г. Пермь |
|
31 марта 2022 г. |
Дело N А50-11590/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муталлиевой И.О.,
судей Бояршиновой О.А., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
от истца: Апаницин Н.О., паспорт, доверенность от 20.12.2021 N 20, диплом,
от ответчика: Криворуко А.С., паспорт, доверенность от 29.07.2021, диплом,
от иных лиц: не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы истца, Пермского краевого государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго", и ответчика, садоводческого некоммерческого партнерства "Лесное",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 ноября 2021 года
по делу N А50-11590/2021
по иску Пермского краевого государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" (ОГРН 1135903000364, ИНН 5903104539)
к садоводческому некоммерческому партнерству "Лесное" (ОГРН 1025902402602, ИНН 5948009236),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "СтройЦентр" (ОГРН 1025900913499, ИНН 5904056013), общество с ограниченной ответственностью "Буматика" (ОГРН 1065904000711, ИНН 5904137287),
о взыскании задолженности по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Пермское краевое унитарное предприятие "Теплоэнерго" (далее - истец, региональный оператор, ПКГУП "Теплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к садоводческому некоммерческому партнерству "Лесное" (далее - ответчик, потребитель, СНП "Лесное") о взыскании задолженности в размере 117 231 руб. 60 коп., 4 517 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В порядке ст. 51 АПК РФ суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "СтройЦентр", общество с ограниченной ответственностью "Буматика".
Решением суда от 29.11.2021 (резолютивная часть от 22.11.2021) иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взысканы задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО в размере 19 283 руб. 16 коп., 729 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец и ответчик обратились с апелляционными жалобами.
Истец просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. В апелляционной жалобе истец указывает, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен на условиях типового договора и исполняется региональным оператором с 01.01.2019. Истец ссылается на неправомерность передачи ТКО сторонним организациям, отсутствие права собственника ТКО распоряжаться ТКО иным способом, нежели путем заключения соответствующего договора с региональным оператором и передачи ТКО региональному оператору в местах накопления ТКО.
Ответчик просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что факт оказания услуг в период с декабря 2020 года по март 2021 года не доказан, поскольку представленные акты подтверждают фактическое оказание услуг третьими лицами, на территории с.п. Село Янычи СНП площадки накопления ТКО не использовал. Ответчик также ссылается на то, что договор сторонами не подписан, так как региональным оператором не был согласован протокол разногласий, направленный потребителем. Кроме того, ответчик указывает, что представленная истцом заявка на заключение договор от 22.03.2019 подписана неуполномоченным лицом, поскольку в 2019 году председателем СНП был Мошев В.Б.
Ответчиком представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу истца, в котором он отклонил приведенные в ней доводы.
В ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, с доводами апелляционной жалобы ответчика не согласился.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, с доводами апелляционной жалобы истца не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ПКГУП "Теплоэнерго" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор).
Между региональным оператором и СНП "Лесное" (потребитель) был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 25.06.2019 N Т-000997, согласно которому региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в количестве и в месте, которые определены в настоящем договоре и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель (ответчик) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 1 договора).
Согласно п. 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО установлена 01.01.2019.
В соответствии с п. 2 договора количество ТКО, места накопления ТКО и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО определяются согласно приложению N 1 к настоящему договору.
В Приложении N 1 к договору наименование объекта - СНП "Лесное", место расположения Пермский край, Пермский район, с. Янычи, расчетная единица - 1 участник (член), показатель расчетной единицы - 130 участников. Место накопления ТКО определено по адресу: Пермский край, Пермский район, село Янычи.
За период с 01.01.2019 по 01.04.2021 региональным оператором произведен расчет стоимости услуг по обращению с ТКО по нормативам накопления, согласно которому норматив накопления кг/год для категории объекта садоводческие кооперативы, садово-огороднические товарищества - 73,56 кг/год, 0,62 куб.м/год на 1 участника (члена).
В подтверждение факта оказания услуг по обращению с ТКО в период с 01.01.2019 по 01.04.2021 региональным оператором представлены УПД N 9139 от 01.08.2020, акты АСУ за период с января 2019 года по март 2021 года.
По расчету регионального оператора задолженность потребителя по оплате оказанных услуг за период с 01.01.2019 по 01.04.2021 составляет 117 231 руб. 60 коп.
Региональным оператором направлена в адрес потребителя претензия от 15.04.2021 N 4753 с требованием оплаты задолженности.
Потребитель услуги регионального оператора по обращению с ТКО за соответствующий период не оплатил, в связи с чем региональный оператор обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск частично, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 N 641 (далее - Правила N 1156) и исходил из доказанности действия договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенного с третьим лицом, до момента заключения соответствующего договора с региональным оператором. При этом, судом установлено, что фактически договор с региональным оператором начал действовать с декабря 2020 года, в связи с чем, определен период начисления задолженности с декабря 2020 года по март 2021 года.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения судебного акта.
В силу ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, по общему правилу, является обязательным.
На основании пункта 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
Пунктом 8(4) Правил N 1156 установлено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно пункту 8(14) Правил N 1156, является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Пунктом 8(10) Правил N 1156 установлено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно пункту 8(11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Пунктом 8(15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно материалам дела, представленный истцом договор N Т-000997 от 21.06.2019 направлен региональным оператором в адрес потребителя 26.10.2020, в соответствии с информацией об отслеживании почтового отправления договор получен потребителем 28.10.2020. Кроме того, как верно установлено судом первой инстанции, в тексте представленного истцом договора, датированного 21.06.2019, в качестве директора указан Южанинов Сергей Павлович. Однако, как следует из официальной информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, а также, в справочной базе СБИС, Южанинов Сергей Павлович является председателем СНП только с 20.07.2020, а в 2019 году председателем СНП "Лесное" был Мошев Василий Борисович.
Учитывая данные обстоятельства, судом первой инстанции обоснованно поставлен под сомнение довод истца об изготовлении спорного договора в 2019 году и соответственно его направление ответчику ранее октября 2020 года.
Представленная в материалы дела заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 22.03.2019 не является доказательством заключения договора ранее установленной судом первой инстанции даты, поскольку подписана неуполномоченным лицом (п. 8(4) Правил N 1156).
На основании положений п. 8(11) Правил N 1156 с учетом доказательств направления региональным оператором экземпляров договора только 26.10.2020, суде первой инстанции пришел к верному выводу, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО начал действовать с декабря 2020 года.
На основании части 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
СНП "Лесное" (заказчик) был заключен договор об оказании комплекса услуг по обращению с отходами от 01.05.2018 с ООО "Стройцентр" (исполнитель), согласно которому заказчик поручает и оплачивает, а исполнитель обязуется организовать оказание услуг по транспортировке отходов, образовавшихся в результате деятельности заказчика.
В соответствии с п. 1.3 договора от 01.05.2018 исполнитель оказывает услуги на основании выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности N (59)-3997-Т от 14.07.2017.
В материалы дела представлены акты приемки-сдачи выполненных работ (услуг), счета на оплату, подтверждения платежей по договору от 01.05.2018 за период 2018-2020 годы.
Таким образом, принимая во внимание наличие договора от 01.05.2018 с третьим лицом, доказательств реального его исполнения сторонами договора в период 2018-2020 годы, оказание региональным оператором услуг по вывозу ТКО с близлежащих контейнерных площадок не подтверждает факт оказания услуг в часть спорного периода именно для СНП "Лесное".
Вместе с тем, поскольку договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО в силу п. 8(11) Правил N 1156 действует с декабря 2020 года, соответствующие услуги подлежат оплате потребителем региональному оператору на условиях договора N Т-000997 по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил N 1156.
В силу положений п. 1 ст. 24.6 Закона N 89-ФЗ, п.п. 2, 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ, п. 6 ст. 23 Закона N 458-ФЗ если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только региональный оператор.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых бытовых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно ч. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Из п. 6 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
При этом под объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абз. 9 ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника твердых коммунальных отходов только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие отходы.
Согласно ч. 1 ст. 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктами 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156) потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Региональный оператор по обращению с ТКО вывозит их из мест (площадок) накопления, определенных органом местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что на момент заключения договора объект ответчика не располагал оборудованной контейнерной площадкой, включенной в схему обращения с отходами.
Согласно ч. 4 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Собственники твердых коммунальных отходов лишены возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, последние в силу общего правила должны их утилизировать не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Таким образом, исходя из изложенного, отсутствие контейнерной площадки или контейнера для сбора и накопления ТКО не исключает пользование потребителем услугой регионального оператора с учетом получения потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования любой контейнерной площадки, включенной в территориальную схему обращения с отходами.
Вопреки доводам жалобы ответчика, подача заявок о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО на территории СНП "Лесное" не свидетельствует о неиспользовании потребителем площадок накопления ТКО в село Янычи, поскольку место накопления ТКО является определенным (созданным) с момента включения такого места в реестр мест (площадок) накопления ТКО (ст. 8 Закона N 89-ФЗ; п. 12, 13 Правил N 1039).
Поскольку в период с декабря 2020 года по март 2021 года количество и объем контейнеров, предназначенных для накопления ТКО, сторонами не согласованы, истцом правомерно произведен расчет объема услуг по обращению с ТКО исходя из норматива, в соответствии с Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.07.2018 N СЭД-46-04-02-97, исходя из количества членов СНП - 130 человек.
Суд первой инстанции, учитывая обязанность потребителя складировать ТКО в контейнеры на контейнерных площадках согласно территориальной схемы, пришел к верному выводу, что с момента заключения договора истец оказывал ответчику услуги по обращению с ТКО вне зависимости от места складирования ТКО, поскольку ТКО вывозятся региональным оператором со всех контейнерных площадок общего доступа.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции верно определен период оказания услуг по обращению с ТКО региональным оператором и размер задолженности по оплате оказанных услуг.
Иные доводы жалоб сторон рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как не влекущие отмену правильного судебного акта.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства имеющие значение для дела, указанные обстоятельства исследованы полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителей апелляционных жалоб в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 ноября 2021 года по делу N А50-11590/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11590/2021
Истец: ГУП ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ "ТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: СНП "Лесное"
Третье лицо: ООО "БУМАТИКА", ООО "СТРОЙЦЕНТР"