г. Санкт-Петербург |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А26-8254/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.,
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Емельяновой Н.О.,
при участии:
от истца: не явился, извещен (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей)
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 13АП-3757/2022) ООО "Управление механизации" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.01.2022 по делу N А26-8254/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принятое
по иску акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы-Водоканал"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управление механизации"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы-Водоканал" (далее - истец, АО "ПКС-Водоканал", Организация ВКХ) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия к обществу с ограниченной ответственностью "Управление механизации" (далее - ответчик, ООО "Управление механизации", абонент) о взыскании 223 248 рублей 76 копеек задолженности по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период с января 2021 года по июль 2021 года, 36 550 рублей 13 копеек неустойки, начисленной по состоянию на 20.12.2021, а также неустойки, начисленной с 21.12.2021 по дату фактического исполнения обязательства, с учетом принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений исковых требований.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 24.11.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с вынесенным решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что обязанность ответчика подавать декларацию о составе сбрасываемых сточных вод ни законодательством, ни договором не предусмотрена, к числу абонентов, указанных в пункте 124 правил N 644 ответчик не относится.
Ответчик в обоснование своей апелляционной жалобы указывает на следующее: суд первой инстанции не учел, что отсутствие воды в контрольном колоде в конкретную дату отбора проб нельзя отнести к основаниям для применения расчетного метода для начисления платы, что также не свидетельствует о невозможности отбора проб сточных вод.
Также апеллянт ссылается на то, что единственными достоверными доказательствами в деле (актами отбора проб) не установлено наличие превышения требований к составу и свойствам сточных вод ответчика.
02.03.2022 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от истца через систему "Мой арбитр" поступил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с возражениями против доводов ответчика.
17.03.2022 в судебное заседание апелляционного суда надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства истец и ответчик явку своих представителей не обеспечили, что в силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.
01.06.2017 между акционерным обществом "Петрозаводские коммунальные системы-Водоканал" (Организация ВКХ) и обществом с ограниченной ответственностью "Управление механизации" (Абонент) заключен договор N 100-3-41-09665-01 холодного водоснабжения и водоотведения с учетом подписанных сторонами дополнительных соглашений к договору (далее - договор N 100-3-41-09665-01), в соответствии с пунктом 1.1. которого организация ВКХ обязалась обеспечивать абонента холодной водой, а также обязалась принимать от абонента сточные воды от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (в случаях когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством Российской федерации).
Согласно пункту 7.1. указанного договора контроль состава и сточных вод в отношении Абонента осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод.
В материалы дела представлены копии свидетельств о государственной регистрации права в отношении водоснабжаемых объектов, в числе которых имеются административное здание, здание ремонтно-механических мастерских.
Дополнительным соглашением от 20.12.2019 к договору стороны определили, что отбор проб производится в канализационном колодце N 13 (КК N 13).
Невозможность отбора сточных вод на указанном объекте в связи с недостаточностью количества сточных вод для отбора проб подтверждается актом обследования от 13.05.2021.
В связи с отсутствием оплаты за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения и не подачи ответчиком декларации о составе и свойствах сточных вод ответчику в период с сентября 2020 года по июль 2021 года предъявлены к оплате счета-фактуры (л.д.84-94) на общую сумму 223 248 рублей 76 копеек.
Неисполнение ответчиком требований в претензионном порядке послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности исковых требований по праву и по размеру.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле доказательствам повторно рассматривает дело.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции не подлежащим изменению в связи со следующим.
По положениям статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из положений статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Правилами N 644 (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации") предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Пунктом 118 Правил установлено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Согласно пункту 119 Правил расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно: - по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130-130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; - по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте. Пунктом 123(4) Правил установлена формула расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при наличии любого из нижеперечисленных условий для объектов абонентов:
- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (то есть в среднем менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта);
- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; - для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
В соответствии с пунктом 194 Правил в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Пунктом 203 Правил установлена формула расчета расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод при наличии любого из нижеперечисленных условий для объектов абонентов: - среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов; - с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения; - расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем; - для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.
В ранее действовавшей редакции (до принятия Правительством Российской Федерации постановления N 728) пункт 123(4) распространялся на абонентов, осуществляющих определенные виды хозяйственной деятельности.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 N АКПИ20-722 указано, что положения пункта 123(4) Правил в редакции постановления Правительства Российской Федерации N 728 направлены на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, имеют целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123(4) Правил, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
В связи с изменениями, внесенными в Правила N 644 постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", с 03.06.2020 в отношении объектов абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения для объектов, в отношении которых подана и принята для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии с пунктами 120 или 123 Правил N 644 на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных Правилами.
