г. Саратов |
|
04 апреля 2022 г. |
Дело N А12-11644/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
при участии в судебном заседании представителя администрации Волгограда Любимова Ю.А., действующего на основании доверенности от 31.08.2021 N 05-ИД/51,
рассмотрев в открытом судебном заседании путём использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Волгоградской области
апелляционную жалобу Администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2021 года по делу N А12- 11644/2021 (судья Куропятникова Т.В.)
по заявлению товарищества собственников жилья "Жилгородок" (400094, г. Волгоград, ул. Танкистов, д. 9, пом. 28, ОГРН 1053443029848, ИНН 3443064506)
к Администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139)
заинтересованные лица: Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда (400066, г. Волгоград, ул. Волгодонская, д.16, ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200), общество с ограниченной ответственностью "Концессии теплоснабжения" (400066, г. Волгоград, ул. Порт-Саида, д. 16А, ОГРН 1163443068722 ИНН 3444259579),
об оспаривании действий (бездействий),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось товарищество собственников жилья "Жилгородок" (далее - заявитель, ТСЖ "Жилгородок") с заявлением о признании бездействия администрации Волгограда, выразившегося в непринятии мер к постановке на учёт бесхозяйного имущества незаконным, а также об обязании принять меры, необходимые и достаточные для постановки бесхозяйного имущества на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также меры к принятию в муниципальную собственность бесхозяйных сетей от места врезки в магистральные трубопроводы теплоснабжения в здании ЦТП-135кв и до наружной границы стен жилых домов N 3а и N9 по ул. Танкистов, а именно: трубопровода теплоснабжения, проложенного от запорной арматуры в ЦТП-135 кв. (II очередь) через тепловую камеру УТ-1 до внешних стен многоквартирных домов N3А, N5А, N9 по ул. Танкистов г. Волгограда, тепловых камер УТ-2, запорной арматуры в УТ-1, узлов герметизации вводов тепловой сети (УГ-1,2,3,4).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области требования удовлетворены.
Суд признал незаконным бездействие администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер к постановке на учёт бесхозяйного имущества и уклонении от принятия спорного бесхозяйного имущества в муниципальную собственность.
Обязал администрацию Волгограда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры, необходимые и достаточные для постановки бесхозяйного имущества на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, меры по принятию в муниципальную собственность указанного бесхозяйного имущества.
Взыскал с администрации Волгограда в пользу товарищества собственников жилья "Жилгородок" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Администрация не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
ТСЖ "Жилгородок" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, за исключением администрации Волгограда, не обеспечили явку своих представителей.
О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом согласно требованиям части 6 статьи 121, статьи 123, части 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 19 февраля 2022 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что в управлении ТСЖ "Жилгородок" находятся многоквартирные дома N 3А, N 5А и N 9 по ул. Танкистов Дзержинского района г. Волгограда.
21 декабря 2006 года между застройщиком, ТСЖ "Жилгородок" и подрядной организацией подписан трёхсторонний акт о приёмке внутриквартальной тепловой сети до Центрального теплового пункта - 135 кв. по ул. Танкистов (т.1 л.д.30).
Между ТСЖ "Жилгородок" и ЗАО "Региональная энергетическая служба" составлен акт от декабря 2007 года эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям, которым установлено разграничение сетей от места врезки в магистральные трубопроводы теплоснабжения в здании ДТП-135 КВ и до наружной стены жилых домов N 3А и N 9 по ул. Танкистов (т.1 л.д.31-32).
В 2009 году между ТСЖ "Жилгородок" и МУП "Волгоградское коммунальное хозяйство" составлен акт разграничения балансовой принадлежности (собственности) тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, которым установлено разграничение сетей от места врезки в магистральные трубопроводы теплоснабжения в здании ДТП-135КВ и до наружной стены жилых домов N 3А и N 9 по ул. Танкистов (т.1 л.д.33).
В 2016 году между ТСЖ "Жилгородок" и ООО "Концессии теплоснабжения" составлен акт разграничения балансовой принадлежности (собственности) тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, которым установлено разграничение сетей от запорной арматуры в здании ДТП-135КВ и до узлов учёта тепловой энергии жилых домов по ул. Танкистов N 3А и N 9, 5А (т.1 л.д.34).
ТСЖ "Жилгородок" обратилось в администрацию Волгограда с заявлением от 18.10.2010 N 69 о принятии в муниципальную собственность участка теплотрассы от ЦТП-135КВ до наружных стен жилых домов ЗА, 5А и 9 по ул. Танкистов (т.1 л.д.39).
По итогам рассмотрения заявления спорный участок теплотрассы не принят в муниципальную собственность, поскольку, по мнению органа местного самоуправления, объекты внешних инженерных сетей, предназначенные для обслуживания данных многоквартирных домов, являются общим имуществом собственников помещений и не подлежат отчуждению и передаче в муниципальную собственность, о чём заявитель извещён письмом от 19.11.2010 N 01-2097 (т.1 л.д.41-42).
В 2019 году ТСЖ вновь обратилось в администрацию г. Волгограда с заявлением о принятии в муниципальную собственность указанных инженерных сетей.
Согласно ответу от 07.03.2019 на заявление ТСЖ "Жилгородок" администрация сообщила, что совместно с ООО "Концессии водоснабжения", МКУ "Волгоградский инженерный центр", ООО "Концессии теплоснабжения" проведено обследование технического состояния инженерных сетей и инициирована процедура признания сетей водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и водоотведения, относящихся к жилым домам по ул. Танкистов N 3А, 5А и 9, бесхозяйным имуществом (т.1 л.д.37).
Аналогичные по содержанию ответы от 13.03.2020 N 5468-офмс, от 24.03.2020 2ЖКХ/03-3956 на заявления ТСЖ "Жилгородок" направлены Департаментом муниципального имущества администрации Волгограда и Департаментом ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда (т.1 л.д.43-46).
Вместе с тем для продолжения мероприятий по признанию инженерных сетей бесхозяйными администрация г. Волгограда запросила у ТСЖ "Жилгородок" заявления собственников (всех участников общей долевой собственности) об отказе от права собственности на передаваемые объекты и документы, подтверждающие право собственности. Считая, что спорные объекты не являются общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирных домов (далее - МКД) ТСЖ "Жилгородок" марте 2021 года вновь обратилось с аналогичным заявлением.
До настоящего времени инженерные сети, относящиеся к жилым домам N 3А, 5А и 9 по ул. Танкистов Дзержинского района Волгограда, в муниципальную собственность не неприняты, что послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к выводу, что спорные объекты являются бесхозяйным имуществом, бездействие администрации Волгограда по непринятию мер к постановке на учёт бесхозяйного имущества и принятию имущества муниципальную собственность является незаконным.
Администрация Волгограда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, полагает, что решение суда первой инстанции является незаконным и подлежит отмене.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Судами обеих инстанций установлена указанная совокупность условий.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Пунктами 5, 6 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путём эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность самостоятельно выявлять бесхозяйные сети и принимать меры направленные на обеспечение бесперебойного электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
Пунктами 2, 3, 5, 8 Порядка принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 установлено, что принятие на учёт бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав.
Принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
На учёт принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учёт такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учёт.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), пунктам 1, 2, 5, 6, 8 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491 (далее - Правила 491), состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и отопления, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации одного многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен этот дом.
Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на тепловые сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки тепловой энергии за пределы внешней стены дома без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит, а также обязанности оплатить потери тепловой энергии в этих сетях.
Предусмотренные подпунктом "а" пункта 1, подпунктом "ж" пункта 2 Правил N 491 условия для отнесения участка тепловых сетей за внешними границами стен многоквартирных домов к общему имуществу собственников МКД, в рассматриваемом случае не соблюдены. Доказательств обратного не представлено.
Передача застройщиком тепловых сетей ТСЖ "Жилгородок" в эксплуатацию в 2006 году не является доказательством, что собственниками спорных сетей стали жильцы многоквартирных домов. Передача участка тепловой сети собственникам помещений в многоквартирных домах N 3А, 5А и 9 по ул. Танкистов не производилась.
Таким образом, суд первой инстанции дал верную оценку и отклонил довод администрации, что спорное имущество является общим имуществом собственников МКД.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.12.2016 N 308-ЭС16-7314 по делу N А53-8395/2015.
Согласно протоколам 31.08.2007 N 5, от 22.05.2015 N 1/05/15 на общем собрании собственников жилых и нежилых помещений МКД принято решение о передаче на баланс города Волгограда указанных инженерных сетей (т.1 л.д.116-120,121-123).
Исходя из содержания статьи 290 ГК РФ, пункта 3 части 1 статьи 36 ЖК РФ, пунктов 5, 6, 7, 8 Правил N N 491 следует, что сети электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящиеся за пределами наружной стены многоквартирного дома, в состав общего имущества такого дома не входит.
Оценив предоставленные доказательства, суды обеих инстанций пришли к выводу, что спорный участок теплотрассы находится за пределами внешних границ стен указанных многоквартирных жилых домов и не относятся к общему имуществу ни одного из многоквартирных домов, что подтверждено схемами сопряжения сетей, являющимися приложением к актам эксплуатационной ответственности, разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей (т.1 л.д.32, л.д.33 (оборотная сторона), л.д.34 (оборотная сторона).
Собственник спорного участка теплотрассы в настоящее время не определён. В Едином государственном реестре недвижимости, в реестре муниципальной собственности отсутствуют сведения о данном объекте.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, статьи 225 ГК РФ, пришёл к правильному выводу, что орган местного самоуправления, осуществляя свои полномочия в сфере электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, обязан принимать меры к надлежащему обслуживанию бесхозяйных сетей, учёту таких сетей и их обращению в муниципальную собственность.
Установив факт присоединения указанных МКД через бесхозяйные сети, а также учитывая обязанности администрации к принятию мер к надлежащему обслуживанию бесхозяйных наружных инженерных сетей, учёту таких объектов и обращению их в муниципальную собственность, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспоренное бездействие противоречит изложенным требованиям законодательства
Апелляционная коллегия пришла к выводу, что незаконное бездействие администрации в рассматриваемом случае возлагает на заявителя обязанность, не предусмотренную действующим законодательством, несения некомпенсируемых затрат, на содержание бесхозяйного имущества, что нарушает права и охраняемые интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно актам эксплуатационной ответственности, актам разграничения балансовой принадлежности на заявителя возложена ответственность за техническое состояние трубопроводов теплоснабжения от места врезки в магистральные трубопроводы теплоснабжения в ЦТП 135КВ (II очередь) до наружной стены жилых домов N 3а и N 9 по ул. Танкистов.
Учитывая требования части 2 статьи 201 АПК РФ, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований. Удовлетворяя указанные требования, суд первой инстанции избрал адекватный способ восстановления нарушенного права в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Апелляционный суд считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены обжалованного решения. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 ноября 2021 года по делу N А12-11644/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-11644/2021
Истец: ТСЖ "ЖИЛГОРОДОК"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА, ООО "КОНЦЕССИИ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ", АС ВО