г. Владимир |
|
29 марта 2022 г. |
Дело N А43-14917/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2022.
Полный текст постановления изготовлен 29.03.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышкова М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.12.2021 по делу N А43-14917/2021,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ждановский" (ОГРН 1105250003363, ИНН 5250052138) о признании незаконным бездействия Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области,
при привлечении к участию в деле в качестве третьего лица - Федерального агентства лесного хозяйства.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ждановский" (далее - Общество) является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010014:252, 52:26:0010014:259, 52:26:0010014:266, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, местоположение: Нижегородская область, Кстовского района, что подтверждается записью о регистрации от 10.04.2012 N 52-52-14/020/2012-188 и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 17.02.2012, записью о регистрации от 10.04.2012 N 52-52-14/020/2012-185 и выпиской из ЕГРН от 20.02.2012, записью о регистрации от 13.04.2012 N 52-52-14/020/2012-225 и выпиской из ЕГРН от 20.02.2012, соответственно.
Общество, руководствуясь частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), частью 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), пунктом 3.9. Положения о департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, обратилось в Департамент лесного хозяйства Нижегородской области (переименовано в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области) (далее - Министерство) с заявлением от 12.01.2021 N 1 (N 414-8962/21), в котором просило:
- сообщить о наличии согласно документированной информации государственного лесного реестра (далее - ГЛР) наложения границ лесных участков, земель лесного фонда на установленные в ЕГРН границы земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010014:252, 52:26:0010014:259, 52:26:0010014:266;
- в случае наличия наложения границ лесных участков, земель лесного фонда согласно документированной информации государственного лесного реестра на границы вышеуказанных лесных участков, исключить из ГЛР сведения о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям ЕГРН по земельным участкам с кадастровыми номерами 52:26:0010014:252, 52:26:0010014:259, 52:26:0010014:266.
Письмом от 12.02.2021 N Исх-414-61002/21 Министерство сообщило, что участки с кадастровыми номерами 52:26:0010014:252, 52:26:0010014:259, 52:26:0010014:266, имеющие пересечения с землями лесного фонда, будут вынесены на рассмотрение межведомственной рабочей группой по приведению сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.
Поскольку сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 52:26:0010014:252, 52:26:0010014:259, 52:26:0010014:266 не были исключены из ГЛР, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства, выразившегося в неисключении из ГЛР сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям ЕГРН по земельным участкам Общества с кадастровыми номерами 52:26:0010014:252, 52:26:0010014:259, 52:26:0010014:266.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением от 22.12.2021 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное Обществом требование.
Министерство обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Министерство утверждает, что в ЕГРН имеются сведения о ранее учтенном земельном участке с категорией "земли лесного фонда" с кадастровым номером 52:26:00000002103, расположенным по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, Кстовское районе лесничество, Пригородное участковое лесничество, квартал N 1 (выд. 1-38), 2. Декларированная площадь данного лесного участка 2299632 кв.м. Право собственности Российской Федерации зарегистрировано в 2004 году.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не учел наличие зарегистрированного в силу закона (статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ)) права собственности Российской Федерации на земли лесного фонда в границах земельного участка в кадастровым номером 52:26:00000002103, тем самым фактически лишив части земель, обязав исключить сведения о землях лесного фонда из ГЛР в части, противоречащей сведениям из ЕГРН по земельным участкам Общества.
Как поясняет Министерство, оно рассмотрело обращение Общества и дало промежуточный ответ, согласно которому все заявленные земельные участки будут вынесены на рассмотрение на заседание межведомственной рабочей группы по проведению ГЛР в соответствии со сведениями ЕГРН. Данное информационное письмо не является отказом или бездействием Министерства.
Министерство заявило ходатайство об отложении судебного заседания.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции отказал в его удовлетворении ввиду отсутствия процессуальных оснований, поскольку обстоятельство, приведенное заявителем жалобы, не лишает его права на судебную защиту. Невозможность явки в суд одного представителя не лишает юридическое лицо возможности направить для участия в судебном процессе другого представителя.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, а также заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Федеральное агентство лесного хозяйства отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьями 7, 67 - 69 ЛК РФ местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом N 201-ФЗ.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Положениями части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
По смыслу приведенных норм все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.
Федеральным законом N 280-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Принятие названного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений ГЛР и ЕГРН путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
В соответствии частью 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии) по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, для уточнения границ земельного участка.
В силу части 5 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.
Согласно части 6 статьи 4.6. Федерального закона N 201-ФЗ сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом N 218-ФЗ в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений (часть 7 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 4 статьи 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 01.01.2016 и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
На основании части 6 статьи 10 Федерального закона N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом N218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 01.01.2023 приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ и части 2 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, в редакции внесенных изменений, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017).
С учетом приведенных положений следует, что собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в ГЛР на основании Федерального закона N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что право собственности Общества на земельные участки с кадастровыми номерами 52:26:0010014:252, 52:26:0010014:259, 52:26:0010014:266 (разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства) возникло до 01.01.2016, в связи с чем в силу части 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ сведения ЕГРН имеют приоритет перед сведениями ГЛР.
При этом право собственности Общества не оспорено, спор о праве отсутствует. Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы не представлено.
Следовательно, в рассматриваемом случае необходимо привести сведения ГЛР в соответствии со сведениями ЕГРН.
Достоверных доказательств отнесения земельных участков Общества к землям лесного фонда Министерством не представлено.
Общество использует земельные участки по целевому назначению, доказательств обратного материалы дела не содержат (л.д.76).
При этом в ЕГРН отсутствуют сведения об описании местоположения земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 52:26:0000000:2103, что свидетельствует о том, что до настоящего момента времени сведения о лесном участке в ЕГРН не внесены.
Довод Министерства о том, что принятие судебного акта нарушит права и законные интересы Российской Федерации, не может быть принят во внимание, поскольку Общество владеет на праве собственности вышеперечисленными земельными участками на законном основании. Земельные участки Общества не относились к лесному фонду, не предоставлялись в пользование из земель лесного фонда. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Право собственности Общества на вышеназванные земельные участки Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации не оспаривало.
Министерством не представлено в дело доказательств того, что имеется спор о праве. Наличие свидетельства о праве собственности Российской Федерации на земли лесного фонда с кадастровым номером 52:26:0000000:2103 не означает наличия спора о праве. Необходимым условием спора о праве должны быть сведения о пересечении границ по данным ЕГРН. Таких доказательств не имеется.
В соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона N 280-ФЗ, частями 6 и 7 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ на Министерстве лежит соответствующая обязанность по приведению ГЛР в соответствии со сведениями в ЕГРН по заявлению заинтересованного лица, в том числе, по заявлению Общества об исключению из ГЛР сведений о пересечении лесных участков, земель лесного фонда с земельными участками с кадастровыми номерами 52:26:0010014:252, 52:26:0010014:259, 52:26:0010014:266.
В рассматриваемом случае выявлено пересечение земель лесного фонда с границами земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010014:252, 52:26:0010014:259, 52:26:0010014:266, что Министерством не оспаривается.
При таких обстоятельствах у Министерства на основании поступившего в его адрес заявления от 12.01.2021 N 1 (вх. N 414-8962/21) имелись все основания для внесения изменений в документированную информацию ГЛР в части исключения из ГЛР сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части приведения в соответствие со сведениями ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010014:252, 52:26:0010014:259, 52:26:0010014:266.
Какие-либо действия по указанному вопросу Министерством произведены не были.
Довод Министерства о том, что заявление Общества не могло быть рассмотрено, поскольку на территории Российской Федерации прекращена деятельность межведомственных групп, судом первой инстанции правильно отклонен, поскольку положения статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ, статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ не связывают рассмотрение вопроса о приведении в соответствии содержащихся в ЕГРН и ГЛР сведений в отношении земельных участков с деятельностью таких групп.
Напротив, в силу приведенных положений частей 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона N 201-ФЗ уполномоченный орган области лесных отношений обязан рассмотреть обращение заинтересованного лица по вопросу исключения сведений о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, границы которых пересекают иные земельные участки и осуществить исключение.
Наличие в ГЛР сведений о пересечении земель лесного фонда с земельными участками Общества ограничивает право собственности Общества в части полномочий владения и распоряжения.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование.
В качестве правовосстановительной меры, в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правильно посчитал необходимым обязать Министерство в десятидневный срок после вступления настоящего решения суда в законную силу в установленные действующим законодательством порядке и сроки предпринять необходимые действия по исключению из государственного лесного реестра сведений о лесных участках, землях лесного фонда в части несоответствия сведениям Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0010014:252, 52:26:0010014:259, 52:26:0010014:266 на основании обращения Общества от 12.01.2021.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Министерство от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе освобождено. Одновременно суд первой инстанции правомерно на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложил на Министерство расходы Общества по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.12.2021 по делу N А43-14917/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-14917/2021
Истец: ООО "ЖДАНОВСКИЙ", ООО ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЖДАНОВСКИЙ-СОРОКИНА Е.А.
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства РФ