г. Чита |
|
4 апреля 2022 г. |
Дело N А58-9035/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Сидоренко В.А., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "ПРОМДЗ" Тарасенко В.Г. (доверенность от 19.11.2020), Тарасенко А.В. (доверенность от 19.11.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия), общества с ограниченной ответственностью "Саха-Золото" и общества с ограниченной ответственностью "ПРОМДЗ" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 июня 2021 года по делу N А58-9035/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПРОМДЗ" (ОГРН 1191447005397, ИНН 1435341294, далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402052427, ИНН 1435151857, далее - управление) о признании незаконными действия по рассмотрению заявки ООО "Саха-Золото" вх. N 755 от 14.08.2019 вместе с заявкой ООО "ПРОМДЗ" вх. N 755 от 14.08.2019 Комиссией Управления по недропользованию (протокол N 154 от 11.03.2020) в связи с несоответствием заявки ООО "Саха-Золото" п. 4.1, п. 4.3, 4.5, 4.6, 4.7, 1.20 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утверждённого Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.11.2016 N583; о признании незаконными бездействия, выразившегося в несоблюдении требований пп.1-7 п.4.1, п.4.3, 4.5, 4.6, 4.7 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утверждённого приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.11.2016 N 583 и ч. 1 ст. 14 Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992 N 2395- 1, согласно которым в случае представления заявки, не соответствующей описи входящих в ее состав документов и сведений или отсутствия сведений, указанных в подпунктах 1 - 7 пункта 4.1 настоящего Порядка; о признании недействительным пункта 1.3. протокола N 154 заседания по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии, переоформления лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории РС (Я), отнесенных к компетенции Управления по недропользованию по РС (Я) от 11.03.2020, которым рассмотрена заявка ООО "Саха-Золото" вх. N 755 от 14.08.2019; о признании решения от 13.03.2020 исх. N 01-03/21-935 незаконным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Саха-Золото" (ОГРН 1186313110444, ИНН 6318041761), Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401070349, ИНН 1435035723), Администрация муниципального образования "Момский район" (ОГРН 1031400781895, ИНН 1416001077).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 июня 2021 года по делу N А58-9035/2020 заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению заявки общества с ограниченной ответственностью "Саха-Золото" вх. N 755 от 14.08.2019 на получение права пользования недрами для геологического изучения недр, оформленного пунктом 1.3 протокола N154 заседания комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Республики Саха (Якутия), отнесенных к компетенции Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) от 11.03.2020. Суд обязал Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия) устранить нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ПРОМДЗ" путем возврата поданной заявки общества с ограниченной ответственностью "Саха-Золото" вх. N755 от 14.08.2019 в порядке установленном пунктом 4.5 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утверждённого приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.11.2016 N 583.
Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия), общество с ограниченной ответственностью "Саха-Золото" и общество с ограниченной ответственностью "ПРОМДЗ" обратились с апелляционными жалобами, в которых просили отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобах.
Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия) полагает, что материалы дела не содержат уважительных причин пропуска срока на подачу заявления ООО "ПРОМДЗ". Заявки ООО "Саха-Золото" и ООО "ПРОМЗД" рассмотрены в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 ноября 2016 N 583, о результатах рассмотрения податели заявок уведомлены письмами управления от 13.03.2020.
Общество с ограниченной ответственностью "Саха-Золото" указало, что лицензия на пользование недрами на соседнем участке, принадлежащем ООО "Байдам" прекращена на основании Приказа территориального органа Роснедр N 335 от 17 июля 2019 года, ООО "Байдам" является аффилированным лицом по отношению к ООО "ПРОМДЗ" и имеет прямую заинтересованность в непредставлении согласия ООО "Саха-Золото" на получение права пользоваться недрами.
ООО "ПРОМДЗ" согласно с резолютивной частью решения суда, однако считает, что суд необоснованно исключил из мотивировочной части решения и не рассмотрел по существу обстоятельства, изложенные в заявлении и имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора. По мнению апеллянта, суд первой инстанции не дал оценки отдельным документам и доказательствам ООО "ПРОМДЗ", необоснованно оставил заявленные требования о несоответствии заявки п.п. 4.1, 4.3, 4.5, 4.6, 4.7, 1.20 Порядка рассмотрения заявок без рассмотрения по существу.
