г. Тула |
|
1 апреля 2022 г. |
Дело N А62-7779/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.04.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мазницей Е.С., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" (г. Санкт-Петербург, ОГРН 1027804862755, ИНН 7805018099) - Хазалия А.О. (доверенность от 18.11.2021 N 02-1/516), от заинтересованного лица - департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (г. Смоленск, ОГРН 1126732010624, ИНН 6732042088) - Захарова С.В. (доверенность от 16.04.2021 N 25), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.12.2021 по делу N А62-7779/2021 (судья Красильникова В.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" (далее - ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к департаменту Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее - департамент) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на осуществление капитального ремонта линейного объекта в целях выполнения работ по капитальному ремонту газопровода-отвода на ГРС "Смоленская ГРЭС", оформленного письмом от 02.06.2021 N 01-10-1581, и обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем выдачи испрашиваемого разрешения.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.12.2021 заявленные требования удовлетворены, отказ департамента в выдаче разрешения на осуществление капитального ремонта линейного объекта в целях выполнения работ по капитальному ремонту газопровода-отвода на ГРС "Смоленская ГРЭС", оформленный письмом от 02.06.2021 N 01-10-1581, признан незаконным, на департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи разрешения на осуществление капитального ремонта линейного объекта газопровода-отвода на ГРС "Смоленская ГРЭС" с 0 км по 51.527 км на лесном участке, расположенном в Смоленской области, Духовщинском районе, Духовщинском лесничестве, Духовщинском участковом лесничестве, квартале 43 части выдела 6, квартале 11 части выдела 10, квартале 12 части выдела 3, Вишенском участковом лесничестве, квартале 16 части выдела 3, квартале 3 части выдела 35, квартале 7 частях выдела 36, 37 на площади 0,54 га.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обжаловал его в апелляционном порядке. Указывает на отсутствие в Положении о департаменте Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, утвержденном постановлением администрации Смоленской области от 24.07.2021 N 472, полномочий по выдаче разрешения на реконструкцию линейного объекта. Считает, что суд обязал департамент выполнить действие, на которое орган государственной власти не уполномочен действующим законодательством Российской Федерации.
ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ПАО "Газпром" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - газопровод и газораспределительная станция г. Смоленск с кадастровым (или условным) номером 67-67-01/053/2005-965, адрес (местонахождение) объекта: Смоленская область, Смоленский район, от 316 км МГ "Торжок-Минск-Ивацевичи" 1 нитка до ГРС г.Смоленска (0,8 км северо-восточнее г. Смоленска).
Между ПАО "Газпром" (арендодатель) и ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" (арендатор) 30.11.2020 заключен договор аренды имущества N 01/1600-Д-16/21, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование принадлежащее ему на праве собственности имущество согласно прилагаемым перечням имущества (приложения N 1, N 2 к данному договору) в состоянии, пригодном для его нормальной эксплуатации.
Имущество предоставляется арендатору для использования в целях обеспечения основных видов деятельности арендатора, определенных его уставом (пункт 1.2 договора).
Согласно пункту 8.1 договора договор вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует по 20.10.2021. Данный договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если не менее чем за 1 месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон письменно не заявит об своем отказе от продления договора.
В приложении N 1 к указанному договору его сторонами был определен перечень передаваемого в аренду имущества, введенного в эксплуатацию до 01.01.2002.
Общество 17.05.2021 обратилось в департамент с заявлением N 33-4/9304/323 о выдаче разрешения на использование земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности, в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ.
Цель использования лесного участка: проведение работ по капитальному ремонту линейного объекта газопровода-отвода на ГРС "Смоленская ГРЭС" с 0 км по 51.527 км на лесном участке, расположенном в Смоленской области, Духовщинском районе, Духовщинском лесничестве, Духовщинском участковом лесничестве, квартале 43 части выдела 6, квартале 11 части выдела 10, квартале 12 части выдела 3, Вишенском участковом лесничестве, квартале 16 части выдела 3, квартале 3 части выдела 35, квартале 7 частях выдела 36, 37 на площади 0,54 га, срок использования - 11 месяцев.
К заявлению общество приложило схему границ предполагаемой к использованию части земельного участка лесного фонда со списком координат характерных точек границ.
По результатам рассмотрения указанного обращения департамент пришел к выводу о наличии оснований для его возвращения заявителю, указав, что статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) не определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части возможности выдачи разрешения на использование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для осуществления капитального или текущего ремонта линейного объекта. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со статьями 39.23-39.25, 39.37 0 39.50 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Данное решение было оформлено письмом от 02.06.2021 N 01-10-1581.
Общество, не согласившись с данным отказом, полагая, что вывод департамента об отсутствии у него полномочий по выдаче разрешений в порядке статьи 39.34 ЗК РФ противоречит нормам действующего законодательства, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 1 ЛК РФ установлено, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребности общества в лесах и лесных ресурсах.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
При этом в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли лесного фонда входят в состав земель Российской Федерации.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является самостоятельным видом использования лесов.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (часть 1 статьи 45 ЛК РФ).
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 45 ЛК РФ).
В развитие указанной нормы права приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (далее - Правила N 434) и Перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (далее - Перечень N 434).
Как установлено подпунктом "в" пункта 3 названного Перечня, вступившего в действие с 01.01.2021, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации, в том числе при капитальных и текущих ремонтах линейных объектов, осуществляется без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута в случаях капитального или текущего ремонта линейного объекта.
