город Томск |
|
01 апреля 2022 г. |
Дело N А27-21828/2021 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-596/2022) на решение от 13.01.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-21828/2021 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Тышкевич О.П.) по заявлению государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 74, ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740) к обществу с ограниченной ответственностью "Фалькон" (650066, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Октябрьский, дом 28, помещение 8, ОГРН: 1204200008220, ИНН 4205389956) о взыскании 9 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фалькон" (далее - Общество) о взыскании 9 000 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года, за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М за февраль, март 2021 года, за нарушение порядка предоставления сведений по форме СЗВ-М за апрель 2021 года, по форме СЗВ-ТД за апрель, май 2021 года.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 27.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворены частично; с Общества в доход бюджета Пенсионного фонда взыскан штраф за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов по форме СЗВ-М за апрель 2021 года по решению от 26.07.2021 N 52S19210010743, по форме СЗВ-ТД за апрель, май 2021 года по решениям от 19.07.2021 N 52S19210010496, от 03.08.2021 NN 52S19210011037, 52S19210011031, 52S19210011049, 52S19210011055, 52S19210011053 в сумме 7 000 рублей. В удовлетворении требований в части взыскания с Общества штрафа в сумме 2 000 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года по решению от 25.02.2021 N 52S19210002825 в размере 1 000 рублей, за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М за февраль 2021 года по решению от 17.06.2021 N 52S19210009339 в размере 500 рублей, за март 2021 года по решению от 26.07.2021 N 52S19210010741 в размере 500 рублей отказано. С Общества в доход федерального бюджета Российской Федерации взыскано 1 555 рублей 55 копеек государственной пошлины.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 13.01.2022 в связи с подачей заявления Пенсионным фондом.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд, ссылаясь на статьи 8.1, 11, 15, 16, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пункты 38-40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, указывает на то, что Обществом нарушен установленный Федеральным законом N 27-ФЗ срок для представления сведений в отношении 2 застрахованных лиц за ноябрь 2020 года, представлены неполные и (или) недостоверные сведения за февраль, март 2021 года в отношении 1 застрахованного лица в каждом; представление сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчетах по форме СЗВ-М тип "исходная" не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока;
от ответственности страхователь может быть освобожден в случае предоставления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в отношении конкретного лица.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Общество 14.05.2021 посредством почтового отправления представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за апрель 2021 года на 28 застрахованных лиц, что подтверждается отметкой специалиста Пенсионного фонда, проставленной на отчетности по типу "исходная", протоколом проверки отчетности от 07.06.2021, почтовым конвертом с отметкой о направлении 14.05.2021.
В связи с нарушением Обществом порядка предоставления сведений в форме электронных документов Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 22.06.2021 N 052S18210008972.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 26.07.2021 N 052S19210010743 в размере 1 000 рублей, Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за нарушение порядка предоставления сведений в форме электронных документов (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ).
Обществу выставлено требование от 20.08.2021 N 052S01210012005 об уплате финансовых санкций в срок до 15.09.2021.
Также Общество посредством почтового отправления 30.04.2021, 14.05.2021, 18.05.2021 и 24.05.2021 представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-ТД за отчетные периоды - апрель, май 2021 года в отношении 6 застрахованных лиц (по 1 застрахованному лицу в каждой форме СЗВ-ТД), что подтверждается отметками специалиста Пенсионного фонда, проставленной на отчетности по форме СЗВ-ТД, квитанциями о регистрации заявлений застрахованного лица, протоколами проверки отчетности, почтовыми конвертами.
В связи с нарушением Обществом порядка предоставления сведений в форме электронных документов Пенсионным фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 15.06.2021 N 052S18210008674, от 29.06.2021 NN 052S18210009212, 052S18210009213, 052S18210009220, 052S18210009217, 052S18210009218.
По результатам рассмотрения актов и материалов проверок Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.07.2021 N 052S19210010496, от 03.08.2021 NN 052S19210011037, 052S19210011031, 052S19210011049, 052S19210011055, 052S19210011053 в размере 1 000 рублей каждое, Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, за нарушение порядка предоставления сведений в форме электронных документов (пункт 2.6 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ).
Обществу выставлены требования от 13.08.2021 N 052S01210011729 об уплате финансовых санкций в срок до 10.09.2021, от 27.08.2021 N 052S01210012260, N 052S01210012259, N 052S01210012254, N 052S01210012256, N 052S01210012255 об уплате финансовых санкций в срок до 21.09.2021.
Неисполнение Обществом указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания финансовых санкций в сумме 7 000 рублей за нарушение порядка представления сведений в форме электронных документов по форме СЗВ-М за апрель 2021 года, по форме СЗВ-ТД за апрель, май 2021 года, суд первой инстанции, установив по материалам дела, что страхователем нарушен порядок представления сведений в форме электронных документов (по формам СЗВ-М, СЗВ-ТД), пришел к выводу о правомерном привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, по решению от 26.07.2021 N 052S19210010743 (за апрель 2021 года по форме СЗВ-М в размере 1 000 рублей), по решениям от 19.07.2021 N 052S19210010496, от 03.08.2021 NN 052S19210011037, 052S19210011031, 052S19210011049, 052S19210011055, 052S19210011053 (за апрель, май 2021 года по форме СЗВ-ТД в размере 1 000 рублей каждое).