Общество с ограниченной ответственностью "ПРОМДЗ" в отзывах с доводами апелляционных жалоб Якутнедра и ООО "Саха-Золото" не согласилось.
Определением суда от 07.09.2021 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 50 минут 19 октября 2021 года.
Определением суда от 19.10.2021 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 00 минут 23 ноября 2021 года.
Определением суда от 23.11.2021 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 00 минут 25 января 2022 года.
Определением суда от 25.01.2022 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 20 минут 29 марта 2022 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 17.08.2021, 08.09.2021, 09.09.2021, 20.10.2021, 24.11.2021, 26.01.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Рассмотрение апелляционной жалобы начато в составе судей Басаева Д.В. (председательствующий), Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.
В связи с длительным отсутствием ввиду нахождения судьи Никифорюк Е.О. в очередном отпуске, на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7, определением председателя четвертого судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2021 года судья Никифорюк Е.О. заменена на судью Ломако Н.В.
При таких обстоятельствах в силу части 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение дела проведено с самого начала.
Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия), ООО "Саха-Золото", Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), Администрация муниципального образования "Момский район" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Судом рассмотрено и отклонено ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по делу N А58-1849/2020 ввиду отсутствия предусмотренных статьей 143 АПК РФ оснований для приостановления производства по делу.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзывов на жалобы, заслушав пояснения представителей ООО "ПРОМДЗ", проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 14.08.2019 ООО "Саха-Золото" (далее - третье лицо) и обществом были поданы заявки в Управление на получение права пользования недрами на участке недр рудное поле Кылгас, расположенном на территории МО "Момский улус (район)".
При этом, заявленный на получение права участок является соседним с участком, принадлежащим ООО "Байдам" на основании лицензии на пользование недрами ЯКУ 05854 БЭ поскольку находится на расстоянии менее 2 км от него.
Протоколом заседания комиссии Управления по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования недр N 154 от 11.03.2020 (п.1.3 Протокола была рассмотрены заявка N 755 от 14.08ю.2019 время 16:10) и (п.1.4 Протокола) заявка общества N 756 от 14.08.2019 время 17:55) и в удовлетворении данных заявок было отказано по основанию наличия на указанном участке особо охраняемой природной территории местного значения- ресурсного резервата "Чибагалаах".
Третье лицо и общество были уведомлены об отказе в удовлетворении заявки письмами Управления от 13.03.2020 N 01-03/21-935 и от 13.03.2020 N 01-03/21-938 соответственно.
Третье лицо не согласилось с отказом Управления и обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием о признании недействительным решения N 01- 03/21-935 от 13.03.2020 об отказе в удовлетворении заявки.
По данному требованию было возбуждено производство по делу N А58-1849/2020. Определением суда от 28.05.2020 по делу N А58-1849/2020 к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ПРОМДЗ" (далее ООО "ПРОМДЗ"). При этом, Общество заявило следующие требования:
- в удовлетворении заявления ООО "Саха-Золото" о признании недействительным решения N 01-03/21-935 от 13.03.2020 отказать;
- признать незаконными действия Управления, которыми внесены изменения в записи о времени и номере подачи заявки Общества после ее регистрации, в части неисполнения п.4.4. Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.11.2016 N 583;
- признать незаконным бездействие Управления в части неисполнения п. 1.19. Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.11.2016 N 583;
- признать незаконными действия Управления (нарушение п. 4.5. Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утверждённого Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 10.11.2016 N 583, по направлению 04.09.2019 запроса в адрес органа местного самоуправления -Администрацию МО "Момский район" исх. N 01-03/20-3485;
- признать недействительным решение N 01-03/21-938 от 13.03.2020 Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (Якутнедра) и протокол N 154 от 11.03.2020 заседания Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформлении лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Республики Саха (Якутия), отнесенных к компетенции Управления по недропользованию по Республике Саха (Якутия) (Якугнедра) в части отказа в удовлетворении заявки на право пользования недрами с целью геологического изучения участка недр Рудное поле Кылгас, Момский улус (район), Республики Саха (Якутия), ООО "ПРОМДЗ", N 755 от 14.08.2019, время 17:55;
- возложить обязанность на Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ПРОМДЗ" путем рассмотрения и удовлетворения заявки Общества на право пользования недрами с целью геологического изучения участка недр Рудное поле Кылгас, Момский улус (район), Республики Саха (Якутия), N 755 от 14.08.2019 г., время 17:55.
