г. Москва |
|
31 марта 2022 г. |
Дело N А41-45132/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Божиной П.И.,
при участии в заседании:
от АО "Федеральная пассажирская компания": Королев Д.А. по доверенности от 04.03.2022, диплом о высшем юридическом образовании (представитель участвует в судебном заседании посредством веб-конференции);
от ОАО "Тверской вагоностроительный завод": Пентина М.В. по доверенности от 25.01.2022, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 15 декабря 2022 года по делу N А41-45132/21,
по иску акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
к открытому акционерному обществу "Тверской вагоностроительный завод"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - АО "ФПК", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к открытому акционерному обществу "Тверской вагоностроительный завод" (далее - ОАО "ТВЗ", ответчик) о взыскании неустойки по договору от 14.02.2019 N ФПК-19-28 за период с 31.08.2020 по 16.12.2020 в сумме 2 789 047 руб. 79 коп. и убытков в сумме 422 851 руб. 20 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 декабря 2022 года по делу N А41-45132/21 с ответчика в пользу истца взыскана неустойка в сумме 1 394 523 руб. 90 коп. В остальной части иска отказано (т. 2 л. д. 78-81).
Не согласившись с данным судебным актом, АО "ФПК" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель АО "ФПК" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ОАО "ТВЗ" возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между АО "ФПК" (заказчик) и ОАО "Тверской вагоностроительный завод" (подрядчик) заключен договор от 14.02.2019 N ФПК-19-28, по условиям которого подрядчик обязуется на условиях настоящего договора разработать, спроектировать, изготовить, испытать и сертифицировать подвижной состав в количестве и сроки согласно приложению N 2 к договору, передать его заказчику в комплекте с ЗИП в количестве и сроки согласно приложению N 2 к договору, передать определенные в разделе 9 настоящего договора права на отдельные результаты интеллектуальной деятельности, использованные в подвижном составе, а также исполнить иные обязательства по настоящего договору, а заказчик обязуется принимать и оплачивать подвижной состав, работы и услуги в порядке, предусмотренном договором (т. 1 л. д. 44-61).
Как указывает истец, во исполнение условий вышеназванного договора ответчик (подрядчик) передал истцу (заказчику) вагон N 096 21376, постройки 25.03.2020 ОАО "Тверской вагоностроительный завод", модель 61-4516.03, заводской N 00055. В период гарантийной эксплуатации 23.08.2020 в пассажирском вагоне N 096 21376 приписки ЛВЧД-3 Владивосток при осмотре хребтовой балки выявлены трещины размером 81 мм возле технологического проема, комиссией принято решение - вагон не допускается к эксплуатации, выявленная неисправность находится на гарантии ТверВСЗ.
В соответствии с пунктом 21.10 договора стороны обеспечивают ведение рекламационной работы в соответствии с Регламентом проведения рекламационной работы в период гарантийной эксплуатации новых пассажирских вагонов локомотивной тяги от 06.02.2012 N ФПК-53. В случае наличия противоречий между положениями настоящего Договора и положениями указанного регламента положения настоящего Договора имеют преимущественную силу.
Для расследования гарантийного случая в адрес ТверВСЗ была направлена факсограмма N 191/ЛВЧ от 23.08.2020. В этот же день вагон N 097 21376 (постройки 25.03.2020) отцеплен от состава поезда, выписано уведомление по форме ВУ-23. 26.08.2020 совместно с представителем ТВЗ в отношении ТверВСЗ был составлен акт-рекламация N 0294 на вагон N 096 21376, установлена вина предприятия ТверВСЗ. Согласно акта-рекламации было принято решение о транспортировке вышеуказанного вагона в завод для проведения гарантийного ремонта. Затраты на доставку вагона N 096 21376 ОАО "ТВЗ" гарантирует компенсировать АО "ФПК". 17.12.2020 на вагоне N 096 21376 на основании акта выполненных работ исправлены дефекты металлоконструкции кузова, 29.12.2020 на вагон выписано уведомление по форме ВУ-36.
Пунктом 21.6 договора установлено, что гарантия качества на товар включает в себя устранение за счет подрядчика любых недостатков (дефектов) товара, его комплектующих, возникших в период гарантийного срока не по вине заказчика, третьих лиц (за которых подрядчик не отвечает), либо вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы.
В соответствии с пунктом 21.7 договора срок устранения подрядчиком недостатков (дефектов) согласно разделу 21 договора составляет 5 календарных дней с даты, в которую должен быть оформлен акт-рекламация, если иной срок не будет согласован сторонами акте рекламации. Устранение недостатков (дефектов) осуществляется таким образом, чтобы максимально исключить негативные воздействия на эксплуатацию подвижного состава.
Пунктом 21.9 договора предусмотрено, что если подрядчик не устраняет недостаток (дефект) в течение срока, определенного согласно разделу 21 договора, заказчик вправе самостоятельно устранить недостаток (дефект) либо обратиться с этим к третьему лицу, а подрядчик обязан возместить заказчику все возникающие в связи с этим расходы в течение 30 рабочих дней после получения соответствующего требования заказчиком.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13.8.5 Договора в случае не устранения подрядчиком недостатков (дефектов) в сроки, определенные в разделе 21 настоящего договора, подрядчик выплачивает заказчику пеню в размере 0,05% от цены каждой неисправной единицы товара за каждый календарный день просрочки, но не более 10% от сцены каждой неисправной единицы Товара. Данная мера ответственности применяется в случае, если наличие таких недостатков (дефектов) не позволяло эксплуатацию товара.
Истец полагает, что поскольку акт-рекламация подписан представителями истца и ответчика 26.08.2020, срок устранения неисправности исчисляется с 27.08.2020 по 31.08.2020.
