г.Москва |
|
17 апреля 2024 г. |
Дело N А40-167841/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Я.,
судей Гармаева Б.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ананиевым Х.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2024 по делу N А40-167841/23,
по иску ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295)
к ВОЕННОМУ КОМИССАРИАТУ ГОРОДА МОСКВЫ (ОГРН 1037739388807)
о взыскании компенсационных расходов в размере 46 152 руб. 52 коп.
При участии в судебном заседании:
от истца: Киселева О.А. по доверенности от 23.10.2023,
от ответчика: Тарасов Р.Е. по доверенности от 10.11.2023.
УСТАНОВИЛ:
Решением суда от 06.02.2024 в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности в размере 46.152,52 рублей - отказано.
При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой в которой просил отменить решение суда, в связи с неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, полагает, что обоснованно истребовал компенсацию среднего заработка сотрудника за период его призыва на учебные сборы.
Отзыва на апелляционную жалобу в порядке ст.262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) не поступало.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, приняв по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции полагает возможным отменить обжалованный судебный акт в связи с несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 29.07.2020 по 27.08.2020 программист II категории отдела сопровождения программно-технических комплексов (работник) Главного вычислительного центра - филиала ОАО "РЖД" (ГВЦ ОАО "РЖД") Иванов К.Е. 1998 года рождения, приказом ГВЦ ОАО "РЖД" от 31.08.2020 N 3962/к был освобожден от работы на время исполнения государственных обязанностей в связи с призывом для участия в учебном сборе в воинских частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации с сохранением места работы и выплатой компенсации в размере, определенном законом, согласно ст. 170 Трудового кодекса РФ.
Факт участия Иванова К.Е. в учебных сборах подтверждался справкой военного учебного центра ФГАОУ ВО "РУТ (МИИТ)" от 25.06.2020 N 36.
За период с 29.07.2020 по 27.08.2020 Иванову К.Е с учетом страховых взносов начислен средний заработок в размере 46 152 руб. 52 коп.
Общая сумма компенсационных расходов, согласно расчета об исчислении среднего заработка, а также сумм начисленных страховых взносов работника ГВЦ ОАО "РЖД" Иванова К.Е., составила 46 152 руб. 52 коп. (из них расходы на выплату среднего дневного заработка в сумме 35 447 руб. 40 коп., а так же суммы начисленных страховых взносов в размере 10 705 руб. 12 коп. (в том числе ОПС - 7 798 руб. 43 коп., ФСС - 1 027 руб. 97 коп., ОМС - 1 807 руб. 82 коп., ФСС от НС - 70 руб. 90 коп.)).
ОАО "РЖД" в лице ГВЦ ОАО "РЖД" обратилось в адрес Военного комиссариата г. Москвы с требованием от 09.02.2023 N 8/ФО о компенсации расходов, возникших в связи с участием работника Иванова К.Е. в учебных сборах в воинских частях и учреждениях Министерства Обороны Российской федерации с приложением подтверждающих документов.
Письмом от 30.05.2023 исх. N 2058 военным комиссариатом г. Москвы по Останкинскому району в адрес ГВЦ ОАО "РЖД" направлен ответ со ссылкой на то обстоятельство, что компенсировать расходы не представляется возможным, так как работник в 2020-21 году обучался по очной форме обучения.
23.05.2023 в адрес Военного комиссариата г. Москвы ОАО "РЖД" в лице ГВЦ ОАО "РЖД" направлена претензия N 4/пр от 18.05.2023 с требованием о возмещении расходов, возникших в связи с участием работника Иванова К.Е. в военных сборах с 29.07.2020 по 27.08.2020, данная претензия получена ответчиком, что подтверждается прилагаемым отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 10717477013682 с сайта Почты России.
В адрес ГВЦ ОАО "РЖД" со стороны ответчика направлен ответ от 07.06.2023 исх. N 4/4320, что прохождение учебных сборов входит в программу обучения на военной кафедре и компенсировать расходы не представляется возможным.