Из материалов дела следует, Общество по телекоммуникационным каналам связи 15.12.2020 представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за ноябрь 2020 года на 21 застрахованное лицо, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
13.01.2021 Общество по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за ноябрь 2020 года на 2 застрахованных лица, что подтверждается извещением о доставке, протоколом проверки отчетности.
Пенсионным фондом составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.01.2021 N 052S18210000589.
По результатам рассмотрения акта и материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 25.02.2021 N 052S19210002825 в размере 1 000 рублей за нарушение срока предоставления сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года в отношении 2 застрахованных лиц.
Обществу выставлено требование от 23.03.2021 N 052S01210003881 об уплате финансовых санкций в срок до 20.04.2021.
Общество по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за февраль 2021 года на 23 застрахованных лица - 15.03.2021, за март 2021 года на 26 застрахованных лиц - 14.04.2021, что подтверждается извещениями о доставке, протоколами проверки отчетности.
Согласно указанным протоколам проверки отчетности представленные страхователем сведения по форме СЗВ-М за февраль, март 2021 года приняты частично, выявлена ошибка, Обществом при заполнении форм неверно распределены фамилия, имя, отчество 1 застрахованного лица по соответствующим графам, в связи с чем, 16.03.2021 (за февраль 2021 года) и 14.04.2021 (за март 2021 года) Пенсионным фондом в адрес Общества по телекоммуникационным каналам связи направлены уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий, что следует из решений Пенсионного фонда от 17.06.2021 N 052S19210009339 (за февраль 2021 года), от 26.07.2021 N 052S19210010741 (за март 2021 года), не оспаривается.
Поскольку Обществом дополняющие сведения за отчетные периоды февраль, март 2021 года по уведомлениям представлено не было, Пенсионным фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.05.2021 N 052S18210007311 (за февраль 2021 года), от 23.06.2021 N 052S18210009037 (за март 2021 года).
По результатам рассмотрения актов и материалов проверок Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 17.06.2021 N 052S19210009339 (за февраль 2021 года в размере 500 рублей), от 26.07.2021 N 052S19210010741 (за март 2021 года в размере 500 рублей) за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Обществу выставлены требования от 13.07.2021 N 052S01210010573 об уплате финансовых санкций в срок до 12.08.2021 (за февраль 2021 года), от 20.08.2021 N 052S01210012006 об уплате финансовых санкций в срок до 15.09.2021 (за март 2021 года).
Неисполнение Обществом указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления в части взыскания финансовых санкций в сумме 2 000 рублей за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года, за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений за февраль, март 2021 года, суд первой инстанции исходил из того, что страхователь, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, предоставил дополняющую форму СЗВ-М за ноябрь 2020 года, то есть реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений, а выявленные Пенсионным фондом ошибки в распределении Обществом фамилии, имени и отчества 1 застрахованного лица по соответствующим графам электронной формы СЗВ-М за февраль, март 2021 года являются опечаткой (технической ошибкой) и не препятствуют идентификации застрахованного лица, поскольку остальные сведения (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество) указаны страхователем верно, таким образом, допущенные ошибки являются незначительными и не могут расцениваться как представление неполных и (или) недостоверных сведений, не позволяющих вести индивидуальный (персонифицированный) учет, в связи с чем отсутствуют правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ по решениям от 25.02.2021 N 052S19210002825 (за ноябрь 2020 года в размере 1 000 рублей), от 17.06.2021 N 052S19210009339 (за февраль 2021 года в размере 500 рублей), от 26.07.2021 N 052S19210010741 (за март 2021 года в размере 500 рублей).
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с пунктом 2.4 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным, установлена статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п), согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
Порядок внесения сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица по форме СЗВ-ТД установлен постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25.12.2019 N 730п "Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений".
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь представляет сведения на 25 и более работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, который устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 25 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период.
В силу пункта 2.6 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Частью 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1 000 рублей.
При этом страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, что установлено статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (часть 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
По эпизодам о привлечении Общества к ответственности за нарушение порядка представления сведений в форме электронных документов за апрель 2021 года по форме СЗВ-М, а также за апрель, май 2021 года по форме СЗВ-ТД, установлено следующее.
Из материалов дела следует, что форма СЗВ-М тип "исходная" за апрель 2021 года, содержащая сведения на 28 застрахованных лиц, представлена Обществом посредством почтового направления в нарушение абзаца третьего пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ, а также, с учетом того, что согласно представленным страхователем сведениям и решениям Пенсионного фонда (не оспаривается), численность работающих у Общества застрахованных лиц за отчетные периоды - апрель, май 2021 года составляет более 25 человек, в нарушение пункта 2.6 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ формы СЗВ-ТД за апрель, май 2021 года на 6 застрахованных лиц представлены Обществом посредством почтового направления на бумажных носителях.
