г. Тула |
|
24 марта 2022 г. |
Дело N А09-5951/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.03.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Егураевой Н.В., судей Бычковой Т.В. и Сентюриной И.Г., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром энергосбыт Брянск" к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Управдом" и обществу с ограниченной ответственностью "Промресурс" о взыскании долга,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром энергосбыт Брянск" (далее - ООО "Газпром энергосбыт Брянск", Ханты - Мансийский Автономный округ - Югра, г. Сургут, ИНН 8602173527, ОГРН 1108602007557) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Управдом" (далее - ООО УК "УправДом", управляющая компания, Брянская область, с. Глинищево, ИНН 3245509922, ОГРН 1123256020799) о взыскании 29 463 руб. 04 коп. долга по оплате потребленной в апреле 2019 года электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирных домов (далее - СОИД).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.10.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просил решение Арбитражного суда Брянской области отменить, в удовлетворении иска к управляющей компании отказать.
Определением от 16.09.2020 Двадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А09-5951/2019 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) для суда первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании ст. 51 АПК РФ привлечены общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Территория Комфорта" (далее - ООО УК "Территория Комфорта"), товарищество собственников жилья "Управдом" (далее - ТСЖ "Управдом"), общество с ограниченной ответственностью "Промресурс" (далее - ООО "Промресурс"), Глинищевская сельская администрация.
Определением от 26.01.2021 в порядке ст. 46 АПК РФ по ходатайству истца суд привлек к участию в деле в качестве соответчика ООО "Промресурс" (далее - ресурсоснабжающая организация), использующее в апреле 2019 года спорный объект водопроводно-канализационного хозяйства - КНС для осуществления хозяйственной деятельности, так как спорная КНС обслуживала несколько МКД, расположенных по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Глинищево, ул. Новая, д.д.1, 2, 3, 4.
На основании ст. 49 АПК РФ 11.03.2021 истец уточнил исковые требования к каждому из ответчиков, настаивал на взыскании с управляющей компании 25 661 руб. 44 коп. долга по оплате электроэнергии, потребленной в целях СОИД в апреле 2019 года, с ООО "Промресурс" - 10 993 руб. 73 коп. долга по оплате электрической энергии, поставленной на объект КНС в апреле 2019 года.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили. Истец, ООО "Промресурс" и Глинищевская сельская администрация ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. На основании ст.ст. 41, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Как следует из материалов дела, 15.03.2018 между ООО "Газпром энергосбыт Брянск" (продавцом) и ООО УК "УправДом" (покупателем) заключен договор энергоснабжения N 40311, по условиям которого продавец обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией (мощности) потребителя, а потребитель обязался принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (п. 2.1 договора).
Покупатель приобретает электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества МКД (п. 2.2 договора).
В соответствии с п. 4.1 договора определение объема покупки (потребления) электрической энергии (мощности), поставленной продавцом в точки поставки покупателя по договору за расчетный период, осуществляется продавцом на основании данных об объемах потребления электрической энергии (мощности), определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации с использованием расчетных, контрольных приборов учета или расчетных способов.
Показания приборов учета, в том числе общедомовых приборов учета, снимаются сетевой организацией (владельцем электрических сетей, смежным субъектом, потребителем) и (или) покупателем в соответствии с разграничением эксплуатационной ответственности сторон и оформляются сводным актом снятия показаний приборов учета в соответствии с пунктом 3.2.8 договора (п. 4.2 договора).
Согласно п. 3.2.8 договора покупатель обязан ежемесячно в период с 23 по 25 число расчетного месяца производить снятие показаний коллективных (общедомовых) расчетных, контрольных приборов учета электрической энергии, с последующим представлением в виде акта снятия показаний расчетных приборов учета не позднее 26 числа расчетного месяца.
Фактический объем поставленной покупателю электрической энергии (мощности) за расчетный период, на момент заключения договора определяется в соответствии с подпунктами а), б), в) пункта 21 (1) Правил заключения договора с РСО (пункт 4.4 договора).
Определение объема покупки (потребления) электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии по договору производится продавцом расчетным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях, определенных в договоре и законодательстве Российской Федерации (п. 4.7 договора).
