г. Челябинск |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А76-35197/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Челябинской таможни на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31 января 2022 г. по делу N А76-35197/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Завод "Прибор" - Каткова Е.М. (паспорт, доверенность от 10.01.2022, диплом);
Челябинской таможни - Левина Д.Е. (служебное удостоверение, доверенность N 3 от 10.01.2022, диплом).
Акционерное общество "Завод "Прибор" (далее - заявитель, АО "Завод "Прибор") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Челябинской таможне (далее - административный орган, таможенный орган, таможня) о признании незаконным постановления от 14.09.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10504000-2099/2021, которым АО "Завод "Прибор" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ и назначено наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 31.01.2022 (резолютивная часть решения объявлена 25.01.2022) заявленные требования удовлетворены в части, постановление Челябинской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 14.09.2021 N 10504000-2099/2021 изменено в части определения наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., заменив его на предупреждение. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, таможня (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на то, что АО "Завод "Прибор" не включено в перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, что исключает замену административного штрафа на предупреждение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
До начала судебного заседания от АО "Завод "Прибор" поступил отзыв апелляционной жалобы с доказательствами направления отзыва в адрес таможни, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщил отзыв с представленными доказательствами к материалам настоящего дела.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам анализа сведений, полученных при сопоставлении данных в КПС "Статистическое декларирование" и АС АДППР "Аналитика-2000" (Задачи "ФНС-Детали"), выявлены признаки непредставления в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров участниками взаимной торговли.
Челябинской таможней в адрес АО "Завод "Прибор" направлено заказное письмо с уведомлением от 28.05.2021 N 11-21/07242 "О представлении статистических форм учета перемещения товаров" с информацией о необходимости представления статистических форм учета перемещения товаров в Челябинскую таможню в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329".
В результате анализа электронной базы статистических форм учёта перемещения товаров 30.07.2021 было выявлено, что АО "Завод "Прибор" 14.07.2021 с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" зарегистрирована статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером ЕЭ20210714144242217 (отчетный период - октябрь 2020 года), подписана электронной подписью АО "Завод "Прибор" (генеральный директор - Санников Артем Михайлович). Статистической форме учета перемещения товаров присвоен регистрационный номер 10504000/140721/С972608.
КПС "Статистическое декларирование" выявлено нарушение срока подачи указанной статистической формы.
По факту допущенного нарушения 30.08.2021 Челябинской таможней в отношении АО "Завод "Прибор" составлен протокол N 10504000-2099/2021, об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении постановлением от 14.09.2021 N 10504000-2099/2021 заявителю назначено административное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Считая постановление административного органа незаконным, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для изменения постановления от 14.09.2021 N 10504000-2099/2021 в части определения наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. на предупреждение.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходи к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Таким образом, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС.
Объективную сторону административного правонарушения составляют: непредставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров; несвоевременное представление в таможенный орган статформы; представление в таможенный орган статформы, содержащей недостоверные сведения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ) первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения.
Согласно частям 2, 5 статьи 6 Федерального закона N 282-ФЗ федеральное статистическое наблюдение проводится в отношении респондентов, которыми являются созданные на территории Российской Федерации юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций, граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации. Сбор первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения осуществляется путем предоставления этих данных респондентами либо путем опроса респондентов или регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных. Способ сбора первичных статистических данных определяется субъектами официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 282-ФЗ субъекты официального статистического учета - федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации (Банк России), осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 части 2 статьи 254 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) установлено, что таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации.
В соответствии со статьей 278 Федерального закона N 289-ФЗ статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации. Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности. Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать статистические пороги учета товаров в статистике взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза.
Пунктом 4 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (далее - Правила ведения статистики взаимной торговли) предусмотрено, что ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Методологией ведения таможенной статистики внешней торговли товарами государств-членов Евразийского экономического союза, утвержденной решением Коллегией Евразийской экономической комиссии от 25.12.2018 N 210, и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров, обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации (пункт 5 Правил ведения статистики взаимной торговли).
В связи с прекращением действия постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 и вступлением 24.07.2020 в силу постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами -членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329" утверждены новые Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза. Данные правила не отменяют обязанность по представлению статистических форм в таможенный орган.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии со сведениями, отраженными в статистической форме учета перемещения товаров N ЕD20210714144242217, статистическая форма предоставлена в отношении:
- товар N 1 (графа 12) - Блок клапанный Е22-06 6G 3 02 1620.001-74;
- товар N 2 (графа 12) - Переходник ПР13 А 1619.105.00;
- продавец товара (графа 1) - АО "Завод "Прибор" ИНН/КПП/ОГРН N N 7448194986/744801001/1167456106707, 454112, РОССИЯ, Челябинская область, г. Челябинск, Комсомольский проспект, дом 29;
- покупатель товара (графа 2) - ТОО "Инжиниринговая Компания МунайГаз", 010000, г. Нур-Султан, ул. Сейфуллина, 4/2, офис ВП 4, 010000, КАЗАХСТАН, город Нур-Султан, улица Сейфуллина, 4/2, офис ВП 4;
лицо, ответственное за финансовое урегулирование (графа 3) - АО "Завод "Прибор", ИНН/КПП/ОГРН N N 7448194986 /744801001/ 1167456106707, 454112, РОССИЯ, Челябинская область, город Челябинск, Комсомольский проспект, дом 29;
- заявитель - АО "Завод "Прибор", ИНН/КПП/ОГРН N N 7448194986/744801001/1167456106707, 454112, РОССИЯ, Челябинская область, город Челябинск, Комсомольский проспект, дом 29.
