г. Тула |
|
20 февраля 2024 г. |
Дело N А09-9738/2023 |
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дайнеко М.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области" на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2023 по делу N А09-9738/2023 (судья О.В. Частикова), принятое в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области" (г. Брянск, ИНН 3234018489, ОГРН 1033265004266) к обществу с ограниченной ответственностью "Сантехресурс" (г. Санкт-Петербург, ИНН 7813642487, ОГРН 1207800009955) о взыскании 2 004 руб. 74 коп.,
УСТАНОВИЛ:
резолютивной частью решения суда от 07.12.2023 в иске отказано, истец обратился с апелляционной жалобой о его отмене, выражает несогласие с выводом суда о наличии оснований для принятия решения о списании неустойки в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации N 783 от 04.07.2018, ссылается на то, что ответчик не предпринял никаких мер ни по оспариванию начисленной неустойки ни по согласованию с истцом процедуры списания начисленной неустойки.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы. Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции обоснованно указал следующее.
19.07.2023 между ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области и ООО "Сантехресурс" заключен государственный контракт N 93 на поставку сантехнических изделий (далее - контракт), предметом настоящего контракта является поставка сантехнических изделий, именуемого в дальнейшем "товар" в количестве, сроки и качественными характеристиками согласно спецификации, прилагаемой к настоящему контракту, подписанной обеими сторонами и являющейся неотъемлемой частью контракта (приложение N 1).
Поставщик обязуется поставить товар государственному заказчику в соответствии со спецификацией, прилагаемой к настоящему контракту, подписанной обеими сторонами и являющейся неотъемлемой частью контракта (приложение N 1), а государственный заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар (п.п. 1.1, 1.2 контракта).
Цена контракта составляет 61 389 руб. 19 коп. (Шестьдесят одна тысяча триста восемьдесят девять рублей девятнадцать копеек), в т.ч. НДС (20%) 10 231 руб. 53 коп. (Десять тысяч двести тридцать один рубль пятьдесят три копейки), с учетом включения расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, взимаемых с поставщика в связи с исполнением обязательств по контракту (пункт 3.1 контракта).
Поставщик обязуется произвести поставку товара государственному заказчику в количестве и в сроки, указанные в спецификации (приложение N 1) к контракту.
Доставка товара осуществляется транспортом и за счет поставщика. (пункты 5.1, 5.2 контракта).
Поставщик не позднее 1 (одного) рабочего дня с даты поставки, в соответствии с пп "а" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать информацию предусмотренную пп. "а" - "ж" п.1 ч. 13 ст.94 Закона о контрактной системе (пункт 7.5 контракта).
Датой приемки поставленного товара считается дата подписания государственным заказчиком документа о приемке. Фактом исполнения обязательств поставщиком по поставке товара считается дата подписания государственным заказчиком документа о приемке без замечаний и размещение в единой информационной системе документа о приемке, подписанного государственным заказчиком (пункты 7.12, 7.14 контракта).
В случае просрочки исполнения государственным заказчиком обязательств по оплате товара, предусмотренных контрактом, поставщик вправе потребовать уплаты пеней. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства по оплате товара, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Размер пеней составляет одну трехсотую действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы (пункт 10.2 контракта).
В случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, государственный заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (пункт 10.5 контракта).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени (пункт 10.6 контракта).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1% (одного процента) цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей (п. 10.8 контракта).
Срок действия контракта определен с момента его подписания сторонами и действует в части поставки товара по 31.07.2023 включительно, а в части взаиморасчетов и гарантийных обязательств - до полного их исполнения (пункт 15 контракта).
В спецификации сторонами согласована поставка сантехнических изделий на общую сумму 61 389,19 руб., в т.ч. НДС 10 231,53 руб. в срок до 31.07.2023.
Фактически обязательство было исполнено 14.09.2023, что подтверждается счетом-фактурой N 5345 от 06.09.2023.
Документ о приемке подписан и размещен государственным заказчиком в ЕИС 14.09.2023.
Поскольку поставщиком нарушены сроки поставки товара, истцом начислена пеня и предъявлен штраф в порядке пунктов 10.5, 10.6, 10.8 контракта, в адрес ответчика направлено требование об их уплате.
В связи с тем, что требования об уплате неустойки и штрафа, начисленных в порядке пунктов 10.5, 10.6, 10.8 контракта ответчиком не исполнены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Заключенный сторонами государственный контракт по своей правовой природе является договором поставки для государственных и муниципальных нужд, отношения по которому регулируются главой 30 ГК РФ и Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Согласно статье 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закон N 44-ФЗ под государственным контрактом, муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно статье 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В соответствии со статьей 531 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 настоящего Кодекса.
Неустойкой (пеней, штрафом) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Пунктом 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно части 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Аналогичные условия, предусматривающие уплату пени в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, согласованы в пунктах 10.5., 10.6. контракта.
Таким образом, истец в соответствии со статьей 330 ГК РФ, пунктом 10.5 контракта вправе требовать уплаты ответчиком неустойки за просрочку исполнения поставщиком обязательств. Как предусмотрено согласованной между сторонами спецификацией, срок поставки товара определен до 31.07.2023.
Однако поставка товара осуществлена ответчиком 14.09.2023, что подтверждается размещенным в ЕИС документом о приемке.
Согласно представленному истцом расчету в порядке, определенном пунктами 10.5, 10.6 контракта и части 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, размер неустойки рассчитан за период с 01.08.2023 по 14.09.2023 на сумму поставки 61 389 руб. 19 коп. исходя из ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату уплаты неустойки, и составляет 1 004 руб. 74 коп.
Кроме того, в соответствии с п. 10.8 контракта ответчику начислен штраф в виде фиксированной суммы в размере 1 000 руб.
Истец просил взыскать с ответчика 2 004 руб. 74 коп. неустойки и штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту
Вместе с тем, частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 утверждены Правила N 783, предусматривающие порядок и случаи осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.04.2020 N 591, от 31.12.2021 N 2594, от 10.03.2022 N 340).
Пунктом 2 Правил N 783 предусмотрены условия, при которых начисленные и неуплаченные суммы неустоек (штрафов, пеней) подлежат списанию. Так, согласно подпункту "а" пункта 3 Правил N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783", вступившим в силу 12.03.2022, из названия, преамбулы и текста Правил N 783 исключены слова "в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах".
Внесение изменений в Правила N 783 устанавливает возможность списания неустоек в связи с ненадлежащим исполнением контракта в 2023 году, и в рассматриваемой ситуации данные правила в действующей редакции подлежат применению к правоотношениям сторон.
Как разъяснено в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным (муниципальным) контрактам, в связи с чем, суд обязан проверить соблюдение заказчиком требований действующих норм.
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному (муниципальному) контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 305-ЭС17-23242). Несовершение заказчиком действий по учету возникшей задолженности не может служить основанием для отказа в списании сумм неустоек.
Поскольку в настоящем случае сумма неустойки и штрафа в размере 2004 руб. 74 коп. не превышает 5 процентов цены контракта и товар поставлен в 2023 году, то обязательства ответчиком исполнено в полном объеме, неустойка подлежит списанию, а иск - оставлению без удовлетворения.
Доводы истца основаны на неверном толковании норм материального права и сводятся к несогласию с выводом суда первой инстанций, что не свидетельствует о нарушении судом норм материального и (или) процессуального права.
Поскольку установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого решения нет, то апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 19.12.2023 по делу N А09-9738/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9738/2023
Истец: ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области
Ответчик: ООО "Сантехресурс"