В соответствии с пунктом 4.8 договора продавец на основании акта снятия показаний приборов учета электрической энергии оформляет УПД. Покупатель обязан в течение 2-х дней с момента получения УПД подписать его со своей стороны и направить его продавцу либо предоставить обоснованные возражения (разногласия) на данный документ. В случае непредставления покупателем подписанного УПД или мотивированных объяснений (разногласий) в установленные договором сроки, УПД считается согласованным в редакции продавца, а обязательство продавца по поставке электрической энергии (мощности) исполненным в расчетном периоде надлежащим образом в полном объеме и подлежащим оплате.
Порядок расчетов по договору стороны согласовали в разделе 5 договора.
Расчетным периодом по договору является один календарный месяц. Исполнение договора оплачивается по цене и (или) в соответствии с порядком определения цены, установленном в соответствии с положениями действующих на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных актов и (или) договора, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов. Стоимость поставляемой по договору электрической энергии (мощности) определяется продавцом как произведение объема фактически поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) на содержание общего имущества в МКД, определенного в порядке, предусмотренном разделом 4 договора, и регулируемой цены (тарифа), установленной на соответствующий период регулирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов для группы "население и приравненных к нему категорий потребителей" (п.п. 5.1 - 5.3 договора).
Оплата за поставленную электрическую энергию осуществляется покупателем до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом (п. 5.5 договора). Приложением N 1 к договору определен перечень точек поставки электрической энергии.
Порядок расчетов по договору стороны согласовали в разделе 5 договора.
Во исполнение принятых на себя обязательств ООО "Газпром энергосбыт Брянск" в апреле 2019 года поставило электроэнергию на содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК "УправДом", в объеме 11 509 кВт/ч, что подтверждается соответствующими актами расхода электрической энергии (ведомостями электропотребления), направленными в адрес ООО УК "УправДом", и счетом-фактурой на сумму 29 463 руб. 04 коп.
ООО УК "УправДом", приняв электрическую энергию, своевременную оплату поставленного энергоресурса не произвело, в связи с чем у ООО УК "УправДом" образовалась задолженность перед ООО "Газпром энергосбыт Брянск" в размере 29 463 руб. 04 коп. руб. 85 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании долга с управляющей компании.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по правилам суда первой инстанции истец уточнил требования, указав, что в апреле 2019 года ООО УК "УправДом" потребило электроэнергию на СОИД в объеме 10 024 кВт/ч (исключив объект КНС в соответствии с доводом управляющей компании) стоимостью 25 661 руб. 44 коп., которые полностью не оплачены; объект КНС, используемый в хозяйственной деятельности ООО "Промресурс", потребил электроэнергию в объеме 1 485 кВт/ч стоимостью 10 993 руб. 73 коп., которая не оплачена ресурсоснабжающей организацией.
Ответчики возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, определив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, заслушав пояснения представителей сторон, ранее присутствовавших в судебных заседаниях, апелляционный суд полагает исковые требования к каждому из ответчиков подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки истцом электрической энергии в спорном периоде подтверждается материалами дела и ответчиками не оспаривается.
Возражая против заявленных к управляющей организации требований, ООО УК "УправДом" ссылаясь, что сумма долга 25 661 руб. 44 коп. является завышенной, поскольку в нее включены суммы за обслуживание объектов, расходы по которым возложены на управляющую компанию незаконно. Так, ответчик полагает, что истцом не учтено то обстоятельство, что собственники в домах по адресам: пер. Октябрьский, д.4а; пер. Октябрьский, 5а; ул. Садовая, д.23, ул. Садовая, д.4, ул. Клубная, д.4, избрали способ управления - товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ); дом по адресу: с. Отрадное, ул. Ленина, д.4, не включен в лицензию на обслуживаемые дома. Не согласен с расчетом исковых требований, полагая, что долг перед истцом отсутствует.
Доводы управляющей компании суд находит несостоятельными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Как выше установлено судом, в соответствии с договором энергоснабжения от 15.03.2018 N 40311 ответчик приобретает электрическую энергию для целей содержания общего имущества в МКД.
Перечень объектов, на которые в соответствии с договором энергоснабжения должна отпускаться электрическая энергия, определяется на основании заявления потребителя.
