г. Воронеж |
|
01 апреля 2022 г. |
Дело N А64-5257/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Коровушкиной Е.В.,
Письменного С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Серищевой С.В.,
при участии:
от акционерного общества "Избердеевский элеватор": Попов А.В. - представитель по доверенности N 3 от 10.01.2022;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Аксенов О.А. - представитель по доверенности N ЮВОСТ-234/Д от 11.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) апелляционную жалобу акционерного общества "Избердеевский элеватор" (ОГРН 1026800631450, ИНН 6813001869) на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.12.2021 по делу N А64-5257/2021 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к акционерному обществу "Избердеевский элеватор" (ОГРН 1026800631450, ИНН 6813001869) о взыскании 294 797 руб. 73 коп.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к акционерному обществу "Избердеевский элеватор" (далее - АО "Избердеевский элеватор", ответчик) о взыскании платы за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава по договору N 5/21 от 01.07.2019 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Избердеевский элеватор", примыкающего к станции Избердей Юго-Восточной железной дороги, в размере 274 504 руб. 80 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами с 26.06.2020 по 15.12.2021 на общую сумму 20 292 руб. 93 коп., всего 294 797 руб. 73 коп., а также проценты за пользование чужими денежными средствами начиная с 16.12.2021 до момента фактического исполнения обязательства (с учетом уточнения, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.12.2021 исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что причиной задержки вагонов на путях общего пользования в спорный период послужила доставка ОАО "РЖД" вагонов ранее срока на станцию назначения без учета ее пропускной способности и возможностей грузополучателя. Не возражая против права истца на доставку вагонов раньше срока, ответчик ссылается на наличие в своем распоряжении ограниченного количества железнодорожных путей, в связи с чем у него отсутствует возможность принять поступившие вагоны сверх планируемого количества.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ОАО "РЖД" с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав мнение явившихся представителей, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.07.2019 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "Избердеевский элеватор" (владелец) был заключён договор N 5/21 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Избердеевский элеватор", примыкающего к станции Избердей Юго-Восточной железной дороги (договор), по условиям п. 1 которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелкой N 21 к пути N 11 станции Избердей Юго-Восточной железной дороги, локомотивом владельца (том 1, л.д. 39-45).
В соответствии с п. 4 договора движение маневровых составов (локомотивов) по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог РФ и приложений к ним и Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования владельца.
Согласно п.п. 5, 7 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению, круглосуточно. Сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из приёмо-сдаточных путей N N 2, 3, 5 владельца. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой вагонов по местам погрузки, выгрузки, в отстой.
С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в размере не менее сданной группы. Возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на один из приёмо-сдаточных путей N N 2, 3, 5 владельца. По согласованию между владельцем и перевозчиком в лице начальника станции Избердей допускается возврат группы вагонов менее поданного количества вагонов. Осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении производятся на приемо-сдаточных путях NN 2, 3, 5 владельца (п.п. 9, 11 договора).
В п. 12 договора указано, что на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагона общий для всех вагонов 4,3 часа (ведомость расчёта технологического срока оборота вагона по элементам на железнодорожном пути необщего пользования владельца - Приложение N 1 к договору.
Пунктом 15 договора предусмотрено, что владелец уплачивает перевозчику: а) сбор за подачу и уборку вагонов на расстояние 2,46 км в оба конца, со среднесуточным количеством подаваемых и убираемых вагонов - 40,4 в размере, предусмотренном Таблицей 8 (группа подъездного пути VII) Тарифного руководства N 3 - ежесуточно; б) ежесуточную плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, протяженностью 886 метров согласно Протоколу согласования договорной цены, являющемуся неотъемлемой частью договора (Протокол согласования договорной цены - Приложение N 2 к договору); в) за время нахождения у владельца вагонов перевозчика, либо за время ожидания их подачи или приёма по причинам, зависящим от владельца - плату за пользование вагонами согласно Тарифному руководству N 2; плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава независимо от его принадлежности по ставкам Тарифного руководства; г) сбор за маневровую работу, не совмещённую во времени с подачей и уборкой вагонов; д) штраф за задержку вагонов перевозчика в порядке и размерах, установленных ст.ст. 62 и 99 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 "Устав железнодорожного транспорта РФ" (УЖТ).
Порядок внесения сборов, платы и штрафов установлен в п. 16 договора.
В силу п. 18 договора расчёты платы по договору производятся в соответствии с условиями соглашения N 99/14 от 24.01.2014 об организации расчётов (код плательщика N 1000339028) (том 1, л.д. 24, 25).
В соответствии с п. 29 договора за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств по договору стороны несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
Договор вступает в силу с 25.08.2019 по 24.08.2024 включительно и будет считаться исполненным после выполнения взаимных обязательств и урегулирования всех расчётов между перевозчиком и владельцем (п. 30 договора).
Как указано истцом, в июне-июле 2020 года в нарушение ст. 36 УФТ, устанавливающей обязанность грузополучателя принять груз на станции назначения, АО "Избердеевский элеватор" была допущена задержка вагонов на путях общего пользования станции Избердей, вызванная непринятием вагонов на свой путь необщего пользования по причине занятости фронта погрузки. Так, в июне 2020 года в адрес ответчика прибыли не принадлежащие перевозчику порожние вагоны в количестве 29-х штук.
Ввиду отсутствия у грузополучателя АО "Избердеевский элеватор" возможности приёма вагонов на станции назначения (по причине занятости путей необщего пользования ранее прибывшими вагонами) эти вагоны были задержаны в пути следования на станции Избердей, в том числе:
1 вагон (N 95343638), следующий в поезде N 4869 с индексом 6001-001-6003, в период с 12.06.2020 по 04.07.2020. За время нахождения данного вагона на путях станции Избердей в указанный период ответчику рассчитана плата за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в размере 10 400 руб. 40 коп.;
23 вагона (N N 95207767, 95380473, 59093062, 95426813, 95196077, 95085031, 95381943, 95387015, 95321618, 95216024, 95376406, 59175927, 59094011, 95116315, 95166955, 95202818, 95105284, 95203667, 95216727, 95143384, 95169983, 59092973, 95433181) следующие в поезде N 3560 с индексом 6000-152-6003, в период с 12.06.2020 по 04.07.2020. За время нахождения данных вагонов на путях станции Избердей в указанный период ответчику рассчитана плата за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава на общую сумму 234 020 руб. 40 коп.;
5 вагонов (N N 95176277, 95257952, 95269106, 59093575, 95214615) следующих в поезде N 3560 с индексом 6000-152-6003, в период с 12.06.2020 по 25.06.2020. За время нахождения данных вагонов на путях станции Избердей в указанный период ответчику рассчитана плата за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава на общую сумму 30 084 руб. 00 коп.
Всего за нахождение перечисленных вагонов на путях общего пользования станции Избердей истец рассчитал ответчику плату в размере 274 504 руб. 80 коп.
Истцом в адрес ответчика было направлено претензионное письмо N 5338/Ю-в ТЦФТО от 20.08.2020 (том 1, л.д. 16-20), неисполнение требований которого послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В настоящем споре обязательства сторон возникли в связи с заключением договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Избердеевский элеватор", примыкающего к станции Избердей Юго-Восточной железной дороги N 5/21 от 01.07.2019.
Отношения по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования между перевозчиком и владельцем указанного пути регулируются Федеральным законом N 18-ФЗ от 10.01.2003 "Устав железнодорожного транспорта РФ" (далее - УЖТ) и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, зарегистрированными в Минюсте 19.06.2003 N 4764.
В соответствии со ст. 39 УЖТ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приёма вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприёма железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определённых на железнодорожной станции отправления (расчётный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
При этом для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в перечисленных случаях оформляется акт общей формы. Акт общей формы составляется и подписывается одним уполномоченным представителем перевозчика, который его составил, в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом общей формы (ст. 64 УЖТ).
В соответствии со ст. 3 УЖТ приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003 утверждены Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, из п. 4.6. которых следует, что при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, а также при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, с заключением в него всех вагонов, находящихся на железнодорожной станции в момент задержки, готовых к подаче на эти железнодорожные пути необщего пользования. Фактом задержки считается невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указываются: а) причина задержки в подаче вагонов; б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию; в) время начала и окончания задержки вагонов; г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Истцом в соответствии с утверждёнными распоряжением ОАО "РЖД" N 558р от 22.03.2012 Правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом, Методическими рекомендациями по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприёма их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, оформлены соответствующие первичные документы:
акты общей формы: N 2/218 от 12.06.2020 (в отношении вагона N 95343638), N 2/220 от 12.06.2020 (в отношении вагонов NN 95207767, 95380473, 59093062, 95426813, 95196077, 95085031, 95381943, 95387015, 95321618, 95216024, 95376406, 59175927, 59094011, 95116315, 95166955, 95202818, 95105284, 95203667, 95216727, 95143384, 95169983, 59092973, 95433181, 95176277, 95257952, 95269106, 59093575, 95214615), подтверждающие занятость путей необщего пользования АО "Избердеевский элеватор" и начало нахождения порожних вагонов на путях общего пользования станции Избердей в ожидании подачи (том 1, л.д. 56-57, 60-64);
акты общей формы: N 2/236 от 04.07.2020 (в отношении вагона (N 95343638), N 2/237 от 04.07.2020 (в отношении вагонов NN 95207767, 95380473, 59093062, 95426813, 95196077, 95085031, 95381943, 95387015, 95321618, 95216024, 95376406, 59175927, 59094011, 95116315, 95166955, 95202818, 95105284, 95203667, 95216727, 95143384, 95169983, 59092973, 95433181), N 2/235 от 25.06.2020 (в отношении вагонов (NN 95176277, 95257952, 95269106, 59093575, 95214615), подтверждающие окончание нахождения порожних вагонов на путях общего пользования станции Избердей в ожидании подачи (том 1, л.д. 58-59, 65-69).
Все упомянутые акты со стороны АО "Избердеевский элеватор" подписаны электронной подписью представителя грузополучателя Пашкова Д.В. Занятость путей необщего пользования ранее прибывшими в адрес АО "Избердеевский элеватор" вагонами подтверждена ведомостями подачи и уборки вагонов N N 075297, 075298, 075299, 075306, 076215 (том 1, л.д. 70-82), которые также подписаны электронной подписью представителя грузополучателя Пашкова Д.В. Факт и время простоя спорных вагонов на путях общего пользования ответчиком не отрицается.
За нахождение вагонов на путях общего пользования станции Избердей истец рассчитал ответчику плату на общую сумму 274 504 руб. 80 коп., расчёт (том 1, л.д. 22) выполнен ОАО "РЖД" на основании накопительных ведомостей N N 220747, 220748, 290634, справки о времени нахождения вагонов под грузовыми операциями на подъездном пути АО "Избердеевский элеватор" и пояснения расчёта фактического оборота вагонов на подъездном пути АО "Избердеевский элеватор" (том 1, л.д. 48-55, 124). Арифметическая правильность расчёта ответчиком не оспаривается.
В то же время, по мнению АО "Избердеевский элеватор", взыскание платы за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава на сумму 67 077 руб. 12 коп., начисленной в период до истечения срока доставки, не правомерно. Данный вывод ответчика является ошибочным, основанным на неверном толковании норм материального права.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 784, ч.ч. 1, ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Статьёй 33 УЖТ предусмотрено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приёма грузов для перевозки.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учётом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учётом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чём составляется акт общей формы.
Приказом Минтранса России N 245 от 07.08.2015 утверждены Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (Приказ N 245), в соответствии с п. 14 которых грузы считаются доставленными в срок: если до истечения указанного в накладной срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения (при наличии договора) или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей; в случае прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в накладной срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки (железнодорожный выставочный путь) занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чём перевозчиком составляется акт общей формы.
Анализ приобщённых истцом к материалам дела дорожных ведомостей на перевозку грузов формы ГУ-29у-ВЦ (в пределах РФ), накладных СМГС (в рамках соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении) N N 16332125, 16333090, 16333091, 16333126, 16333127, 16333155, 16333173, 16333174, 16333272, 16333273, 16333274, 16333275, 16333276, 16333277 (том 1, л.д. 83-123), а также скринов экрана создания и обработки перечисленных электронных накладных СМГС в АС ЭТРАНЕ (том 2, л.д. 112-147) показал, что отправителем порожних вагонов для ответчика являлось АО "Русагротранс", и дорожные ведомости на перевозку грузов формы ГУ-29уВЦ, и электронные накладные СМГС, являясь договорами перевозки грузов, содержат указание на дату истечения срока доставки.
По правилам ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В силу абз. 1 ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нём слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путём сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Таким образом, с учётом установления в дорожных ведомостях на перевозку грузов и в электронных накладных СМГС не конкретной даты доставки вагонов, а даты, не позднее которой вагоны должны быть доставлены в адрес грузополучателя, в рассматриваемом случае ОАО "РЖД" обязательства по доставке вагонов раньше даты, указанной в перевозочных документах, являются надлежаще выполненными (ст. 33 УЖТ, п. 14 Приказа N 245), соответственно, истец имеет субъективное материальное право требовать оплаты ответчиком платы за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в заявленном размере.
Частью 3 ст. 401 ГК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несёт ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В связи с неоплатой АО "Избердеевский элеватор" платы за нахождение на путях общего пользования железнодорожного подвижного состава ОАО "РЖД", с учётом уточнения, начислило ответчику проценты за пользование чужими денежными средствами с 26.06.2020 по 15.12.2021 на общую сумму 20 292 руб. 93 коп. из расчёта соответствующих значений ключевой ставки ЦБ РФ, а также с 16.12.2021 по день фактической оплаты суммы долга.
Согласно положениям ч. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Представленный истцом расчет процентов за пользование чужими денежными средствами судом проверен, признан соответствующим обстоятельствам настоящего дела и арифметически верным
Ответчик сумму начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами не оспорил, доказательства её погашения и контррасчёт не представил, представленный истцом уточнённый расчёт (том 3, л.д. 40).
В п. 48 постановления Пленума ВС РФ N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъясняется, что сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам ст. 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства. При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчёта процентов.
С учетом изложенного, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами с 26.06.2020 по 15.12.2021 на общую сумму 20 292 руб. 93 коп., а также с 16.12.2021 по день фактической уплаты суммы долга, правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неправомерности взыскания с него платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, прибывших ранее срока доставки по вине перевозчика, не принимаются судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку ни УЖТ, ни Правила N 245 не содержат положения о том, что перевозчик должен доставить груз именно в тот день, который указан в железнодорожной накладной. Дата, указанная в накладной является предельной когда этот груз должен быть доставлен грузополучателю, доставка груза позднее указанного в накладной срока предполагает ответственность перевозчика по статье 97 УЖТ.
При этом, условия, при которых доставка вагонов ранее срока, указанного в договоре или железнодорожной накладной, считается осуществленной в установленный срок, законодательно закреплены, в связи с чем несоблюдение данного срока не является основанием для признания действий перевозчика причиной нарушения ответчиком сроков нахождения спорных вагонов на путях общего пользования.
Кроме того, указанные в актах общей формы обстоятельства простоя вагонов не связаны с причинами, зависящими от истца, поскольку вагоны ответчиком не были приняты по причине занятости путей общего пользования, как указано истцом в актах, а не из-за их прибытия ранее срока доставки.
Довод ответчика об отсутствии вины в простое вагонов на путях общего пользования не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку по существу выражает несогласие с оценкой судом доказательств по делу и направлен на их переоценку.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку доказательств и выводов суда первой инстанции при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, т.к. не свидетельствуют о неправильном применении арбитражным судом области норм материального или процессуального права.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно положениям ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тамбовской области от 15.12.2021 по делу N А64-5257/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Избердеевский элеватор" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.П. Афонина |
Судьи |
Е.В. Коровушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-5257/2021
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ОАО "Избердеевский элеватор"
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд