город Ростов-на-Дону |
|
31 марта 2022 г. |
дело N А32-36027/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Пименова С.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "АР Пэкэджинг"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2022 по делу
N А32-36027/2020
по заявлению акционерного общества "АР Пэкэджинг"
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "АР Пэкэджинг" (далее - АО "АР Пэкэджинг", заявитель, общество, юридическое лицо) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) об отмене постановления о назначения административного наказания по делу об административном правонарушении N 10309000-1670/2020 от 30.07.2020 в виде штрафа в размере однократного размера суммы подлежащей уплате таможенных пошлин, налогов, что составляет 93 008,78 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "АР Пэкэджинг" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество сослалось на то, что таможенный орган обязан был при сомнении заявленной транспортной составляющей истребовать у перевозчиков и экспедиторов документы и сведения, а именно справку независимой транспортной организации с расчетом суммы транспортных расходов. Таможенный орган выбирает метод определения таможенной стоимости, в соответствии с которым таможенная стоимость должна быть определена в зависимости от имеющейся в таможенном органе информации. Таможенный орган не изменил метод таможенной оценки, сохраняя первый метод необходимо было расчетным путем определить фактически понесенные транспортные расходы до пересечения таможенной границы, либо подобрать метод, при котором не требуется транспортная составляющая (со второго по шестой метод). В представленных таможенным органом документах отсутствует расчет транспортных расходов на участке до пересечения таможенной границы, а утверждения таможенного органа о том, что заявленная величина для расчета таможенной стоимости является заниженной, не основаны на документах, так как в рассматриваемых материалах отсутствует справка независимой транспортной организации с расчетом суммы транспортных расходов до пересечения таможенной границы. Выводы таможенного органа о недостоверном заявлении обществом сведений о таможенной стоимости товара предположительны. Конструкция договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг не предполагает выделение экспедиторского вознаграждения и перевыставление отдельно расходов привлеченных транспортных компаний. Учитывая, что при каждой поставке участвует различное количество привлеченных ООО "Прайм-Рут" исполнителей, общество не может располагать документами о фактических понесенных затратах, калькуляцией расходов, так как не связано гражданско-правовыми отношениями с конечными исполнителями. Расходы на перевозку, по условиям поставки FCA Инкотермс 2010 несет покупатель, в связи с чем указанные расходы могут учитываться в структуре таможенной стоимости только до пересечения таможенной границы. Достоверно не представляется возможным установить размер административного штрафа по делу, поскольку он подлежит расчету от суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов на момент регистрации декларации.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. От общества поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя общества.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") в регионе деятельности Краснодарской таможни в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" задекларирован по ДТ N 10309203/011018/0004619 "картон тип "CKB+HDPE" многослойный, мелованный, с одним беленым наружным слоем, в листах плотностью 315 г/м2...", в подсубпозиции 4811 510 00 9 ТН ВЭД ЕАЭС (далее - товар).
Согласно сведениям, заявленным АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") в графе 44 "Дополнительная информация/предоставленные документы" ДТ N 10309203/011018/0004619, поставка товаров осуществлялась в счет исполнения обязательств по контракту от 26.01.2018 N EN 2018-07, заключенному с компанией "Stora Enso Skoghall AB" (Швеция).
АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") во исполнение контракта от 26.01.2018 N EN 2018-07, заключенного с компанией "Stora Enso Skoghall AB" (Швеция), ввезло и задекларировало товар в количестве брутто/нетто 58990,00 кг (без учета поддонов), фактурной стоимостью 82291,05 Евро на условиях поставки FCA Коувола (Инкотермс 2010).
Сведения, заявленные в ДТ N 10309203/011018/0004619 о фактурной стоимости и количестве ввезенного товара, подтверждены документально.
Согласно пункту 4 контракта от 26.01.2018 N EN 2018-07 товар поставляется на условиях поставки FCA Коувола (Инкотермс 2010). Товар поставляется ж/д или автомобильным транспортом.
В соответствии с международными правилами толкования торговых терминов Инкотермс 2010 термин FCA FREE CARRIER/Франко завод означает, что продавец должен очистить товары для экспорта, то есть получить разрешение на экспорт, а также выполнить все таможенные формальности, если они требуются. Продавец не имеет обязанности заключать договор перевозки товара. Обязанность по заключению договора перевозки возложена на покупателя.
В соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при выполнении условий, установленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС.
