город Москва |
|
30 марта 2022 г. |
дело N А40-212998/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.03.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.
при ведении протокола помощником судьи Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Мостеплосетьстрой" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2022
по делу N А40-212998/21,
по заявлению АО "Мостеплосетьстрой"
к Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - Инихов С.Б. по доверенности от 13.05.2021;
от заинтересованного лица - Карташова Е.Ю. по доверенности от 29.12.2021;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2022 в удовлетворении заявленных АО "Мостеплосетьстрой" требований о признании незаконным и отмене постановления Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы по делу об административном правонарушении от 20.09.2021 N 4369-ЗУ/9090812-21 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1.2 ст. 6.7 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, отказано.
Заявитель, не согласившись с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители заявителя и административного органа поддержали свои доводы и возражения.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 20.09.2021 административным органом вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 4369- ЗУ/9090812-21, в соответствии с которым заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1.506.907 руб., за нарушение требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.2 ст. 6.7 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из законности и обоснованности оспариваемого постановления, доказанности административным органом события и состава административного нарушения, соблюдения сроков и процедуры привлечения общества к ответственности.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В силу п. 1 постановления Правительства г. Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП "Об утверждении положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы" Госинспекция по недвижимости является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим региональный государственный контроль за использованием земель на территории г. Москвы и за пределами, находящихся в собственности г. Москвы и государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 03.06.2009 N 17 "О контроле за использованием объектов недвижимости в г. Москве" проверки использования объекта недвижимости - совокупность действий должностных лиц уполномоченного органа по рассмотрению документов юридического, физического лица и обследованию объекта недвижимости для оценки соблюдения юридическим, физическим лицом обязательных правовых, организационных, технических и иных требований по владению, пользованию и распоряжению объектом недвижимости, установленных федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами г. Москвы, правоустанавливающими и разрешительными документами, проектной и иной документацией.
В основные задачи и функции Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы входит, в частности, предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в области использования объектов недвижимости (п. п. 2.1.5, 2.1.6 Положения, п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 03.06.2009 N 17).
Согласно п. 4.2.4 Положения, Госинспекция по недвижимости осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе принимает решения о проведении выездного обследования без взаимодействия с контролируемыми лицами. Следовательно, действия инспектора, проводившего выездное обследование, являются законными.
Согласно п. 10 ст. 16.3 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1.2 ст. 6.7 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях рассматривает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы по контролю за использованием нежилого фонда и земель.
В силу ст. 16.5 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии со ст. 16.3 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что уполномоченным Управления контроля за объектами недвижимости по Северному административному округу Госинспекции по недвижимости 02.08.2021 проведено выездное обследование земельного участка по адресу: Москва, улица 2-я Магистральная, вл. 16.
Земельный участок с кадастровым номером 77:09:0005016:133, площадью 6.862 кв.м., с адресным ориентиром: Москва, улица 2-я Магистральная, вл. 16, предоставлен по договору аренды N М-09-003079 от 06.10.1995 АО "Мостеплосетьстрой" для эксплуатации базы и склада, сроком действия по 06.10.2020. Договор действует.
По данным ГБУ г. Москвы МосгорБТИ на указанном земельном участке учтено 2-х этажное здание с адресным ориентиром: Москва, 2-я Магистральная улица, дом 16, стр. 3 (кадастровый N 77:09:0005016:1137), 1962 года постройки площадью 1.147 кв. м.
Указанное здание принято на учет, как бесхозяйный объект недвижимого имущества N 77:09:0005016:1137-77/009/2019-1 от 02.08.2019.
Административным органом установлено, что общество, в период действия договором аренды от 06.10.1995 N М-09-003079, возвело к зданию с кадастровым N 77:09:0005016:1137 пристройку площадью 10 кв.м., пристройку площадью 50 кв.м., пристройку площадью 8 кв.м., которые на кадастровый и технический учеты не поставлены, права собственности не зарегистрированы.
По данным ИАС "Управления градостроительной деятельностью" г. Москвы разрешительная документация на строительство (реконструкцию) не оформлялись.
Земельный участок под строительство (реконструкцию) не предоставлялся.
В соответствии с п. 6 ст. 7 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" запрещается проведение работ по строительству, реконструкции зданий, строений, сооружений, а также размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, с нарушением требований гражданского, земельного законодательства, законодательства о градостроительной деятельности, а также правовых актов г. Москвы, определяющих порядок оформления документов, являющихся основанием для использования земельных участков, и (или) порядок размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
В силу ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно ч. 2 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, осуществленная реконструкция здания при отсутствии градостроительного плана земельного участка, результатов инженерных изысканий, проектной документации, положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, а также факт эксплуатации здания до получения разрешения на ввод в эксплуатацию свидетельствует о наличии нарушения требований и ограничений по использованию земельного участка, установленных градостроительным законодательством, а именно усматриваются нарушения ч. 6 ст. 7, ч. 1 ст. 28 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48, ст. ст. 51, 55, 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона г. Москвы N 48, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их разрешенным использованием, соблюдением экологических, санитарных, градостроительных и иных норм и правил, предусмотренных законодательством.
Из изложенного следует, что общество допустило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.2 ст. 6.7 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.
Данный факт зафиксирован в акте выездного обследования от 02.08.2021 N 9090812, в протоколе осмотра территорий от 02.08.2021 N 9090812, в протоколе об административном правонарушении от 13.09.2021 N 9090812 и подтвержден материалами дела.
Из объяснений, данных представителем общества при рассмотрении материалов дела, следует, что факт нарушения не признан, отсутствует событие правонарушения, составление протокола о привлечении общества к административной ответственности является незаконным.
Здание по своим характеристикам, включая пристройки (тамбуры), соответствует техническому паспорту БТИ г. Москвы от 12.05.1992, экспликации и поэтажному плану по состоянию на 12.05.1992.
Не представлены доказательства возведения пристроек общей площадью 68 кв.м., после установления Кодексом г. Москвы об административных правонарушениях административной ответственности, предусмотренной ч. 1.2 ст. 6.7 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.
При рассмотрении материалов дела об административном правонарушении представлены письменные возражения на протокол, письменное заявление, а также ходатайство, содержащее письменные объяснения, которые рассмотрены, учтены и приобщены к материалам дела.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлены.
Согласно ч. 1.2 ст. 6.7 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях предусматривает, что нарушение требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения и установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка, влечет наложение административного штрафа.
Соблюдение установленных в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом и иными законами города Москвы обременении и ограничений по использованию земельных участков в городе Москве, того, что находится над и под ними, обязательно для всех собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в городе Москве.
В силу ст. ст. 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник, арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использование с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
В соответствии со ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования земельным участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их разрешенным использованием, соблюдением экологических, санитарных, градостроительных и иных норм и правил, предусмотренных законодательством.
При изучении аэрофотоснимков информационной программы Google Earth, а также фотоматериалов, имеющихся в деле установлено, что на рассматриваемом земельном участке возведены новые пристройки в иных площадных характеристиках, по сравнению с документацией БТИ.
Пристройка площадью 50 кв.м. возведена на месте демонтированного сооружения.
Следовательно, рассматриваемые объекты созданы при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) объекта и (или) при отсутствии разрешения на строительство либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, в действиях АО "Мостеплосетьстрой" содержится состав административного правонарушения, выразившийся в нарушение требований и ограничений по использованию земельного участка, связанных со строительством, с реконструкцией на нем здания, строения, сооружения и установленных законами города Москвы, иными нормативными правовыми актами города Москвы, правоустанавливающими документами на землю, проектной и иной документацией, определяющей условия использования земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Требования ст. ст. 28.2, 25.1, 25.4, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом при производстве по делу об административном правонарушении соблюдены.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены постановления в соответствии с п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" инспекцией не допущено.
Совокупность представленных в материалы дела доказательств свидетельствует о наличии в деянии заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.2 ст. 6.7 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.
Частью 1.2 ст. 6.7 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях для юридического лица установлен размер штрафа от 1,5 % до 2 % от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно сведениям ЕГРН, публичной кадастровой карты Росреестра, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:133 составляет 100.460.434, 82 руб.
Размер административного штрафа в случае наложения его в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:133 составит 1.506.907 руб.
Размер административного штрафа в случае наложения его в размере 2 % от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005016:133 составит 2.009.209 руб.
При назначении наказания во внимание приняты обстоятельства, смягчающие ответственность, а именно, за совершение однородного правонарушения АО "Мостеплосетьстрой" административному наказанию не подвергнуто.
Основания для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности по ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо замены административного штрафа предупреждением в порядке ст. 4.1.1 Кодекса, судом не установлены.
Размер ответственности правильно определен административным органом с учетом правил, установленных ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции ч. 1.2 ст. 6.7 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2022 по делу N А40-212998/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-212998/2021
Истец: АО "МОСТЕПЛОСЕТЬСТРОЙ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