Так, спорный договор энергоснабжения заключен в отношении объектов, указанных в приложении N 1 к договору, подписанному в двустороннем порядке.
В соответствии с данными, размещенными на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" государственной жилищной инспекции по Брянской области, МКД, расположенные по адресам: ул. Садовая, д.23 (Брянская область, Брянский район, н.п Глинищево), пер. Октябрьский, д.5а (Брянская область, Брянский район, н.п Глинищево), пер. Октябрьский, д.4а (Брянская область, Брянский район, н.п Глинищево), ул. Садовая, д.4 (Брянская область, Брянский р-он, н.п Глинищево), ул. Клубная, д.4 (Брянская область, Брянский район, н.п Глинищево), входят в перечень домов, находящихся в управлении ООО УК "УправДом".
Ответчик не обращался к гарантирующему поставщику с заявлением об исключении указанных объектов из договора энергоснабжения N 40311 по каким-либо законным основаниям.
Сведения об осуществлении деятельности по управлению спорными МКД ТСЖ "Управдом" на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" государственной жилищной инспекции по Брянской области отсутствуют.
Более того, согласно акту проверки государственной жилищной инспекции по Брянской области от 28.04.2021 N 403/02 МКД управление МКД, расположенным по адресу: ул. Садовая, д.23, осуществляет ООО УК "УправДом" на основании договора управления от 01.02.2013.
Также в материалы дела представлены договоры управления, заключенные между ООО УК "УправДом" и ТСЖ "Управдом", из которых, вопреки позиции управляющей компании, не следует, что они заключены лишь на оказание ответчиком услуг по содержанию и ремонту ОДН.
В соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), управляющая организация или товарищество собственников жилья, выбранная для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
То есть управляющая организация или товарищество собственников жилья не может предоставлять коммунальные услуги и осуществлять содержание общего имущества без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ТСЖ "Управдом" обращалось в адрес гарантирующего поставщика для приобретения коммунального ресурса с целью осуществления функции по содержанию общего имущества МКД, расположенных по адресу: ул. Клубная, д.4, пер. Октябрьский, д.4а, пер. Октябрьский, д.5а, ул. Садовая, д.4, ул. Садовая, д.23.
Кроме того, между ООО "Газпром энергосбыт Брянск" и ООО УК "УправДом" заключен договор расчетно-кассового обслуживания от 15.03.2018 N 8088, согласно которому истец от имени и по поручению ответчика выставляет счета-квитанции потребителям ответчика, а также оказывает услуги по сбору денежных средств с граждан-потребителей в отношении начисления электрической энергии собственникам и нанимателям жилых помещений за содержание общего имущества дома. Указанные денежные средства аккумулируются на счете расчетно-кассового центра. Исходя из условий договора, по истечении каждого расчетного периода, согласно уведомлению о взаимозачете встречных однородных обязательств перечисленные денежные средства засчитываются в счет оплаты по договору энергоснабжения N 40311. Денежные средства, перечисленные в качестве оплаты по договору энергоснабжения, на условиях, указанных в договоре РКО, подлежат зачислению в порядке ст. 522 ГК РФ, то есть на ранее возникшую задолженность.
К договору РКО сторонами подписано приложение, в котором перечислены вышеназванные МКД. Таким образом, исходя из волеизъявления управляющей компании, собственникам и нанимателям жилых помещений, расположенных в указанных выше многоквартирных домах (в том числе по ул. Ленина, д.4, с. Отрадное), выставляются счета на оплату жилищной услуги по содержанию общедомового имущества от имени и в интересах ООО УК "УправДом". Денежные средства, полученные за указанную жилищную услугу, в соответствии с уведомлением о взаимозачете встречных однородных обязательств, разносятся в счет оплаты по договору энергоснабжения N 40311, то есть в интересах ООО УК "УправДом".
Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А09-12622/2019 установлено, что спорные дома, находятся в управлении ООО УК "УправДом". Также в рамках данного спора установлен факт платежей со стороны собственников помещений в МКД за оказываемые ООО УК "УправДом" услуги по содержанию имущества ранее и позднее спорного периода.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции, учитывая получение денежных средств ООО УК "УправДом" за жилищную услугу - содержание общего имущества, приходит к выводу о том, что исключение объема электрической энергии, отпущенной на содержание общего имущества в таком доме, повлечет нарушение прав собственников и нанимателей этого многоквартирного дома, а также к дисбалансу финансовых интересов кредитора и должника.