Истец пояснял, что на дату подачи иска в суд расходы истца в размере 46 152 руб. 52 коп, ответчик не компенсировал.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - ФЗ-53), п. 4 и п. 15 Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" (далее -Постановление N 333), граждане, проходящие военные сборы, в частности учебные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы.
Согласно п. 2 ст, 6 ФЗ-53 граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или
учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.
Согласно ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения 31-м государственных или общественных обязанностей в случаях, если в Соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Государственный орган или сбщественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой ст. 170 ТК РФ, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.
Согласно п. 7 ст. 1 ФЗ-53 компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением ФЗ-53, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Расходы работодателя по выплате среднего заработка, с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда по месту постоянной работы, подлежат возмещению военными комиссариатами в соответствии с пп. б. п. 25 и п. 26 Постановления N 333, в порядке, установленным Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией ФЗ-53, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее - Постановление N 704).
В силу п. 3 Постановления N 704, компенсация расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом д) пункта 8 Постановления N 333 обязанность компенсации расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов, возлагается на военные комиссариаты.
Пунктом 21 Постановления Правительства РФ от 03.07.2019 N 848 "Об утверждении Положения о военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено, что финансовое обеспечение обучения граждан на военной кафедре, за исключением учебных сборов (стажировок), производится федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия учредителя образовательных организаций, в пределах средств, предусмотренных указанным органам на эти цели в федеральном бюджете.
Согласно пункта 8 ст. 20 Закона о воинской обязанности граждане мужского пола, обучающиеся в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки, проходят учебные сборы (стажировки), предусмотренные указанными программами, в военных образовательных организациях высшего образования, учебных воинских частях (соединениях), иных воинских частях. Указанные учебные сборы (стажировки) приравниваются к военным сборам.
На основании вышеизложенного, а также документов, подтверждающих нахождение работника Иванова К.Е. на учебно-военных сборах в период с 29.07.2020 по 27.08.2020 истец полагал, что у него возникло право требования компенсации понесенных им расходов с ответчика.
Учитывая, что в досудебном порядке требования истца ответчиком не удовлетворены, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказывая в удовлетворении заявленных требований в частности пришел к выводу о том, что ФКУ "Военный комиссариат города Москвы" не является надлежащим ответчиком по делу в связи с добровольным характером подготовки гражданина к военной службе в рамках обучения по программам высшего профессионального образования в образовательном учреждении, а также о том, что требования истца не соответствовали нормам материального права, со ссылкой на статью 10 Закона N 53-ФЗ, при том, что в запасе Вооруженных Сил Иванов К.Е. не числился и воинского звания не имел, на военные (учебные) сборы не мог быть призван, так как является гражданином, подлежащим призыву на военную службу, а статьи 173 и 174 Трудового кодекса РФ не предусматривают выплату среднего заработка работнику, обучающемуся по очной форме, а также отметил отсутствие необходимых к оформлению - повестки в соответствии пунктом 12 Положения N 333 по форме согласно Приложению N 1, справки в соответствии пунктом 26 Положения N 333, по форме согласно приложению N 2, выдаваемой гражданину не позднее даты его убытия из военного комиссариата, помимо этого признал право образовательной организации на компенсацию выплаченной студенту стипендии.
Суд апелляционной инстанции не может согласится с такими выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Пункт 2 статьи 17 Закона N 53-ФЗ устанавливает, что процесс добровольной подготовки граждан к военной службе, хотя и является добровольным, тем не менее регламентируется соответствующими нормами и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.
По смыслу нормативных положений пункта 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ, пункта 8, подпункта "в" пункта 24, подпункта "а" пункта 25 Положения N 333, подпункта 5 пункта 2 Правил N 704 право на компенсацию расходов, связанных с прохождением военных сборов, не содержит изъятий, связанных с добровольным характером подготовки к военной службе.
В соответствии со статьей 1 Закона N 53-ФЗ, пунктами 4 и 15 Положения N 333 граждане, проходящие военные сборы, в частности учебные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы.
Пунктом 19 Положения N 333 предусмотрено, что на учебных сборах по подготовке граждан по военно-учетным специальностям проводятся, в том числе, подготовка к военной службе граждан, ранее не прошедших военную службу, с присвоением им соответствующих военно-учетных специальностей.