Указанным определением были также привлечены к участию в дела третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) и Администрация муниципального образования "Момский район".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05.03.2021 по делу N А58 -1849/2020 требования ООО "Саха-Золото" удовлетворены.
Признано недействительным решение Управления от 13.03.2020 N 01-03/21-935, как несоответствующее Закону РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Суд обязал Управление устранить нарушенные права и законные интересы ООО "Саха-Золото" путем повторного рассмотрения заявления на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.11.2016 N583.
Требования ОООО "ПРОМДЗ" были удовлетворены частично.
Было признано недействительным решение Управления от 13.03.2020 N 01-03/21- 938, как несоответствующее Закону РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
В удовлетворении остальных требований отказано. Суд также обязал Управление устранить нарушенные права и законные интересы ООО "ПРОМДЗ" путем повторного рассмотрения заявления на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.11.2016 N583.
В процессе рассмотрения дела N А58-1849/2020, Общество ходатайствовало перед судом об истребовании у Управления документов, представленных с заявкой третьего лица. Определением Арбитражного суда от 12.08.2020 данное ходатайство было удовлетворено.
На основании указанного Определения суда Управлением в материалы дела был представлен не полный пакет документов, представленных вместе с заявкой третьего лица от 14.09.2019 истребованный судом.
По ходатайству Общества от 14.09.2020 об ознакомлении с представленными материалами дела, судом была предоставлена такая возможность ознакомления после 21.09.2020.
В связи с тем, что Управлением полный пакет документов, истребованный судом,был представлен вместе с отзывом от 27.11.2020, Общество ознакомилось с ним 11.12.2020.
Установив из представленных в материалы дела документов, что содержание заявки третьего лица не соответствует требованиям Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей геологического изучения участков недр, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.11.2016 N 583 (далее Порядок) и в подлежала возврату без рассмотрения вопроса по существу, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В связи с тем, что судебный акт по делу N А58-1849/20 на момент рассмотрения настоящего спора не вступил в законную силу, суд первой инстанции определением от 18.06.2021 на основании в соответствии пунктом 1 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования заявителя о признании недействительным пункта 1.3. протокола N 154 заседания Комиссии Управления от 11.03.2020, которым рассмотрена заявка ООО "Саха-Золото" вх. N 755 от 14.08.2019, а также требование о признании решения Управления от 13.03.2020 исх. N 01-03/21-935, незаконным оставил без рассмотрения.
Указанное определение лицами, участвующими в деле, обжаловано не было.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Частью 1 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Суд первой инстанции, руководствуясь указанными нормами процессуального права, а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд восстановил с учетом следующих обстоятельств.
Оспариваемые действия (бездействия) Управления были совершены 28.08.2019 (5 рабочих дней на проверку соответствия заявки и 5 рабочих дней на возврат заявки при наличии оснований для возврата). Решение по результатам рассмотрения заявок было принято 11.03.2020 и доведено до сведения Общества 13.03.2020.
С настоящим заявлением Общество обратилось в арбитражный суд 16.12.2020, т.е. с пропуском установленного законом срока. Суд принимает во внимание, тот факт, что по состоянию на 28.05.2020 заявитель знал о нарушенных правах по рассмотрению заявки третьего лица, что свидетельствует о принятии его заявления в качестве третьего лица с самостоятельными требованиями на предмет спора в деле N А58-1849/20.
Вместе с тем, поскольку при извещении об отказе в удовлетворении заявки от 13.03.2020 Обществу не предоставлялась информация о полном содержании участников, указанных в Протоколе N 154 от 11.03.2020 и полные письменные материалы по поданной заявке третьего лица от 14.08.2019 стали достоверно ему известны только после истребования данных документов судом в деле NА58-1849/20, и возможности их ознакомления 11.12.2020, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, пропущенный заявителем срок по заявленному требованию о не законности бездействия (по возврату заявки третьего лица без рассмотрения по существу) является уважительным и подлежит восстановлению.
Таким образом, доводы жалобы Управления являются необоснованными и подлежат отклонению.
По существу спора судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, Положением об Управлении по недропользованию по Республике Саха (Якутия), утвержденного Приказом Федерального агентства по недропользованию от 19.01.2007 N 57, Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами, Якутнедра является органом, уполномоченным на решение рассматриваемого вопроса о предоставлении права пользования недрами, следовательно, оспариваемые решения приняты компетентным органом.
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
Виды пользования недрами определены в статье 6 Закона N 2395-1.
В соответствии со статьей 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (часть 1). Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3).
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими Закону N 2395-1 (статья 12 Закона N 2395-1).
Согласно пункту 6 статьи 10.1 Закона N 2395-1 основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении такого права.
В соответствии со статьей 16 Закона N 2395-1, регламентирующей организационное обеспечение государственной системы лицензирования, в спорный период действовал Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденный Приказом Минприроды России от 10.11.2016 N 583 (далее - Порядок N 583), регламентирующий процедуру рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения.
Как следует из материалов дела, 14.08.2019 в адрес Якутнедр поступили заявки ООО "Саха-Золото" и ООО "ПРОМДЗ" в соответствии с главой 4 Порядка N 583. Заявки поданы в целях получения права пользования недрами на геологическое изучение участка недр рудное поле Кылгас, Момский улус (район), Республика Саха (Якутия).
Пунктом 4.1 Порядка N 583 определен перечень документов и сведений, которые должны содержаться в заявке заинтересованного лица, поданной в территориальный орган Роснедра для получения права пользования участком недр, который указан в пункте 1.8 Порядка N 583, в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых или углеводородного сырья, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей.
В соответствии с пунктом 1.8 Порядка N 583 предоставляется право пользования участками недр, в отношении которых на дату подачи заявки не представлены заявки иных заинтересованных лиц об их предоставлении в пользование или включении в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, и (или) которые не включены в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование.
В случае, если на одну дату было подано две или более заявок на предоставление права пользования с целью геологического изучения участков недр, которые не включены в перечень объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, то приоритет устанавливается в отношении заявки, поступившей ранее по времени.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка для получения права пользования участком недр, который указан в пункте 1.8, в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей, необходимо представить следующие документы и сведения:
1) заявка, в которой должны быть указаны:
наименование и организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица;
2) копии учредительных документов, заверенные печатью заявителя (при наличии) и подписью уполномоченного лица - для юридического лица;
3) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности. В случае, если от имени заявителя действует иное лицо, заявка должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью заявителя (при наличии) и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица);
4) данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами:
- копия годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (с приложением всех обязательных форм) за последний отчетный период, предшествующий дате подачи заявки, с отметкой налогового органа о его принятии или с приложением квитанций, подтверждающих прием налоговым органом бухгалтерской (финансовой) отчетности, заверенных в установленном порядке;
- справки из банковских учреждений об остатках денежных средств на счетах заявителя, полученные не ранее чем за 20 рабочих дней до даты подачи заявки;
- договоры займа или кредита, вступившие в силу на дату подачи заявки (в случае проведения работ за счет привлеченных средств);
5) документы, подтверждающие наличие у заявителя или у привлекаемых им подрядных организаций технических средств, технологического оборудования и квалифицированных специалистов для эффективного и безопасного ведения работ на участке недр;
6) предложения заявителя по условиям пользования недрами, включая предложения по проведению геологического изучения участка недр с указанием видов, объемов, сроков проведения работ;
6.1) согласие пользователей недр, полученных в соответствии с пунктом 1.20 настоящего Порядка;
7) предложения заявителя по обоснованию границ участка, на котором планируется проведение работ, включая план (карту), с обозначением границ участка недр, а также описание этого участка недр, при этом предельная площадь участка не может превышать значения, установленные пунктом 1.8 настоящего Порядка;
8) копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, заверенная в случае представления ее заявителем подписью заявителя;
9) копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика, заверенная в случае представления ее заявителем печатью заявителя (при наличии) и подписью уполномоченного лица - для юридических лиц, или подписью заявителя - для физических лиц;
10) копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц), заверенная в случае представления ее заявителем печатью заявителя (при наличии) и подписью уполномоченного лица;
11) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридического лица), заверенная в случае представления ее заявителем печатью заявителя (при наличии) и подписью уполномоченного лица;
12) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки (для юридического лица);
13) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученная не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки (для индивидуального предпринимателя);
14) сведения об участке недр, в отношении которого подана заявка на получение права пользования недрами в целях геологического изучения недр, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых или углеводородного сырья, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств:
о соответствии участка недр критериям, предусмотренным абзацами вторым - пятым пункта 1.8 настоящего Порядка, полученные в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления соответствующего запроса;
об отсутствии в границах участка недр, в отношении которого подана заявка, участков недр, предоставленных в пользование или предполагаемых для предоставления в пользование в установленном порядке и (или) включенных на момент (с учетом даты и местного времени подачи заявки) подачи заявки в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения и (или) разведки и добычи полезных ископаемых, полученные в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления соответствующего запроса;
об отсутствии в границах участка недр особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения;
об отсутствии участков недр местного значения, предоставленных в пользование, в границах участка недр, в отношении которого подана заявка, полученные в срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты поступления соответствующего запроса;
об отсутствии у заявителя нарушений условий пользования недрами по лицензиям на пользование недрами, ранее полученным им в порядке, предусмотренном настоящей главой, и (или) об устранении заявителем нарушений условий пользования недрами по лицензиям на пользование недрами, ранее полученным им в соответствии с настоящей главой, на дату подачи заявки.
Пункт 4.2 Порядка устанавливает обязанность заявителя представить документы и сведения, перечисленные в подпунктах 1-7 пункта 4.1 Порядка, а также возможность самостоятельного представления документов и сведений, перечисленных в подпунктах 8 - 14 пункта 4.1 Порядка. При этом, требование о предоставлении иных документов не допускается.
Согласно пункту 4.3. Порядка заявка и прилагаемые к заявке документы и сведения подаются в запечатанном виде в Управление и сопровождаются описью, оформленной в бумажном виде (в случае представления заявки и прилагаемых к заявке документов и сведений на бумажном носителе) и на электронном носителе.
Все листы поданной в письменной форме заявки и прилагаемых к ней документов должны быть прошиты и пронумерованы в виде единого тома либо нескольких томов. Заявка должна содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплена печатью заявителя (при наличии) (для юридического лица) и подписана заявителем либо уполномоченным лицом заявителя. При этом ненадлежащее исполнение заявителем требования о том, что все листы заявки должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в приеме заявки.
В соответствии с пунктом 4.4. Порядка поступившая заявка регистрируется Управлением при ее поступлении. При регистрации заявки указывается местное время (часы и минуты) поступления заявки.
Пункт 4.5. Порядка определяет, что Управление, в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки, проверяет содержание представленной заявки на предмет соответствия описи входящих в ее состав документов и сведений.
В случае представления заявки, не соответствующей описи входящих в ее состав документов и сведений или отсутствия сведений, указанных в подпунктах 1 - 7 пункта 4.1 Порядка, поступившая заявка возвращается заявителю в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта.
Управление также в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации заявки, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия осуществляет направление запросов в государственные органы и подведомственные государственным органам организации, в распоряжении которых находятся документы и сведения, перечисленные в подпунктах 8 - 14 пункта 4.1 Порядка.
С момента регистрации заявки, предусмотренной пунктом 4.1 Порядка, в Управлении и до принятия решения о возврате заявителю заявки или принятия решения о предоставлении права пользования участком недр (об отказе в удовлетворении заявки), участок недр, в отношении которого подана заявка, приобретает статус предполагаемого для предоставления в пользование в установленном порядке.
По мнению суда первой инстанции, из системного толкования указанных норм пава следует, что Порядком установлено правило при котором отсутствие документов и сведений которые заинтересованное лицо обязано представить в Управление (подпункты 1 -7 пункта 4.1 Порядка) влекут возврат такой заявки без рассмотрения ее по существу.