В соответствии с п. 16 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Правилами N 124, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В соответствии с п. 21 (1) Правил N 124 порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого в целях содержания общего имущества многоквартирного дома и подлежащего оплате управляющей компанией, определяется по формуле: Уд = Уодпу - Употр,
где: Уодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Употр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
ООО "Газпром энергосбыт Брянск" настаивает на взыскании с управляющей компании объема электрической энергии, отпущенной на содержание общего имущества МКД, а не сверхнормативное ОДН, следовательно, применяется порядок определения объема электрической энергии, подлежащего оплате, указанный в п.21.1 Правил N 124.
Суду не представлено доказательств, подтверждающих погашение управляющей компанией задолженности полностью или в какой-либо части. Заявление истца о зачете встречных однородных требований от 29.04.2019 N 52/3572-1/40311-8088 свидетельствует о зачете поступивших от населения в спорном периоде денежных средств в счет ранее образовавшейся задолженности, поэтому двойное списание долга за апрель 2019 года отсутствует.
При таких обстоятельствах исковые требования к ООО УК "УправДом" о взыскании 25 661 руб. 44 коп. долга по оплате стоимости электрической энергии, потребленной в апреле 2019 года на СОИД, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Произведенный истцом расчет проверен судом и признан верным.
При исполнении спорного договора энергоснабжения между сторонами возникли разногласия о наличии на стороне ООО УК "УправДом" обязательств по оплате электрической энергии, отпущенной в спорный период на объект "КНС н.п. Глинищево".
Как указано судом выше, спорный договор энергоснабжения заключен в отношении объектов, указанных в приложении N 1 к договору, в том числе объекта "КНС н.п. Глинищево".
В ходе рассмотрения спора установлено, что объект "КНС н.п. Глинищево" исключен из спорного договора энергоснабжения с 10.09.2019 на основании заявления потребителя.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, спорная канализационная насосная станция обслуживает несколько многоквартирных домов (д.1, д.2, д.3, д.4 по улице Новой в с. Глинищево Брянского р-на Брянской области).
Поскольку на управляющую компанию не может быть возложена обязанность по содержанию объектов водопроводно-канализационного хозяйства, обслуживающих несколько многоквартирных домов, в силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п.п. 1, 2, 7, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, такой объект не относится к общедомовому имуществу многоквартирного дома, ответчик просил взыскать долг с ресурсоснабжающей организации, использующей КНС в своей хозяйственной деятельности.
Согласно сведениям Глинищевской сельской администрации плату за услугу по водоотведению от собственников помещений МКД, расположенных по адресу: Брянская область, Брянский район, с. Глинищево, ул. Новая, получало ООО "Промресурс". В подтверждение данного обстоятельства в материалы дела представлены квитанции за спорный период с расшифровкой услуги за водоотведение.
ООО "Промресурс" представило сведения об утверждении Приказом УГРТ Брянской области от 19.12.2018 N 35/25-вк тарифа на водоотведение с 1 января по 30 июня 2019 года для ООО "Промресурс", акт приема-передачи имущества по договору безвозмездного пользования от 09.09.2019, в соответствии с которым Глинищевская сельская администрация (собственник) передает ООО "Промресурс" (пользователю) в безвозмездное временное владение и пользование объект - "КНС н.п. Глинищево", а также справку о начислении и получении платы за водоотведение по жилым домам, расположенным по адресу: Брянская область, Брянский район, н.п. Глинищево, ул. Новая, д.д.1 - 4, за апрель 2019 года.
Согласно частям 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" указано, что при рассмотрении споров судам следует исходить из того, что к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что в состав общего имущества включаются среди прочего помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Спорная КНС обслуживает несколько МКД, следовательно, не может быть отнесена к общему имуществу МКД, а на управляющую компанию не может быть возложена обязанность по оплате потребленного таким объектом электроэнергии, так как КНС не принадлежит ни собственникам помещений в МКД, ни ООО УК "Управдом".
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 14801/08.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), потребителем электроэнергии является лицо, потребляющее электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, несмотря на отсутствие факта надлежащей передачи спорного объекта - "КНС н.п. Глинищево" в апреле 2019 года ООО "Промресурс", последнее использовало объект водопроводно-канализационного хозяйства для осуществления хозяйственной деятельности и извлечения прибыли, в связи с чем указанное лицо обязано возместить истцу стоимость потребленного энергоресурса.
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
На основании изложенного суд расценивает фактически сложившиеся между истцом и ООО "Промресурс" правоотношения как договорные.
В соответствии с п. 44 Основных положений N 442 определение объема покупки электрической энергии (мощности), поставленной гарантирующим поставщиком в точках поставки по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) осуществляется с использованием приборов учета или расчетных способов.
Порядок определения размера платежей, которые должны быть произведены гарантирующему поставщику потребителем (покупателем) в течение месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии (мощности), стоимость электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки определен в пункте 83 Основных положений N 442.
В соответствии с п. 83 Основных положений N 442 для определения размера платежей, которые должны быть произведены гарантирующему поставщику потребителем в течение месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии (мощности), стоимость электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки определяется исходя из нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период для соответствующей ценовой категории с учетом дифференциации нерегулируемых цен.
Гарантирующие поставщики рассчитывают значения предельных уровней нерегулируемых цен с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 96 настоящего документа, по формулам расчета предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и их составляющих согласно Правилам определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1179 (п. 87 Основных положений N 442).
Согласно п. 98 Основных положений N 442 предельные уровни нерегулируемых цен для ценовых категорий, предусмотренных пунктом 86 настоящего документа, публикуются гарантирующим поставщиком на его официальном сайте в сети "Интернет" или в официальном печатном издании по форме согласно Правилам определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) не позднее, чем через 15 дней после окончания расчетного периода.
Предельные уровни нерегулируемых цен, а также составляющие предельных уровней нерегулируемых цен доводятся до сведения потребителей (покупателей) в счетах на оплату электрической энергии (мощности).
Пунктом 86 Основных положений N 442 установлено шесть ценовых категорий, в рассматриваемом случае потребитель относится к первой ценовой категории, когда для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет осуществляется в целом за расчетный период.
В апреле 2019 года предельные уровни нерегулируемых цен, рассчитанные для первой ценовой категории, составляли 6,16932 руб.
В спорный период истец поставил на объект КНС н.п. Глинищево электрическую энергию в объеме 1 485 кВт/ч, что подтверждается актом снятия показаний приборов учета сетевой организации.
Согласно расчету истца долг ООО "Промресурс" по оплате поставленной в апреле 2019 года электроэнергии составляет 10 993 руб. 73 коп. Соответчик доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представил.
Представленный истцом расчет проверен судом и признан верным. Контррасчет ООО "Промресурс" не представлен.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований к ООО "Промресурс" в предъявленном ко взысканию размере.
Расходы по уплате государственной пошлины на основании ст. 110 АПК РФ по иску следует отнести на ответчиков, возместив за их счет истцу пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований к каждому, 1 400 руб. с ООО УК "УправДом" и 600 руб. с ООО "Промресурс"; по апелляционной жалобе расходы в размере 3 000 руб. относятся на апеллянта - ООО УК "УправДом", поскольку исковые требования к управляющей компании удовлетворены.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268 - 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 16.10.2019 по делу N А09-5951/2019 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "УправДом" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром энергосбыт Брянск" 25 661 руб. 44 коп. долга и 1 400 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Промресурс" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром энергосбыт Брянск" 10 993 руб. 73 коп. долга и 600 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Егураева |
Судьи |
Т.В. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-5951/2019
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ЭНЕРГОСБЫТ БРЯНСК", ООО "Газпром энергосбыт Брянск" в лице ВМРО филиала "Брянскэнергосбыт"
Ответчик: ООО УК "Управдом"
Третье лицо: Глинищевская сельская администрация, Государственная жилищная инспекция Брянской области, ООО "УК Территория комфорта", ООО УК "Комфорт", ТСЖ "Управдом", МУП "Возрождение" Брянского района, ТСЖ Ликвидатору "Управдом" Чеплуховой Галине Васильевне