г. Киров |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А31-11027/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 марта 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Минаевой Е.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Подлевских А.Г.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Костромской области представителей:
от заявителя - Григорова А.А., действующего на основании доверенности от 03.04.2020;
от ответчика - Левиковой А.А., действующей на основании доверенности от 17.11.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юта"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 24.12.2021
по делу N А31-11027/2021,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юта" (ИНН: 7720339128, ОГРН: 1167746415627)
к Управлению имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы (ИНН: 4401006568, ОГРН: 1034408610411)
о признании незаконным распоряжения, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Юта" (далее - заявитель, ООО "Юта", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы (далее - ответчик, Управление, уполномоченный орган) от 30.06.2021 N 1350-р "Об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (местоположение: Костромская область, город Кострома, улица Запрудня, в районе дома 11а)", об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута по адресу: Костромская область, город Кострома, улица Запрудня, в районе дома 11а, в кадастровом квартале 44:27:020340, для размещения сооружения связи, для которого не требуется получение разрешения на строительство (базовая станция подвижной радиотелефонной связи высотой 30 м), на срок - три года.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 24.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Юта" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ООО "Юта" настаивает на незаконности вынесенного распоряжения от 30.06.2021 N 1350-р, указывает на наличие в рассматриваемом случае оснований для выдачи Обществу испрашиваемого разрешения на использование земельного участка в целях размещения базовой станции подвижной радиотелефонной связи. Как отмечает заявитель, положения действующего законодательства не препятствуют использованию земель (земельных участков), расположенных в зоне зеленых насаждений общего пользования, в целях размещения линейных объектов и антенно-мачтовых сооружений или опор связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. Ссылаясь на часть 4 статьи 39 Правил землепользования и застройки города Костромы, утвержденных решением Думы города Костромы от 16.12.2010 N 62 и действовавших в спорный период (далее - Правила землепользования и застройки города Костромы), Общество указывает, что в пределах зоны зеленых насаждений общего пользования Р-1 допускается использование земельного участка для "коммунального обслуживания", предполагающего, в том числе размещение линий связи, телефонных станций. Также, приводя положение пункта 5 части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), заявитель отмечает, что если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов, подготовка документации по планировке территории не требуется и не является обязательной; при этом объект, планируемый к размещению, подпадает под пункт 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление Правительства РФ N 1300). С учетом изложенного, подготовка документации по планировке территории в целях размещения соответствующего объекта не требуется. Также Общество утверждает, что Правила землепользования и застройки города Костромы не могут устанавливать дополнительные ограничения или условия для получения разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, наличие в Правилах землепользования и застройки города Костромы закрытого перечня объектов, которые могут размещаться в пределах территориальной зоны Р-1 (зоны зеленых насаждений общего пользования), и отсутствие в названном перечне сооружений связи, не исключают возможность размещения на испрашиваемом земельном участке антенно-мачтового сооружения связи. Кроме того, ООО "Юта", ссылаясь на получение санитарно-эпидемиологического заключения от 21.10.2021, поясняет, что антенно-мачтовое сооружение связи не будет оказывать какого-либо негативного воздействия. В обоснование заявленных в рамках настоящего дела доводов заявитель ссылается на судебную практику по иным делам.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором отразил, что не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 16.02.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 17.02.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В силу статьи 153.1 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Костромской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали занятые ими по делу правовые позиции.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Юта" обратилось в Управление с заявлением от 18.06.2021 исх.N 77/06 о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории Костромской области без предоставления земельных участков и установления сервитутов, а именно земельного участка площадью 15 кв.м, расположенного по адресу: город Кострома, улица Запрудня, в районе дома 11а, в кадастровом квартале 44:27:020340, для размещения сооружения связи, для которого не требуется получение разрешения на строительство (базовая станция подвижной радиотелефонной связи высотой 30 м и заглублением подземной части до 4 м), на срок - три года.
К названному заявлению Общество приобщило документы, указанные в приложении к заявлению, в частности схему границ предполагаемого к использованию земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории, технико-экономические характеристики предполагаемого к размещению объекта, копию паспорта и доверенность представителя.
Распоряжением от 30.06.2021 N 1350-р Управление отказало Обществу в выдаче испрашиваемого разрешения, ссылаясь на положения пункта 3 части 6 статьи 3, части 2 статьи 4 Закона Костромской области от 07.07.2015 N 708-5-ЗКО "О порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон N 708-5-ЗКО). Как указал уполномоченный орган, размещение объекта приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, а именно в соответствии с Генеральным планом города Костромы, утвержденным решением Думы города Костромы от 18.12.2008 N 212, Правилами землепользования и застройки города Костромы испрашиваемый земельный участок находится в функциональной и территориальной зоне зеленых насаждений общего пользования Р-1, в границах которой размещение объектов возможно только после разработки документации по планировке территории, которой может быть определено размещение, в том числе объектов связи.
Полагая, что упомянутое распоряжение Управления об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Костромской области с соответствующими рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания незаконным распоряжения Управления от 30.06.2021 N 1350-р.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленного отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие в совокупности указанных условий в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
По смыслу положений части 4 статьи 200 АПК РФ рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц предполагает полное исследование и оценку всех без исключения доводов как административного органа, так и заявителя по делу.
Нормами статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены специальные случаи и основания, допускающие использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Согласно пункту 1 названной нормы использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6).
Пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пунктом 11 которого предусмотрены такие виды объектов как линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Частью 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи (пункт 4.5), а также в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (пункт 5).
При строительстве, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи, не требуется получение разрешения на строительство (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816). При этом под особо опасными, технически сложными сооружениями связи понимаются сооружения связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота от 75 до 100 метров и (или) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли от 5 до 10 метров (подпункт 14.1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи").
В соответствии со статьей 1 Закона Костромской области от 29.12.2014 N 629-5-ЗКО "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Костромской области" получение разрешения на строительство на территории Костромской области не требуется в случае строительства и (или) реконструкции антенных опор (мачт и башен) высотой свыше 50 метров до 75 метров, предназначенных для размещения средств связи, с расположением вне границ населенных пунктов.
Во исполнение пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ на территории Костромской области принят Закон N 708-5-ЗКО, устанавливающий порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 708-5-ЗКО данный закон применяется при размещении объектов, виды которых установлены Постановлением Правительства РФ N 1300.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 708-5-ЗКО размещение объектов осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления муниципального образования Костромской области, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (уполномоченный орган).
По смыслу статьи 3 Закона N 708-5-ЗКО выдача упомянутого разрешения носит заявительный характер. Требования, предъявляемые к содержанию заявления и прилагаемым к нему документам, определены положениями частей 2 и 3 статьи 3 Закона N 708-5-ЗКО.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 8 рабочих дней со дня поступления заявления. Решение выдается заявителю или направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов (часть 5 статьи 3 Закона N 708-5-ЗКО).
Частью 6 статьи 3 Закона N 708-5-ЗКО установлены основания для отказа в выдаче разрешения. В частности, решение об отказе в выдаче разрешения принимается, в том числе в случае, если размещение объекта (объектов) приведет к невозможности использования земель или земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документами по планировке территории.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 708-5-ЗКО размещение объектов на территории Костромской области без разрешения не допускается.
Частью 2 статьи 4 Закона N 708-5-ЗКО установлено, что размещение объектов осуществляется в соответствии с требованиями ЗК РФ, ГрК РФ, правил благоустройства, правил проведения земляных работ, утвержденных органами местного самоуправления муниципальных образований Костромской области. Размещаемые объекты должны соответствовать документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, документам по планировке территории.
Согласно статье 1 Правил землепользования и застройки города Костромы, действовавших в спорный период, данные Правила устанавливают порядок регулирования органами местного самоуправления города Костромы отношений по градостроительному зонированию территории города Костромы и реализации документов градостроительного зонирования.
Перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории города Костромы, предусмотрен статьей 5 Правил землепользования и застройки города Костромы.
Согласно карте градостроительного зонирования территории города Костромы, входящей в состав Правил землепользования и застройки города Костромы, испрашиваемый ООО "Юта" земельный участок расположен в территориальной зоне Р-1 (зона зеленых насаждений общего пользования), что участвующими в деле лицами не оспаривается.
Территориальная зона Р-1 (зона зеленых насаждений общего пользования) соответствует функциональной зоне Генерального плана города Костромы - зоне зеленых насаждений общего пользования (статья 6 Правил землепользования и застройки города Костромы).