Установив факт представления Обществом в Пенсионной фонд сведений по форме СЗВ-М тип "исходная" за апрель 2021 года, по форме СЗВ-ТД за апрель, май 2021 года на бумажном носителе, направленном посредством почтового отправления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с Общества финансовых санкций в сумме 7 000 рублей на основании пункта 4 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ по представленным страхователем сведениям по форме СЗВ-М за апрель 2021 года (решение от 26.07.2021 N 052S19210010743 в размере 1 000 рублей), по форме СЗВ-ТД за апрель, май 2021 года (решения от 19.07.2021 N 052S19210010496, от 03.08.2021 NN 052S19210011037, 052S19210011031, 052S19210011049, 052S19210011055, 052S19210011053 в размере 1 000 рублей каждое).
Доводов о несогласии с решением суда в указанной части апелляционная жалоба не содержит.
По эпизодам о привлечении Общества к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за отчетные периоды - ноябрь 2020 года, февраль, март 2021 года, установлено следующее.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о нарушении срока представления сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 год в отношении 2 застрахованных лиц, указанных в дополняющей форме, а также основанием для привлечения к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод о представлении страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за февраль, март 2021 года в отношении 1 застрахованного лица в каждой отчетности.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за ноябрь 2020 года - не позднее 15.12.2020, за февраль 2021 года - не позднее 15.03.2021, за март 2021 года - не позднее 15.04.2021.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за отчетные периоды - ноябрь 2020 года, февраль, март 2021 года в установленные законом сроки.
Факт предоставления неполных (недостоверных) сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года при первоначальном предоставлении формы СЗВ-М выявлен Обществом самостоятельно до обнаружения Пенсионным фондом и устранен представлением в Пенсионный фонд исправленных сведений за указанный период.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто. Доказательства того, что скорректированные Обществом сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за указанный период (ноябрь 2020 года), являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены.
Согласно материалам дела, исходные сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды - февраль, март 2021 года приняты Пенсионным фондом частично, поскольку выявлены ошибки в отношении 1 застрахованного лица в каждой отчетности, а именно в исходных формах СЗВ-М страхователем допущена техническая ошибка, при заполнении форм неверно распределены фамилия, имя, отчество 1 застрахованного лица по соответствующим графам.
Судом первой инстанции установлено, что допущенные Обществом ошибки в исходных сведениях по форме СЗВ-М за отчетные периоды - февраль, март 2021 года (ошибки при заполнении форм в отношении 1 застрахованного лица) не свидетельствуют о представлении страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, не позволяющих вести индивидуальный (персонифицированный) учет, поскольку отраженные в исходной форме СЗВ-М за февраль, март 2021 года сведения, в частности страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, фамилия, имя и отчество указанного застрахованного лица отражены страхователем.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, учитывая, что Общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за ноябрь 2020 года, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих сведений за этот период, а допущенные страхователем технические ошибки при распределении фамилии, имени и отчества 1 застрахованного лица по соответствующим графам в представленных исходных формах СЗВ-М за февраль, март 2021 года не привели к искажению сведений, являются незначительными и позволяют идентифицировать застрахованное лицо с учетом имеющихся данных (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество застрахованного лица), что позволяет вести индивидуальный (персонифицированный) учет, пришел к мотивированному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований Пенсионного фонда о взыскании с Общества финансовых санкций в сумме 2 000 рублей по решениям от 25.02.2021 N 052S19210002825 (за ноябрь 2020 года в размере 1 000 рублей), от 17.06.2021 N 052S19210009339 (за февраль 2021 года в размере 500 рублей), от 26.07.2021 N 052S19210010741 (за март 2021 года в размере 500 рублей).
Доводы апелляционной жалобы о том, что Обществом нарушен установленный Федеральным законом N 27-ФЗ срок для представления сведений в отношении 2 застрахованных лиц за ноябрь 2020 года, представлены неполные и (или) недостоверные сведения за февраль, март 2021 года в отношении 1 застрахованного лица в каждом; представление сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчетах по форме СЗВ-М тип "исходная" не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока;
от ответственности страхователь может быть освобожден в случае предоставления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в отношении конкретного лица, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании указанных норм права.
Общество самостоятельно внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах за отчетный период - ноябрь 2020 года, при этом законодательно не установлен срок для представления "дополняющей" формы СЗВ-М, при самостоятельном выявлении ошибки страхователем, а допущенные страхователем ошибки при распределении фамилии, имени и отчества 1 застрахованного лица по графам в формах СЗВ-М за февраль, март 2021 года не привели к искажению сведений и с учетом имеющихся у Пенсионного фонда данных позволяют идентифицировать застрахованное лицо, что позволяет вести индивидуальный (персонифицированный) учет, ввиду чего основания для взыскания санкций отсутствуют.
Согласно пункту 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018 формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.01.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-21828/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-21828/2021
Истец: Государственного учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу
Ответчик: ООО "ФАЛЬКОН"