г. Самара |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А65-28505/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Корастелева В.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зубковой К.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 марта 2022 года в помещении суда апелляционную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г.Казань, Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 декабря 2021 года по делу N А65-28505/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВСК-2000", г.Казань (ОГРН 1021603465454, ИНН 1659031450)
к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, г.Казань (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554),
к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", г.Казань (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674)
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета МО г. Казани";
- Управления Росреестра по РТ
о признании незаконным отказа МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 11 128 кв.м. с кадастровым номером 16:50:170601:42, изложенный в письме N 12786/КЗИО-ИСХ от 10.09.2020, о признании незаконным и возложении обязанности устранить нарушения прав и законных интересов путем подготовки и направления проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:170601:42,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ВСК-2000" (далее по тексту - заявитель; общество) обратилось в суд с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее по тексту - ответчик, Исполнительный комитет), Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" (далее по тексту - ответчик, КЗИО) о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выразившегося в не предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 11 128 кв.м. с кадастровым номером 16:50:170601:42, расположенного по адресу: г. Казань, Приволжский район, ул. Южно-Промышленная; об обязании МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:170601:42, общей площадью 11 128 кв.м., подготовить проект договора купли-продажи с выкупной ценой 2 656 531 руб. 80 коп. и направить его для подписания заявителю.
Определением от 04 декабря 2020 года в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета МО г. Казани" и Управление Росреестра по РТ.
Определением от 22.03.2021 производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-26570/2020.
Определением от 30.09.2021 производство по настоящему делу возобновлено.
Представитель заявителя в ходе рассмотрения дела уточнил заявленные требования и просил признать незаконным отказ Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 11 128 кв.м. с кадастровым номером 16:50:170601:42, изложенный в письме N 12786/КЗИО-ИСХ от 10.09.2020, незаконным и обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 декабря 2021 года заявление удовлетворено.
Признан незаконным отказ Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ВСК-2000" в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:170601:42, изложенный в письме N 12786/КЗИО-ИСХ от 10.09.2020.
Возложена обязанность на Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "ВСК-2000" путем направления заявителю в месячный срок после вступления решения в законную силу договора купли - продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:170601:42.
Взыскано с Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", г.Казань в пользу общества с ограниченной ответственностью "ВСК-2000", г.Казань 3 000 рублей в счет возмещения уплаченной государственной пошлины.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В апелляционной жалобе ссылается на то, что собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под этим объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объекта недвижимости, в том числе в заявленных целях.
Полагает, что сам факт наличия на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего обществу, не дает такому лицу возможность претендовать на приобретение без проведения торгов участка произвольной площадью, то есть не обоснованной нормативно и действия структурных подразделений Исполкома г. Казани по предоставлению земельного участка заявленной площадью не являются разумными.
Общество с ограниченной ответственностью "ВСК-2000" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебное заседание лица, участвовавшие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, своих представителей в суд не направили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество "ВСК - 2000" обратилось в Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета с заявлением в 2009 году о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:170601:42, ссылаясь на постоянное пользование им и нахождение на нем принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости: склада с кадастровым номером 16:50:000000:10438, административного здания с кадастровым номером 16:50:000000:10529, маслостанции АБУ N 2 с кадастровым номером 16:50:170604:204 (далее - по тексту - испрашиваемый земельный участок).
По результатам рассмотрения заявления Комитет земельных и имущественных отношений (далее - КЗИО) письмом исх. N 12786/КЗИО-ИСХ от 10.09.2020 отказал в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:50:170604:204 со ссылкой на то, что на части испрашиваемого земельного участка расположено строение, другие капитальные здания и сооружения расположены за пределами запрашиваемого участка, на землях неразграниченной государственной собственности. Указанным письмом КЗИО сообщил, что постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 26.03.2020 N 924 (с учетом изменений, внесенных в него постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 17.08.2020 N 2226) утверждена схема расположения земельного участка площадью 5 527 кв.м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером 16:50:170601:42 с сохранением исходного в измененных границах, с видом разрешенного использования - склады для реализации с торгов, а также по обращению ООО "ВСК" Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани подготовлена схема расположения земельных участков площадью 3500 кв.м., 1 304 кв.м., 960 кв.м. под объектами недвижимости, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 16:50:170601:42 и земель неразграниченной государственной собственности, на кадастровом плане территории и направлена в адрес ООО "ВСК - 2000" письмом от 18.07.2019 N 15/20-ИСХ/10212 (л.д. 112 - 113, том 1).