Правилами землепользования и застройки города Костромы для каждой территориальной зоны устанавливаются градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в которых указываются, в том числе виды разрешенного использования - основные, условно разрешенные и вспомогательные, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с действующим законодательством (статья 7 Правил землепользования и застройки города Костромы).
Как следует из содержания частей 3 и 4 статьи 7 Правил землепользования и застройки города Костромы, в отношении земельных участков, объектов капитального строительства, расположенных в пределах устанавливаемых в соответствии с федеральными законами зон, для которых предусмотрены ограничения на использование земельных участков, объектов капитального строительства в целях охраны и рационального использования окружающей природной среды, охраны памятников истории и культуры, обеспечения экологической безопасности и охраны здоровья населения, градостроительные регламенты применяются с учетом таких ограничений; в отношении земельных участков, объектов капитального строительства, расположенных в пределах озелененных территорий, включенных в Перечень озелененных территорий города Костромы, градостроительные регламенты применяются с учетом ограничений, установленных муниципальными правовыми актами города Костромы.
В силу части 1 статьи 39 Правил землепользования и застройки города Костромы земельные участки, занятые зелеными насаждениями общего пользования, предназначены для кратковременного отдыха населения и относятся к территориям, выполняющим рекреационные функции. Развитие данных территорий возможно только после разработки документации по планировке территории, за исключением, если документами территориального планирования предусмотрено размещение объектов федерального, регионального, местного значения.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Правил землепользования и застройки города Костромы в пределах зоны зеленых насаждений общего пользования Р-1 могут размещаться нестационарные торговые объекты, рекламные конструкции, игровые, детские площадки, общественные туалеты, освещение, газоны, цветники, рабатки, летние театры, фонтаны, малые архитектурные формы. Размещение указанных объектов в пределах зоны зеленых насаждений общего пользования Р-1, на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Таким образом, Правилами землепользования и застройки города Костромы предусмотрен исчерпывающий перечень объектов, которые могут размещаться в пределах территориальной зоны Р-1 (зона зеленых насаждений общего пользования) в случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории; размещение сооружений связи в пределах указанной территории названным перечнем не предусмотрено.
Частями 3 и 4 статьи 39 Правил землепользования и застройки города Костромы предусмотрены основные и условно разрешенные виды использования, установленные для земельных участков, расположенных в пределах зоны зеленых насаждений общего пользования Р-1.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ в редакции, действующей в спорный период).
Постановлением Администрации города Костромы от 29.07.2019 N 1300 утвержден Перечень озелененных территорий города Костромы. Спорный земельный участок входит в состав озелененной территории специального назначения "Зеленые насаждения по улице Запрудня", что участвующими в деле лицами не оспаривается.
Решением Думы города Костромы от 30.05.2013 N 79 утвержден Порядок использования, охраны, защиты и восстановления зеленых насаждений на территории города Костромы (далее - Порядок N 79), регулирующий отношения в области создания озелененных территорий, использования, охраны и восстановления зеленых насаждений на территории города Костромы.
Под озелененной территорией специального назначения понимается озелененная территория, предназначенная для озеленения в целях выполнения специальных функций, в том числе территории санитарно-защитных, шумозащитных, водоохранных, защитно-мелиоративных, противопожарных зон, кладбищ, насаждения вдоль автомобильных и железных дорог (пункт 5 части 2 статьи 1 Порядка N 79).
Озелененные территории города Костромы предназначены для формирования благоприятной среды обитания населения города Костромы. Озелененные территории специального назначения используются для экранирования, ассимиляции и фильтрации загрязнителей атмосферного воздуха и повышения комфортности микроклимата (части 1 и 6 статьи 3 Порядка N 79).
Озелененная территория функционирует с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Костромской области, Правилами благоустройства территории города Костромы, настоящим Порядком и иными муниципальными правовыми актами города Костромы (часть 7 статьи 3 Порядка N79).
Хозяйственная и иная деятельность на озелененных территориях осуществляется с соблюдением требований по охране зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Костромской области и настоящим Порядком (часть 9 статьи 3 Порядка N 79).