Аналогичные положения закреплены в статье 39.33 ЗК РФ, в силу подпункта 2 пункта 1 которой использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях капитального или текущего ремонта линейного объекта.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1-5 и 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (пункт 2 статьи 39.33 ЗК РФ).
Указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства (пункт 4 статьи 39.33 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.34 ЗК РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года.
Пунктом 2 Правил N 1244 установлено, что заявление о выдаче разрешения подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К заявлению прилагаются: а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя; б) схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости) (пункт 4 Правил).
В силу пункта 9 Правил N 1244 решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил;
б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ;
в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Таким образом, из системного толкования положений лесного и земельного законодательства следует возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе земель лесного фонда, без предоставления земельных участков и установления сервитута в целях капитального или текущего ремонта линейного объекта.
Из материалов дела усматривается, что общество, будучи арендатором линейного объекта (газопровода), обратилось в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка лесного фонда площадью 5400 кв.м для проведения работ по текущему ремонту линейного объекта сроком на 11 месяцев.
Принимая во внимание, что использование лесных участков (земельных участков лесного фонда) в целях капитального или текущего ремонта линейного объекта осуществляется без предоставления лесных участков на основании разрешений уполномоченного органа, а представленное заявление содержало все необходимые сведения и документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для выдачи испрашиваемого разрешения, указав на отсутствие правовых оснований для принятия департаментом оспариваемого отказа и на его противоречие действующему правовому регулированию.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.1 положения о департаменте Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 24.07.2021 N 472, департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории Смоленской области; уполномоченным органом государственной власти Смоленской области по осуществлению переданных функций Российской Федерации в области лесных отношений.
К числу полномочий департамента, как органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений, отнесено осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Смоленской области (пункт 3.4.2 Положения).
Таким образом, суд области по праву заключил, что департамент, осуществляя делегированную ему функцию по разрешению вопросов об использовании лесов и предоставлению прав на лесные участки, обладает достаточными полномочиями для выдачи испрашиваемого разрешения на использование лесного участка без его предоставления и установления сервитута в целях капитального (текущего) ремонта линейного объекта.
Между тем, как следует из материалов дела, оснований для реализации указанных полномочий уполномоченный орган не усмотрел, посчитав, что по смыслу пункта 4 Правил N 434 использование лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов осуществляется с установлением публичного сервитута, который устанавливается в соответствии со статьями 39.23-39.25, 39.37-39.50 ЗК РФ.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с такой позицией департамента ввиду следующего.
Согласно пункту 4 Правил 434 лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Граждане, юридические лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, в соответствии с пунктом 2 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, согласно приложению 2 к настоящему Приказу, вправе обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута в орган, уполномоченный на установление публичного сервитута.
Статьей 39.23 ЗК РФ предусмотрено, что соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, названным Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:
1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
2) проведение изыскательских работ;
3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.
В то же время, поскольку цель использования спорного лесного участка направлена на текущий ремонт уже существующего газопровода, суд области по праву заключил, что приведенное нормативное регулирование не относится к спорным отношениям.
Таким образом, оформление прав на лесные участки, необходимые для проведения капитального или текущего ремонта линейных объектов, не регулируется положениями статьи 9 ЛК РФ и, как следствие, не требует оформления соответствующих прав владения и пользования лесными участками.
В свою очередь, абзацем вторым пункта 3 Правил N 434 определено, что леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда, предоставляются гражданам, юридическим лицам на основании разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года;
- в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции.
Данное положение имеет ссылки на требования Правил N 1244 и подпункты 1, 2 пункта 1 статьи 39.34 ЗК РФ, определяя правила предоставления лесов на землях нелесного фонда (земли населенных пунктов, земли обороны и безопасности, земли сельскохозяйственного назначения). То есть названным положением установлен упрощенный порядок использования лесов, находящихся на иных землях.
При таких обстоятельствах, учитывая, что общество испрашивает разрешение на использование лесных участков (земельных участков лесного фонда) в целях текущего ремонта линейного объекта, апелляционный суд соглашается с позицией суда области о том, что положения абзаца второго пункта 3 Правил N 434 к спорным отношениям также неприменимы.
Кроме того, в подпункт "в" пункта 3 названного Перечня включен непосредственно капитальный и текущий ремонт линейного объекта, что соотносится с положениями статей 39.33, 39.34 ЗК РФ, предусматривающими аналогичные правила использования земельных участков для капитального и текущего ремонта линейных объектов без их предоставления заинтересованным лицам и установления сервитута.
Доказательств наличия иных обстоятельств, препятствующих выдачи обществу испрашиваемого разрешения, департамент не представил, не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, удовлетворив заявленные требования.
В связи с удовлетворением заявленных требований суд правомерно применил правовосстановительную функцию в виде обязания департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" путем выдачи разрешения на осуществление капитального ремонта линейного объекта газопровода-отвода на ГРС "Смоленская ГРЭС" с 0 км по 51.527 км на лесном участке, расположенном в Смоленской области, Духовщинском районе, Духовщинском лесничестве, Духовщинском участковом лесничестве, квартале 43 части выдела 6, квартале 11 части выдела 10, квартале 12 части выдела 3, Вишенском участковом лесничестве, квартале 16 части выдела 3, квартале 3 части выдела 35, квартале 7 частях выдела 36, 37 на площади 0,54 га, с учетом того, что департаментом не представлено доказательств возврата обществу заявления с приложенными документами.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и не могут повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.12.2021 по делу N А62-7779/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-7779/2021
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОХРАНЕ, КОНТРОЛЮ И РЕГУЛИРОВАНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА, ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА И СРЕДЫ ИХ ОБИТАНИЯ