г. Саратов |
|
01 апреля 2022 г. |
Дело N А57-22704/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Комнатной Ю.А., судей Акимовой М.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Артёмовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АтлантСтройСервис"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 января 2022 года по делу N А57-22704/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АтлантСтройСервис" (ОГРН 1096450000888, ИНН 6452940402, 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, д. 80),
заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (ОГРН 1026402675045, ИНН 6450014580, 410012, г. Саратов, ул. Вольская, д. 81), Государственное учреждение здравоохранения Саратовской области "Балашовская районная больница" (ОГРН 1026401587508, ИНН 6406000387, 412316, Саратовская обл., г. Балашов, ул. Красина, д. 97),
о признании незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
директора Общества с ограниченной ответственностью "АтлантСтройСервис" Бусянкова А.Б. представлен приказ от 05.02.2021 N 7, представителя Общества - Коневой Н.А., действующей на основании доверенности от 26.10.2021 NД-20/09/424, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Гречушкиной Е.И., действующей на основании доверенности от 11.01.2022 N 6, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "АтлантСтройСервис" (далее - ООО "АтлантСтройСервис", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - Саратовское ФАС России, антимонопольный орган) от 20.07.2021 РНП - N 64-277 о включении информации о недобросовестном поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26 января 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "АтлантСтройСервис" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Саратовское ФАС России считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 26.02.2022, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с положениями статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 31 марта 2022 года до 14 часов 40 минут. Объявление о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в пунктах 11 - 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 99 "О процессуальных сроках", на официальном сайте арбитражного суда в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав представителей участников процесса, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 28.06.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0360300065621000292 "Поставка ручек с ключом для окон ПВХ", заказчиком запроса котировок является ГУЗ СО "Балашовская РБ".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 30 600 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе котировок от 06.07.2021 N 0360300065621000292 победителем запроса котировок признано ООО "АтлантСтройСервис".
06 июля 2021 года проект контракта размещен заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без подписи, а также направлен заказчиком в адрес ООО "АтлантСтройСервис".
Поскольку в регламентированный срок (до 07.07.2021) общество не разместило подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта или протокол разногласий, заказчик разместил протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 09.07.2021 N ППУ20_1.
Информация о признании ООО "АтлантСтройСервис" уклонившимся от заключения контракта направлена ГУЗ СО "Балашовская РБ" в антимонопольный орган.
Решением Саратовского ФАС России от 20.07.2021 РНП N 64-277 информация, представленная заказчиком в отношении общества, включена в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с уклонением от заключения контракта.
ООО "АтлантСтройСервис", полагая, что решение Саратовского ФАС России от 20.07.2021 РНП N 64-277 является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частями 2, 6 и 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков относится к компетенции Федеральной антимонопольной службы, что прямо вытекает из Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности, указанная мера должна отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно частям 1, 4 статьи 82.1 Закона о контрактной системе под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме должно содержать проект контракта, а также обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта. Внесение изменений в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме не допускается.
В соответствии с частью 13 статьи 82.1 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей с 01.04.2021 по 01.01.2022, т.е. в спорный период) заключение контракта с победителем запроса котировок в электронной форме осуществляется в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик осуществляет действия, предусмотренные частью 2 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме;
2) победитель запроса котировок в электронной форме осуществляет действия, предусмотренные частью 3 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части. При этом формирование и размещение протокола разногласий не допускаются;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные частью 7 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления победителем запроса котировок в электронной форме действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее срока, предусмотренного пунктом 4 настоящей части;
4) контракт может быть заключен не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме.
Аналогичный порядок изложен и в пункте 17 Извещения о проведении запроса котировок.
В силу части 3 статьи 83.2 указанного закона в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 названной статьи.
Следовательно, победитель запроса котировок в электронной форме подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части.
При этом формирование и размещение протокола разногласий не допускаются.
Как следует из материалов дела, Заказчик разместил протокол подведения итогов 06.07.2021 в 11:03 (МСК+1).
Заказчик направил в адрес победителя проект контракта 06.07.2021 в 11:08 в срок, установленный пунктом 1 части 13 статьи 82.1 Закона о контрактной системе и разместил Проект контракта в единой информационной системе.
Таким образом, регламентированный срок подписания проекта контракта победителем ООО "АтлантСтройСервис" - 07.07.2021.
Однако в регламентированный Законом о контрактной системе срок ООО "АтлантСтройСервис" проект контракта не подписало.
По общему правилу победитель электронной процедуры признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные Законом о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, а так же документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Довод Общества о том, что из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.07.2021 N ИЗК1 не следует, что ООО "АтлантСтройСервис" признано победителем, отклоняется судебной коллегией в силу следующего.
В соответствии с частью 12 статьи 82.1 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов запроса котировок в электронной форме должен содержать:
1) дату подведения итогов запроса котировок в электронной форме, идентификационные номера заявок на участие в запросе котировок в электронной форме;
2) информацию о принятом решении о соответствии заявки на участие в запросе котировок в электронной форме требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, или об отклонении заявки на участие в запросе котировок в электронной форме с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в запросе котировок в электронной форме, которые не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме;
3) присвоенные заявкам на участие в запросе котировок в электронной форме, которые не отклонены в соответствии с требованиями части 11 настоящей статьи, порядковые номера в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 10 настоящей статьи;
4) информацию об увеличении цены контракта в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
5) решение каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, в отношении каждой заявки на участие в запросе котировок в электронной форме;
6) информацию о признании запроса котировок в электронной форме не состоявшимся в случаях, предусмотренных частью 14 настоящей статьи.
