г. Тула |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А68-7371/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2022 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Староверовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СпецМонтаж" на решение Арбитражного суда Тульской области от 01.12.2021 по делу N А68-7371/2021 (судья Рыжикова Н.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СпецМонтаж" (г. Тула, ОГРН 1087154017280, ИНН 7107508230,) к администрации муниципального образования Веневский район (Тульская область, г. Венев, ОГРН 1027101589536, ИНН 7123003491) о признании незаконным отказа от 24.05.2021 N 0253/3192 в выдаче разрешения на строительство гостевых домов; обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на строительство гостевых домов;
при участии в заседании:
от заявителя: Курбатовой Ю.А. (доверенность от 28.02.2022);
иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СпецМонтаж" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с требованием к администрации муниципального образования Веневский район (далее - администрация) о признании незаконным отказа от 24.05.2021 N 0253/3192 в выдаче разрешения на строительство гостевых домов; обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на строительство гостевых домов.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 01.12.2021 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции не был принят во внимание градостроительный план земельного участка, выданный обществу администрацией; полагает, что доводы суда, согласно которым "возможность одновременного отнесения одного вида разрешенного использования к основным и условно-разрешенным видам использования законодательством не предусмотрена" являются не полностью изученными применительно к представленному градостроительному плану; указывает, что градостроительный регламент в отношении спорного земельного участка не распространяется; считает ошибочным вывод суда о том, что "поскольку доказательств обращения заявителя с соответствующим заявлением в администрацию муниципального образования Веневский район, в материалы дела не представлено, следовательно, объекты, предполагаемые к строительству и их проектная документация, не соответствуют требованиям градостроительного регламента, что является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство в соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив в порядке, установленном ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, земельный участок КN 71:05:030301:737 (далее - земельный участок), площадью 20 521 кв. м., расположенный по адресу: Тульская область, Веневский район, муниципальное образование город Венев Веневского района, г. Венев, микрорайон Южный, участок 15Б, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: отдых (рекреация), для размещения домов отдыха, пансионатов, кемпингов, принадлежит обществу на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Общество 19.05.2021 обратилось в адрес администрации с заявлениями, в которых просило выдать разрешение на строительство на земельном участке гостевых домов.
Письмом от 24.05.2021 N 0253/3192 администрация, ссылаясь на п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), отказала в выдаче разрешения на строительство, в связи с несоответствием представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Не согласившись с отказом администрации, общество обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ и п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, закрепленных в ст. 2 ГрК РФ, к числу которых относится обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (п. 1, 4).
Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства (далее - ОКС), расположенных на территориях поселений, относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений (пп. 5 п. 1 ст. 8 ГрК РФ, пп. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции ОКС, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения ОКС на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию ОКС, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.
По общему правилу, установленному ч. 4 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В целях строительства, реконструкции ОКС застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, к которому прилагаются документы, указанные в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ.
Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции ОКС, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 13 ст. 51 ГрК РФ).
Согласно ч. 14 ст. 51 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2018 по делу N 310-КГ17-15291 сформулирована правовая позиция, согласно которой при выдаче разрешения на строительство подлежит установлению допустимость размещения ОКС на земельном участке в соответствии с ограничениями, установленными земельным и иным законодательством Российской Федерации. При рассмотрении требований застройщика о признании незаконным отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на строительство капитального объекта и об обязании такого органа выдать разрешение на строительство суд по правилам ст. 71 Кодекса должен проверить, допустимо ли размещение ОКС на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, и дать оценку не только основаниям, приведенным уполномоченным органом в оспариваемом отказе, но и иным приводимым сторонами в процессе рассмотрения спора доводам относительно возможности размещения объекта на земельном участке.
Приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, расположенных на территории, правовой режим использования которой планируется к изменению в соответствии с документами территориального планирования.
Согласно ч. 8 ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и ОКС; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и ОКС. Правила землепользования и застройки включают в себя, в частности, градостроительные регламенты (ст. 30 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации ОКС.
Согласно ч. 1, 2 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и ОКС: основные, условно разрешенные и вспомогательные. Возможность одновременного отнесения одного вида разрешенного использования к основным и условно разрешенным видам использования законодательством не предусмотрена.
С учетом изложенного судебная коллегия отклоняет довод апеллянта, что данный вывод суда первой инстанции является не полностью изученным применительно к представленному градостроительному плану.
В обоснование своей позиции апеллянт приводит положения Приказа Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Однако, данный приказ вступил в силу с 08.10.2021, а градостроительный план земельного участка выдан обществу 30.09.2021.
В силу ч. 1 ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции ОКС в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в ЕГРН, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) ОКС к сетям инженерно-технического обеспечения (ч. 2 ст. 57.3 ГрК РФ).
Таким образом, градостроительный план земельного участка представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.07.2013 N 1633/13).
С учетом изложенного, градостроительный план определяет возможность строительства того или иного объекта недвижимости на конкретном земельном участке в соответствии с действующими на территории муниципального образования документами территориального планирования и градостроительного зонирования.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок в соответствии с градостроительным планом N RU71505101-034 от 30.09.2020 расположен в рекреационной зоне Р-2 - иные рекреационные зоны.
Согласно действовавшим на момент выдачи градостроительного плана земельного участка Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Собрания представителей МО Веневский район от 27.02.2020 N 23/139, вид разрешенного использования земельного участка: туристическое обслуживание с кодом 5.1.2, - относился к условно разрешенным видам разрешенного использования.
Одновременно, к числу основных видов разрешенного использования Правилами землепользования и застройки был отнесен вид разрешенного использования отдых (рекреация) с кодом 5.0. Имелось указание, что содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 5.1 - 5.5.
Указанное противоречие устранено решением Собрания представителей МО Веневский район от 17.12.2020 N 33/192, которым внесены изменения в ст. 37 Правил землепользования и застройки.
Согласно действующим Правилам землепользования и застройки МО г. Венев, утвержденных постановлением администрации МО Веневский район от 17.02.2021 N 138, к условно разрешенным видам использования зоны Р-2 отнесены: "туристическое обслуживание" с кодом 5.2.1 и "отдых (рекреация)" с кодом 5.0.
Такой вид использования предусмотрен градостроительным регламентом в качестве условно разрешенного и требует проведения процедуры публичных слушаний.
Постановление администрации от 17.02.2021 обществом не обжаловалось, является действующим.
Вопреки доводу апеллянта, суд первой инстанции правомерно указал, что выданный обществу градостроительный план не может быть принят во внимание, поскольку в настоящее время он не соответствует Правилам землепользования и застройки муниципального образования Веневский район. Выдача разрешения на строительство гостевых домов возможна при получении обществом разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка.
Кроме того, по справедливому утверждению суда области, общество не лишено возможности обратиться в уполномоченный орган для получения разрешения на условно разрешенный вид использования спорного земельного участка в порядке ст. 39 ГРК РФ.
Так, в силу ч. 2 ст. 39 ГрК РФ проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проведение которых направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и ОКС.
Довод апеллянта о том, что согласно сведениям градостроительного плана на спорный земельный участок к разделу основные виды разрешенного использования относится: "отдых (рекреация)" с кодами 5.1 - 5.5, в том числе 5.2.1 "туристическое обслуживание": размещение пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха и т.д. входил в перечь видов разрешенного использования и для зоны Р-2 (иные рекреационные зоны), отклоняется как несостоятельный по следующим основаниям.
Согласно ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Вместе с тем, границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно ч. 6 ст. 37 ГрК РФ, предоставление разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 ГрК РФ, с обязательным проведением публичных слушаний.
Вместе с тем, доказательств обращения общества с соответствующим заявлением в администрацию в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание изложенное, объекты, предполагаемые к строительству и их проектная документация, не соответствуют требованиям градостроительного регламента, что является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство в соответствии с ч. 13 ст. 51 ГрК РФ.
Следовательно, установив отсутствие предусмотренной ст. 198, 200, 201 АПК РФ совокупности условий для признания оспариваемого отказа незаконным, суд области правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Таким образом, доводы апеллянта не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Следовательно, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 3 ст. 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
При обращении общества в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой поступило платежное поручение от 27.12.2021 N 1192 на сумму 3 000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 333.21 НК РФ, принимая во внимание позицию, изложенную в п. 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. на основании ст. 333.40 НК РФ подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 01.12.2021 по делу N А68-7371/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СпецМонтаж" (г. Тула, ОГРН 1087154017280, ИНН 7107508230) из федерального бюджета 1 500 рублей излишне уплаченной государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-7371/2021
Истец: ООО "СпецМонтаж"
Ответчик: Администрация МО Веневский район, Администрация муниципального образования Веневский район
Третье лицо: Курбатова Юлия Андреевна