В соответствии с пунктами 7.3 и 7.4 Положения о Военном учебном центре при ФГАОУВО "Российский университет транспорта", утвержденного приказом РУТ МИИТ от 7 октября 2019 г. N 677/а направление граждан на учебные сборы производится военным комиссариатом по месту расположения Университета согласно плану проведения учебных сборов, на граждан, направленных на учебные сборы, распространяются права и обязанности призванных на военные сборы граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе.
В пункте 2 статьи 6 Закона N 53-ФЗ определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка.
Порядок компенсации расходов, связанных с военными сборами, предусмотрен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 N 704 (далее - Правила компенсации расходов).
В силу подпункта 2 пункта 2, пункта 3 Правил компенсации расходов, организация имеет право получить из федерального бюджета компенсацию за выплату работнику среднего заработка в период военных сборов с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту его постоянной работы.
Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609, установлено, что военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Таким образом, ФКУ "Военный комиссариат города Москвы" является надлежащим ответчиком по настоящему делу.
Вместе с тем, в соответствии с п.3 ст.26 Закона N 53-ФЗ, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата в соответствии со ст.31 Закона N 53-ФЗ, а в соответствии с абз.3 п.1 ст.10 Закона N 53-ФЗ в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет.
Однако, предусмотренные нормами п.3 ст.26 абз.3 п.1 ст.10 Закона N 53-ФЗ, а также пп.12, 26 Положения N 333, правила применяются в отношении граждан в персональном порядке, и не относятся к случаям прохождения гражданами учебных сборов в составе коллектива в рамках обучения по программам военной подготовки военнослужащих запаса.
Проведение учебных сборов в рамках обучения по программам подготовки военнослужащих запаса регулируется пунктами 84 - 101 Порядка приема и обучения граждан Российской Федерации в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.08.2020 N 400 (далее - Порядок N 400), которым предусмотрены иные документы для прибытия студентов на учебные сборы, а именно:
п.89 Порядка N 400 предусмотрено, что для проведения учебных сборов начальники военных учебных центров представляют в центральные органы военного управления, штабы военных округов заявки на проведение учебных сборов (стажировок) граждан, проходящих военную подготовку в военном учебном центре по форме приложения N8 к Порядку N 400,
а пунктом 99 Порядка N 400 предусмотрено, что направление граждан на учебные сборы (стажировки) осуществляется военными комиссариатами по месту нахождения образовательной организации в соответствии с выписками из Плана проведения учебных сборов, по спискам граждан, проходящих военную подготовку по военно-учетной специальности в военном учебном центре, направляемых на учебные сборы в войсковую часть (далее - списки), составленным в алфавитном порядке на всех граждан, направляемых в одну воинскую часть (рекомендуемый образец приведен в приложении N 10 к настоящему Порядку).
Аналогично абзацем 2 пункта 7.2 Положения о Военном учебном центре при ФГАОУВО "Российский университет транспорта", утвержденного приказом РУТ МИИТ от 7 октября 2019 г. N 677/а, предусмотрено, что университет представляет в военный комиссариат по местонахождению Университета списки граждан, подлежащих направлению на учебные сборы, а также сведения, которые подлежат внесению в документы воинского учета.
В спорном случае оформление персональной повестки и справки в соответствии с пунктами 12 и 26 Положения N 333 не требовалось, поскольку Военным учебным центром оформляются заявки на проведение учебных сборов и коллективные списки граждан, проходящих военную подготовку, в соответствии с пунктами 89 и 99 Порядка N 400.
А пунктом 92 Порядка N 400 предусмотрено, что количество граждан, направляемых на учебные сборы (стажировки) в следующем году, а также предварительные объемы бюджетных ассигнований на их проведение определяются центральными органами военного управления, ответственными за организацию военной подготовки по военно-учетным специальностям.
Таким образом, при компенсации расходов, связанных с прохождением военных сборов, имеет значение сам факт участия гражданина в военных или учебных сборах, независимо от того был ли он вызван персонально повесткой или направлен Военным учебным центром в составе коллектива.
Ссылки ответчика на статьи 173 и 174 Трудового кодекса РФ не могли быть приняты во внимание, так как данные нормы регулируют отношения между работодателем и работниками, обучающимися по программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, а также программам среднего профессионального образования по очной форме обучения, по заочной и очно-заочной формам обучения, совмещающим получение образования с работой.
В то время как обучение по программам военной подготовки военнослужащих запаса, как упомянуто выше, регулируется положениями Порядка N 400.
Согласно законодательству, гражданин мужского пола, не несущий в соответствующий момент времени военную службу, относится к одной из двух категорий - пребывающих в запасе или подлежащих призыву.
В соответствии с пунктом 14 Положения о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719, к категории граждан, состоящих в запасе, относятся, в том числе выпускники военных вузов или отучившиеся в военных учебных центрах при гражданских вузах (военная кафедра).
При этом граждане, обучающиеся по программам подготовки военнослужащих запаса, в период прохождения данного обучения, в принципе не могут относиться к категории граждан, подлежащих призыву на военную службу, в том числе по причине приведения таких граждан к Военной присяге в соответствии с частью 1 статьи 40 Закона N 53-ФЗ.
Из документа об аттестации следует, что 9 августа 2020 г., то есть в период прохождения учебных сборов Иванов К.Е. принял Военную присягу, а по итогам прохождения учебных сборов получил воинское звание "рядовой", воинскую должность электрик-оператор военной техники.
Таким образом, утверждение ответчика о том, что "в запасе Вооруженных Сил Иванов К.Е. не числился и воинского звания не имел, на военные (учебные) сборы не мог быть призван, так как является гражданином, подлежащим призыву на военную службу" противоречит обстоятельствам дела и Закону.
Помимо того, сведений о том, что Иванову К.Е. выплачена стипендия за спорный период и данная сумма компенсирована образовательной организации, ответчик не представил.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч.1 ст.65, ч.2 ст.9 АПК РФ).
Вместе с тем, поскольку Иванов К.Е. в период с 29 июля 2020 г. по 27 августа 2020 г. направлен в войсковую часть 11300 для прохождения учебных сборов в соответствии со справкой военного учебного центра ФГАОУВО "Российский университет транспорта" РУТ (МИИТ) от 25.06.2020 г. N 36, он являлся освобожденным от работы в поименованный период с сохранением за ним места постоянной работы и выплатой среднего заработка в размере 35 447,40 руб., а также уплаты начисленных страховых взносов в размере 10 705,12 руб.
Поименованные выше справка военного учебного центра, является в рассматриваемом случае допустимым доказательством участия в учебных сборах, документально, при рассмотрении дела судом первой инстанции, не подтверждено отсутствие названного гражданина в таковых.
Вместе с этим, факт освобождения Иванова К.Е. от работы на период прохождения учебных сборов и выплатой среднего заработка подтверждался Приказом работодателя от 31 августа 2020 г. N 3962/к, платежными документами, приложенными к исковому заявлению.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что ответчик обязан компенсировать истцу истребованную сумму среднего заработка сотрудника за период его призыва на учебные сборы в размере 46.152,52 рублей, а в отсутствии документов подтверждающих её выплату, последнею следует присудить к взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции полагает возможным отменить обжалованный судебный акт в связи с несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, не допущено.
Расходы по оплате госпошлин распределяются согласно ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.110, 176, 266, 268-271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06.02.2024 по делу N А40-167841/23 отменить.
Взыскать с ВОЕННОГО КОМИССАРИАТА ГОРОДА МОСКВЫ (ОГРН 1037739388807) в пользу ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295) компенсацию в сумме 46 152 (сорок шесть тысяч сто пятьдесят два) руб. 52 (пятьдесят две) коп., судебные расходы, связанные с уплатой государственных пошлин, по иску в сумме 2 000 (две тысячи) руб. и по апелляционной жалобе в сумме 3 000 (три тысячи) руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Гончаров |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-167841/2023
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ГОРОДА МОСКВЫ"