Согласно части 4 статьи 7 Порядка N 79 использование озелененных территорий, несовместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений, не допускается. Развитие озелененных территорий производится в соответствии с Генеральным планом города Костромы, Правилами землепользования и застройки города Костромы, документацией по планировке территорий города Костромы, с учетом нормативов градостроительного проектирования, при условии, что максимальный размер застройки не превышает пяти процентов озелененной территории. Документация по планировке территорий, разработанная в отношении озелененных территорий, должна содержать оценку воздействия проектируемых объектов на зеленые насаждения.
На озелененных территориях запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения, в том числе размещение нестационарных торговых объектов и уличных передвижных объектов сферы услуг в области досуга, строительство зданий и сооружений, кроме случаев размещения объектов спорта, культуры, искусства, общественного питания, объектов, предназначенных для выполнения работ, связанных с содержанием территории, предусмотренных документацией по планировке территории, общественных туалетов, прокладки сетей инженерно-технического обеспечения, а также случаев размещения нестационарных торговых объектов и уличных передвижных объектов сферы услуг в области досуга на территориях пешеходных зон с твердым видом покрытия (часть 5 статьи 7 Порядка N 79).
Таким образом, Порядком N 79 возможность размещения в границах указанной спорной территории антенно-мачтовых сооружений связи также не предусмотрена.
С учетом приведенного выше нормативно-правового регулирования спорных правоотношений и фактических обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Управления правовых оснований для отказа Обществу в выдаче испрашиваемого им разрешения на использование земельного участка, расположенного в зоне зеленых насаждений, в целях размещения на нем антенно-мачтового сооружения и соответственно о законности оспариваемого заявителем распоряжения от 30.06.2021 N 1350-р.
Содержащиеся в апелляционной жалобе ООО "Юта" доводы о возможности размещения сооружения связи в спорной зоне зеленых насаждений со ссылкой на положения Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, который, по мнению заявителя, имеет приоритет перед Правилами землепользования и застройки г. Костромы, подлежат отклонению на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, решают иные вопросы местного значения.
В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее-Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, вопросы утверждения генеральных планов поселений и документации по планировке территории.
Согласно положениям части 1 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений, утверждение документации по планировке территории.
В соответствии с положениями статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Системное толкование приведенных нормативных положений дает основание сделать вывод о том, что органы местного самоуправления в пределах соответствующих поселений самостоятельно определяют правовой режим муниципальных земель и земель, государственная собственность на которые не разграничена, посредством принятия правил землепользования и застройки, иных документов территориального планирования, в которых, исходя из интересов населения могут быть предусмотрены, в том числе, определенные запреты и ограничения на использование тех или иных территорий (земель) поселения. Исключение действия на территории конкретных поселений указанных выше муниципальных нормативных правовых актов возможно только посредством их оспаривания в судебном порядке и признания их судом недействующими полностью или в части. В связи с обозначенным подходом предусмотренные федеральными нормативными правовыми актами возможности потенциального использования тех или иных категорий земель для определенных целей не подлежат безусловному и прямому применению на территориях конкретных муниципальных образований без учета установленного на этих территориях нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правового режима земель. Иной подход к применению федеральных норм права означал бы невелирование предусмотренных частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, приведенными выше положениями Закона N 131-ФЗ, ГрК РФ, ЗК РФ прав органов местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, что является недопустимым.
С учетом изложенного, повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что рассматриваемой ситуации отсутствовала предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания незаконным оспариваемого распоряжения Управления от 30.06.2021 N 1350-р. Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных ООО "Юта" требований.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают изложенных выше выводов и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Ссылка заявителя на судебную практику по другим делам отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку по каждому из них суды исходили из конкретных обстоятельств, не тождественных обстоятельствам рассмотренного дела.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 24.12.2021 по делу N А31-11027/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Юта" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1500 рублей. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ излишне уплаченная Обществом по платежному поручению от 17.01.2022 N 68 государственная пошлина в сумме 1 500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 24.12.2021 по делу N А31-11027/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юта" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Юта" (ИНН: 7720339128, ОГРН: 1167746415627) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 17.01.2022 N 68.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Е.В. Минаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-11027/2021
Истец: ООО "ЮТА"
Третье лицо: Арбитражный суд Костромской области, УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОСТРОМЫ