г. Томск |
|
01 апреля 2022 г. |
Дело N А27-24266/2021 |
Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП1588/2022) на решение от 08.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24266/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, г. Кемерово (ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740) к обществу с ограниченной ответственностью "Прокопьевский завод строительных материалов", г. Кемерово (ОГРН 1074223004987, ИНН 4223046422) о взыскании 6 000 рублей штрафа,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Прокопьевский завод строительных материалов" (далее - общество, ООО "Прокопьевский завод строительных материалов") о взыскании 6000 руб. штрафа.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 08.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области требования удовлетворены частично, с ООО "Прокопьевский завод строительных материалов" в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации взыскан штраф в размере 5 500 руб. за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год. В остальной части требования оставлены без удовлетворения. С ООО "Прокопьевский завод строительных материалов" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 1 833 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что страхователь не подлежит привлечению к ответственности в случае представления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в отношении конкретного застрахованного лица, индивидуальные сведения о котором были ране представлены по форме СЗМ-М (исходящая) и приняты территориальным органом ПФР.
В данном случае, представление сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчетах СЗВ-М (исходная) не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованных лиц впервые и с нарушением срока.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ от общества не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что Пенсионным фондом на основании актов о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования были вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Основанием для привлечения должника к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о нарушении страхователем срока предоставления сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, направленных в Пенсионный фонд дополняющей формой СЗВ-М за май 2020 года, а также представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.
Взыскание штрафа в размере 6 000 руб., не уплаченных обществом в добровольном порядке, является предметом требований по настоящему делу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в части формы СЗВ-М за май 2020 года, суд первой инстанции исходил из того, что общество самостоятельно выявило неполноту в направленных сведениях и направило дополнительно недостающие сведения, у контрольного органа отсутствовали основания для привлечения его к ответственности; в части формы СЗВ-СТАЖ за 2019 год фактическое представление в Пенсионный фонд недостоверных сведений в части указания кодов особых условий труда у 11 сотрудников ООО "ПЗСМ" страхователем не опровергнуто, требования о взыскании 5 500 руб. штрафа (11*500) заявлено правомерно.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.
Следуя положениям части 5 статьи 268 АПК РФ, пункту 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", учитывая отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 40 Инструкции N 211н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются. Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Федеральный закон N 27-ФЗ и Инструкция не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в Пенсионный фонд, а также срок предоставления дополняющих форм отчетности.
По смыслу действующего законодательства, первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, исправленные впоследствии заявителем самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, не могут расцениваться как недостоверные сведения или как сведения, предоставленные не в полном объеме или позже установленного срока.
В ранее действовавшем письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" также было разъяснено, что, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27- ФЗ.
Из материалов дела следует, что 15.06.2020 страхователем в Пенсионный фонд предоставлена отчетность по форме СЗВ-М за май 2020 года на 29 застрахованных лиц.
В дальнейшем, 03.07.2020, общество представило дополняющую форму СЗВ-М за май 2020 года на 1 застрахованное лицо, то есть страхователь самостоятельно обнаружил и исправил допущенные при направлении исходной формы СЗВ-М неточности до проведения Пенсионным фондом проверки, которая имела место 09.07.2021, согласно акту проверки.
Федеральным законом N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Ошибки в первоначально поданных в срок сведениях обнаружены и устранены ответчиком самостоятельно, до обнаружения соответствующего нарушения контрольным органом и составления актов.
Как указано в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, страхователь реализует свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что допускает не применять к нему финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Ошибки в части не указания в представленных сведениях застрахованного лица выявлены, исправлены и дополняющая форма представлена страхователем самостоятельно.
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Из анализа действующего законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Положение абзаца 4 пункта 40 Инструкции N 211н, подлежит применению с одновременным учетом предусмотренного Федеральным законом N 27-ФЗ права страхователя на исправление и дополнение сведений; цели законодателя побуждать страхователя к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Принятие и введение в действие данного подзаконного акта не может быть направлено на преодоление законодательных положений, регулирующих вопросы привлечения к ответственности, и наделяющих страхователя правами на уточнение и дополнение ранее представленных сведений о застрахованных лицах.
Иной подход, по сути, лишает страхователя возможности без штрафной санкции в случае обнаружения ошибок в представленных сведениях за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лиц.
Более того, основания для привлечения к ответственности устанавливаются федеральным законом, в статьи 15 и 17 Федерального закона N 27-ФЗ законодателем какие-либо изменения не вносились, следовательно, с принятием новой Инструкции N 211н не могут быть установлены новые основания для привлечения к ответственности, а ранее сложившаяся судебная практика сохраняет свое практикообразующее значение.
Поскольку исходная форма отчетности была представлена в Пенсионный фонд своевременно, а уведомление об обнаружении ошибок в представленной страхователем форме отчетности в адрес ООО "ПЗСМ" не направлялось (обратного не доказано, не следует из содержания решения от 12.08.2020 N 052S19200008556), у Пенсионного фонда отсутствовали основания для привлечения заявителя к ответственности.
С учетом изложенного, требования о взыскании 500 руб. штрафа за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2020 года не подлежат удовлетворению.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в обжалуемой части установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-24266/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Судья |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-24266/2021
Истец: Государственного учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу
Ответчик: ООО "Прокопьевский завод строительных материалов"