г. Саратов |
|
31 марта 2022 г. |
Дело N А57-12956/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А., судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Артёмовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 января 2022 года по делу N А57-12956/2021
по заявлению Администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026403364129, ИНН 6454020094, 410056, г. Саратов, ул. им. Т.Шевченко, д. 4),
заинтересованные лица: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (ОГРН 1056405410137, ИНН 6454073184, 410028, г. Саратов, ул. Вольская, д. 7), Администрация муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003, 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78), Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1026402204950, ИНН 6450049166, 410012, г. Саратов, ул. им. Горького, д. 48), Общество с ограниченной ответственностью "Дома образцового содержания" (ОГРН 1166451068387, ИНН 6450094698, 410002, г. Саратов, Набережная Космонавтов, д. 6),
о признании незаконным предостережения,
при участии в судебном заседании:
представителя Администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" Лукьяновой А.В., действующей на основании доверенности от 22.03.2022 N 03-29/831,
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилась Администрация Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация Октябрьского района, заявитель) с заявлением о признании недействительным предостережения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Саратовской области, Управление, административный орган) от 30.04.2021 N 218.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11 января 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация Октябрьского района не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 26.02.2022, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации Октябрьского района, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 30.04.2021 по результатам рассмотрения поступившего обращения граждан по вопросу несанкционированных свалок мусора вдоль трамвайных путей маршрутов N 9, 10 от остановки "Беговая", распространения отходов за пределы контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на территории Октябрьского района г. Саратова в адрес Администрации Октябрьского района Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований N 218, которым заявителю указано на недопустимость нарушения требований статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ), Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ), СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21) и иных нормативно-правовых актов.
Не согласившись с предостережением от 30.04.2021 N 218, Администрация Октябрьского района направила в Управление Роспотребнадзора по Саратовской области возражения, в которых указала, что лицами, ответственными за надлежащее качество оказываемых коммунальных услуг, а также за принятие мер по обеспечению соблюдения обязательных требований по сбору и обращению с ТБО, в рассматриваемом случае являются ООО "Дома Образцового Содержания", ООО "Управляющая компания Профессионал", ООО "Управляющая компания "Рассвет", ООО "Весна 2011", ООО "Управляющая компания "Каскад", ООО "Саржилкомплекс", а также жители близлежащих многоквартирных домов, расположенных по адресам: г.Саратов, Беговой проезд, д. 1, ул. Беговая, д. 19, ул. Политехническая, д. 114, д. 116, ул. Б. Садовая, д. 113, д. 95, д. 66, осуществляющие складирование строительного и бытового мусора, порубочного материала.
Рассмотрев указанные возражения, Управление не усмотрело оснований для отмены вынесенного предостережения.
Администрации Октябрьского района, полагая, что предостережение от 30.04.2021 N 218 является незаконным, нарушает её права и охраняемые законом интересы, обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, основывался на том, что Администрация Октябрьского района является лицом, ответственным за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории, вопросы соблюдения обязательных при обращении с ТКО требований относятся к компетенции заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Из части 6 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ следует, что предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.
В оспариваемом предостережении административный орган указал на наличие угрозы нарушения Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, СанПиН 2.1.3684-21, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила обустройства мест накопления ТКО).
Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Частью 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (часть 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Согласно пункту 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (пункт 4 СанПиН 2.1.3684-21).
Пунктом 6 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
В соответствии с пунктом 9 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
Согласно пунктам 3, 4 Правил обустройства мест накопления ТКО места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
В письме от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО" Минприроды России указало на то, что в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ с 01.01.2019 органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Также из указанного письма следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления, Управление Роспотребнадзора по Саратовской области, выявив нарушения санитарных норм, выразившихся в возникновении несанкционированных свалок мусора вдоль трамвайных путей маршрутов N 9, 10 от остановки "Беговая", распространении отходов за пределы контейнерных площадок для сбора ТБО на территории Октябрьского района г. Саратова, обоснованно выдало Администрации Октябрьского района оспариваемое предостережение в целях принятия мер по обеспечению соблюдения пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для многоквартирных домов имеется у управляющих организаций - ООО "Дома Образцового Содержания", ООО "Управляющая компания "Профессионал", ООО "Управляющая компания "Рассвет", ООО "Весна 2011", ООО "Управляющая компания "Каскад", ООО "Саржилкомплекс", в связи с чем оспариваемое предостережение должно быть вынесено в отношении указанных лиц.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ, Правила обустройства мест накопления ТКО не содержат прямого указания на то, в каких случаях обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО возложена не на орган местного самоуправления, а на иных лиц.
В силу пункта 2.1.8 Положения об Администрации Октябрьского района муниципального образования "Город Саратов", утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 29.01.2009 N 36-398 "О Положениях об администрациях районов муниципального образования "Город Саратов", задачей Администрации, в том числе, является участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, которое, как верно указал суд, не может быть сведено лишь к формальному участию в сборе и вывозе бытовых отходов и не означает возможность игнорирования органом местного самоуправления существующих несанкционированных свалок.
Из статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что оспариваемое предостережение оспариваемое предостережение принято в отношении надлежащего лица, носит профилактический характер, направлено на недопущение нарушения обязательных требований, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы Администрации Октябрьского района, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Данные доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 января 2022 года по делу N А57-12956/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12956/2021
Истец: Администрация Октябрьского района МО Город Саратов
Ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратоской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по жилищно-коммунального хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", ООО "ДОС", ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Саратовской области, 12 ААС