой инстанции, и фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.12.2021 по делу N А53-18693/2021 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18693/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "РОСТОВСКИЙ ПОРТ"