Заявитель, полагая, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность, является незаконными, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данный ненормативный акт, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Администрации г. Казани N 1149 от 20.08.1996 индивидуальному частному предприятию "ВСК" в постоянное пользование отведен земельный участок площадью 1.113 га для строительства стоянки строительных механизмов по ул. Южно - Промышленная Приволжского района (л.д. 24, том 1).
Казанским городским комитетом по земельным ресурсам и земельной реформе индивидуальному частному предприятию фирме "ВСК" выдан государственный акт о том, что указанному собственнику, владельцу, пользователю земли постановлением от 20.08.1996 N 1149 предоставляется всего 1.113 гектаров земель в бессрочное (постоянное) пользование для строительства стоянки строительных механизмов по ул. Южно - Промышленная (л.д. 25 - 32, том 1).
Фирма "В.С.К." реорганизована (преобразована) в общество "ВСК-2000", которое является правопреемником фирмы "В.С.К.", что подтверждается решением единственного участника фирмы "В.С.К." от 25.09.1999, приказом от 10.11.1999 N 55 и передаточным актом основных фондов, Уставом, утвержденным решением N 7 участника общества "ВСК-2000" от 18.05.1999, записью, совершенной Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Республики Татарстан 29.10.1999, регистрационный номер 3906/ю-к.
Согласно пункту 3 статьи 268 ГК РФ в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
На указанном земельном участке обществом возведены объекты недвижимости, в частности, склад с кадастровым номером 16:50:000000:10438 площадью 86,7 кв.м.; административное здание с кадастровым номером 16:50:000000:10529 - назначение нежилое, общая площадью 286,9 кв.м.; маслостанция АБУ N 2 с кадастровым номером 16:50:170604:204, назначение нежилое, 1 - этажный, общая площадь 7,2 кв.м., право собственности на которые зарегистрировано за обществом с ограниченной ответственностью "ВСК - 2000", о чем 26.08.2009 в ЕГРН внесены соответствующие записи. Указанное подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 26.08.2009 и выписками из ЕГРН (л.д. 37 - 39, л.д. 55 - 60, л.д. 68 - 70, том 1).
Из выписок из ЕГРН следует, что указанные объекты недвижимости расположены на отведенном заявителю земельном участке с кадастровым номером 16:50:170601:42.
Кроме того, как следует из материалов дела и пояснений заявителя, на испрашиваемом земельном участке возведены некапитальные сооружения для производства асфальтовой продукции, а также подготовлены бетонные площадки для складирования строительных сыпучих материалов для производства асфальта.
Из пояснений заявителя следует, что заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность еще 28 декабря 2009 года.
Письмом исх. N 7167 от 19.03.2010 КЗИО сообщил о подготовке проекта постановления Исполнительного комитета г. Казани "О предоставлении обществу "ВСК - 2000" земельного участка по ул. Южно - Промышленная (л.д. 101, том 1).
Письмом исх. N 9176 от 26.04.2010 КЗИО сообщил, что руководством Исполнительного комитета г. Казани предложено приобрести свободный от застройки земельный участок по рыночной стоимости (л.д. 102, том 1).
Письмом исх. от 2014 года КЗИО, рассмотрев обращение по вопросу предоставления земельного участка, отказал в его предоставлении со ссылкой на то, что в соответствии с топографической съемкой принадлежащие на праве собственности объекты недвижимости расположены за пределами границ земельного участка (л.д. 9, том 2).
Общество 19.08.2015 обратилось в Управление архитектуры и градостроительства о подготовке схемы расположения земельного участка (л.д. 44, том 2).
