г. Владимир |
|
31 марта 2022 г. |
Дело N А43-31789/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2022.
Полный текст постановления изготовлен 31.03.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая компания Нижегородского района" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.01.2022 по делу N А43-31789/2021,
принятое по заявлению акционерного общества "Домоуправляющая компания Нижегородского района" (ОГРН 1055238198564; ИНН 5260162203) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 08.09.2021 N 515-04-570-21,
при участии в деле третьего лица - Пшениснова Н.Ю.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее - Инспекция) 08.09.2021 на основании приказа исполняющего обязанности начальника Нижегородского нагорного отдела (заместителя руководителя) Инспекции от 07.09.2021 N 515-04-570-21 проведена внеплановая выездная проверка в отношении акционерного общества "Домоуправляющая компания Нижегородского района" (далее - Общество) с целью проверки фактов, изложенных в обращениях о нарушениях Обществом лицензионных требований, в том числе в отношении многоквартирного дома N 94 по ул. Ильинская г.Нижнего Новгорода.
В ходе проверки Инспекция установила отсутствие снегоудерживающего устройства на кровле дома по вышеуказанному адресу, по причине отсутствия которого при сходе снега с кровли дома был поврежден дымоход газового оборудования квартиры N 2.
Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки от 08.09.2021 N 515-04-570-21.
В связи с выявленными нарушениями 08.09.2021 Инспекция выдала Обществу предписание N 515-04-570-21 об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, которым обязала Общество устранить выявленные нарушения в срок до 15.10.2021.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Инспекции от 08.09.2021 N 515-04-570-21.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Пшениснов Н.Ю.
Решением от 27.01.2022 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы поясняет, что пункт 2.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), как и иные пункты данных правил, не содержат требований по обязательному оснащению (установке) управляющей организацией снегодержателей на крыше многоквартирного дома, следовательно, возложение Инспекцией обязанности по установке снегодержателей не основано на требованиях закона. Ссылок на иные нормативно-правовые акты, содержащие требования об оборудовании крыш многоквартирных домов снегодержателями, предписание не содержит.
Общество утверждает, что технической документацией дома снегодержатели не предусмотрены.
Как считает Общество, вывод суда первой инстанции о том, что на кровле спорного дома были выполнены ремонтные работы капитального характера, является необоснованным.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Пшениснов Н.Ю. отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами установлен в главе 19 Жилищного кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 ЖК РФ, который в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.
Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 2 статьи 193 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение N 1110).
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ, являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
При этом частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 13 Положения N 1110 указано, что при проведении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ и положения Федерального закона N 99-ФЗ с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 196 ЖК РФ внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона N 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 N 885 (далее -Положение N 885), Инспекция является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 3.16(3) Положения N 885 установлено, что инспекция осуществляет в рамках компетенции лицензионный контроль за соблюдением лицензионных требований.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона N 99-ФЗ должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право, в том числе выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
В рассматриваемом случае проверка проведена Инспекцией на основании поступивших обращений собственников многоквартирных домов, в том числе многоквартирного дома N 94 по ул. Ильинская г. Нижнего Новгорода по факту схода снега в кровли дома и повреждения дымохода газового оборудования.
Таким образом, оспоренное предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
Грубых нарушений при проведении проверки, являющихся основаниями для признания результатов данной проверки недействительными, должностными лицами Инспекции не допущено.
Исходя из части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
В силу статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованы в "Российской газете" от 23.10.2003 N 214, и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
Пунктом 4.6.1.9 Правил N 170 установлено, что несущие конструкции крыши, устройства и оборудование, в том числе расположенные на крыше, карниз и водоотводящие элементы крыши, ограждения, гильзы, анкеры, устройства молниезащиты должны быть до ремонта кровельного покрытия приведены в технически исправное состояние.
Пунктом 2.7.1 Правил N 170 предусмотрено, что объединенные диспетчерские службы (ОДС) создают в жилых микрорайонах для контроля за работой инженерного оборудования жилых домов микрорайона и выполнения заявок населения по устранению мелких неисправностей и повреждений домового оборудования. Кроме того, в задачу ОДС входит принятие оперативных мер по обеспечению безопасности граждан в местах аварийного состояния конструкций зданий, своевременной уборке территорий домовладений, очистке кровель от снега и наледи.
В минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят, в том числе работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи (пункт 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290).
Приказом Минстроя России от 31.05.2017 N 827/пр утвержден СП 17.13330.2017. Свод правил. Кровли. Актуализированная редакция СНиП II-26-76 (далее - СП 17.13330.2017).
Пунктом 1 данного СП 17.13330.2017 указано, что настоящий свод правил распространяется на проектирование новых, реконструкцию и капитальный ремонт кровель из битумосодержащих и полимерных рулонных материалов, из мастик, в том числе с армирующими прокладками, хризотилцементных, цементно-волокнистых и битумных волнистых листов, цементно-песчаной, керамической, полимерцементной и битумной, плоской и волнистой черепицы, плоских хризотилцементных, композитных, цементно-волокнистых и сланцевых плиток, листовой оцинкованной стали, меди, цинк-титана, алюминия, металлического листового гофрированного профиля, металлочерепицы, металлической фальцевой черепицы, а также железобетонных лотковых панелей, применяемых в зданиях различного назначения и во всех климатических зонах Российской Федерации.
Из пункта 9.11 СП 17.13330.2017 следует, что на кровлях зданий с наружным неорганизованным и организованным водостоком следует предусматривать снегозадерживающие устройства, которые должны быть закреплены к фальцам кровли (не нарушая их целостности), обрешетке, прогонам или несущим конструкциям крыши. Снегозадерживающие устройства устанавливают на карнизном участке над несущей стеной (0,6 -1,0 м от карнизного свеса), выше мансардных окон, а также, при необходимости, на других участках крыши.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом N 94 по ул. Ильинская г. Нижнего Новгорода и получающей плату за содержание жилого помещения с жителей данного дома, является Общество, что последним не оспаривается.
Следовательно, именно Общество несет ответственность за содержание и ремонт вышеуказанного многоквартирного дома, за соответствие его технического состояния обязательным требованиям и нормам действующего законодательства.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли но вопросу необходимости их выполнения особое решении общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Как следует из материалов дела, Обществом в 2018 году проводились ремонтные работы кровли названного многоквартирного дома с привлечением общества с ограниченной ответственностью "Интеллект Логистика" по договору подряда от 26.03.2018 N 12-МКР.
В соответствии с пунктом 1.6 указанного договора работы по договору проводились в рамках реализации постановления администрации г.Нижнего Новгорода от 18.08.2017 N 3865 "Об утверждении порядка предоставления субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат на проведение ремонтных работ общего имущества многоквартирных домов (фасадов, фальшфасадов и крыш), находящихся на пути следования основных клиентских групп и туристических маршрутов чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в городе Нижнем Новгороде" (с изменениями) (далее - Порядок предоставления субсидии).
Согласно пункту 1.2 указанного Порядка предоставления субсидии субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода в пределах ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Нижнего Новгорода на текущий финансовый год по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" по целевой статье "Капитальный ремонт многоквартирных домов", утвержденных в установленном порядке главному распорядителю бюджетных средств администрации города Нижнего Новгорода.
Условием предоставления субсидии является наличие ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Нижнего Новгорода на текущий финансовый год по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" по целевой статье "Капитальный ремонт многоквартирных домов" (пункт 2.1.3 Порядка предоставления субсидии).
Согласно акту о приемки выполненных работ от 13.07.2018 в доме N 94 по ул. Ильинской г. Н.Новгорода проведены работы по разборке покрытия кровли, устройству обрешетки, устройству покрытия из рулонных материалов, монтаж кровельного покрытия.
Таким образом, из указанного акта следует, что кровля дома N 94 по ул. Ильинской при проведении работ демонтирована полностью до обрешетки и смонтирована заново с новыми материалами, утвержденными заказчиком.
В качестве материала для кровли дома N 94 по ул. Ильинской использован профильный лист оцинкованный НС35-1000-06.
В силу приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 в перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включено устройство кровель (пункт 13).
В этой связи вывод суда первой инстанции о проведении Обществом капитального ремонта кровли спорного многоквартирного дома является правильным.
Следовательно, СП 17.13330.2017 в части установки снегоудерживающих устройств распространяется на проведенный Обществом капитальный ремонт кровли.
При этом в нарушение пункта 9.11 СП 17.13330.2017 при проведении капитального ремонта крыши снегозадерживающие устройства не установлены.
Как следует из представленных третьим лицом в материалы дела фотоматериалов и его обращения Обществом не обеспечена своевременная очистка снега с крыши данного многоквартирного дома, что привело к сходу большой массы снега, повредившего дымоход газового оборудования квартиры.
Исходя из требований, установленных в Правилах N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда обязана обеспечивать исправное состояние кровли. С учетом выявленного нарушения Общество обязано принять меры для приведения конструкции кровли в состояние, обеспечивающее соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома и безопасность для жизни и здоровья граждан.
При таких обстоятельствах у Инспекции имелись правовые основания для вынесения оспоренного предписания.
Рассматриваемое предписание направлено на устранение указанного нарушения, и оно является исполнимым.
При этом Общество не ограничено в определение способа исполнения предписания.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Общества по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.01.2022 по делу N А43-31789/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая компания Нижегородского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-31789/2021
Истец: АО "ДК Нижегородского района"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
Третье лицо: Пшениснов Ю.Н.