г. Санкт-Петербург |
|
31 марта 2022 г. |
Дело N А42-8456/2021 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Галенкиной К.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.
при участии:
от истца: представитель Исаева Е.И. по доверенности от 14.12.2021;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43605/2021) акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.11.2021 по делу N А42-8456/2021, принятое
по иску акционерного общества "Оборонэнерго" (107140, г.Москва, 1-й Красносельский пер., дом 11, ОГРН: 1097746264230, ИНН: 7704726225)
к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и республике Карелия (183038, Мурманская обл., г.Мурманск, ул.Пушкинская, 12, ОГРН: 1105190003049, ИНН: 5190915348)
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Оборонэнерго" (далее - Истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и республике Карелия (далее - Ответчик, МТУ Росимущества) об урегулировании разногласий возникших при заключении договора аренды земельного участка от 13.04.2021 N 640, а именно принятии пунктов 2 и 3 Приложения N 2 к договору в редакции Истца:
Пункт 2 приложения N 2 изложить в следующей редакции:
Расчет арендной платы на 2020 год:
А = 290 * 2,11 = 611,90 руб. в год,
Где А - арендная платана 2020 год;
290 - площадь земельных участков;
2,11 - ставка арендной платы, установленная приказом Минэкономразвития России от 22.09.2011 N 507;
Пункт 3 приложения N 2 изложить в следующей редакции:
Расчет арендной платы на 2021 год:
А = 290 * 2,11 * 1,037 = 634,54 руб. в год,
Где А - арендная плата на 2020 год;
290 - площадь земельных участков;
2,11 - ставка арендной платы, установленная приказом Минэкономразвития России от 22.09.2011 N 507;
1,037 - коэффициент уровня инфляции на 2021 год (в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов").
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 29.11.2021 в удовлетворении иска отказано; пункты 2 и 3 Приложения N 2 "Расчет арендной платы за земельный участок" к договору аренды от 13.04.2021 N 640 приняты в редакции МТУ Росимущества в Мурманской области и республике Карелия.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, вынести по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель указывает, что цена договора не может формироваться с 2012 года с применением коэффициента уровня инфляции по нарастанию. По мнению подателя жалобы, принятый судом первой инстанции расчет арендной платы может быть применим арендодателем лишь при взыскании арендной платы за прошлые периоды и лишь в пределах срока исковой давности.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражал против ее удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Общества, апелляционный суд установил следующее.
Как указывает Истец, он является собственником распределительной трансформаторной подстанции (кадастровый N 51:06:0000000:1441, площадью 70,3 м2), расположенной на земельном участке площадью 290 м2 с кадастровым номером 51:06:0030106:85 в Мурманской области по адресу: ЗАТО город Североморск, улица Советская (далее - Участок), который находится в федеральной собственности.
На основании заявления Истца от 07.12.2020 Ответчик (арендодатель) направил Истцу проект договора аренды Участка от 13.04.2021 N 640 (далее - Договор).
Договор подписан Истцом с протоколом разногласий, которые Истец направил Ответчику письмом от 11.06.2021.
Неурегулированными остались пункты 2 и 3 приложения N 2 к Договору.
Пункты 2 и 3 Приложения N 2 к Договору Ответчик (арендодатель) изложил в следующих редакциях:
"2. Расчет арендной платы на 2020 год:
А = 290 * 2,11 * 1,06 * 1,055 * 1,05 * 1,122 * 1,064 * 1,04 * 1,04 * 1,043 * 1,03 = 996,67 руб. в год,
где А - арендная плата на 2020 год;
2,11 руб. за кв.м - предельная ставка арендной платы, утвержденная приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.09.2011 N 507 " Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)";
1,06 - коэффициент уровня инфляции на 2012 год (в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов");
1,055 - коэффициент уровня инфляции на 2013 год (в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов");
1,05 - коэффициент уровня инфляции на 2014 год (в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов");
1,122 - коэффициент уровня инфляции на 2015 год (в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов");
1,064 - коэффициент уровня инфляции на 2016 год (в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год");
1,04 - коэффициент уровня инфляции на 2017 год (в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов");
1,04 - коэффициент уровня инфляции на 2018 год (Федеральный закон от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов");
1,043 - коэффициент уровня инфляции на 2019 год (в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2018 N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов";
1,03 - коэффициент уровня инфляции на 2020 год (в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов").
3. Расчет арендной платы на 2021 год
А = 996,67 руб. * 1,037 = 1 033,55 руб.,
где А - размер годовой арендной платы за 2021 год.
996,67 руб. - размер арендной платы за 2020 год;
1,037 - коэффициент уровня инфляции на 2021 год (в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов").".
Истец в протоколе разногласий предложил пункты 2 и 3 приложения N 2 к Договору изложить в следующей редакции:
"2. Расчет арендной платы на 2020 год:
А = 290 * 2,11 = 611,90 руб. в год,
где А - арендная плата на 2020 год;
290 - площадь земельного участка;
2,11 - ставка арендной платы, установленная приказом Минэкономразвития России от 22.09.2011 N 507.
3. Расчет арендной платы на 2021 год:
А = 290 * 2,11 * 1,037 = 634,54 руб. в год,
где А - арендная плата на 2020 год;
290 - площадь земельного участка;
2,11 - ставка арендной платы, установленная приказом Минэкономразвития России от 22.09.2011 N 507"
1,037 - коэффициент уровня инфляции на 2021 год (в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов").".
Поскольку указанные разногласия урегулированы не были, Общество обратилось в арбитражный суд с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка.
Суд первой инстанции спорные пункты договора принял в редакции МТУ Росимущества указав, что применение в расчете арендной платы за Земельный участок, находящийся в государственной собственности коэффициента инфляции по своей экономической природе направлено на приведение суммы арендной платы прошлого периода к сопоставимой и экономически обоснованной сумме платы за участок в текущем финансовом году.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Размер арендной платы являются существенными условиями договоров аренды (статьи 610 и 614 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление N 582) утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2011 N 15837/11, от 17.12.2013 N 10782/13, принципы, закрепленные в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 " Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", вступившем в силу 04.08.2009, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю во всех случаях, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В соответствии с пунктом 5 Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
В пунктах 2, 3 и 5 Постановления N 582 Министерству экономического развития Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих отраслях экономики, утвердить ставки арендной платы или методические указания по ее расчету, касающиеся указанных в пункте 5 Правил земельных участков.
До утверждения Министерством экономического развития Российской Федерации ставок арендной платы либо методических указаний по ее расчету, предусмотренных пунктом 2 настоящего Постановления, арендная плата определяется в соответствии с пунктами 3 и 6 Правил.
До утверждения Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии ставок арендной платы, предусмотренных пунктом 3 настоящего постановления, арендная плата в отношении земельных участков, указанных в пункте 5 Правил, определяется в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии с пунктом 5 Правил Приказом Минэкономразвития от 22.09.2011 N 507 установлена ставка арендной платы от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятые такими объектами. При этом указанная ставка арендной платы не должна превышать прилагаемых к приказу предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков.
Предельная ставка арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей) на территории Мурманской области составляет 2,11 руб. за м2.
Пунктом 8 Правил закреплено, что при заключении договора аренды земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком.
При этом арендная плата ежегодно, но не ранее, чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Поскольку арендная плата за земельные участки является регулируемой, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, что влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договора аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Таким образом, применение индекса инфляции к размеру арендной платы необходимо производить, начиная с 2012 года, так как приказ Минэкономразвития России N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" вступил в силу с 13.11.2011.
Исходя из пункта 9 Правил, арендная плата подлежит перерасчету в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка в случаях заключения договоров аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка.
В связи с тем, что размер арендной платы в договоре определен на основании предельной ставки арендной платы, она не подлежит изменению в случае изменения кадастровой стоимости этих земельных участков.
Спорные размеры арендной платы за 2020 и 2021 годы определена Ответчиком как произведение предельной ставки арендной платы (2,11 руб. за м2), утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22.09.2011 N 507 на площадь Участка с учетом коэффициентов уровня инфляции на соответствующий год.
Указание в пункте 2 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 22.09.2011 N 507 на то, что ставка арендной платы, установленная пунктом 1 настоящего Приказа, не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков не свидетельствует о невозможности изменения установленного таким образом размера арендной платы на размер уровня инфляции.
Введение в Правила нормы об изменении размера арендной платы на размер уровня инфляции обусловлено принципом экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, а также необходимостью учета интересов арендодателя в связи с изменяющимися условиями ведения арендатором земельного участка определенной хозяйственной деятельности на протяжении промежутка времени, на который заключен договор.
Применение в расчете арендной платы за Земельный участок, находящийся в государственной собственности коэффициента инфляции по своей экономической природе направлено на приведение суммы арендной платы прошлого периода к сопоставимой и экономически обоснованной сумме платы за участок в текущем финансовом году.
С учетом изложенного, размер арендной платы на текущий год должен определяется как произведение суммы арендной платы за предыдущий период и индекса инфляции, установленного федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый год.
Условие о применении коэффициента уровня инфляции с 2012 обусловлено фактическим использованием арендатором земельных участков в указанный период.
Иное противоречит статье 65 ЗК РФ и принципу нормативного регулирования размера арендной платы.
Истец в рамках настоящего спора полагает, что Ответчик необоснованно определил размер арендной платы, увеличив ее размер за предыдущий год на коэффициент уровня инфляции следующего года. По мнению Истца, предельная ставка арендной платы, установленная на 2011 год должна применяться с 2020 года и с коэффициентом уровня инфляции на 2021 (1,037) только с 2021 года.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона РФ от 08.12.2020 N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год_" основные характеристики федерального бюджета на 2021 год определены, в частности, исходя из уровня инфляции, не превышающего 3,7 процента (декабрь 2021 года к декабрю 2020 года).
Аналогичным образом (к декабрю прошедшего года) определены уровни инфляции по состоянию на декабрь на 2012 - 2020 годов в законах о федеральном бюджете на соответствующие годы.
Следовательно, индекс инфляции на 2021 год (3,7 %) не отражает индекс инфляции за весь период с 2011 года.
С учетом изложенного, довод Истца о том, что предельный уровень арендной платы, установленный на 2011 год должен применяться с 2020 года, а коэффициент уровня инфляции на 2021 год должен применяться к предельной ставке арендной платы на 2011 год является ошибочным. Подобный способ определения размера арендной платы не позволяет привести размер арендной платы прошлого периода к сопоставимой и экономически обоснованной сумме платы за участок в текущем финансовом году.
С учетом изложенного, пункты 2 и 3 Приложения N 2 к Договору справомерно приняты судом первой инстанции в редакции МТУ Росимущества (арендодателя).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.11.2021 по делу N А42-8456/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8456/2021
Истец: АО "ОБОРОНЭНЕРГО", АО "Оборонэнерго", АО "Оборонэнерго" ф-л "Северо-Западный"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