Таким образом, требования статьи 82.1 Закона о контрактной системе не предусматривают указание конкретного победителя в протоколе подведения итогов по результатам проведения запроса котировок.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.07.2021 N ИЗК1 соответствует требованиям части 12 статьи 82.1 Закона о контрактной системе и содержит решение членов комиссии в отношении каждой заявки.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, в дополнительных сведениях о протоколе указан победитель. Сведения о номере заявки (56) и победителе ООО "АтлантСтройСервис" размещены в ЕИС в свободном доступе.
Довод Общества, изложенный в жалобе, о том, что ООО "АтлантСтройСервис" не могло своевременно подписать проект контракта, в связи с отключением света в здании, где находится офис ООО "АтлантСтройСервис", так же отклоняется судебной коллегией.
Как следует из письма АО "Медицинский центр "Сова комфорт" N 1 от 13.09.2021, представленного в материалы дела, энергоснабжение здания по адресу г. Саратов, ул. Большая Казачья, д. 80, в котором осуществляет свою деятельность ООО "АтлантСтройСервис", в период с 07.07.2021 (с 08:00 до 19:30) по 08.07.2021 (с 08:00 до 18:00) было временно приостановлено по причине отключения электричества в связи с проведением профилактических работ на силовом щите.
При этом Общество заказчику об отлучении электроэнергии не сообщило; невозможность подписания проекта контракта 07.07.2021 после 19:30 не обосновало.
Кроме того, вопрос об отключении подачи электроэнергии на заседании комиссии Управления Обществом так же не ставился.
Принимая решение об участии в процедуре закупки, подавая соответствующую заявку, общество несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения ими действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона (в том числе риски, возникающие ввиду технической сложности проведения такого аукциона, в том числе возможного отключения доступа к сети Интернет, поломки компьютера или ноутбука, имеющего доступ к электронной площадке, или внезапное отключение электроэнергии).
Судебная коллегия так же считает необоснованным довод Общества о том, что участник Аукциона наделен правом выбирать способ обеспечения, при этом, при выборе способа обеспечения в виде подтверждения добросовестности исполненными контрактами, заявитель вправе не прикладывать обеспечение в соответствии с ч. 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе при подписании контракта, в силу следующего.
В соответствии ч 3. ст. 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
Согласно п. 21 Извещения о проведении запроса котировок размер обеспечения контракта составляется 5% от цены Контракта. Исполнение Контракта может обеспечиваться представлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения исполнения Контракта определяется участником закупки, с которым заключается Контракт, самостоятельно.
В случае если при проведении электронного аукциона цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене Контракта, участник закупки, с которым заключается Контракт, предоставляет обеспечение исполнения Контракта в соответствии требованиям статьи 37 Федерального закона.
По результатам Аукциона снижение составило менее 25% от начальной (максимальной) цены Контракта.
Следовательно, обеспечение исполнения контракта по результатам Аукциона составило 1339,50 рублей, при этом антидемпинговые меры не применимы.
На проведение запроса котировок норма части 4 статьи 37 Закона о контрактной системе не распространяется, таким образом, правовых оснований для предоставления обеспечения в виде подтверждения добросовестности участника реестром контрактов у участника не было.
Кроме того, из апелляционной жалобы ООО "АтлантСтройСервис" следует, что соответствующая информация о добросовестности была представлена в составе заявки на участие в Аукционе.
Однако, как верно указывает антимонопольный орган, указанных в апелляционной жалобе договоров в составе заявки не имеется.
Обратного заявителем не доказано.
При этом, как верно отмечено уполномоченным органом, непредставление обеспечения в соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, является отдельным основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В нарушение положений статьи 65 АПК РФ доказательств невозможности заключения контракта по причине возникновения обстоятельств непреодолимой силы, по иным причинам, независящим от воли участника, обществом не представлено.
Довод Общества о том, что оно не было надлежащим образом извещено о рассмотрении обращения заказчика, в частности, извещение осуществлялось по неверному адресу электронной почты, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонен.
Как следует из материалов дела, извещение направлялось по электронному адресу: bus2005@yandex.ru.
Общество указывает, что ООО "АтлантСтройСервис" имеет иной адрес электронной почты, на который получает извещения о заключаемых контрактах и который был указан при регистрации заявителя в Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) и иных площадках, а именно: saratov-vss@yandex.ru.
Между тем, как следует из имеющейся в материалах дела копии страницы официального ресурса - ЕИС закупки с информацией об аккредитации участника закупки на электронных площадках, адресом электронной почты ООО "АтлантСтройСервис" является bus2005@yandex.ru (т.1, л.д. 136-136 обр).
При этом суд первой инстанции обоснованно указал, что заявитель должен был получать корреспонденцию по адресу электронной почты, указанному в единой информационной системе в сфере закупок.
Довод Общества о том, что ЕИС закупки значатся два адреса электронной почты ООО "АтлантСтройСервис": bus2005@yandex.ru и saratov-vss@yandex.ru, отклоняется судебной коллегией, поскольку, как установлено апелляционным судом, согласно данным Единой информационной системы в сфере закупок адрес электронной почты ООО "АтлантСтройСервис" saratov-vss@yandex.ru внесен 23.03.2022, т.е. позже вынесения антимонопольным органом оспариваемого решения и вынесения судом обжалованного решения.
Довод ООО "АтлантСтройСервис" о том, что Саратовским УФАС России и судом первой инстанции не учтены сведения о том, что виновный сотрудник привлечен к дисциплинарной ответственности, является несостоятельным в виду того, что данный факт не освобождает Участника закупки от ответственности, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 января 2022 года по делу N А57-22704/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-22704/2021
Истец: ООО АтлантСтройСервис
Ответчик: УФАС по СО
Третье лицо: ГУЗ "Балашовская центральная районная больница"