г. Чита |
|
31 марта 2022 г. |
Дело N А19-24416/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Игирма лес" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 декабря 2021 года по делу N А19-24416/2019 по исковому заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) к обществу с ограниченной ответственностью "Игирма лес" (ОГРН 1133850026529, ИНН 3808230547) о расторжении договора,
при участии третьего лица: Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного комплекса Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к обществу с ограниченной ответственностью "Игирма лес" с требованием о расторжении договора аренды лесного участка N 91-18-38/09 от 29.04.2009, заключенного между Министерством лесного комплекса Иркутской области и ООО "Игирма Лес".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 03 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано. Применены последствия недействительности ничтожной сделки - договора аренды лесного участка N 91-18-38/09 от 29.04.2009: суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Игирма лес" возвратить по акту приема-передачи Министерству лесного комплекса Иркутской области лесной участок, площадью 6662 га, расположенный: Иркутская область, Муниципальное образование, Нижнеилимское лесничество, Рудногорское участковое лесничество, "Северная дача" кварталы NN 34, 35 ч, 59, 60 ч, 83, 84 ч, 109, 110 ч, 138, 139 ч, в границах, определенных в схеме расположения лесного участка, приведенной в приложениях N 1,2,3,4 к указанному договору.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 декабря 2021 года по делу N А19-24416/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Как следует из апелляционной жалобы, в соответствии с Таблицей Б29 Лесохозяйственного регламента Нижнеилимского лесничества Иркутской области, утвержденного приказом Министерства лесного комплекса Иркутской области от 11.10.2018 N 78-МПР, глухариные тока, как особо ценные места обитания животного мира, на территории арендуемого лесного участка не установлены, осуществление заготовки древесины в соответствии с действующим законодательством без ущерба особо охраняемой природной территории является законным. В связи с чем, ответчик считает, что договор аренды лесного участка N91-18-38/09 от 29.04.2009 на момент его заключения соответствовал действовавшему лесному и гражданскому законодательству, следовательно, основания для признания его недействительной (ничтожной) сделкой отсутствуют.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура с выводами суда первой инстанции согласилась, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 25.02.2022.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеилимскому лесничеству (в настоящее время - Министерство лесного комплекса Иркутской области, арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Областной лесхоз" (арендатор), заключен договора аренды лесного участка N 91-18-38/09 от 29.04.2009, в соответствии с условиями которого арендодатель, действующий в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Порядком приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденным приказом МПР России от 04.10.2007 N 258 обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, в границах, определенных планом лесного участка (приложение N 7 к договору), с номером учетной записи в государственном лесном реестре N 272-2009-05, площадью 6662 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Муниципальное образование, "Нижнеилимский район", Нижнеилимское лесничество (ранее ОГУ "Рудногорский лесхоз"), Рудногорское участковое лесничество в эксплуатационных лесах: "Северная дача" кварталы NN 34,35 ч.,59,60 ч.,83,84 ч.,109,110 ч.,138,139 ч. Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях NN 1, 2, 3, 4 к настоящему договору. Арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины - 16,0 тыс. м?, в том числе по хвойному хозяйству - 15.0 тыс. м?, согласно приложению N 5 к настоящему договору.
Лесной участок передан в пользование арендатора на основании акта приема-передачи.
Договор аренды лесного участка N 91-18-38/09 от 29.04.2009 зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 19.06.2009 за номером государственной регистрации 38-38-08/005/2009-107.
На основании договора уступки прав и обязанностей от 20.03.2012 по договору аренды лесного участка N 91-18-38/09 от 29.04.2009 между ООО "Областной лесхоз" (арендатор) и ООО "ЛЕСФОНД" (новый арендатор) с согласия арендодателя все права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка N 91-18-38/09 от 29.04.2009 перешли к ООО "ЛЕСФОНД" (договор зарегистрирован 26.04.2012 за ГРН 38-38-06/005/2012-11).
На основании соглашения от 22.07.2013 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка N 91-18-38/09 от 29.04.2009, заключенного между агентством лесного хозяйства Иркутской области (арендодатель), ООО "ЛЕСФОНД" (арендатор) и ООО "Игирма Лес" (новый арендатор), последнему переданы права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка N 91-18-38/09 от 29.04.2009.
Из материалов дела усматривается, что Решением Иркутского облисполкома от 09.12.1985 N 607 "Об организации комплексного государственного охотничьего заказника "Озёрный" с целью сохранения воспроизводства и восстановления численности диких животных, обитающих на территории заказника, среды их обитания и поддержания целостности естественных сообществ создан государственный природный заказник "Озерный" в Нижнеилимском районе, площадью 40 000 га; утверждено Положение о комплексном государственном охотничьем заказнике "Озерный" (далее - Положение).
В соответствии с Решением Иркутского облисполкома от 09.12.1985 N 607 "Об организации комплексного государственного охотничьего заказника "Озёрный" установлены границы Заказника: Северная: от железной дороги Хребтовая-Усть-Илим проходит по административной границе района и далее по условной прямой на восток до вершины р.Татихта; Восточная: продолжается вниз по течению р. Татихта до южной просеки 152 квартала Рудногорского лесхоза (современное наименование 139 квартал Северной дачи); Южная: идёт по условной прямой строго ка запад до пересечения с железной дорогой; Западная: проходит по железной дороге до исходной точки.
Постановлением Губернатора Иркутской области от 12.05.1997 N 163-п "О продлении срока действия государственных природных заказников" срок действия Заказника продлен на 10 лет.
Постановлением Губернатора Иркутской области от 09.11.2007 N 459-п "О сроке действий государственных природных заказников областного значения" заказник признан постоянно действующим, с сохранением границ и режима охраны, определенным в Положении о Заказнике.
В соответствии с информацией, отраженной в кадастровом деле N 90 государственного природного заказника "Озерный" ввиду принятия Постановления Губернатора Иркутской области от 05.03.2008 N 67-п "О распространении действия постановления Губернатора Иркутской области от 9 октября 2007 года N 459-п на всю территорию Иркутской области и внесении в него изменений" исключение слова "Озёрный" из преамбулы и пункта 1 привело к возникновению правовой неопределенности статуса заказника "Озёрный".
Указом Губернатора Иркутской области от 20.06.2015 N 175-уг "О внесении изменений в постановление Губернатора Иркутской области от 05.03.2008 г. N67-п" на территории Нижнеилимского района Иркутской области восстановлено функционирования государственного природного заказника областного значения "Озёрный".
Согласно Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 23.04.2019 N 556 "Об отнесении лесов на территории Иркутской области к защитным лесам и установлению их границ и о внесении изменений в приказы Федерального агентства лесного хозяйства от 16.09.2009 N 372, от 12.11.2009 N 485, от 28.12.2009 N 546" категория лесов, расположенных в Нижнеилимском лесничестве, Рудногорском участковом лесничестве, "Северная дача", кварталы NN 34, 59, 83, 109, 138, и части кварталов 35, 60, 84, 110, 139 изменена на защитную (категория защитности - леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях).
В соответствии с пунктом 21.6 кадастрового дела N 90 Заказник образован на землях лесного фонда без перевода в земли особо охраняемых природных территорий. В состав территории Заказника входят полностью лесные кварталы NN 10-15, 28-34, 54-59, 78-83, 106-109, 136-138 Северной дачи Рудногорского лесничества Нижнеилимского участкового лесничества и частично лесные кварталы NN 16, 35, 36, 52, 53, 60, 77, 84, 105, 110, 135, 139 Северной дачи Рудногорского лесничества Нижнеилимского участкового лесничества.
Поскольку лесной участок, переданный в пользование ООО "Игирма Лес" на основании договора аренды лесного участка N 91-18-38/09 от 29.04.2009, полностью отнесен к защитным лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, истец, полагая, что данные обстоятельства являются существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, и в силу статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации служат основанием для досрочного расторжения договора, заключенного с ООО "Игирма Лес", обратился в арбитражный суд с иском о расторжении договора аренды лесного участка N 91-18-38/09 от 29.04.2009.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Проанализировав условия договора N 91-18-38/09 от 29.04.2009, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что по своей правовой природе указанный договор является договором аренды лесного участка, правоотношения сторон по которому регулируются положениями параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), главой 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Судом также установлено, что сторонами согласованы существенные условия, предусмотренные статьей 607 ГК РФ, статьей 72 ЛК РФ, в связи с чем, учитывая факт регистрации договора в установленном законом порядке, указанный договор является заключенным в соответствии со статьей 432 ГК РФ.
Лесной участок передан в аренду по акту приема-передачи.
В силу статьи 606 ГК РФ арендодатель предоставляет арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 ЛК РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент заключения договора) леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Согласно статье 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1). Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2). В частности, эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3). Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4).
В силу части 2 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено этим Кодексом, другими федеральными законами. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено этим Кодексом (часть 8 статьи 29 ЛК РФ).
Положениями лесного законодательства установлены ограничения в осуществлении заготовки древесины (рубок лесных насаждений) в защитных лесах.
Исходя из части 4 статьи 17, частей 1, 5, 5.1 статьи 21, части 1 статьи 55, части 1 статьи 105, части 1 статьи 106 ЛК РФ, особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.12.2010 N 485, рубки лесных насаждений в защитных лесах могут осуществляться в случаях строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, необходимых для осуществления работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (если строительство, реконструкция, эксплуатация этих объектов не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации), в случае необходимости ухода за лесами (рубки ухода) и замены лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций. В иных случаях, в том числе в целях коммерческой заготовки древесины, рубки лесных насаждений в защитных лесах не допускаются ввиду того, что это противоречит целевому назначению защитных лесов и выполняемым ими полезным функциям.
Предоставление в аренду защитных лесов в целях заготовки древесины в отсутствие оснований для такой заготовки свидетельствует о нарушении договором аренды требований закона и посягательстве на публичные интересы (интересы охраны окружающей природной среды), что влечет ничтожность указанного договора в оспариваемой части.
В силу положений статей 25, 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
В силу части 3 статьи 12, части 3 статьи 108 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса видов.
Согласно части 4 статьи 12, статье 102 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями, то есть освоение защитных лесов в силу приведенных положений лесного законодательства осуществляется с учетом особенностей правового режима защитных лесов (статьи 103-107 ЛК РФ).
В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
По части 1 статьи 103 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
Частью 3 статьи 103 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) установлено, что в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.
В настоящее время аналогичные положения установлены статьями 111, 112 ЛК РФ, в соответствии с которыми в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6 статьи 11 ЛК РФ). В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
Как указывалось ранее, в соответствии с решением облисполкома от 09.121985 N 60 "Об организации комплексного государственного охотничьего заказника "Озерный" в целях сохранения, восстановления, воспроизводства и восстановления поголовья диких животных, среды их обитания и поддержания целостности естественных сообществ создан комплексный государственный охотничий заказник областного значения "Озерный" в Нижнеилимском районе, общей площадью 40 тыс. га, с изъятием территории из угодий Братского коопзверопромхоза сроком на 10 лет в границах согласно приложению. Утверждено положение о Заказнике "Озерный", согласно пункту IУ.2 которого ликвидация данного заказника может быть проведена решением облисполкома по представлению управления охотничье-промыслового хозяйства при Иркутском облисполкоме.
Постановлением Губернатора Иркутской области от 12.05.1997 N 163-п "О продлении срока действия государственных природных заказников" срок действия Заказника продлен на 10 лет.
Постановлением Губернатора Иркутской области от 09.10.2007 N 459-п "О сроке действий государственных природных заказников областного значения" установлено, что организованные с ограничением срока действия государственные природные заказники областного значения "Зулумайский" (Зиминский, Куйтунский, Тулунский районы), "Чайский" (Киренский район), "Кирейский" (Тулунский район), "Озёрный" (Нижнеилимский район), "Таюрский" (Усть-Кутский район), "Туколонь" (КазачинскоЛенский район), "Кадинский" (Куйтунский район), "Эдучанский" (УстьИлимский район) являются постоянно действующими, при этом сохраняются границы и режим охраны, определенные Положениями об указанных заказниках.
Между тем, как следует из материалов дела, Постановлением Губернатора Иркутской области от 05.03.2008 N 67-п "О распространении действия постановления Губернатора Иркутской области от 9 октября 2007 года N 459-п на всю территорию Иркутской области и внесении в него изменений" исключено слово "Озёрный" из преамбулы и пункта 1 постановления Губернатора Иркутской области от 09.10.2007 года N 459-п.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, указанное постановление не может свидетельствовать о прекращении действия Заказника как особо охраняемой природной территории в силу следующего.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы особо охраняемых природных территорий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ) особо охраняемые природные территории могут иметь региональное значение и находиться в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ (пункт 2 статьи 23).
Согласно пункту 7 раздела IV Приказа Минприроды России от 25.01.1993 N 14 "Об утверждении Общего положения о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации" изменение границ, реорганизация и ликвидация государственных природных заказников осуществляется в том же порядке, что и их образование.
В силу части 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из положений пункта 1 статьи 14 Закона Иркутской области от 09.10.2007 N 83-оз "Об особо охраняемых природных территориях в Иркутской области" (далее - Закон Иркутской области от 09.10.2007 N 83-оз) следует, что изменение категории особо охраняемой природной территории регионального значения или лишение статуса особо охраняемой природной территории регионального значения может осуществляться по предложениям (представлениям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
Изменение категории особо охраняемой природной территории регионального значения должно осуществляться с учетом требований статей 9, 11 настоящего Закона.
Решение об изменении категории (лишении статуса) особо охраняемой природной территории регионального или местного значения принимается администрацией области или представительным органом муниципального образования соответственно (пункт 3 статьи 14 Закона Иркутской области от 09.10.2007 N 83-оз).
Таким образом, из приведенных положений законодательства следует, что изменение категории особо охраняемой природной территории, в том числе изменение границ, реорганизация и ликвидация, изменение статуса, должно производится в том же порядке, что и их образование, на что указывает, в том числе положение абзаца 2 пункта 1 статьи 14 Закона Иркутской области от 09.10.2007 N 83-оз.
В соответствии со статьей 9 Закона Иркутской области от 09.10.2007 N 83-оз особо охраняемые природные территории регионального значения могут образовываться по предложениям (представлениям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц с учетом карты (схемы) планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, входящей в состав схемы территориального планирования области (пункт 1).
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона Иркутской области от 09.10.2007 N 83-оз в целях образования особо охраняемой природной территории регионального значения осуществляется в том числе: подготовка проекта решения об образовании особо охраняемой природной территории регионального значения и проекта положения о ней; согласование проекта решения об образовании особо охраняемой природной территории регионального значения и проекта положения о ней с органами государственной власти, органами местного самоуправления в случаях, установленных законодательством; направление материалов комплексного экологического обследования участков территории, обосновывающих придание этой территории правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения, на государственную экологическую экспертизу.
Статьей 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в редакции на момент принятия Постановления), определено, что обязательной государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня в порядке, установленном этим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежат материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации (пункт 5).
Земли особо охраняемых природных территорий находятся под особой охраной закона; изменение целевого назначения земельных участков в пределах таких земель, их изъятие для нужд, противоречащих назначению, не допускается (пункты 3 и 4 статьи 58 Федерального закона от 10.012002 N 7-ФЗ, пункт 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно указал, что для целей прекращения действия государственного природного заказника "Озерный", признанного постоянно действующим Постановлением Губернатора Иркутской области от 09.10.2007 N 459-п "О сроке действий государственных природных заказников областного значения" необходимо соблюдение установленной Законом Иркутской области от 09.10.2007 N 83-оз процедуры изменение категории особо охраняемой природной территории регионального значения, в том числе проведения государственной экологической экспертизы, принятие решения об изменении категории (лишении статуса) особо охраняемой природной территории регионального, при этом такое решение должно приниматься на основании обосновывающих документов (государственной экспертизы) и в виде нормативного правового акта, прошедшего согласование с органами государственной власти (органами местного самоуправления).