В качестве документов подтверждающих перемещение товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан (графа 10):
- договор N 396/20/Г от 02.09.2020;
- счет-фактура (инвойс) N 1018 от 02.09.2020.
Однако, согласно представленным АО "Завод "Прибор" документам дата счета -фактуры N 1018-28.10.2020.
В связи с обнаруженной ошибкой, 30.08.2021 статистическая форма ЕD20210714144242217 (регистрационный номер 10504000/140721/С972608) аннулирована, взамен подана новая статистическая форма ЕD20210830121519830 (в графе 10 статистической формы указан счет - фактура N 1018 от 28.10.2020).
В соответствии с пунктом 6 Правил ведения статистики взаимной торговли статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
В качестве документов, подтверждающих отгрузку товара, представлена товарная накладная от 28.10.2020 N 723.
Согласно товарной накладной от 28.10.2020 N 723 отгрузка товара произведена 28.10.2020.
С учетом срока, установленного абзацем 1 пункта 7 Правил ведения статистики взаимной торговли, статистическая форма учета перемещения товаров, должна быть представлена АО "Завод "Прибор" за отчетный период октябрь 2020 года не позднее 16.11.2020.
Согласно абзацу 3 пункта 7 Правил ведения статистики взаимной торговли, действующих на дату совершения административного правонарушения, при наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В соответствии с КПС "Статистическое декларирование" дата представления статистической формы ЕБ20210714144242217 - 14.07.2021.
Таким образом, статистическая форма учета перемещения товаров N ЕБ20210714144242217 представлена АО "Завод "Прибор" с нарушением срока, установленного пунктом 9 Правил ведения статистики взаимной торговли.
Таким образом, в действиях АО "Завод "Прибор" установлено наличие объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Из обстоятельств совершения правонарушения усматривается, что предприниматель не обеспечил выполнение обязательных требований, установленных действующим законодательством о таможенном регулировании и организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза. Предприниматель имел возможность для соблюдения требований законодательства, однако, им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства объективной невозможности исполнения требований действующего таможенного законодательства не представлены.
Суд апелляционной инстанции полагает, что совокупностью имеющихся в деле доказательств подтверждается вина АО "Завод "Прибор" в совершении вменяемого правонарушения, обратного не доказано.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях АО "Завод "Прибор" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности, существенных процедурных нарушений, исключающих производство по административному делу, не установлено.
Санкция части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Постановлением от 14.09.2021 по делу об административном правонарушении N 10504000-2099/2021 АО "Завод "Прибор" назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности выявленного правонарушения и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ, судом первой инстанции не установлено.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что признание правонарушения малозначительным отнесено к судейскому усмотрению, и вывод суда первой инстанции об отсутствии малозначительности в настоящем случае основан на внутреннем убеждении, не противоречит материалам дела и закону.
Вместе с тем, с учетом обстоятельств рассматриваемого дела, степени вины АО "Завод "Прибор" в совершении спорного нарушения, суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае имеются основания для замены применимого административного штрафа на иную меру наказания - предупреждение.
В апелляционной жалобе таможенный орган указывает, что АО "Завод "Прибор" не включено в перечень субъектов малого и среднего предпринимательства, что исключает замену административного штрафа на предупреждение.
Судебная коллегия находит указанный довод обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В силу части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Учитывая изложенное, следует, что частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предусмотрено прежде всего в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное административное правонарушение (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии со сведениями, размещенными на сайте ФНС России в свободном доступе в сети Интернет (www.nalog.ru) АО "Завод "Прибор" не включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанное обстоятельство не установлено судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы подтвердились, поскольку АО "Завод "Прибор" не является юридическим лицом со статусом субъекта малого и среднего предпринимательства, назначенное АО "Завод "Прибор" административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. не подлежит замене на предупреждение.
Принимая во внимание приведенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает, что таможенный орган правомерно назначил АО "Завод "Прибор" наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции следует отменить на основании пункта 4 части 1, части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку решение суда принято с нарушением указанных норм материального права, что повлияло на исход настоящего дела.
На основании статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда о привлечении к административной ответственности (на решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности) государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31 января 2022 г. по делу N А76-35197/2021 отменить, в удовлетворении заявленных требований акционерного общества "Завод "Прибор" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-35197/2021
Истец: АО "Завод Прибор"
Ответчик: Челябинская таможня