Срок для расчета штрафной неустойки с 31.08.2020 по 16.12.2020 составляет 108 календарных дней (вагон не эксплуатировался, находился в ожидании ремонта).
Истец начислил ответчику штрафную неустойку за ненадлежащее выполнение работ по вагону N 096 21376 в период гарантийного срока в сумме 2 789 047 руб. 79 коп., а также провозочная плата вагона N 096 21376 к месту ремонта с учетом НДС составляет 422 851 руб. 20 коп.
Поскольку штрафная неустойка и провозчная плата не были оплачены ответчиком в добровольном порядке, АО "ФПК" обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца неустойки в сумме 1 394 523 руб. 90 коп. в связи со следующим.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и необоснованный односторонний отказ от их исполнения не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Статьей 711 ГК РФ предусмотрено, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно пункту 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В соответствии со статьей 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, ответственность за нарушение сроков завершения этапов работ установлена законом (статья 708 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, в рамках исполнения договора ответчик поставил истцу вагон N 096 21376, постройки 25.03.2020 ОАО "Тверской вагоностроительный завод", модель 61-4516.03, заводской N 00055.
В период гарантийной эксплуатации 23.08.2020 в пассажирском вагоне N 096 21376 приписки ЛВЧД-3 Владивосток при осмотре хребтовой балки выявлены трещины размером 81 мм возле технологического проема, комиссией принято решение - вагон не допускается к эксплуатации, выявленная неисправность находится на гарантии ТверВСЗ.
Выявленная неисправность находится на гарантии ответчика.
Согласно пункту 21.10 договора стороны обеспечивают ведение рекламационной работы в соответствии с регламентом проведения рекламационной работы в период гарантийной эксплуатации новых пассажирских вагонов локомотивной тяги от 06.02.2012 N ФПК-53. В случае наличия противоречий между положениями договора и положениями указанного регламента положения договора имеют преимущественную силу.
В соответствии с пунктом 21.7 договора срок устранения подрядчиком недостатков (дефектов) согласно разделу 21 договора составляет 5 календарных дней с даты, в которую должен быть оформлен акт-рекламация, если иной срок не будет согласован сторонами в акте рекламации. Устранение недостатков (дефектов) осуществляется таким образом, чтобы максимально исключить негативные воздействия на эксплуатацию подвижного состава.
Подрядчик за свой счет устраняет недостатки (дефекты) согласно разделу 21 договора. Возникающие при этом расходы подрядчика, в том числе транспортные, заказчиком не возмещаются (пункт 21.8 договора).
Пунктом 21.9 договора предусмотрено, что, если подрядчик не устраняет недостаток (дефект) в течение срока, определенного согласно разделу 21 договора, заказчик вправе самостоятельно устранить недостаток (дефект) либо обратиться с этим к третьему лицу, а подрядчик обязан возместить заказчику все возникающие в связи с этим расходы в течение 30 рабочих дней после получения соответствующего требования заказчиком.
Ремонт был произведён 17.12.2020.
На основании пункта 23.8.5 договора истец начислил ответчику неустойку за период с 31.08.2020 по 16.12.2020 в сумме 2 789 047 руб. 79 коп.
Представленный истцом расчет неустойки судом проверен и является правильным.
Из пунктов 1, 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 81) следует, что неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика. При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
В соответствии с материалами дела, ответчиком заявлено об уменьшении размера неустойки в соответствии со статьей 333 ГК РФ (т. 2 л. д. 63-66).
Как указано в пункте 73 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.
По смыслу статьи 333 ГК РФ уменьшение неустойки является правом суда, наличие оснований и пределов для ее снижения определяется судом в каждом конкретном случае самостоятельно, по своему внутреннему убеждению, исходя из собранных по делу доказательств.
Решение вопроса о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства производится на основании имеющихся в деле материалов и конкретных обстоятельств дела.
Оценив размер неустойки, произведенного расчета штрафной неустойки исходя из условий договора, законодательства, периода просрочки, оценки соразмерности заявленных сумм и возможных финансовых последствий для каждой из сторон, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, полагая необходимым снизить размер подлежащей взысканию неустойки в связи с ее явной несоразмерностью последствиям нарушения обязательства до суммы 1 394 523 руб. 90 коп.
Также истец просил о взыскании убытков понесенных вследствие транспортных расходов истца по передислокации вагонов в сумме 422 851 руб. 20 коп.
В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 394 ГК РФ если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой.
Согласно абзацу 2 пункта 1 названной статьи и разъяснениям, изложенным в пункте 60 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" законом или договором могут быть предусмотрены случаи: когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков (исключительная неустойка), или когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки (штрафная неустойка), или когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки (альтернативная неустойка). Положения пункта 1 статьи 394 ГК РФ и приведенные разъяснения Пленума устанавливают соотношение между убытками и неустойкой, когда ставится вопрос о взыскании того и другого.
Согласно пункту 23.8.15 договора, подрядчик обязан возместить заказчику убытки, понесенные заказчиком в случае, указанных в настоящем пункте 23.8 договора в размере, превышающем уплаченные подрядчиком пени и штрафы.
Следовательно, относительно условия данного пункта действует общее правило, установленное в статье 394 ГК РФ.
В данном случае убытки истца полностью покрыты заявленной неустойкой, что исключает возможность удовлетворения требования о взыскании убытков.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование истца о взыскании убытков, понесенных вследствие транспортных расходов по передислокации вагонов, в сумме 422 851 руб. 20 коп. не подлежит удовлетворению.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 декабря 2021 года по делу N А41-45132/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-45132/2021
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "ТВЕРСКОЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД"