г. Чита |
|
1 апреля 2022 г. |
Дело N А19-16194/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройМир" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 ноября 2021 года по делу N А19-16194/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СтройМир" (ОГРН 1193850031506, ИНН 3851024445, далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653, далее - административный орган) о признании незаконным решения от 16.07.2021 N 86 об отказе в возврате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 ноября 2021 года по делу N А19-16194/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает неверным вывод суда первой инстанции, что предметом настоящего спора не является уплата заявителем государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения существующего обременения в виде аренды (государственная пошлина не уплачивается в силу подпункта 8.2 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ). Спор касается исключительно вопроса оплаты государственной пошлины в размере 22 000 руб. за регистрацию соглашения о расторжении договора аренды (подпункт 22 пункт 1 статьи 333.33 НК РФ).
По мнению апеллянта, государственная регистрация дополнительного соглашения к договору аренды и внесение соответствующих записей в ЕГРН осуществляются также единым регистрационным действием, облагаются единой государственной пошлиной в размере 22 ООО рублей, в отношении государственной регистрации дополнительных соглашений не содержится исключений, аналогичных пп. 8.2 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ, но при этом внесение записей в ЕГРН не предполагает оплаты дополнительной государственной пошлины.
Административный орган в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 18.02.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 27.04.2021 ООО "СтройМир" в лице генерального директора Кондрюкова М.В. повторно (после возврата документов на основании уведомления от 22.04.2021 N КУВД-001/2021-14613251/1) представило в ГАУ "Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" заявление N MFC-0116/2021-50999-1 о государственной регистрации соглашения от 25.03.2021 о расторжении договора аренды от 16.04.2012.
Заявлением от 04.05.2021 N MFC-0116/2021-53712-1 ООО "СтройМир" дополнительно представило платежное поручение от 04.05.2021 N 37 об уплате государственной пошлины в сумме 22 000 руб. за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
05.05.2021 регистрирующим органом произведена государственная регистрация соглашения о расторжении договора аренды, о чем в ЕГРН внесены записи N N 38:26:040502:6982-38/115/2021-68, 38:26:040502:6982-38/115/2021-69.
28.06.2021 ООО "СтройМир" обратилось в Управление Росреестра по Иркутской области с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины на основании 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Управления Росреестра по Иркутской области от 16.07.2021 N 86 обществу отказано в возврате государственной пошлины, в сопроводительном письме от 19.07.2021 N05-24371 сообщено, что сумма оплаты зачтена в счет совершения регистрационных действий в полном объеме.
ООО "СтройМир", считая отказ регистрационного органа незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что с 01.01.2020 за государственную регистрацию соглашения о расторжении договора аренды как за регистрацию сделок с объектом недвижимости подлежит уплате государственная пошлина в размере 22 000 руб.
В соответствии со статьей 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218- ФЗ) установлено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 218-ФЗ в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела, 16.04.2012 между ООО "Янтарь" и ООО "СтройМир" заключен договор аренды, согласно которому последнему передано в аренду помещение N 57 площадью 186,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Ангарск, квартал 211, д. 4.
25.03.2021 между ООО "Янтарь" и ООО "СтройМир" заключено соглашение о расторжении договора аренды от 16.04.2012.
Согласно ГК РФ сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации (пункт 2 статьи 164 ГК РФ). Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (пункт 1 статьи 452). Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 609). Соглашение о расторжении договора аренды недвижимого имущества, как содержащее условия, влекущие внесение изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации на основании пункта 3 статьи 433 ГК РФ.
Указанное подтверждается положениями пункта 97 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 N 943 (далее - Порядок N 943; действовал в спорный период, утратил силу с 29.06.2021 года в связи с изданием Приказа Минэкономразвития России от 04.05.2021 N 243; Приказом Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 утверждены новые порядки, форма, состав сведений и требования к заполнению), из которых следует, что при изменении договора аренды на основании соглашения сторон договора в реестр прав на недвижимость вносятся, в том числе, запись о сделке - государственной регистрации такого соглашения, а также изменения в существующие запись о сделке - государственной регистрации договора аренды, запись об ограничении (обременении) - государственной регистрации ограничения права и обременения объекта недвижимости арендой в случае, если условия соглашения об изменении договора аренды приводят к изменению существующих записей о сделке и об ограничении (обременении).
Исходя из положений статей 164, 609 ГК РФ при государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды недвижимого имущества применяется порядок, предусмотренный для государственной регистрации данного договора.
В силу пункта 2 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Статьей 17 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
НК РФ, согласно пункту 3 статьи 17 которого при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам, относит к элементам обложения государственной пошлиной наличие обращения соответствующих лиц за совершением в их отношении юридически значимых действий к уполномоченным на то органам публичной власти и должностным лицам (пункт 1 статьи 333.16), основания взимания - совершение предусмотренных законом юридически значимых действий (пункт 2 статьи 8, пункт 1 статьи 333.16), срок уплаты государственной пошлины, которая, по общему правилу, определяется как предварительный платеж.
Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий, в том числе за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлены в статье 333.33 НК РФ.
Согласно подпункту 22 пункта 1 данной статьи за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 этого пункта, физическим лицом уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей, организацией - 22 000 рублей (подпункт 22).
Учитывая, что соглашение о расторжении договора аренды недвижимого имущества является сделкой, подлежащей государственной регистрации в соответствии с ГК РФ и Законом N 218-ФЗ, за государственную регистрацию такого соглашения уплачивается государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Для целей государственной регистрации прав обществом в Росреестр, в числе прочих, были представлены: соглашение от 25.03.2021, акт приема-передачи от 25.03.2021, платежное поручение от 04.05.2021 N 37 на сумму 22 000 руб.
Заявитель считает, что обращаясь с заявлением от 27.04.2021, он просил прекратить существующее обременение в виде права аренды, в связи с чем, государственная пошлина не подлежала оплате применительно к подпункту 8.2 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ.
Данный довод заявителя, основанный на том, что аренда признается ограничением (обременением) права, в связи с чем, за государственную регистрацию прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество в силу подпункта 8.2 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ госпошлина не уплачивается, не оспаривается ответчиком.
Как правильно указал суд первой инстанции, предметом настоящего спора не является уплата заявителем государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения существующего обременения в виде аренды (государственная пошлина не уплачивается в силу подпункта 8.2 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ). Спор касается исключительно вопроса оплаты государственной пошлины в размере 22 000 руб. за регистрацию соглашения о расторжении договора аренды (подпункт 22 пункт 1 статьи 333.33 НК РФ).
Общество 27.04.2021 представило в ГАУ "Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" заявление N MFC-0116/2021-50999-1 о государственной регистрации соглашение от 25.03.2021 о расторжении договора аренды 16.04.2012, что следует из раздела 6 заявления, приложенных к заявлению документов и указано в исковом заявлении.
Из приведенного правового регулирования следует, что при государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды недвижимого имущества применяется порядок, предусмотренный для государственной регистрации данного договора.
Следовательно, соглашение о расторжении договора аренды как самостоятельная сделка подлежит государственной регистрации с уплатой государственной пошлины в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
Аналогичное разъяснение по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию дополнительных соглашений к договорам аренды недвижимого имущества содержится и в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2021 N 03-05-05-03/68261 (далее - Минфин России), которое в силу статьи 34.2 НК РФ является органом, уполномоченным давать разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах,
Подпункт 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2020) предусматривал уплату для организаций государственной пошлины в размере 22 000 руб. за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 настоящего пункта.
С 01.01.2020 подпункт 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" изложен в новой редакции. Пунктом 47 статьи 2 указанного Федерального закона в подпункт 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым государственная пошлина в размере 22 000 рублей уплачивается организациями не только за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, но и за государственную регистрацию сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом.
Содержащиеся в письме Минфина России от 06.10.2020 N 03-05-04-03/87113 разъяснения даны в связи с принятием Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 325-ФЗ). Предусмотренные им изменения направлены на приведение отдельных положений главы 25.3 НК РФ, регулирующей вопросы уплаты государственной пошлины, в соответствие с Законом о государственной регистрации недвижимости и вступили в силу с 01.01.2020.
В письме Минфина от 06.10.2020 N 03-05-04-03/87113 разъяснено, что, поскольку дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, за совершение юридически значимого действия (государственной регистрации такого соглашения) должна уплачиваться государственная пошлина в размерах, установленных подпунктами 22 и 25 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
Согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2021 N АКПИ20-932 (апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 30.03.2021 N АПЛ21-96 данное решение оставлено без изменения) письмо Минфина России от 06.10.2020 N 03-05-04-03/87113 не изменяет предусмотренного федеральным законодателем порядка уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды недвижимого имущества, его положения адекватно разъясняют конкретные нормы Налогового кодекса в соответствии с их смысловым содержанием.
Вывод Верховного Суда Российской Федерации, сделанный по делу по административным искам о признании недействующим письма Минфина от 06.10.2020 N 03-05-04-03/87113, в том числе, основан на положениях пункта 97 Порядка N 943, на что указано в тексте судебных актов, а также положениях пункта 99 этого же Порядка, подлежащего применению в спорной ситуации, которым прямо предусмотрено, что государственная регистрация прекращения и расторжения договора аренды осуществляется посредством погашения записей о сделке и об ограничении (обременении) в порядке, установленном пунктом 16 Порядка. Если основанием для расторжения договора аренды является соглашение сторон такого договора, то в реестр прав на недвижимость также вносится запись о сделке - государственной регистрации соглашения.
При указанном правовом регулировании следует признать правомерным вывод Управления Росреестра по Иркутской области о том, что с 01.01.2020 за государственную регистрацию соглашения о расторжении договора аренды как за регистрацию сделок с объектом недвижимости подлежит уплате государственная пошлина в размере 22 000 руб.
Таким образом, Управление Росреестра по Иркутской области законно и обоснованно отказало заявителю в возврате уплаченной государственной пошлины, в связи с чем, оспариваемое решение Управления Росреестра по Иркутской области от 16.07.2021 N 86 соответствует Закону N 218-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 ноября 2021 года по делу N А19-16194/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-16194/2021
Истец: ООО "СтройМир"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области