г. Владимир |
|
31 марта 2022 г. |
Дело N А79-6524/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.03.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 26.01.2022 по делу N А79-6524/2021, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики от 20.05.2021 N 35/44, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов", публичного акционерного общества "Т Плюс".
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление" - Яковлев Г.В. на основании доверенности от 11.09.2021 сроком действия до 11.09.2022 (т. 2, л.д.27).
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики (далее - Инспекция, надзорный орган) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление" (далее - ООО "Домоуправление", Общество, заявитель) проведена внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращении публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс"), результаты которой отражены в акте проверки от 20.05.2021 N 35/68.
Проверкой установлено отсутствие в системе горячего водоснабжения домов N 20 по пр. 9-ой Пятилетки, N 21 по ул. Кукшумская, NN 17, 27 по ул. Хузангая, NN 41, 43, 49, 57 по Эгерскому бульвару г. Чебоксары автоматических регуляторов температуры горячей воды, что является нарушением пункта 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 9.5.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115).
По результатам проверки Обществу 20.05.2021 выдано предписание N 35/44, в соответствии с которым ему предписано в срок до 16.08.2021 оборудовать систему горячего водоснабжения указанных выше многоквартирных домов (МКД) автоматическим регулятором температуры горячей воды.
Не согласившись с предписанием надзорного органа от 20.05.2021 N 35/44, ООО "Домоуправление" обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.01.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
При этом, руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил N 170,115, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого предписания недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
По убеждению заявителя, оспариваемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства, является неисполнимым, поскольку у Общества отсутствуют полномочия на установку оборудования, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности.
По мнению Общества, Правила N 170,115 не возлагают на управляющую организацию обязанность по установке и введению в эксплуатацию регуляторов температуры системы горячего водоснабжения в рамках мероприятий по содержанию и текущего ремонта общего имущества МКД.
Общество считает ошибочным выводы суда о том, что для установки автоматического регулятора температуры горячей воды не требуется проведение реконструкции тепловых узлов и капитального ремонта общего имущества МКД.
ООО "Домоуправление" указывает, что работы по оборудованию систем горячего водоснабжения домов автоматическими регуляторами температуры горячей воды в соответствии с Правилами N 170 отнесены к работам по капитальному ремонту и не связаны с реконструкцией тепловых узлов.
Подробно доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Инспекция и ПАО "Т Плюс" в отзывах на апелляционную жалобу указали на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, просят отказать в удовлетворении жалобы ООО "Домоуправление".
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах, заслушав в судебном заседании представителя Общества, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается заявителем, что проверка, по результатам которой выдано оспариваемое предписание, проведена уполномоченным должностным лицом надзорного органа с соблюдением установленной действующим законодательством Российской Федерации компетенции, при наличии законных оснований.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов); соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункты "д", "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491)).
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества МКД включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования; совершенствовать учет и контроль расхода топливно-энергетических ресурсов и воды путем оснащения тепловых узлов зданий современными контрольно-измерительными приборами и приборами учета (теплосчетчики и водосчетчики) и обеспечивать их сохранность и работоспособность (пункт 5.1.2 Правил N 170).
Согласно пункту 5.2.1 Правил N 170 эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления.
Оказание коммунальной услуги надлежащего качества осуществляется в том числе путем обязательной установки автоматических регуляторов температуры (абзац 3 пункта 5.3.1, пункт 9.5.1 Правил N 170).
Регулятор температуры - это вид регулирующей арматуры, которая автоматически обеспечивает поддержание заданной температуры рабочей среды в трубопроводе за счет изменения ее расхода.
Для установки автоматического регулятора температуры горячей воды не требуется проведение реконструкции тепловых узлов, а необходима их доукомплектация непосредственно автоматическими регуляторами температуры ГВС.
Таким образом, для установки указанного оборудования не требуется проведение капитального ремонта общего имущества МКД.
Пунктом 5.1.2 Правил N 170 обязанность по внедрению средств автоматического регулирования отнесена на организации по обслуживанию жилищного фонда.
Таким образом, согласно положениям вышеприведенных нормативно-правовых актов в совокупности обязанность по обеспечению соответствия температуры воды в системе горячего водоснабжения дома, находящегося на обслуживании, в том числе путем установки в системе горячего водоснабжения и поддержания в исправном состоянии автоматических регуляторов, возлагается на управляющую организацию.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что на момент проверки система горячего водоснабжения в указанных выше МКД, находящихся в управлении Общества, не была оборудована автоматическими регуляторами температуры горячей воды.
В ходе обследования МКД установлено, что горячая вода в данных домах подается по открытой системе горячего водоснабжения; водоразбор горячей воды осуществляется непосредственно из тепловой сети и температура горячей воды в отопительный сезон соответствует температуре теплоносителя в приборах отопления.
В нарушение пункта 5.3.1 Правил N 170, пункта 9.5.1 Правил N 115 температура воды в системе горячего водоснабжения вышеуказанных МКД не поддерживается в пределах установленных нормативов.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о неисполнимости оспариваемого предписания.
При этом суд обоснованно отметил, что работы по оборудованию систем горячего водоснабжения автоматическими регуляторами температуры горячей воды не относятся к работам по капитальному ремонту общего имущества МКД, поэтому для выполнения указанных работ не требуется решения общего собрания собственников МКД.
В соответствии с примерным перечнем работ, приведенным в пункте 12 приложения N 7 к Правилам N 170 к текущим работам относится установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации.
Возможность принятия на общем собрании собственников помещений в МКД решений по вопросам, не отнесенным действующим законодательством к его компетенции, исключена в силу положений статьи 44 ЖК РФ.
Направление средств фонда капитального ремонта на выполнение работ по замене коллективных (общедомовых) пунктов управления и узлов управления не предусмотрено.
В соответствии с разделом II Правил N 170, организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечить нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы, оборудование и технические устройства.
ООО "Домоуправление", являющееся управляющей организацией, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение условий для безопасного и благоприятного проживания граждан.
Следовательно, правильным является вывод суда о том, что оспариваемое предписание Инспекции соответствует требованиям законодательства, является исполнимым и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку незаконных обязанностей на него не возлагает.
Совокупность двух условий, необходимых для признания предписания недействительным, в данном случае отсутствует.
Доводы Общества, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал ООО "Домоуправление" в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 26.01.2022 по делу N А79-6524/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6524/2021
Истец: ООО "Домоуправление"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики
Третье лицо: Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, НО "Фонд Капремонта", ПАО "Т Плюс"