В отсутствие поданной абонентом в установленном порядке декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с учетом фактического состава и свойств сточных вод абонента, учитывая, что объект абонента соответствует критериям пункта 123(4) Правил N 644, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы рассчитывается и взимается по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644.
Таким образом, в случае, если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 123 (4) Правило N 644, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется с применением коэффициента компенсации, равного 0,5.
При условии, если хозяйствующий субъект подпадает по действие пунктов 123(4) и 203 Правил N 644, исчисление платы производится расчетным способом без отбора проб сточных вод. При расчете указанной платы, Правила N 644 не налагают на истца обязанности выяснить содержат ли в действительности стоки абонента, загрязняющие вещества, превышающие допустимые значения, в том числе путем отбора лабораторных проб.
Согласно пункту 4 Правил N 644 водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения (единого договора холодного водоснабжения и водоотведения), предметом которого является, в частности, прием организацией, осуществляющей водоотведение, сточных вод абонента, очистка и сброс их, соблюдение абонентом требований к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Правилами N 644, нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также оплата организации водопроводно-канализационного хозяйства водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
К существенным условиям договора относятся сроки и порядок оплаты по договору (пункт 26 Правил N 644). В свою очередь, оплата по договору включает согласно подпункту "ж" пункта 35 названных Правил плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по составу сточных вод.
Из приведенных положений следует, что указанная компенсация является составной частью платы по договору водоотведения, право на получение которой связано с оказанием услуг по водоотведению - приему и обезвреживанию веществ, негативно воздействующих на централизованную системы водоотведения.
В связи с этим такая компенсация должна квалифицироваться как возникающая из оказания услуг по водоотведению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.
В силу пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС.
Таким образом, Организация ВКХ при реализации услуг, порядок определения размера платы за которые установлен без учета НДС, обязана предъявить к оплате абоненту, осуществляющему компенсацию расходов, связанных с негативным воздействием на работу централизованной системы водоотведения, соответствующую сумму НДС, исчисленную исходя из указанной налоговой базы и ставки НДС.
Данная позиция подтверждена Определением Верховного суда Российской Федерации от 08.06.2020 N 308-ЭС19-20827 и Определением Верховного суда Российской Федерации от 08.06.2020 N 308-ЭС19-27992.
Представленные в материалы дела акты обследования (л.д.106-108) являются дополнительным доказательством того, что на объекте ответчика фактически осуществляется деятельность, указанная им при регистрации Общества. Согласно представленным в материалы дела документам деятельность по складированию и хранению ведется с момента образования Общества и до настоящего времени.
Учитывая, что требование истца о взыскании с ответчика платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и по оплате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод основано на нарушении ответчиком имеющихся обязательств, наличие задолженности в сумме 223 248,76 руб. подтверждено материалами дела, суд считает данное требование доказанным, следовательно, подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьями 393, 394 Гражданского кодекса Российской Федерации при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору лицо, нарушившее обязательство, обязано возместить убытки, а в случае, предусмотренном законом или договором, неустойку.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Частью 6.2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ установлено, что абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей водоотведение, пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Истцом предъявлено требование о взыскании с ответчика неустойки в соответствии с пунктом 6.2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ в сумме 36 550 рублей 13 копеек, начисленной за период с 11.10.2020 по 20.12.2021. Факт несвоевременного внесения ответчиком платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не оспорен.
Расчет неустойки повторно проверен судом апелляционной инстанции, признан арифметически верным и соответствующим требованиям закона.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Относимых и допустимых доказательств того, что деятельность ООО "Управление механизации" не носит производственный характер, что основным видом деятельности абонента является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом, на что ссылался ответчик, возражая на исковые требования истца, апеллянт в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы настоящего дела не представил.
Таким образом, ответчику, который не воспользовался правом подачи в установленном законом порядке декларации, подпадающему под действие пункта 123(4) Правил N 644, обоснованно начислена задолженность за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела с учетом представленных в материалы дела доказательств и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ввиду отказа в удовлетворении апелляционной жалобы в полном объеме, расходы по государственной пошлине за рассмотрение настоящей жалобы остаются на ответчике.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.01.2022 по делу N А26-8254/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8254/2021
Истец: АО "Петрозаводские коммунальные системы-Водоканал"
Ответчик: ООО "УПРАВЛЕНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ"