г. Тула |
|
4 апреля 2022 г. |
Дело N А09-5718/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.04.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Сентюриной И.Г., судей Бычковой Т.В. и Грошева И.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной О.С., в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в отрытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Брянская коммунальная служба" на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.12.2021 по делу N А09-5718/2021 (судья Зенин Ф.Е.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром энергосбыт Брянск" (г. Брянск, ОГРН 1058602102415, ИНН 8602173527) к обществу с ограниченной ответственностью "Брянская коммунальная служба" (г. Брянск, ОГРН 1143256004650, ИНН 3257015981), о взыскании 134685 руб. 03 коп.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром энергосбыт Брянск" в лице филиала "Брянскэнергосбыт" (далее - истец, ООО "Газпром энергосбыт Брянск" в лице филиала "Брянскэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Брянская коммунальная служба" (далее - ответчик, ООО "Брянская коммунальная служба") о взыскании 134 685 руб. 03 коп. задолженности по оплате электрической энергии за апрель 2021 года по договору энергоснабжения от 01.02.2019 N 6026/БГО.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 16.12.2021 по делу N А09-5718/2021 исковые требования удовлетворены. С ООО "Брянская коммунальная служба" в пользу ООО "Газпром энергосбыт Брянск" в лице филиала "Брянскэнергосбыт" взыскано 134 685 руб. 03 коп. задолженности и 5041 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой о его отмене. В обоснование поданной апелляционной жалобы указывает, что истцом не представлены доказательства потребления ответчиком в спорный период коммунальных ресурсов заявленной стоимостью, представленные копии актов расхода электрической энергии не содержат подписей сторон, счет-фактура, представленный истцом, не подписан. Кроме того, заявитель оспаривает объем потребленной электроэнергии, в связи с тем, что ООО "БКС" в материалы дела представлены показания приборов учета электроэнергии за спорный период, согласно которым объем потребленной электроэнергии меньше, чем предъявляет истец.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.02.2019 между ООО "Газпром энергосбыт Брянск" (продавцом) и ООО "Брянская коммунальная служба" (покупателем) заключен договор энергоснабжения N 6026/БГО, по условиям которого продавец обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью поставки электрической энергии покупателю, а покупатель обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (пункт 2.1 договора).
Покупатель приобретает электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества МКД (пункт 2.2 договора).
В соответствии с пунктом 4.1 договора определение объема покупки (потребления) электрической энергии (мощности), поставленной продавцом в точки поставки покупателя по договору за расчетный период, осуществляется продавцом на основании данных об объемах потребления электрической энергии (мощности), определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации с использованием расчетных, контрольных приборов учета или расчетных способов.
Показания приборов учета, в том числе общедомовых приборов учета, снимаются сетевой организацией (владельцем электрических сетей, смежным субъектом, потребителем) и (или) покупателем в соответствии с разграничением эксплуатационной ответственности сторон и оформляются сводным актом снятия показаний приборов учета в соответствии с пунктами 3.3.8, 3.3.17, 3.3.16 договора (пункт 4.2 договора).
Согласно пункту 4.4 договора фактический объем поставленной покупателю электрической энергии (мощности) за расчетный период, на момент заключения договора определяется в соответствии с подпунктами а), б), в) пункта 21 (1) Правил заключения договора с РСО.
Определение объема покупки (потребления) электрической энергии (мощности), оказанных услуг по передаче электрической энергии по договору производится продавцом расчетным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях, определенных в договоре и законодательстве Российской Федерации (пункт 4.7 договора).
В соответствии с пунктом 4.8 договора продавец на основании акта снятия показаний приборов учета электрической энергии оформляет УПД. Покупатель обязан в течение 2-х дней с момента получения УПД подписать его со своей стороны и направить его продавцу либо предоставить обоснованные возражения (разногласия) на данный документ. В случае непредставления покупателем подписанного УПД или мотивированных объяснений (разногласий) в установленные договором сроки, УПД считается согласованным в редакции продавца, а обязательство продавца по поставке электрической энергии (мощности) исполненным в расчетном периоде надлежащим образом в полном объеме и подлежащим оплате.
Расчетным периодом по договору является один календарный месяц. Исполнение договора оплачивается по цене и (или) в соответствии с порядком определения цены, установленном в соответствии с положениями действующих на момент оплаты федеральных законов, иных нормативных актов и (или) договора, а также актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов. Стоимость поставляемой по договору электрической энергии (мощности) определяется продавцом как произведение объема фактически поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) на содержание общего имущества в МКД, определенного в порядке, предусмотренном разделом 4 договора, и регулируемой цены (тарифа), установленной на соответствующий период регулирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов для группы "население и приравненных к нему категорий потребителей" (пункты 5.1 - 5.3 договора).
Оплата фактически поставленной электрической энергии производится покупателем ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, на основании выставленного продавцом УПД (пункт 5.5 договора).
Приложением N 1 к договору определен перечень точек поставки электрической энергии.
Во исполнение принятых на себя обязательств истец в период с 01.04.2021 по 30.04.2021 отпустил электроэнергию на содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, в объеме 33 926 кВт/ч, определенном на основании актов снятия показаний приборов учета электрической энергии и расчета отпуска электроэнергии за спорный период, составленных сетевой организацией, и данных об общем объеме потребления электроэнергии собственниками и пользователями жилых помещений МКД.
На оплату поставленной электроэнергии истец выставил ответчику УПД от 30.04.2021 N 0010421510510358/51/00000.
Ответчиком указанная УПД не подписана, мотивированный отказ от её подписания не представлен.
ООО "Брянская коммунальная служба", приняв электрическую энергию, своевременную оплату поставленного энергоресурса не произвело, в связи с чем у ответчика образовалась задолженность перед истцом в размере 134 685 руб. 03 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании долга.
Удовлетворяя исковые требования, суд области, руководствуясь положениями статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 154, 157, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпунктом "а" пункта 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 (далее - Правила N 124), исходил из того, что факт отпуска истцом в период с 01.04.2021 по 30.04.2021 электроэнергии на содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, в соответствии с договором подтвержден материалами дела, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правильными, основанными на нормах законодательства и обстоятельствах дела.
Доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к тому, что истцом не представлены доказательства потребления ответчиком в спорный период коммунальных ресурсов заявленной стоимостью, представленные копии актов расхода электрической энергии не содержат подписей сторон, счет-фактура, прилагаемый истцом, не подписан. Кроме того, заявитель оспаривает объем потребленной электроэнергии в связи с тем, что ООО "Брянская коммунальная служба" в материалы дела представлены показания приборов учета электроэнергии за спорный период, согласно которым объем потребленной электроэнергии меньше, чем предъявляет истец.
Данные доводы отклоняются апелляционным судом в силу следующего.
В соответствии со ст. 161, ч. 2 и 3 ст. 162 ЖК РФ на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В спорный период собственники помещений в жилых домах, находящихся в управлении ответчика, плату за потребленную электроэнергию вносили непосредственно энергоснабжающей организации ООО "Газпром энергосбыт Брянск" (гарантирующему поставщику), что не противоречит нормам действующего законодательства.
Поскольку электрическая энергия по договору поставлялась в жилые многоквартирные дома, объем поставленного ресурса на общедомовые нужды должен определяться в соответствии с Правилами N 124.
Согласно подпунктам "а", "б", "в" пункта 21 (1) Правил N 124 при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, согласно которой договоры, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего: а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где:
Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц);
Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
б) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации в течение 3 месяцев после наступления такого события (если период работы прибора учета составил более 3 месяцев) за расчетный период (расчетный месяц) определяется по формуле: VД = Vодн 1, где:
Vодн 1 - объем (количество) коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определенный за расчетный период исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, рассчитанного в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг;
в) объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: где определяется в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.
Данный расчет объема поставленной электрической энергии, представленный истцом, подлежащий оплате ответчиком, согласован сторонами в пункте 4.4 договора энергоснабжения от 01.02.2019 N 6026/БГО.
Истец произвел расчет объема потребленной электроэнергии поставленной в многоквартирные жилые дома, обслуживаемые ответчиком, на общедомовые нужды на основании пункта 21 (1) Правил N 124 и условий договора. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
В обоснование расчета задолженности истцом в материалы дела представлены все первичные данные, использованные при расчете объема электроэнергии, потребленного в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика.
Возражая против заявленных исковых требований, ответчик ссылается на то, что предъявленный истцом объем потребленной электрической энергии, указанный в актах снятия показаний приборов учета за апрель 2021 года отличается от показаний приборов учета за спорный период, снятых ответчиком.
В соответствии с пунктом 4.2 договора показания приборов учета, в том числе общедомовых приборов учета, снимаются сетевой организацией (владельцем электрических сетей, смежным субъектом, потребителем) и (или) покупателем в соответствии с разграничением эксплуатационной ответственности сторон и оформляются сводным актом снятия показаний приборов учета.
В материалы дела представлены акты снятия показаний за апрель 2021 года.
В силу подпункта 5.4. Договора и подпункта "а" пункта 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего:
объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354.
В адрес Ответчика ежемесячно представляется следующая информация:
- информация о задолженности по оплате поставленной электрической энергии по Договору на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
- показания индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и объемы электрической энергии, предъявленные к оплате Потребителям в МКД за расчетный период.
Объем потребленной электроэнергии по сложившейся практике жильцы последовательно сообщают поставщику в документах об оплате электроэнергии, достоверность этих сведений, основанных на показаниях индивидуальных (квартирных) приборов учета, предполагается. При этом, опровергнуть эти данные может исполнитель коммунальных услуг, воспользовавшись правом, предусмотренным подпунктом "б" п. 82 Правил N 354, предоставляющего ему полномочия проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки.
Ответчик указывает на необоснованность предъявления в счет-фактуре объема потребления электроэнергии ОДПУ в МКД, в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, в связи с наличием протоколов общих собраний собственников от 2018 и 2019 гг., где принято решение о распределении объема, превышающего нормативную величину, между всеми собственниками пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Указанный довод ответчика является ошибочным.
С 01.01.2017 действующим законодательством РФ изменен порядок расчета коммунальной услуги "электроэнергия на СОИД" в связи её с включением в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно Федеральному закону N 73-ФЗ от 30.03.2016 "О внесении изменений в статью 12 ФЗ "О внесении изменений и Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" с 1 января 2017 г. в состав платы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды (ОДН).
Количество потребленных на содержание общего имущества коммунальных ресурсов определяется по правилам ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ и п. п. 44, 45 и 46 Правил N 354.
В соответствии с пунктом 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Истцом производится начисление по указанным МКД в части предоставления собственникам и нанимателям жилых помещений услуги "электроэнергия" в соответствии с действующим законодательством.
В связи с этим после 01.01.2017 предоставление и расчет жилищной услуги "электроэнергия на СОИД" собственникам (пользователям) жилых помещений МКД должно предоставляться непосредственно управляющей организацией.
Наличие у ответчика задолженности перед истцом по оплате поставленной по договору электрической энергии за спорный период в заявленном размере подтверждается материалами дела. Сумма долга ответчиком надлежащими средствами доказывания не оспорена, доказательств, подтверждающих оплату образовавшейся задолженности в полном объеме либо части, в материалы дела ответчиком не представлено.
Довод апеллянта о том, что счет-фактура, прилагаемый истцом к иску, не подписан, является несостоятельным, так как данные документы оформлены истцом надлежащим образом и не подписаны только со стороны ответчика, избравшего в спорном правоотношении правовую позицию, направленную на уклонение от исполнения обязательства по оплате энергоресурса.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, которым дана правильная правовая оценка спорным правоотношениям сторон, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется. Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не выявлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на основании ст. 110 АПК РФ относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 16.12.2021 по делу N А09-5718/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Г. Сентюрина |
Судьи |
Т.В. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-5718/2021
Истец: А09-7150/2021, ООО "ГАЗПРОМ ЭНЕРГОСБЫТ БРЯНСК"
Ответчик: ООО " Брянская коммунальная служба"