Материалы настоящего дела не содержат сведений о проведении в установленном законом порядке государственной экспертизы и о принятии соответствующего решения об изменении категории (лишении статуса) особо охраняемой природной территории регионального заказника "Озерный", а равно не содержат сведений о принятии органами государственной власти Иркутской области нормативно-правового акта, на основании которого возможно прийти к выводу о прегрешении действия заказника "Озерный" как особо охраняемой природной территории.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о несоответствии постановления Губернатора Иркутской области от 05.03.2008 N 67-п требованиям статей 9, 11, 14 Закона Иркутской области от 09.10.2007 N 83-оз "Об особо охраняемых природных территориях в Иркутской области", статей 2, 3, 22-24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", поскольку не содержит положений об отмене режима охраны, лишения статуса и ликвидации Заказника.
При этом, сведения об отмене либо признании несоответствующем закону Постановления Губернатора Иркутской области от 09.10.2007 N 459-п "О сроке действий государственных природных заказников областного значения" материалы дела не содержат. Указом Губернатора Иркутской области от 20.06.2015 N 175-уг "О внесении изменений в постановление Губернатора Иркутской области от 05.03.2008 N 67-п" пункт 2 Постановление Губернатора Иркутской области от 05.03.2008 N 67-п отменен в порядке самоконтроля.
Согласно абзацу тринадцатому статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным (абзацу 4 пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
При таких обстоятельствах, Заказник "Озерный", образованный 1985 году и признанный постоянно-действующим в 2007 году, на момент подписания договора аренды лесного участка N 91-18-38/09 от 29.04.2009 имел статус особо охраняемой природной территории и не мог быть предоставлен в аренду лесопользователю для целей коммерческой заготовки древесины.
В этой связи, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что при заключении спорного договора аренды был нарушен установленный законом запрет на предоставление в указанных целях земель особо охраняемых территорий, и, как следствие, в силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации правомерно признал его недействительной (ничтожной) сделкой, нарушающей публичные интересы в области охраны окружающей природной среды.
При этом, суд первой инстанции также правильно указал, что согласно пункту 21.1 Кадастрового дела N 90, в связи с возникшей правовой неопределенностью заказника, деятельность по обеспечению функционирования Заказника прекратилась, за указанный период времени территория подверглась бесконтрольному антропогенному воздействию (вырубка лесных насаждений, пожары, прокладка дорог). В то время как правовой режим особо охраняемой природной территории продолжал действовать и на момент заключения договора.
В силу статьи 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы
Таким образом, поскольку при заключении договора аренды лесного участка N 91-18- 38/09 от 29.04.2009 ответчиками нарушен законодательно установленный запрет на передачу в аренду защитных лесов в целях коммерческой заготовки древесины, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что договор лесного участка N 91-18-38/09 от 29.04.2009 является недействительной (ничтожной) сделкой как посягающей на публичные интересы в области охраны окружающей природной среды, не порождающей правовых последствий для сторон с момента ее совершения в силу пункта 1 статьи 166, статьи 168 ГК РФ, на основании требований части 4 статьи 17, частей 1, 5, 5.1 статьи 21, части 1 статьи 55, статьи 102, 103, части 1 статьи 105, части 1 статьи 106, 107 ЛК РФ, что исключает возможность удовлетворения исковых требований истца о расторжении названного договора.
С учетом того, что оспариваемая сделка была признана недействительной в силу ничтожности, суд, руководствуясь положениями пункта 4 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно применил последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, обязав ООО "Игирма Лес" возвратить по акту приема-передачи Министерству лесного комплекса Иркутской области лесной участок в границах, определенных Приложением N 7 к указанному договору.
Доводы ответчика о пропуске срока исковой давности, судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание в силу следующих обстоятельств.
Согласно пункту 1 статьи 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166 ГК РФ) составляет три года.
Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.
В случае квалификации сделки сторон в качестве недействительной (ничтожной) как посягающей на публичные интересы и применения судом последствий недействительности такой сделки по собственной инициативе начало течения срока связано со сроком предъявления требований в суд, в связи с чем, заявление о пропуске срока исковой давности отклонено.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу сводятся к несогласию с установленными судом обстоятельствами и направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств, однако не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03 декабря 2021 года по делу N А19-24416/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Д.В.Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-24416/2019
Истец: Министерство лесного комплекса Иркутской области
Ответчик: ООО "ИГИРМА ЛЕС"
Третье лицо: Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура