г. Санкт-Петербург |
|
30 марта 2022 г. |
Дело N А56-43111/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Калачева Т.В. по доверенности от 10.01.2022 (онлайн)
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: Алтухова А.А. по доверенности от 30.12.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-140/2022) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.12.2021 по делу N А56-43111/2021 (судья Селезнева О.А.), принятое
по заявлению ООО "Эталон"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: АО "Теплосеть Санкт-Петербурга"
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эталон" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 29.04.2021 по жалобе N Т02-34/21 (далее - Решение).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" (далее - АО, акционерное общество, организатор торгов, Фирма).
Решением суда от 28.12.2021 оспариваемое решение УФАС признано недействительным.
Не согласившись с указанным решением, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России по результату изучения заявки ООО "Эталон" выявлено, что вторая часть заявки ООО "Эталон" содержала несоответствующую требованиям Документации лицензию на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности в части места оказания услуг, что противоречило требованиям п.п. 4.5-4.6 Документации и разделу I Технического задания Документации и являлось основанием для отклонения заявки в соответствии с п. 4.10.3.7 Документации. Таким образом, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что решение закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении от участия в Закупке заявки ООО "Эталон" принято в соответствии с условиями Документации.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представитель АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" поддерживал доводы жалобы по мотивам, изложенным в отзывах на жалобу.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 23 марта 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет было опубликовано извещение N 32110110530 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение экспертизы промышленной безопасности трубопроводов тепловых сетей АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" (далее - Закупка), включая документацию о запросе предложений (далее - Документация).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "Теплосеть Санкт-Петербурга", версия 20 от 04.11.2020 (далее - Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
Согласно Протоколу рассмотрения вторых частей заявок N 19-2 от 07.04.2021 закупочной комиссией Организатора торгов принято решение отклонить от участия в Закупке заявку ООО "Эталон" (участник N 3) на основании п. 4.10.3.7 Документации со следующим пояснением:
"несоответствие заявки участника требованиям, изложенным в п. 4.5 - 4.6 Документации о запросе предложений".
Рассмотрев жалобу (от 15.04.2021 вх. N 13019-ЭП/21) ООО "Эталон" на действия закупочной комиссии организатора торгов АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" при проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение экспертизы промышленной безопасности трубопроводов тепловых сетей АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" (извещение N 32110110530), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях комиссии организатора торгов АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" нарушений при проведении процедуры Закупки.
Решением Управления от 29.04.2021 по жалобе N Т02-34/21 жалоба ООО "Эталон" признана необоснованной.
Не согласившись с указанным решением Управления, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
На основании пункта 2 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Из содержания части 19 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ следует, что заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.
Как следует из Технического задания Документации, Закупка проводится на выполнение экспертизы промышленной безопасности трубопроводов тепловых сетей АО "Теплосеть Санкт-Петербурга".
В соответствии с разделом I Технического задания Документации адресами оказания услуг являются: г. Санкт-Петербург, районы: Красногвардейский, Калининский, Кировский, Красносельский, Центральный, Невский, Василеостровский, Адмиралтейский, Фрунзенский, Московский, Выборгский; Ленинградская область.
Как следует из пункта 4.5.1.1 Документации, для участия в закупке участник закупочной процедуры в сроки, установленные Документацией и в порядке, определенном регламентом работы ЭТП, размещает свою Заявку. Заявка участника состоит из 2 (двух) частей и ценового предложения (выставляется Участником на ЭТП). Все части подаются единовременно.
В соответствии с пунктом 4.5.1.3 Документации вторая часть заявки должна содержать сведения об участнике запроса предложений, информацию о его соответствии единым квалификационным требованиям (если они установлены в документации запроса предложений), о качестве работы, услуги и иных условиях исполнения договора. При этом не допускается указание во второй части заявки сведений о ценовом предложении.
Участник должен включить в состав второй части Заявки документы, подтверждающие его соответствие требованиям, указанным в пункте 4.6 Документации, в частности, заверенные участником копии действующих лицензий на виды деятельности, связанные с выполнением Договора, вместе с приложениями, описывающими конкретные виды деятельности, на которые Участник обладает лицензией (при необходимости наличия таких лицензий) или свидетельство о вступлении в саморегулируемую организацию с допуском к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в соответствии с требованиями, прописанными в ТЗ).
Как следует из пункта 4.5.3.2 Документации, сведения, предоставляемые участником в каждом конкретном документе в комплекте предоставляемого предложения, не должны противоречить всем аналогичным параметрам, указанным в других документах предложения Участника. Нарушение настоящего требования является существенным нарушением требований документации и служит основанием для отклонения заявки Участника от оценочной стадии закупки.
Согласно пп. "g" пункта 4.6.1.2 Документации, чтобы претендовать на признание заявки лучшей в процедуре запроса предложений и на право заключения Договора, Участник самостоятельно или коллективный участник в целом должен иметь в наличии соответствующие производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы, обладать профессиональной компетентностью для выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также положительной репутацией (в соответствии с требованиями, прописанными в ТЗ).
В пункте 4.10.3.7 Документации указано, что по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках, проведенных Организатором, Комиссия вправе отклонить заявку в случае, в частности, несоответствия заявки участника требованиям, изложенным в пунктах 4.5 - 4.6 Документации о запросе предложений.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтвенрждается, что ООО "Эталон" имеет лицензию на осуществление лицензируемого вида деятельности - Республика Хакасия, г. Черногорск, при этом закупочной комиссией вторая часть заявки Общества была признанной не соответствующей документации. Основанием явилось отсутствие лицензии на выполнение лицензируемой деятельности на территории по месту осуществления работ.
В соответствии с Протоколом N 19-2 рассмотрения вторых частей заявок участников запроса предложений N 3211010530 от 07.04.2021 г., заявка ООО "Эталон" отклонена по причине того, что в предоставленной Заявителем лицензии ДЭ-00-011607 местом осуществление лицензируемого вида деятельности указано: Республика Хакасия, г. Черногорск, что не соответствует требованиям, установленным в техническом задании, согласно которым местом осуществления деятельности должно быть указано - г. Санкт- Петербург. В нарушение требований закупочной документации Заявитель также не предоставил подтверждение уведомления лицензирующих органов соответствующего субъекта Российской Федерации.
Управлением по результатам изучения заявки ООО "Эталон" так же выявлено, что вторая часть заявки ООО "Эталон" содержала несоответствующую требованиям Документации лицензию на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности в части места оказания услуг, что противоречило требованиям подпунктов 4.5-4.6 Документации и разделу I Технического задания Документации и являлось основанием для отклонения заявки в соответствии с пунктов 4.10.3.7 Документации.
Вместе с тем, согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что Лицензия ДЭ-ОО-011607 ООО "Эталон" выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации - не является лицензирующим органом субъекта Российской Федерации.
В настоящем случае лицензия была выдана Обществу федеральным органом исполнительной власти, а не лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 99-ФЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.
Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертиза промышленной безопасности - определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в пункте 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности. То есть, оценка проводится по адресу, указанному в лицензии, а сами объекты проведения экспертизы на всей территории Российской Федерации, что не влечет обязанности у юридического лица добавления адресов этих объектов в лицензию.
В пункте 3 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1477 "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности" перечислены виды работ (оказания услуг) в рамках лицензируемой деятельности.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1477 "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности" выполнение в рамках лицензируемой деятельности работ (оказание услуг), указанных в пункте 3 настоящего Положения, по адресу расположения опасного производственного объекта заказчика, а также с использованием средств дистанционного взаимодействия экспертов в области промышленной безопасности и работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, не требует внесения изменений в реестр лицензий.
Следует согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что действие лицензии ДЭ-00-011607 ООО "Эталон" распространяется на всей территории Российской Федерации, таким образом, заявка заявителя соответствовала требованиям, установленным в закупочной документации, и оснований для ее отклонения не было.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным оспариваемое решение УФАС.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 декабря 2021 года по делу N А56-43111/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43111/2021
Истец: ООО "ЭТАЛОН"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: АО "ТЕПЛОСЕТЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"