город Ростов-на-Дону |
|
31 марта 2022 г. |
дело N А32-27875/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Краснодарского края: Зеленская Т.В., представитель по доверенности от 21.10.2021 N 75-02-17-11742/21, диплом от 31.01.2012, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2021 по делу N А32-27875/2021
по заявлению акционерного общества "Новороссийская управляющая компания" (ИНН 2315135870, ОГРН 1072315006334)
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700)
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Новороссийская управляющая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным пункт 2 предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - Инспекция) от 09.04.2021 N 319.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2021 требования Общества были удовлетворены: предписание Инспекции от 09.04.2021 N 319 в части пункта 2 которым предписано произвести перерасчёт размера платы за коммунальный ресурс (электрическая энергия), потребляемый в целях содержания общего имущества, потребителям в МКД за период с января 2020 г. по март 2021года исходя из площади мест общего пользования 532,70кв.м., признано не соответствующим нормам жилищного законодательства.
Решение мотивировано тем, что Общество производило начисление платы за коммунальный ресурс, потребляемый в целях содержания общего имущества многоквартирного дома исходя из площади общего имущества многоквартирного дома.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы права.
Инспекцией учитывалась площадь мест общего пользования многоквартирного дома согласно представленному техническому паспорту по состоянию на 30.01.1996, которая составила 504,30 кв.м. Иных доказательств размера площади при проверке представлено не было.
Оспариваемое предписание было исполнено Обществом, что подтверждается актом проверки от 16.07.2021 N 2520, Обществом произведён перерасчёт размера платы за коммунальный ресурс за январь 2020 года - март 2021 года, исходя из площади мест общего пользования 532,70 кв.м..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд удовлетворил ходатайство Инспекции об участии в деле путём использования системы веб-конференции.
14.03.2022 в назначенное время Инспекция не обеспечила подключение к в системе веб-конференции.
Общество, извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Обществом представило отзыв на апелляционную жалобы, в котором просило решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Апелляционный суд приобщил отзыв к материалам дела.
Апелляционным судом 14.03.2022 объявлен перерыв по делу до 18.03.2022.
18.03.2022 после перерыва в назначенное время Инспекция не обеспечила подключение к в системе веб-конференции.
Апелляционным судом 18.03.2022 объявлен перерыв по делу до 21.03.2022 до 17 час. 50 минут.
После перерыва представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Общества, надлежащим способом извещённого о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе многоквартирным домом N 21 по улице Вербовой в г.Новороссийске с 01.01.2011, на основании лицензии от 12.05.2015 N 023000262.
На основании распоряжения от 15.03.2021 N 480л, Инспекцией с целью рассмотрения обращения гражданина о фактах нарушения прав потребителей при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению и за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества потребителям многоквартирного дома N 21 по улице Вербовой в г.Новороссийске была проведена внеплановая проверка, в ходе которой было установлено, что Общество при начислении размера платы за коммунальный ресурс (электрическая энергия), потребляемый в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, применяет площадь мест общего пользования в размере 935,9 кв.м. вместо подлежащей применению площади мест общего пользования равной 532,7 кв.м. согласно информации ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по состоянию на 09.09.2020.
Результаты проверки зафиксированы должностным лицом Инспекции в акте проверки от 09.04.2021 N 748.
В связи с выявленными нарушениями, 09.04.2021 Инспекция выдала Обществу предписание N 319, пунктом 2 которого на Общество возложена обязанность в срок до 15.05.2021 произвести перерасчёт размера платы за коммунальный ресурс (электрическая энергия) потребляемый в целях содержания общего имущества, потребителям многоквартирного дома за период с января 2020 года по март 2021 года, исходя из площади мест общего пользования 532,7 кв.м.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 данной статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учётом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учёта исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчёта размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учёта потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учёта при условии обеспечения этой системой учёта возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учёта, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с пунктом 1 Раздела 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правил), настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 40 Правил, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 36 Правил, расчёт размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учётом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Пунктом 44 Правил установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учёта, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.05.2017 N 3/2017-нп утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Величина норматива потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (кВт·ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле в соответствии с пунктом 37 Приложения N 1 к Правилам N 306, учитывающей: Wобщ.i - суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт·ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах; S ои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м); 12 - количество месяцев в году.
Статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу многоквартирного дома относит не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Как следует из материалов дела, Общество при начислении размера платы за коммунальный ресурс (электрическая энергия), потребляемый в целях содержания общего имущества многоквартирного дома N 21 по улице Вербовой в г.Новороссийске применяло площадь мест общего пользования в размере 935,9 кв.м.
В материалы дела представлены доказательства того, что Обществом в состав имущества многоквартирного дома включёно техническое подполье площадью 456,4 кв.м., оборудованное энергопринимающими устройствами (электролампочки) - в нём размещены инженерные сети многоквартирного дома, предназначенные для обслуживания собственников помещений многоквартирного дома.
Размер площади технического подполья, соответствует размеру, указанному в справе ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" от 28.04.2021года, о том, что по состоянию на 21.05.2021 общая площадь технического подполья составляла 456,4 кв.м..
Согласно данных ГБУ КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" по состоянию на 09.09.2020 площадь мест общего пользования в названного многоквартирного дома N 21 составляла 532,70 кв.м..
Из представленного Обществом технического паспорта многоквартирного дома, составленного по состоянию на 30.01.1996, площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома составляла 504,30 кв.м..
В силу положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что Общество обоснованно производило начисление платы за коммунальный ресурс, потребляемый в целях содержания общего имущества многоквартирного дома N 21 по улице Вербовой в г.Новороссийске исходя из площади общего имущества равной 989,1 кв.м..
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу, что пункт 2 предписания Инспекции от 09.04.2021 N 319 не соответствует требования Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Общества, как управляющей компании.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекция, в данном случае, освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2021 по делу N А32-27875/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27875/2021
Истец: АО "Новороссийская управляющая компания"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края