город Москва |
|
1 апреля 2022 г. |
дело N А40-176557/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28.03.2022.
Полный текст постановления изготовлен 01.04.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.
при ведении протокола помощником судьи Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2022
по делу N А40-176557/21,
по заявлению Департамента городского имущества г. Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2022 признаны незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, изложенные в уведомлениях от 23.07.2021 N КУВД-001/2021-15163138/3, N КУВД-001/2021- 12163138/2 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 77:08:0010013:1021 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Москва, 3-й Силикатный проезд, дом 1А, стр. 1, с кадастровым номером 77:08:0010013:1021
Регистрирующий орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Департамент городского имущества г. Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Москва, 3-й Силикатный проезд, дом 1А, стр. 1 с кадастровым номером 77:08:0010013:1021.
Решениями от 23.07.2021 N КУВД-001/2021-15163138/3, N КУВД-001/2021- 12163138/2 регистрирующим органом отказано в снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости в связи с тем, что представленный акт обследования по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке акта обследования, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 N861.
Департамент, не согласившись с указанными решениями, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом N 218-ФЗ.
Согласно с положениями Федерального закона N 218-ФЗ при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Исходя из указанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) возложена на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
Департамент обратился в регистрирующий орган с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности г. Москвы на указанные объекты недвижимого имущества.
Отказывая в осуществлении учетно-регистрационных действий, регистрирующий орган сослался на отсутствие в составах приложений к актам обследования документов, содержащих информацию о законном порядке сноса, гибели
или уничтожения объектов.
Согласно сведениям ЕГРН в отношении указанных объектов недвижимого имущества зарегистрировано право собственности г. Москвы.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Закона N 218-ФЗ, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно п. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
В силу пп. 7 п. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Требованиями N 861 установлено, что акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости; указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения ЕГРН, включаются в состав приложения к акту обследования. При этом Требованиями N 861 не определены конкретные документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости.
Согласно ст. 23 Закона о регистрации, акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено. Форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Требования к подготовке акта обследования утверждены приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке".
В соответствии с п. 3 Приложения N 2 к приказу от 20.11.2015 N 861, акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости, с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к акту.
В случае отсутствия в составе Приложения соответствующих документов в строке "заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их неиспользования.
Таким образом, п. 3 Приложения N 2 к приказу от 20.11.2015 N 861 прямо предусмотрена возможность отсутствия документов о сносе в составе акта обследования.
Соответственно, документы о сносе объекта не являются обязательными приложениями к акту обследования. При этом, при подготовке акта обследования, могут использоваться имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости или являющиеся основанием для сноса.
В состав приложения к акту обследования включены документы, подтверждающие факт прекращения существования объекта недвижимости, а именно акт комиссионного обследования земельного участка от 04.02.2021 Управы района Хорошево-Мневники г. Москвы, согласно которому на земельном участке по адресу: Москва, 3-й Силикатный проезд, дом 1А, стр. 1 здание с кадастровым номером 77:08:0010013:1021 отсутствует (демонтировано).
Приказом N 861 не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости.
При этом, согласно абз. 2 п. 3 Требований, допускается составление Акта обследования без приложения каких-либо документов.
Согласно п. 2 ст. 7 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений.
Отказ в снятии несуществующего объекта недвижимости с государственного кадастрового учета приводит к недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРН.
Кроме того. в приложении содержится письмо Росреестра N 14-13485/18 от 07.12.2018, указывающее на отсутствие необходимости при подготовке акта обследования включения в состав приложений акта обследования документов, подтверждающих соблюдение установленного в субъекте Российской Федерации порядка проведения работ по сносу (демонтажу) объектов недвижимости".
Таким образом, представленный акт обследования соответствует требованиям закона, а отказ регистрирующего органа в проведении регистрационных действий по снятию объекта с государственного кадастрового учета со ссылкой на представление ненадлежащего акта обследования, является незаконным.
Сведения ЕГРН о кадастровом учете в отношении несуществующего объекта являются недостоверными, что противоречит п. 2 ст. 1 Закона N 218-ФЗ, п. 1 ст. 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, данные сведения подлежат актуализации на основании акта обследования кадастрового инженера.
Учитывая изложенное, Департаментом, при обращении в регистрирующий орган соблюдены требования действующего законодательства и представлены все необходимые документы для проведения регистрационных действий.
В целях устранения нарушения прав и законных интересов общества, судом первой инстанции в порядке ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно возложена обязанность на регистрирующий орган в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке путем снятия с государственного кадастрового учета и прекратить право собственности г. Москвы на спорные объекты недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2022 по делу N А40-176557/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-176557/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