Согласно положениям пунктов 9, 10 статьи 38 ТК ЕАЭС определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документе: подтвержденной информации.
Согласно пункту 1 статьи 40 ТК ЕАЭС при определении таможенной стоп ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, в том числе добавляются:
- расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - до определенного Комиссией (подпункт 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС);
- расходы на погрузку, разгрузку или перегрузку ввозимых товаров и проведение иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссия в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) ввозимых товаров, и особенностей их перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией (подпункт 5 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 40 ТК ЕАЭС указанные в пункте 1 данной статьи дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") заключило договор от 11.01.2016 N 11-01/2016Т на оказание транспортно-экспедиционных услуг (далее - договор ТЭУ) с ООО "Прайм-Рут" именуемый Экспедитор (ИНН 7813378169, г. Санкт-Петербург). В соответствии с договором ТЭУ экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") организовать перевозку груза (в международном или внутрироссийском сообщении, включая морские, воздушные, автомобильные, железнодорожные и мультимодальные перевозки) и транспортно-экспедиционные услуги, связанные с перевозкой груза.
Согласно пунктам 2.2 и 6.1, 6.2 договора ТЭУ стоимость услуг Экспедитора определяется единой ставкой, которая согласовывается в поручении Экспедитору по каждой поставке. Основанием для расчета стоимости услуг, проставляемых Экспедитором Клиенту, являются ставки, определяемые в Приложениях по стоимости услуг к договору ТЭУ, и согласованные Сторонами в поручении Экспедитору. В случае определения ставок Экспедитора в условных единицах (доллары США или евро) счета оплачиваются в российских рублях по курсу ЦБ РФ на дату платежа.
Согласно ж/д накладной - от 06.09.2018 N 66156 осуществлена международная перевозка товаров в количестве 60204,00 кг/брутто на 76 поддонах, ж/д транспортом (вагон 52109196) на условиях поставки FCA Коувола (Финляндия).
В целях выполнения требований пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС, в части подтверждения заявленной структуры таможенной стоимости, при таможенном декларировании АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") представлены следующие документы: договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг от 11.01.2016 N 11-01/2016Т, счет на оплату за транспортно-экспедиторское обслуживание от 24.09.2018 N 1531Э с разбивкой транспортных расходов по иностранной территории (47 968,94 руб.) и территории Евразийского экономического союза (389 158,06 руб.).
В ходе камеральной таможенной проверки АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") представило два счета на оплату за перевозку, которые имеют идентичные номера и дату выставления - от 24.09.2018 N 1531Э.
Однако один счет от 24.09.2018 N 1531Э содержит сведения о распределении транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза.
Маршрут перевозки по договору ТЭУ |
Стоимость в руб. |
ТЭО по маршруту Коувола (Финляндия) - граница РФ п/п Бусловская |
47968,94 |
ТЭО по маршруту граница РФ п/п Бусловская - г. Тимашевск |
389158,06 |
ИТОГО: |
437127,00 |
Другой счет - N 1531Э от 24.09.2018 содержит сведения о транспортных расходах за ТЭО без территориального распределения транспортных расходов.
Маршрут перевозки по договору ТЭУ |
Стоимость в руб. |
ТЭО по маршруту Коувола (Финляндия) - граница РФ п/п Бусловская г. Тимашевск |
437127,00 |
Согласно ДТС-1 к ДТ N 10309203/011018/0004619 декларантом в структуру таможенной стоимости товаров, ввезенных ж.д. транспортом на условиях поставки FCA, включены расходы по его транспортировке до места прибытия на таможенную территорию ЕАЭС (пункт пропуска "ЖДМПП Бусловская" (таможенный пост Выборгской таможни)) в сумме 47 968,94 руб. (гр. 17), 20 ДТС-1).
В представленных счетах на оплату от 24.09.2018 N 1531Э также отсутствуют реквизиты договора ТЭУ.
Согласно пунктам 1.1, 2.2 договора ТЭУ Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента организовать перевозку груза. Стоимость услуг Экспедитора определяется единой ставкой, которая согласовывается в поручении Экспедитору по каждой поставке.