При этом судом установлено, что из содержания описи, представленных в заявке третьего лица от 14.08.2019, следует, что в ней отсутствует согласие пользователя недр, полученного в соответствии с пунктом 1.20 Порядка.
С учетом содержания пункта 1.20 Порядка суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что для заявок поданных позднее 10.12.2017 такое согласие должно быть представлено заинтересованным лицом (подпункт 6.1 пункта 4.1 Порядка) и его отсутствие в соответствии с требованиями пункта 4.5 Порядка влечет возврат заявки без ее рассмотрения по существу.
Судом установлено, что испрашиваемый участок недр (рудное поле Кылгас, расположенное на территории МО "Момский улус (район)") является сопредельным с участком, принадлежащим ООО "Байдам" на основании лицензии на пользование недрами ЯКУ 05854 БЭ поскольку находится на расстоянии менее 2 км от него.
При таких обстоятельствах, по мнению суда первой инстанции, заявка Общества с ограниченной ответственностью "Саха-Золото" вх. N 755 от 14.08.2019 подлежала возврату Управлением без рассмотрения ее по существу в течении 5 рабочих дней с даты ее регистрации (абз.2 пункта 4.1 Порядка).
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
При рассмотрении дела N А58-1849/2020 суд апелляционной инстанции установил, что лицом, у которого необходимо получить согласие для подачи заявки, является ООО "Байдам", осуществляющее пользование участком недр по лицензии ЯКУ 05854 Б на участке, расстояние угловых точек которого от угловых точек участка недр, на который поданы заявки, составляет менее 2 километров.
Лицензия ЯКУ 05854 Б оформлена с целевым назначением и видами работ "разведка и добыча россыпного золота на участке недр руч. Тур-Самыр, левый приток руч. Хадбулал", зарегистрирована 19.11.2018 и выдана на срок до 30.11.2026 (т. 7 л.д. 24-30).
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1.4 Порядка N 583 (как в рассматриваемом споре) участки недр предоставляются в пользование субъектам предпринимательской деятельности, соответствующим требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации о недрах к пользователям недр, для геологического изучения участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, по которым в государственном балансе запасов полезных ископаемых отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых, запасов углеводородного сырья, термальных (теплоэнергетических) подземных вод, промышленных подземных вод, минеральных подземных вод и лечебных грязей (пункты 1.5 - 1.8 настоящего Порядка).
Абзац 9 пункта 1.10 и пункт 1.20 Порядка N 583 (в редакции приказов Минприроды России от 12.10.2018 N 512, от 14.05.2019 N 299) предусматривают получение согласия пользователя недр, которому предоставлен в пользование по лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых участок недр, содержащий разведываемое и (или) разрабатываемое месторождение полезных ископаемых (за изъятиями, перечисленными в указанных нормах), граница которого расположена на расстоянии менее чем 5 км (для участков недр на твердые полезные ископаемые, за исключением металлических полезных ископаемых россыпных месторождений) от сопредельной с ним границы участка недр, в отношении которого заинтересованным лицом планируется подача заявки на получение права пользования участками недр, предусмотренными подпунктами "а" и "в" пункта 1.4 настоящего Порядка.
Пунктом 1.10 Порядка N 583 установлено, что получение согласия пользователя сопредельного участка недр в случае, указанном в подпунктах "а" пункта 1.4 Порядка, обязательно, если не истекли сроки, предусмотренные абзацами 11 - 13 настоящего пункта. Из правил исчисления указанных сроков следует, что они распространяются на пользователей недр с действующими лицензиями.
Суд кассационной инстанции в постановлении от 13.09.2021 по делу N А58-1849/2020 отметил, что указанными нормами предусмотрено, что получение предусмотренного подпунктом 6.1 пункта 4.1 Порядка N 583 согласия не требуется у смежных недропользователей, осуществляющих разведку и добычу россыпного золота - металлического полезного ископаемого россыпного месторождения. Данные лица могут участвовать в получение права пользования смежными с ними участками недр на общих основаниях с учетом положений абзаца 14 пункта 1.10 указанного Порядка.
