г. Москва |
|
01 апреля 2022 г. |
Дело N А40-239780/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи М.В. Кочешковой,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Атриум-XXI ВЕК"
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2022 по делу N А40-239780/21,
в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "Атриум-XXI ВЕК"
к ИФНС N 25 по Москве
о признании незаконным и отмене Постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Атриум-XXI ВЕК" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по г. Москве (далее также - Инспекция) об оспаривании постановления от 22.10.2021 N 77252125700038800002 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15. 25 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2022 по делу N А40-239780/21 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Через канцелярию суда поступил отзыв ИФНС N 25 по Москве, в котором Инспекция поддерживает судебный акт суда первой инстанции. Суд приобщает отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что Постановлением ИФНС РФ N 25 по г. Москве от 22.10.2021 N 77252125700038800002 ООО "Атриум-XXI ВЕК" было признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
ООО "Атриум-XXI ВЕК" не согласно с вынесенным по делу Постановлением, считает его незаконным и необоснованным, что и явилось основанием для обращения в суд первой инстанции с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ судом проверено и установлено, что протокол об административном правонарушении и оспариваемое постановление вынесены должностными лицами в пределах их полномочий, предоставленных ч. 2 ст. 22.1 КоАП РФ.
Проверив порядок привлечения Заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено.
Уведомлением от 31.08.2021 N 31-05/вк238 рассмотрение протокола N77252125700038800001 в отношении ООО "Атриум XXI ВЕК" было назначено на 15.09.2021. Данное извещение в тот же день почтой было направлено в адрес ООО "Атриум XXI ВЕК", что подтверждается реестром отправки ф.103 от 01.09.2021 и получено Заявителем 08.09.2021, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления.
В то же время Заявитель в назначенное время в Инспекцию на рассмотрение протокола N 77252125700038800001 не явился, в связи с неявкой и извещенным надлежащим образом, протокол был рассмотрен в отсутствие налогоплательщика.
Протокол N 77252125700038800001 направлен в адрес Общества 15.09.2021, о чем свидетельствует реестр заказных бандеролей и получено Заявителем 20.09.2021, о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправлений.
Заявлением от ООО "Атриум XXI ВЕК" генеральный директор Маркина Е.Г. просил отложить рассмотрение дела об административных правонарушениях.
ООО "Атриум XXI ВЕК", в лице генерального директора Маркиной Екатерины Геннадьевны, уполномочил по доверенности от 12.03.2021 Раецкого А.М. и Раецкую М.Р. представлять интересы организации.
Определением от 01.10.2021 Инспекция отложила рассмотрение дела об административных правонарушениях на 18.10.2021, копию определения получил представитель по доверенности. Следовательно, Инспекция известила Организацию о месте, дате и времени рассмотрения дела, соответствующим образом.
Определением об отложении рассмотрения дел об административных правонарушениях от 18.10.2021, рассмотрение материалов административного дела в отношении ООО "Атриум XXI ВЕК" было назначено на 22.10.2021.
Копию определения получил 18.10.2021 представитель по доверенности Раецкий А.М.
В то же время Заявитель в назначенное время в Инспекцию на рассмотрение материалов административного дела не явился, в связи с неявкой и извещенным надлежащим образом, материалы административного дела были рассмотрены в отсутствие надлежащим образом извещенного налогоплательщика Постановление N 77252125700038800002 было вынесено 22.10.2021 и направленно 25.10.2021 почтой, о чем свидетельствует реестр заказных бандеролей.
Таким образом, Инспекцией были предприняты все необходимые меры по уведомлению налогоплательщика о времени и месте рассмотрения дела протокола и оспариваемого постановления. Каких-либо иных существенных и значительных нарушений процедуры рассмотрения протокола N 77252125700038800001 и постановления N 77252125700038800002 налоговым органом допущено не было.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба, в том числе осуществляет функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы - управления по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня, составляющие единую централизованную систему налоговых органов.
В соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), на налоговые органы возложены функции по валютному контролю.
В соответствии с Законом N 173-ФЗ, на налоговые органы возложены функции по валютному контролю.
В соответствии с пп.б п.9 ч.1 ст.1 Закона N 173-ФЗ валютной операцией является использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Судом первой инстанции было установлено, что Инспекцией в отношении ООО "Атриум XXI ВЕК" было вынесено постановление N 77252125700038800002 от 22.10.2021 (далее - постановление) в соответствии с которым Общество было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.15.25. КоАП РФ и в виде штрафа в размере 12 010 рублей.
Налоговым органом при проведении административного расследования установлено, что 13.03.2020 ООО "Атриум XXI ВЕК" совершило административное правонарушение, выразившееся в нарушении валютного законодательства Российской Федерации путем совершения незаконных валютных операций с наличной валютой Российской Федерации между юридическим лицом и физическими лицами нерезидентами.
ООО "Атриум XXI ВЕК" заключило трудовые договоры с иностранными гражданами (нерезидентами) Махманабиев О.М. (от 11.07.2018 N 8/18).
12.02.2020 Обществом по платежной ведомости N 9 от 13.03.2020 г нерезидентам были выплачены денежные средства из кассы в общей сумме 16 014 руб.
В соответствии с пп.б п.9 ч.1 ст.1 Закона 173-ФЗ валютной операцией является использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Следовательно, 13.03.2020 Обществом была осуществлена валютная операция с использованием валюты Российской Федерации в качестве средства платежа, заключающаяся в выдаче денежных средств иностранным гражданам в наличной форме.
В силу ч.2 ст.14 Закона 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Таким образом, выплата нерезидентам денежных средств из кассы обществом в общей сумме 16 014 руб. произведена с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом правонарушений по ст. 15.25 КоАП РФ выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования и контроля за определенными юридически значимыми действиями участников внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с Законом 173-ФЗ объект защиты - интересы государства в реализации единой государственной валютной политики, обеспечения устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности валютного рынка Российской Федерации.
Неисполнение резидентами и нерезидентами установленных требований валютного законодательства Российской Федерации, представляет существенную угрозу общественным отношениям в области валютного регулирования, выраженную в пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей.
О высокой степени общественной опасности правонарушений в сфере валютного законодательства, посягающих на интересы государства в области реализации единой государственной валютной политики, свидетельствует, в том числе установленная ст.ст.193 и 193.1 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовная ответственность, двухгодичный срок давности для привлечения к административной ответственности (ч.1 ст.4.5 КоАП РФ), повышенный размер административных штрафов за ряд правонарушений (п.2 ч.1 ст.3.5 КоАП РФ) и возможность проведения административных расследований в данной сфере (ч.1 ст.28.7 КоАП РФ).
Закон, а также акты органов валютного регулирования устанавливают правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, а также общие права и обязанности для резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Реализация и выполнение субъектами внешнеэкономических отношений, предусмотренных Законом и актами валютного законодательства Российской Федерации положений и требований, позволяет достигнуть единства внешней и внутренней валютной политики государства, а также приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.
Следует отметить, что административные правонарушения, совершенные резидентами и нерезидентами, посягают на установленный и охраняемый государством порядок в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, и соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.
Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, установленных действующим валютным законодательством, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Кроме того, Общество, вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством РФ, было обязано не только знать о существовании соответствующих обязанностей и требований, предусмотренных законодательством РФ, но должным образом и в полном объеме обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Оснований для освобождения заявителя от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения с учетом положений ст. 2.9 КоАП РФ и правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом первой инстанции установлено не было, также как и не установлено оснований для назначения наказания в размере ниже низшего предела, установленного санкцией КоАП РФ. Из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.02.2022 по делу N А40-239780/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-239780/2021
Истец: ООО "АТРИУМ-XXI ВЕК"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 25 ПО Г. МОСКВЕ