В ходе камеральной таможенной проверки ООО "Прайм-Рут" представило документы, где экспедитором выступает ООО "Прайм-Рут" клиентом - АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг"):
- договор от 11.01.2016 N 11-01/2016Т на оказание транспортно-экспедиционных услуг;
- поручение экспедитору от 31.08.2018 N 53/18/К и Экспедиторская расписка от 31.08.2018 N 53/18/К, в которых указано, что стоимость услуг транспортировки за один вагон установлено по ставке 437 127,00 руб.;
- счет на оплату от 24.09.2018 N 1531Э, с разбивкой стоимости перевозки до границы ЕАЭС п/п Бусловская (47968,94 руб.) и от п/п Бусловская до Тимашевска (389158,06 руб.);
- счет на оплату N 1531Э от 24.09.2018 без территориального распределения транспортных расходов на сумму 437127,00 руб.;
- акт выполненных услуг N 1531Э от 24.09.2018, согласно которому ТЭО по маршруту Коувола (Финляндия) - г. Тимашевск, выполнены полностью и в срок по цене 401 981,36 рублей;
- платежное поручение N 4855 от 03.10.2018 по оплате за ТЭО;
- ж/д накладная от 06.09.2018 N 66156.
В представленных документах отсутствуют реквизиты договора ТЭУ.
В соответствии с представленным договором ТЭУ распределение транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза не предусмотрено.
Также договором ТЭУ не оговорена сумма вознаграждения экспедитора. В представленных документах отсутствуют сведения о вознаграждении экспедитора.
В результате проведенного Краснодарской таможней ОРМ были получены коммерческие документы и 2 флэш-накопителя "Transcend", которые свидетельствуют о том, что сотрудниками ООО "Прайм-Рут" и АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "Пэкэджинг") велась переписка о согласовании стоимости перевозки по территории Финляндии и территории ЕАЭС для целей таможенного оформления.
Таким образом, сотрудниками ООО "Прайм-Рут" и АО "АР Картон" 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") была создана схема формального документооборота.
Согласно пункту 2.4 договора ТЭУ Экспедитор может осуществлять действия, в том числе заключать от собственного имени договоры на перевозку и хранение груза клиента (от собственного имени или от имени клиента).
Так, ООО "Прайм-Рут" представило договор на оказание транспортно-экспедиторский услуг от 04.07.2018 N 04072018-01-KN заключенный с компанией "Freight One Scandinavia LTD", которой была организована перевозка вагонов со станций Коувола или Мустола на станцию Тимашевская.
В своем пояснительном письме от 30.09.2019 компания "Freight One Scandinavia LTD" пояснила следующее.
Перед представлением коммерческого предложения компанией "Freight One Scandinavia LTD" запрашивается информация у ООО "Прайм-Рут" о грузе, который будет перевозиться, а именно код ТН ВЭД, вид упаковки, регулярность перевозок, маршрут перевозки, тип (кубатура) необходимого клиенту крытого вагона.
Акты выполненных работ в Финляндии не применяются, документ такой формы не предусмотрен местным бухгалтерским и налоговым законодательством. Акты выполненных работ подписывались компанией "Freight One Scandinavia LTD" исключительно по просьбе ООО "Прайм-Рут", в связи с необходимостью предоставления этих документов контролирующим органам РФ и в формате, предложенном самим клиентом.
Также в связи с требованиями российского таможенного законодательства ООО "Прайм-Рут" сообщило о необходимости выставлять счета с разбивкой транспортных расходов до границы РФ и от границы РФ до станции назначения.
Согласно программы тарификатора Rail-Тариф, расстояние перевозки по ж/д от станции Мустола - Вайниккала Эксп. составляет 76 км, от станции Коувола - Вайниккала Эксп. составляет 93 км.
Компания "Freight One Scandinavia LTD" также пояснила, что указанная в счетах стоимость перевозки по VR (ж/д Финляндии) 610 евро/вагон зафиксирована одинаково на обоих указанных направлениях для удобства, поскольку разница в ж/д тарифе по территории Финляндии между маршрутами "Мустола-Вайниккала Экс." и "Коувола - Вайниккала Экс." составляет 16 евро/вагон. Перевозка из Коуволы дороже на 16 евро в соответствии с чуть большим транзитным расстоянием. Поскольку по территории Финляндии зафиксирована одинаковая ставка (610 евро) по обоим маршрутам, эта разница (16 евро) отражается в счетах стоимости перевозки по территории РФ, Бусловская - Тимашевская.
ООО "Прайм-Рут" представило акты выполненных работ и счета на перевозку, выставленные компанией "Freight One Scandinavia LTD" на основании договора на оказание транспортно-экспедиторский услуг от 04.07.2018N 04072018-01-KN, где указана фиксированная стоимость железнодорожной перевозки от станции Коувола/Финляндия до станции Вайниккала(Финляндия)/граница РФ п/п Бусловская в размере 610 евро.
Согласно акту выполненных работ от 05.09.2018 N 17, подписанному представителями компаний "Freight One Scandinavia LTD" и ООО "Прайм-Рут", компания "Freight One Scandinavia LTD" осуществлена железнодорожная транспортировка вагона 52109196 по маршруту Коувола-Вайниккала/граница РФ п/п Бусловская 610 евро (610,00*79,0200 = 48202,20 рублей) и граница РФ п/п Бусловская-станция Тимашевская 3183,20 евро (3183,20*79,0200 = 251536,46 рублей). Итого 3793,20 евро (3793,20*79,0200 = 299738,66 рублей). Курс евро на 05.09.2018 - 79,0200 рублей.
Погрузка вагона 52109196 осуществлена на терминале Коувола/Финляндия.
ООО "Прайм-Рут", в свою очередь, выставил счет на оплату N 1531Э от 24.09.2018 за транспортно-экспедиционное обслуживание вагона 52109196 на общую сумму 437 127,00 рублей, где ТЭО по маршруту Коувола-граница РФ п/п Бусловская - 47 968,94 рублей, по маршруту граница РФ п/п Бусловская - станция Тимашевская - 389 158,06 рублей.
При этом разница в счете на оплату N 1531Э от 24.09.2018, выставленном ООО "Прайм-Рут" в адрес АО "Ар Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг"), и в счете, выставленном перевозчиком в адрес ООО "Прайм-Рут", содержит расхождение в стоимости оказанных транспортных услуг, что согласно информационного письма от 08.02.2019 N б/н ООО "Прайм-Рут", является торговой наценкой.
При рассмотрении документов, представленных ООО "Прайм-Рут" в отношении договоров, заключенных с ж/д перевозчиками, установлено, что калькуляция транспортных расходов по иностранной территории и территории Евразийского экономического союза не предусмотрена ни договорами, ни приложениями к договорам, ни счетами на оплату, также не оговорена сумма вознаграждения экспедитора.
В акте камеральной таможенной проверки, между ООО "Прайм-Рут" и АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") была создана схема формального документооборота.
К расходам, указанным в подпункте 4 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС, следует относить все расходы, связанные с организацией (осуществлением) перевозки товаров, в том числе вознаграждения посредникам, оплаченные покупателем на организацию перевозки (транспортировки) товаров до места прибытия товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
В ходе камеральной таможенной проверки выявленные признаки недостоверного заявления таможенной стоимости товаров нашли свое подтверждение.
По результатам анализа всех представленных документов произведен расчет таможенной стоимости на основании документально подтвержденных сведений о понесенных расходах на доставку проверяемых товаров, полученных в ходе камеральной таможенной проверки, в соответствии со статьями 39, 40 ТК ЕАЭС (метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Величина таможенной стоимости по ДТ N 10309203/011018/0004619 составила 6710124,37 рублей.
Согласно служебной записке отдела таможенных платежей от 03.07.2020 N 21.4-11/0945 на основании результатов камеральной таможенной проверки (акт N 10309000/210/071019/А000103), принятых решений о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, от 19.11.2019 и оформленных форм корректировок декларации на товары по декларации на товары N 10309203/011018/0004619 Краснодарской таможней в адрес АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") направлено уведомление от 16.04.2020 N 10309000/У2020/0001324 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей в сумме 93 008,78 рублей (таможенная пошлина - 19 457,90 руб., НДС - 73 550,88 руб.).
Таким образом, в действиях АО "АР Картон" установлены признаки административного правонарушения в части "заявления декларантом при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, которые послужили основанием для занижения размера уплаты таможенных пошлин, налогов", ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
15.07.2020 Краснодарской таможней, в отсутствии надлежащим образом уведомленного законного представителя юридического лица, в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении по делу N 10309000-1670/2020 по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
30.07.2020 Краснодарской таможней, в отсутствии надлежащим образом уведомленного законного представителя юридического лица, в отношении общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10309000-1670/2020 о привлечении АО "АР Картон" (с 20.02.2020 АО "АР Пэкэджинг") к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере однократного размера суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, что составляет 93 008,78 рублей.
Несогласие с указанным постановлением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
В соответствии с частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Судом первой инстанции с учетом положений статей 207, 210 АПК РФ верно указано, что обществом не соблюдены требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 40 ТК ЕАЭС, для не включения расходов на перевозку после прибытия товаров на территорию Союза в таможенную стоимость, а именно: расходы должны быть выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате; расходы должны быть заявлены декларантом и подтверждены документально.
В соответствии с подпунктом 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под таможенным декларированием понимается заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 39 Таможенного кодекса ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.
На момент возникновения рассматриваемых правоотношений действовал Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары.
В соответствии со статьей 40 Таможенного кодекса ЕАЭС, пунктом 22 Правил заполнения ДТС-1 Порядка (правила заполнения графы 17 ДТС-1) таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя, в том числе, расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если ЕАЭС в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - от места, определенного ЕАЭС, при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 10 Таможенного кодекса ЕАЭС местами прибытия товаров являются места перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, а местами перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов ЕАЭС либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС. Приложением N 1 к Порядку установлен перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки таможней установлено заявление обществом недостоверных сведений о таможенной стоимости товара по спорной ДТ.
В соответствии с представленным договором с перевозчиком распределение транспортных расходов по иностранной территории и территории ЕАЭС не предусмотрено. Также договором не оговорена сумма вознаграждения экспедитора. Из представленных в материалы дела доказательств также не следует подтверждение выплаты обществом вознаграждения ООО "Прайм-Рут" как экспедитору.
При таких обстоятельствах таможенный орган пришел к обоснованному выводу, что в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса ЕАЭС фактически понесенные расходы по доставке задекларированного товара до соответствующего пункта пропуска не подтверждены обществом документально.
Из материалов дела следует, что в день загрузки товара в адрес АО "АР Картон" выставляется предварительный счет на оплату, в котором выделяется стоимость транспортных услуг, оказанных на территории иностранного государства, и транспортные услуги, оказанные на территории Таможенного союза. Счет выставляется предполагаемой датой прихода ТС на таможню назначения. Ему присваивается номер, который используется в дальнейшем для выставления окончательного счета и соответствующего комплекта бухгалтерских документов. К моменту прихода ТС на таможню проверяется соответствие даты предварительного счета. При необходимости она корректируется на дату фактического прихода ТС на таможню назначения.
После завершения таможенного оформления и выгрузки товара из транспортного средства ООО "Прайм-Рут" оформляет окончательный счет на оплату без разбивки транспортных услуг, (оказанных до границы Российской Федерации и по территории Российской Федерации) и соответствующий комплект бухгалтерских документов датой прибытия транспортного средства на таможню назначения. Промежуток времени между датой выставления предварительного счета и датой выставления окончательного счета на оплату фактически равен времени, которое транспортное средство находится в пути от места погрузки до таможни назначения.
При этом окончательный вид документа (счет на оплату) не предполагает разбивку транспортных услуг. Полученные документы свидетельствуют о том, что ООО "Прайм-Рут" и АО "АР Картон" договорились о формировании для представления в таможенный орган комплекта документов по перевозке товара по территории Финляндии, содержащего недостоверные сведения о ее стоимости.
Согласно протоколам допросов представителей перевозчиков, в их адреса от ООО "Прайм-Рут" поступали заявки в целях организации международной перевозки грузов с указанием о необходимости обязательного представления по электронной почте счета до границы в размере 100 евро.
Из изложенного следует, что в нарушение положений пункта 3 статьи 40 Таможенного кодекса ЕАЭС сведения о транспортной составляющей в структуре заявленной обществом таможенной стоимости ввозимых товаров не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Расходы по перевозке товара до места прибытия на единую таможенную территорию ЕАЭС, заявленные обществом при декларировании товара, документально не подтверждены, что является нарушением пункта 10 статьи 38, пунктов 1, 3 статьи 40 Таможенного кодекса ЕАЭС.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недостоверности заявленных обществом сведений о таможенной стоимости товара и наличии события вмененного обществу административного правонарушения по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Довод о том, что общество не может располагать документами о фактических понесенных затратах, калькуляции расходов так как не связано в рамках гражданско-правовым отношениям с конечными исполнителями, конструкция договора на оказание транспортно-экспедиционных услуг не предполагает выделения экспедиторского вознаграждения и перевыставления отдельно расходов привлеченных транспортных компаний, судебной коллегией не принимаются, поскольку не освобождают декларанта от обязанности документально подтвердить заявленные им вычеты.