При таких обстоятельствах установленный судом апелляционной инстанции факт наличия лицензии ЯКУ 05854 Б не подтверждает необходимость представления ООО "Саха-Золото" согласия недропользователя, предусмотренного подпунктом 6.1 пункта 4.1 Порядка N 583.
С указанной позицией суда кассационной инстанции согласились в судебном заседании 29.03.2022 и представители заявителя по делу (аудиозапись судебного заседания 29.03.2022).
На основании изложенного рассматриваемое обстоятельство основанием для удовлетворения заявленных требований являться не может.
Другие основания требований Общества о необходимости возврата заявки третьего лица без рассмотрения по существу (отсутствие соответствующей описи вложений, изменения времени регистрации заявки) судом первой инстанции не рассмотрены, поскольку они являлись предметом рассмотрения в деле N А58-1849/20.
Суд апелляционной инстанции с учетом позиции представителей ООО "ПРОМДЗ" в судебном заседании 29.03.2022 пришел к выводу, что многочисленные доводы общества о наличии оснований для возврата заявки третьего лица сводятся к наличию порока в содержании документов, указанных в описи третьего лица (т.1 л.д.77), т.е. заявитель считает, что представленные с заявкой по описи документы не подтверждают наличие тех обстоятельств, являющихся основаниями для рассмотрения заявки. Порока в форме такие документы не содержат (аудиозапись судебного заседания 29.03.2022).
Согласно пункту 4.6. Порядка N 583 в срок, не превышающий 8 рабочих дней с даты получения всех документов и сведений, запрошенных в соответствии с абзацем третьим пункта 4.5 настоящего Порядка, или в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты поступления документов и сведений, свидетельствующих о несоответствии представленной заявки, прилагаемых к ней документов и сведений, или участка недр, предполагаемого для получения права пользования в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых или углеводородного сырья, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, требованиям настоящего Порядка, Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган рассматривает поступившие материалы и направляет заявку и прилагаемые к ней документы и сведения для принятия решения в Комиссию.
Комиссия в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня поступления заявки, документов и сведений, представленными в Комиссию в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, осуществляет проверку заявки на наличие (отсутствие) оснований для отказа, предусмотренных пунктом 4.7 настоящего Порядка, а также рассматривает представленные материалы на предмет их соответствия основным задачам и условиям проведения работ по геологическому изучению участка недр, в том числе в части обоснования границ участка недр, а также требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации о недрах к пользователям недр.
По итогам рассмотрения представленных документов и сведений Комиссия принимает решение об удовлетворении заявки, указанной в пункте 4.1 настоящего Порядка, и предоставлении заявителю права пользования участком недр или об отказе в удовлетворении заявки, указанной в пункте 4.1 настоящего Порядка.
В этой связи доводы ООО "ПРОМДЗ" о том, что заявка третьего лица подлежала возврату в связи с недоказанностью финансового обеспечения выполнения работ на участке недр (предоставлены неверные сведения о наличии необходимых финансовых и технических средств для эффективного и безопасного проведения работ, а также наличие квалифицированных специалистов) правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку оценка данных документов проводится при рассмотрении заявки по существу в соответствии с приведенным пунктом 4.6 Порядка N 583.
Относительно доводов заявителя об отсутствии у Мелкумовой Т.Г. надлежащих полномочий на подачу заявки от имени третьего лица, суд апелляционной инстанции установил, что такие полномочия подтверждаются доверенностью от 01.08.2019 (т.3 л.д.53).
При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемые действия не нарушали прав и законных интересов заявителя, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований в силу части 3 статьи 201 АПК РФ.
На основании изложенного обжалуемое решение подлежит отмене в силу пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 июня 2021 года по делу N А58-9035/2020 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-9035/2020
Истец: ООО "ПРОМДЗ"
Ответчик: Управление по недропользованию по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Момский район", МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ, ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), ООО "Саха-Золото"
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2023 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3088/2023
12.04.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3504/2021
04.08.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3481/2022
04.04.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3504/2021
21.07.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3504/2021
21.06.2021 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-9035/20