Письмом исх. N 15/20-05-9471 от 08.06.2016 Управление архитектуры и градостроительства сообщило, что испрашиваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах, в связи с чем образование земельного участка недопустимо, однако, возможно образование двух земельных участков. Указанным письмом обществу разъяснено, что для дальнейшей возможности оформления земельных участков необходимо обратиться в Комитет земельных и имущественных отношений с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков (л.д. 46 - 47, том 2).
Общество 08.02.2017 обратилось с заявлением подготовить проект постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани о подготовке проекта межевания территории, ограниченной улицами Южно - Промышленная и выдать техническое задание (л.д. 59 - 60, том 2).
Рассмотрев указанное заявление, Управление архитектуры и градостроительства сообщило, что образование в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:170601:42 возможно в иных границах согласно приложенному графическому материалу и просил выразить свое мнение (л.д. 61, том 2).
Письмом исх. N 15/20-05-14527 от 27.07.2017 Управление архитектуры и градостроительства сообщило, что для рассмотрения возможности предоставления вышеуказанного земельного участка в запрашиваемых границах необходимо представить информацию с технико-экономическим обоснованием необходимости предоставления земельного участка в испрашиваемых границах с запрашиваемой площадью (л.д. 57, том 2).
Письмом исх. N 15/04-05-19498 от 10.10.2017 Управление архитектуры и градостроительства сообщило, что образование земельного участка в испрашиваемых границах для реализации его аукционных торгов возможно (л.д. 68 - 69, том 2).
Письмом исх. N 493 от 18.10.2018 общество просило прекратить рассмотрение заявлений исх. N 1749/УАиГ от 08.20.2017 по дополнительному заявлению от 12.10.2018 (л.д. 58, том 20).
Общество письмом исх. N 490 от 17.10.2018 обратилось в Исполнительный комитет с просьбой возобновить рассмотрение вопроса об объединении земельных участков по поданным заявлениям исх. N 9643/УАиГ от 18.08.2015, N 1103/УАиГ от 29.01.2018, указав, что в соответствии с действующим законодательством формирование земельного участка с кадастровым номером 16:50:170601:42, занимаемого нежилыми зданиями в двух территориальных зонах недопустимо, так как в случае раздела земельного участка невозможно обеспечить основную деятельность ООО "ВСК - 2000", поскольку завод является крупным поставщиком асфальта (л.д. 18, том 2).
Письмом исх. N 15/20-ИСХ/1985 от 04.03.2019 Исполнительный комитет сообщил о подготовке схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории и для дальнейшей возможности оформления земельных участков необходимо обратиться в Комитет земельных и имущественных отношений с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков (л.д. 22, том 2).
Письмом исх. N 66 от 05.04.2019 общество "ВСК - 2000" повторно просило рассмотреть обращение о предоставлении земельного участка и возобновлении рассмотрения заявления исх. N 9643/УАиГ от 19.08.2015 (л.д. 25, том 2).
Письмом исх. N 15/20-ИСХ/10212 от 18.07.2019 Управление архитектуры и градостроительства сообщило о подготовке новой схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, указав, что для дальнейшей возможности оформления земельных участков необходимо обратиться в Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков (л.д. 103, том 1).
Письмом исх. N 11272/КЗИО-ИСХ от 13.08.2020 КЗИО по обращению общества о предоставлении земельного участка сообщило, что для дальнейшей работы необходимо градостроительное заключение Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани о возможности предоставления земельного участка (л.д. 110, том 1).
Далее, письмом исх. N 12786/КЗИО-ИСХ от 10.09.2020 КЗИО отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка (далее - оспариваемый отказ).
Основанием для отказа явилось то, что право постоянного (бессрочного) пользования ООО "ВСК-2000" не зарегистрировано; на испрашиваемом земельном участке складируется песок, щебень, гравий, срез асфальтового покрытия, а также на части земельного участка расположено строение, другие капитальные здания и сооружения расположены за пределами испрашиваемого земельного участка, на землях неразграниченной государственной собственности.
Как указано в пункте 21 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019), критериями применения льготных цен при выкупе указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельных участков являются факт нахождения на земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих заявителю на праве собственности, которые ранее были отчуждены в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий либо возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности, а также обращение собственника указанного недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 1 июля 2012 года.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 1 марта 2015 года, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных ЗК РФ, а также федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.201 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Закон N 137-ФЗ) в редакции, действовавшей на момент подачи обществом заявления о выкупе, предусмотрено, что в соответствии с данным пунктом до 1 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, а также в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, либо если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.
Исходя из анализа приведенных положений федеральных законов, установленный пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" срок для переоформления ранее существовавшего права постоянного (бессрочного) пользования (01.07.2012) не может рассматриваться как срок, наступление которого влечет утрату права на его переоформление.
Таким образом, по смыслу пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ определяющими критериями применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков являются факт нахождения на земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих заявителю на праве собственности, которые ранее были отчуждены в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий либо возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности, а также обращение собственника указанного недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 1 июля 2012 года.
Суд первой инстанции верно указал, что у заявителя возникло право на выкуп земельного участка, поскольку в материалах дела имеются доказательства того, что на момент обращения с заявлением за обществом было зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости, которые расположены на испрашиваемом земельном участке, сформированном для строительства стоянки строительных механизмов, поэтому общество в любом случае вправе приобрести земельный участок, занятый его объектами недвижимости и необходимый для их использования.
Переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретение таких земельных участков в собственность, в силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, осуществлялось в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в действовавшей до 01.07.2012 редакции.
На основании пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.03.2015, граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретали права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в актуальной редакции предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации процедура выкупа земельного участка инициируется путем подачи заинтересованным лицом в компетентный орган заявления о предоставлении в собственность земельного участка.
В установленный законом срок уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи и его подписание, а также направляет проект указанного договора для подписания заявителю.
Таким образом, обязанность заключить с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка, по общему правилу, возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением, а сам договор должен соответствовать обязательным правилам, содержащимся в законе, действующем на момент подачи обращения за выкупом земельного участка.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2020 по делу N А65-27976/2019.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.01.2020 по делу N А65-27691/2019 установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок, возникшее у правопредшественника истца в 1996 году сохранилось за истцом (ООО "ВСК-2000").
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:170601:42 с 1998 года, с момента выдачи Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N РТ-50-013397 от 18.11.1998 находится в постоянном пользовании у заявителя, следовательно, у органа местного самоуправления не было оснований для отказа в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
В письме, в котором содержится оспариваемый отказ, КЗИО также указал, что постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 26.03.2020 N 924 (с учетом изменений, внесенных в него постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 17.08.2020 N 2226) утверждена схема расположения земельного участка площадью 5 527 кв.м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером 16:50:170601:42 с сохранением исходного в измененных границах, с видом разрешенного использования - склады для реализации с торгов, а также по обращению ООО "ВСК" Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета г. Казани подготовлена схема расположения земельных участков площадью 3500 кв.м., 1 304 кв.м., 960 кв.м. под объектами недвижимости, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 16:50:170601:42 и земель неразграниченной государственной собственности, на кадастровом плане территории и направлена в адрес ООО "ВСК - 2000" письмом от 18.07.2019 N 15/20-ИСХ/10212.
Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани 26.03.2020 вынесено постановление N 924 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул.Южно-Промышленная на кадастровом плане территории для реализации с торгов", согласно которому утверждена схема расположения земельного участка площадью 5227 кв.м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером 16:50:170601:42 с сохранением исходного в измененных границах, по ул.Южно-Промышленная (категория земель - земли населенных пунктов), расположенного согласно карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки (часть II Градостроительного устава г.Казани) в зоне П1 - зоне предприятий незначительного отрицательного воздействия на среду (V класса опасности), на кадастровом плане территории. Вид разрешенного использования для указанного земельного участка установлен - склады.
Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани 17.08.2020 вынесено постановление N 2226 "О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г.Казани от 26.03.2020 N 924 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул.Южно-Промышленная на кадастровом плане территории для реализации с торгов".
Между тем, решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2021 по делу N А65-26570/2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2021 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 07.10.2021, до вступления в законную силу которого приостанавливалось производство по настоящему делу, признаны недействительными постановления Исполкома от 26.03.2020 N 924 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Южно-Промышленная на кадастровом плане территории для реализации с торгов" и от 17.08.2020 N 2226 "О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от 26.03.2020 N 924 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по ул. Южно-Промышленная на кадастровом плане территории для реализации с торгов".
Судом первой инстанции установлено, что в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельного участка, кадастровый номер 16:50:170601:333 были внесены сведения о праве собственности Муниципального образования "город Казань Республики Татарстан" N 16:50:170601:333- 16/203/2021-1 от 16.03.2021.
Однако, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.10.2021 по делу N А65-7333/2021 право собственности Муниципального образования "город Казань Республики Татарстан" на земельный участок, кадастровый номер 16:50:170601:333, расположенный по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, Приволжский район, ул.Южно-Промышленная признано отсутствующим.
Довод ответчика о непредставлении заявителем доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объекта недвижимости, поскольку сам факт наличия недвижимости не дает возможность претендовать на приобретение без проведения торгов участка произвольной площади суд первой инстанции верно признал необоснованным, поскольку в данном случае основанием для предоставления испрашиваемого земельного участка является не наличие на нем объектов недвижимости, а то факт, что с 1998 года, с момента выдачи Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N РТ-50-013397 от 18.11.1998 испрашиваемый земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании у заявителя.
Довод ответчика о том, что капитальные здания и сооружения заявителя расположены за пределами испрашиваемого земельного участка, на землях неразграниченной государственной собственности, который явился основанием для принятия оспариваемого отказа, опровергается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН, как в отношении объектов недвижимости, так и в отношении испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ВСК-2000" в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:170601:42, изложенный в письме N 12786/КЗИО-ИСХ от 10.09.2020 нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, соответственно, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исходя из положений статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции верно счел необходимым в целях восстановления нарушенного права, обязать Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" направить заявителю в месячный срок после вступления решения в законную силу договор купли - продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:170601:42.
Довод апелляционной жалобы о непредставлении обществом доказательств, подтверждающих необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объекта недвижимости суд апелляционной инстанции считает необоснованным, поскольку в данном случае основанием для предоставления испрашиваемого земельного участка является не наличие на нем объектов недвижимости, а тот факт, что с 1998 года, с момента выдачи Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N РТ-50-013397 от 18.11.1998, испрашиваемый земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании у Общества.
Также, следует указать на то, что ссылка заявителя на сложившуюся судебную практику по обоснованию размера испрашиваемого земельного участка не может быть принята во внимание, так как нормы земельного законодательства (ст. 33, 36 ЗК РФ) в соответствии с которыми была выработана судами вышеуказанная правовая позиция, утратили силу с 1 марта 2015 года. На сегодняшний день, действующим земельным законодательством не предусмотрено требование от юридического лица нормативно обосновывать необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, так как они основаны на неверном применении норм земельного законодательства и не опровергают установленный судом факт нарушения прав общества по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:50:170601:42.
В свою очередь, действующее законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований для вынесения уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и установлен ст. 39.16 ЗК РФ, данный перечень расширительному толкованию не подлежит.
В связи с вышеизложенным, отказ МКУ "КЗИО ИКМО г. Казани" в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "ВСК-2000" в собственность земельного участка с кадастровым номером 16:50:170601:42, изложенный в письме N 12786/КЗИО-ИСХ от fo.09.2020 не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 декабря 2021 года по делу N А65-28505/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
В.А. Корастелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-28505/2020
Истец: ООО "ВСК-2000", г.Казань
Ответчик: Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, г.Казань, Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", г.Казань
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани", г. Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Управление Росреестра по РТ), г.Казань