г. Тула |
|
1 апреля 2022 г. |
Дело N А62-6310/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.04.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тяпковой Т.Ю., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Егорье" (Смоленская область, Вяземский район, с. Туманово, ОГРН 1116722000636, ИНН 6722026369) - Бабича Р.Г. (доверенность от 21.02.2022), от заинтересованного лица - департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (г. Смоленск, ОГРН 1126732010624, ИНН 6732042088) - Бугаевой Е.Г. (доверенность от 16.11.2021 N 086), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью Строительная нерудная компания "Егорье" (Смоленская область, Вяземский микрорайон, Тумановское с.п., с. Туманово, ОГРН 1206700013970, ИНН 6722035853) - Насырова С.В. (доверенность от 21.12.2021) и Калюжного Р.А. (приказ от 15.09.2020), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания и общества с ограниченной ответственностью Строительная нерудная компания "Егорье" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.12.2021 по делу N А62-6310/2021 (судья Красильникова В.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Егорье" (далее - ООО "Егорье") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее - департамент) о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в согласовании образования земельного участка от 07.06.2021 N 01-10.1622, обязании согласовать образование земельного участка путем проектирования лесных участков в Вяземском лесничестве, Тумановском участковом лесничестве, в квартале 28 ориентировочной плошадью 20 га, в квартале 29 ориентировочной площадью 30 га, в квартале 30 ориентировочной площадью 25 га в пределах предоставленного ООО "Егорье" горного отвода.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Строительная нерудная компания "Егорье" (далее - ООО СНК "Егорье").
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 10.12.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, департамент обжаловал его в апелляционном порядке. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что наличие лицензии на пользование недрами с целевым назначением "разведка и добыча песчано-гравийных пород" не дает ООО "Егорье" права при образовании земельного (лесного) участка и осуществления процедуры предоставления в пользование образованного земельного (лесного) участка в обход норм земельного и лесного законодательства. Считает, что в рассматриваемом случае ООО "Егорье" необходимо получить согласие арендатора ООО СНК "Егорье" на образование земельного участка. Отмечает, что в обращении общества не указано точное местоположение образуемого земельного участка, а именно: не указано, в каком именно лесотаксационном выделе ООО "Егорье" намерено осуществлять геологическое изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых.
ООО СНК "Егорье" также обратилось в Двадцатый арбитражной апелляционной с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, отказав в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае не подлежит применению пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), является ошибочным.
ООО "Егорье" возражало против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнениях к нему.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с 06.04.2012 ООО "Егорье" является владельцем лицензии СМО 80078 ТЭ на пользование недрами с целевым назначением "разведка и добыча песчано-гравийных пород на участке недр Егорье для производства природных строительных материалов. Участок недр расположен в 39 км к северо-востоку от г.Вязьмы Смоленской области. Срок действия лицензии до 06.04.2033.
Лицензия выдана по результатам аукциона на право пользования участком недр. Результаты аукциона утверждены распоряжением администрации Смоленской области от 02.04.2012 N 482-р/адм. Горноотводным актом N 121, утвержденным указанным распоряжением, удостоверены границы горного отвода площадью 295,5 га.
В настоящее время запасы полезных ископаемых на тех территориях, на которые у общества оформлено право аренды, полностью отработаны и в силу лицензионных требований ООО "Егорье" обязано приступить к отработке иной части предоставленного в пользование участка недр.
Однако поскольку началу отработки оставшейся части месторождения, в силу законодательства, должно предшествовать оформление прав на землю, то ООО "Егорье" 18.05.2021 обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду лесных участков, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недр, с просьбой, в том числе, предоставить копии договоров аренды земельных участков, предоставленных третьим лицам (в случае их наличия).
Заявление возвращено обществу без рассмотрения.
ООО "Егорье" 24.05.2021 обратилось в департамент за получением согласования на образование земельного участка путем проектирования лесных участков согласно статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в Вяземском лесничестве, Тумановском участковом лесничестве, в квартале 28 ориентировочной площадью 20 га, в квартале 29 ориентировочной площадью 30 га, в квартале 30 ориентировочной площадью 25 га с целью дальнейшего использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в пределах предоставленного ООО "Егорье" горного отвода (т. 1, л. 36).
В письме от 07.06.2021 N 01-10-1622 департамент, сославшись на пункт 4 статьи 11.2 ЛК РФ, отказал в согласовании образования земельного участка в связи с тем, что указанное в обращении местоположение образуемого земельного участка не соответствует местоположению горного отвода в представленной лицензии на пользование недрами. Также указал на непредставление согласия арендатора данного земельного участка ООО СКН "Егорье", использующего испрашиваемый земельный участок для заготовки древесины.
Полагая, что данный отказ нарушает его законные права и интересы в области предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Рассматривая заявление и удовлетворяя его, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу абзаца 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах") пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Согласно статье 25.1 Закона "О недрах" земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, в целях геологического изучения недр может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 101 ЗК РФ предусмотрено, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Проектирование лесных участков входит в процесс создания земельного участка и предшествует принятию решения уполномоченного органа о передаче данного участка в пользование или собственность.
Общие требования к составу и содержанию проектной документации определены статьей 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 - 4 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов (часть 1); в проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (часть 2); местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (часть 3); целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со статьями 87 и 91 настоящего Кодекса, с земельным законодательством (часть 4); проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
На основании части 9 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков.
Основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка являются:
1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 13 настоящей статьи;
2) несоответствие проектной документации лесного участка лесохозяйственному регламенту лесничества;
3) полное или частичное совпадение местоположения проектируемого лесного участка с местоположением лесного участка, проектируемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении проектной документации лесного участка;
4) подготовка проектной документации лесного участка с нарушением требований к образованию и изменению земельных участков, предусмотренных земельным законодательством.
Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки утверждены приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 (далее - Требования N 54).
В соответствии с пунктом 2 Требований N 54 подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Согласно пункту 7 Требований N 54 лесные участки проектируются для осуществления на них видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса и статьей 10.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". Допускается проектирование одного и того же лесного участка для нескольких видов использования лесов.
Лицензия на право пользования недрами в качестве неотъемлемой составной части содержит указание границ участка недр, предоставляемого в пользование (пункт 3 статьи 12 Закона "О недрах").
Судом установлено, что обращаясь в департамент с заявлением от 24.05.2021 по вопросу согласования образования земельного участка путем проектирования лесных участков на основании статьи 70.1 ЛК РФ, общество указало, где необходимый земельный участок должен быть образован: в Вяземском лесничестве, Тумановском участковом лесничестве, в квартале 28 ориентировочной площадью 20 га, в квартале 29 ориентировочной площадью 30 га, в квартале 30 ориентировочной площадью 25 га в пределах предоставленного ООО "Егорье" горного отвода (л. д. 36).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно посчитал, что обществом было обозначено местоположение (наименования лесничеств, кварталы), границы (в пределах горного отвода) и площадь (ориентировочная) земельного участка.
Довод департамента о том, что общество в заявлении не указало конкретного места нахождения вновь образуемого земельного участка, подлежит отклонению.
На этапе проектирования происходит формирование границ участка, определение его территориального расположения и основных характеристик.
Таким образом, именно в проектной документации лесных участков должно быть указано четкое и конкретное описание его местоположения и границ, а не в заявлении лица, обратившегося за получением согласия на образование земельного участка, в котором такое место указывается приблизительно с учетом границ горного отвода.
Но для того, чтобы получить согласие на образование земельного участка путем проектирования, ООО "Егорье" указало все необходимые к этому данные, показатели которых не выходят за рамки предоставленного ему горного отвода.
Мнение департамента о том, что общество могло запросить на согласование площадь за пределами горного отвода, является надуманным, ничем не подтвержденным, а, следовательно, оно не может являться законным основанием для отказа в получении согласия на образование земельного участка путем проектирования.
Что касается второго основания к отказу, то оно также правомерно признано судом незаконным в силу следующего.
Пунктами 2 и 3 части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 названною Кодекса (часть 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципах обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
В части 1 статьи 25 ЛК РФ перечислены виды использования лесов, в том числе заготовка древесины, а также осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых, иные виды определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 названного Кодекса.
Часть 2 статьи 25 Кодекса устанавливает, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если иное не установлено самим Кодексом, другими федеральными законами.
Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности.
Таким образом, пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией, а также образование земельного участка не препятствует одновременному многоцелевому использованию лесного участка.
В соответствии с положениями статьи 43 ЛК РФ использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута.
Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Данной нормой, так же как и иными нормами лесного законодательства не предусмотрена обязанность лица, владеющего лицензий на добычу полезных ископаемых получать согласие у арендатора лесного участка, тем более получившего данный земельный участок в аренду после получения обществом лицензии.
В обоснование своей позиции, департамент ссылается на то, что такая обязанность предусмотрена статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Действительно, согласно пункту 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Однако в данном случае указанная норма применяется департаментом ошибочно.
Принцип многоцелевого использования лесов предусмотрен статьями 1, 12, 25 Лесного кодекса Российской Федерации. Нормами Лесного кодекса Российской Федерации допускается также использование одного лесного участка несколькими лесопользователями при условии непротиворечия их целей друг другу, а также при соответствии таких целей видам использования лесов, установленных договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, проектом освоения лесов; при этом требований о согласовании с арендатором передачи части лесного участка другому лицу лесным законодательством не предусмотрено.
Согласно позиции, сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.07.2010 N 2111/10 по делу N А05-7607/2009, Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности, вместе с тем системное толкование норм гражданского и лесного законодательства показывает, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.
Из анализа норм действующего законодательства и правоприменительной практики судом сделан верный вывод о том, что многоцелевое использование лесного участка возможно лишь в том случае, если планируемые виды одновременного использования лесов не являются взаимоисключающими и могут быть осуществлены без ущемления законных прав и интересов обоих лесопользователей.
Судом установлено, что осуществляемое в соответствии с условиями договора аренды лесного участка ООО СКН "Егорье" использование лесного участка в целях заготовки древесины и планируемая ООО "Егорье" деятельность по добыче полезных ископаемых не является взаимоисключающим видом лесопользования и может быть осуществлена без ущемления законных прав и интересов обоих лесопользователей.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу, что отказ департамента по указанному мотиву также нельзя признать законным и обоснованным. Данный отказ нарушает законные права ООО "Егорье" как владельца лицензии на добычу полезных ископаемых.
Ссылка департамента и ООО СКН "Егорье" на положения пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации отклоняется апелляционной инстанцией на основании вышесказанного.
Доводы апелляционных жалоб фактически повторяют доводы департамента и третьего лица, изложенные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте. Несогласие с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе, без иных установленных законом оснований, не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.12.2021 по делу N А62-6310/2021 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-6310/2021
Истец: ООО "ЕГОРЬЕ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОХРАНЕ, КОНТРОЛЮ И РЕГУЛИРОВАНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И СРЕДЫ ИХ ОБИТАНИЯ
Третье лицо: ООО "СНК "Егорье", Лысенко Т В