г. Москва |
|
04 апреля 2022 г. |
Дело N А40-181670/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.01.2022 по делу N А40-181670/21
по заявлению ОАО "ЗАВОД СТРОИТЕЛЬНОЙ ОСНАСТКИ И МЕТАЛЛОИЗДЕЛИЙ"
к Управлению Росреестра по Москве
об оспаривании отказа,
при участии:
от заявителя: |
Абибок Д.В. по доверенности от 26.07.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "ЗАВОД СТРОИТЕЛЬНОЙ ОСНАСТКИ И МЕТАЛЛОИЗДЕЛИЙ" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения, оформленного уведомлением от 30.07.2021 N КУВД001/2021-15133388/3; о возложении обязанности на Управление Росреестра по Москве в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав ОАО "СОМИЗ" путем постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, пр. Остаповский, д. 24, стр. 7.
Решением от 11.01.2022 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, определением Арбитражного суда г. Москвы от 20.04.2012 г. по делу N А40-3948/12-71-9Б в отношении Открытого акционерного общества "Завод строительной оснастки и металлоизделий" введено наблюдение. Временным управляющим утвержден Силин Андрей Владимирович (ИНН 772409988620).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2014 г. по делу N А40-3948/12-71-9Б в отношении общества введена процедура внешнего управления сроком на 18 месяцев. Внешним управляющим утвержден Мацаев Эмин Вахаевич (ИНН 501209626902).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27.11.2015 по делу N А40-3948/12-71-9Б (Приложение N1) ОАО "СОМИЗ" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Василега Михаил Юрьевич (ИНН 772700950710).
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 20.12.2019 (резолютивная часть) по делу N А40-3948/12-71-9Б арбитражный управляющий Василега Михаил Юрьевич был отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего общества.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 20.12.2019 г. по делу N А40-3948/12-71-9Б (Приложение N2) конкурсным управляющим ОАО "СОМИЗ" была утверждена Борнева Татьяна Васильевна (ИНН 246310991113).
В ходе процедуры банкротства ОАО "СОМИЗ" арбитражным управляющим было установлено, что право собственности на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, пр. Остаповский, д. 24, стр. 7 (далее также - Объект), принадлежащего заявителю, не зарегистрировано в ЕГРН.
Общество обратилось в Филиал ГБУ МФЦ города Москвы МФЦ района Донской с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество N MFC-0558/2021-663683 от 16.04.2021. К Заявлению, в том числе, был приложен CD-диск, который содержал в себе следующие документы:
1. Договор аренды земельного участка N М-04-010477 от 15.12.1997;
2. Абрис Объекта;
3. Выписка из технического паспорта БТИ на Объект;
4. Ответ Росреестра N 04-792/2021 от 22.01.2021;
5. План приватизации арендного предприятия "СОМИЗ" от 07.07.1993;
6. План Объекта;
6. Схема геодезических построений;
7. Схема расположения Объекта на земельном участке;
9. Технический паспорт на домовладение по адресу: г. Москва, Остаповский проезд, д. 24;
10. Технический план от 12.04.2021.
В дополнение к поданному Заявлению общество предоставило ответчику Сопроводительное письмо к материалам регистрационного дела N MFC-0558/2021-663683 от 16.04.2021.
Уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 30.04.2021 ответчик приостановил государственную регистрацию по заявлению до 30.07.2021 в связи с тем, что представленный заявителем технический план не содержит документов-оснований по строительству и вводу в эксплуатацию Объекта.
В связи с тем, что запрашиваемые Ответчиком документы отсутствуют у арбитражного управляющего и не были ей ранее переданы, заявитель обратился с запросами в Главное архивное управление города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Комитет государственного строительного надзора города Москвы и ГБУ МосгорБТИ, которые могли бы предоставить данные документы, в случае их наличия.
Заявитель 25.06.2021 подал ответчику заявление о предоставлении дополнительных документов с приложением ответов на вышеуказанные запросы, которые были включены в технический план, прилагаемый к заявлению в виде CD-диска.
Уведомлением об отказе в возобновлении учетно-регистрационных действий от 05.07.2021 ответчик не возобновил регистрационные действия.
30.07.2021 Управление отказало ОАО "СОМИЗ" в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на Объект. в связи с тем, что заявителем не были устранены основания, послужившие причиной для приостановки регистрационных действий.
Не согласившись с оспариваемым решением ответчика, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании ст.1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (п. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Технический план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, является одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В силу пункта 1 части 2 статьи 24 Закона о регистрации в техническом плане указываются сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства, едином недвижимом комплексе, необходимые для его государственного кадастрового учета, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости.
Согласно части 8 указанной статьи сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации таких объектов недвижимости.
Форма технического плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (Требования).
Из пункта 20 Требований следует, что сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.
В случае если на момент принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию для принятия указанного решения законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусматривалось представление технического плана объекта недвижимости, сведения о здании, сооружении (за исключением сведений о местоположении такого здания, сооружения на земельном участке и о его площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В случае отсутствия разрешения на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации сведения о здании указываются в техническом плане на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта (Технический паспорт на домовладение по адресу: г. Москва, Остаповский проезд, д. 24 был представлен ответчику в составе Технического плана на CD-диске).
Из представленных документов следует, что строительство Объекта, в отношении которого было подано заявление, осуществлено в 1958 году, то есть до введения в действие ГрК РФ.
Документы о создании Объекта были безвозвратно утеряны, о чем свидетельствуют ответы Главного архивного управления города Москвы, Комитета государственного строительного надзора города Москвы и ГБУ МосгорБТИ.
Учитывая фактические обстоятельства дела и изложенные нормы права, апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявителем в Управление были представлены все необходимые документы для постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, пр. Остаповский, д. 24, стр. 7. Таким образом, оснований для отказа в государственной регистрации у Управления отсутствовали.
Таким образом, оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав ОАО "СОМИЗ" путем постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Москва, пр. Остаповский, д. 24, стр. 7.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.01.2022 по делу N А40-181670/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-181670/2021
Истец: ОАО "ЗАВОД СТРОИТЕЛЬНОЙ ОСНАСТКИ ИМЕТАЛЛОИЗДЕЛИЙ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