Для того чтобы транспортно-экспедиционные расходы могли быть вычтены из таможенной стоимости товаров необходимо соблюдение одновременно следующих условий: расходы должны быть выделены из цены подлежащей уплате; расходы должны быть заявлены декларантом при декларировании; расходы должны быть документально подтверждены декларантом. Если какое-либо из условий не соблюдается, указанные расходы остаются включенными в таможенную стоимость оцениваемых товаров, как составляющая стоимости сделки.
В рассматриваемом случае указанные сведения в структуре заявленной обществом таможенной стоимости ввозимых товаров не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, что не позволяет осуществить заявляемый обществом вычет расходов.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина выражается в том, что у общества имелась возможность для соблюдения требований действующего таможенного законодательства, однако им не были приняты все исчерпывающие меры, направленные на их соблюдение.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, установленных для каждого вида правоотношений (в данном случае обязанность общества при декларировании товаров заявить достоверные сведения о таможенной стоимости товара, обеспечить уплату всех таможенных платежей), но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для неукоснительного соблюдения требований таможенного законодательства.
Непринятие всех необходимых мер для заявления достоверных сведений о таможенной стоимости товара свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к своим публично-правовым (таможенным) обязанностям.
Факт совершения административного правонарушения и вина общества в его совершении подтверждаются следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении; актом камеральной таможенной проверки; актом об оказании транспортно-экспедиционных услуг, счетом-фактурой без разбивки транспортных расходов по территории Союза и территории иностранного государства; решением о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары от 19.11.2019; иными документами и сведениями, представленными по требованию таможенного органа в ходе камеральной таможенной проверки.
Учитывая изложенное, таможня пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности привлечения к административной ответственности, определенный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек. Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена. О времени и месте составления протокола и рассмотрения материалов административного производства общество было уведомлено надлежащим образом, расчет штрафа произведен верно.
Доводы общества о том, что таможенный орган обязан был истребовать у перевозчиков и экспедиторов дополнительные документы и сведения судебной коллегией не принимаются.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" не заявление (неполнота заявления) декларантом одного или нескольких дополнительных начислений не является основанием для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости, если при проведении таможенного контроля декларантом представлены и (или) имеются в распоряжении таможенного органа отвечающие требованиям пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса документы (сведения), позволяющие правильно учесть такие дополнительные начисления.
В данном случае, таможенный орган имел в распоряжении представленные декларантом и его контрагентом сведения и документы по спорной перевозке, информация в которых позволяла определить размер занижения таможенной стоимости товара, поэтому с учетом разъяснений, приведенных в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49, действия таможенного органа не противоречат таможенному законодательству.
Оснований для квалификации выявленного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, равно как наличие оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, судом не установлено.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении профессионального участника таможенных отношений к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил таможенного законодательства, что само по себе представляет значительную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с требованиями статьями 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка на то, что расходы на перевозку, по условиям поставки FCA Инкотермс 2010 несет покупатель, в связи с чем указанные расходы могут учитываться в структуре таможенной стоимости только до пересечения таможенной границы, судом отклоняется.
Согласно положениям ИНКОТЕРМС-2000 термин FCA ("Франко-перевозчик") означает, что продавец считается выполнившим свое обязательство по поставке товара, прошедшего таможенную очистку для вывоза, с момента передачи его в распоряжение перевозчика в обусловленном пункте. При этом следует отметить, что ИНКОТЕРМС регулирует не момент перехода права собственности на передаваемую вещь, а момент перехода рисков утраты и повреждения имущества, объем и момент исполнения сторонами договора своих обязательств по поставке товара.
В данном случае таможенный орган указывает на недостоверность заявленной стоимости перевозки после пункта передачи товара продавцом перевозчику. В связи с этим условия поставки FCA Коувола не влияют на оценку отношений, связанных с перевозкой товара от пункта передачи товара продавцом.
Суд первой инстанции также обоснованно принял во внимание преюдициальное значение судебных актов по делу N А32-6160/2020, которыми решение Краснодарской таможни от 19.11.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N N 10309203/280518/0002421, 10309203/011018/0004619, 10309203/080618/0002661, 10309203/111018/0004811, 10309203/070618/0002628, 10309203/140119/0000076, 10309203/140119/0000077, 10309203/140119/0000075 признано законным, в удовлетворении заявленных требований отказано.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о законности постановления таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от N 10309000-1670/2020 от 30.07.2020 и об отсутствии основания для удовлетворения требований общества.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2022 по делу N А32-36027/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36027/2020
Истец: АО "АР Пэкэджинг"
Ответчик: Краснодарская таможня