г. Саратов |
|
04 апреля 2022 г. |
Дело N А57-12899/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 апреля 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бессоновой С.Е.
при участии в судебном заседании представителя Управления Федерального казначейства по Саратовской области Секина М.Н., действующего на основании доверенности от 11.01.2021 N 17-18/288, представителя Министерства финансов Саратовской области Меркулова И.В., действующего на основании доверенности от 30.12.2021 N 08-02-43/6529, представителя Министерства здравоохранения Саратовкой области Овчинниковой Т.А., действующей на основании доверенности от 21.07.2021 N 0357/10489,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 ноября 2021 года по делу N А57-12899/2021 (судья Огнищева Ю.П.)
по заявлению Министерства здравоохранения Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Рахова, зд.145/155, пом. 34, ОГРН 1076450011440, ИНН 6455046666)
заинтересованные лица: Управление Федерального казначейства по Саратовской области (410056, г. Саратов, Ильинская пл., д. 1/6, ОГРН 1026403343163, ИНН 6450024002), Правительство Саратовской области (410042, г. Саратов, ул. Московская, д. 72, ОГРН 1176451002738, ИНН 6450096857), Министерство финансов Саратовской области (410042, г. Саратов, ул. Московская, д. 72, ОГРН 1036405003227, ИНН 6450030341), Министерство финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360),
о признании незаконным представления,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Министерство здравоохранения Саратовской области (далее - заявитель) с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Саратовской области (далее - УФК по Саратовской области, Управление, административный орган) от 12.05.2021 N 60-11-44/21-3453.
Решением суда первой инстанции от 19 ноября 2021 года заявленные требования удовлетворены. Представление УФК по Саратовской области от 12.05.2021 N 60-11-44/21-3453 признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по Саратовской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Министерство здравоохранения Саратовской области и Министерство финансов Саратовской области возражают против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах, предоставленных в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Министерство финансов Российской Федерации и Правительство Саратовской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, а также в порядке статьи 186 АПК РФ, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 02 марта 2022 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых и не явившихся в судебное заседание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и отзывов на неё, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что на основании приказа от 30.12.2020 N 576 УФК по Саратовской области в период с 13.01.2021 по 16.02.2021 проведена плановая выездная проверка осуществления расходов бюджетов субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" в части использования средств дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для обеспечения оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 748-р и от 17.04.2020 N 1049-р (идентификатор контрольного мероприятия 2021-ПВ.020.1007-6000.001).
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что в 2020 году Министерством здравоохранения Саратовской области на основании Соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, источником финансового обеспечения которой являлись средства дотации из федерального бюджета, выделенные в соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 27.03.2020 N 748-р и от 17.04.2020 N 1049-р медицинским организациям, подведомственным данному Министерству, неправомерно предоставлены и, как следствие, указанными медицинскими организациями использованы средства на приобретение лекарственных препаратов на общую сумму 385 588 289,39 руб., закупка которых не предусмотрена распоряжениями Правительства РФ N 748-р и N 1049-р, пунктом 1.2 Соглашения от 03.04.2020 N 01-01-06/06-182 о предоставлении бюджету Саратовской области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - Соглашение от 03.04.2020) и пунктом 1.2 Соглашения от 24.04.2020 N 01-01-06/06-278 о предоставлении бюджету Саратовской области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - Соглашение от 24.04.2020).
Данное обстоятельство, по мнению УФК по Саратовской области, свидетельствует о нарушении Министерством здравоохранения Саратовской области пункта 11 статьи 131, подпункта 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 1 распоряжения Правительства РФ от 27.03.2020 N 748-р, пункта 1 распоряжения Правительства РФ от 17.04.2020 N 1049-р, пункта 1.2 Соглашения от 03.04.2020, пункта 1.2 Соглашения от 24.04.2020, Минимальных требований к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции СОVID-19, являющихся приложением N 10 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н (далее - Минимальные требования N 198н), раздела III "Общих требований к оснащению коек для пациентов с СОVID-19" Минимального стандарта медицинской организации для лечения пациентов с СОVID-19", являющегося приложением к письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.03.2020 N 30-1/10/2-24 (далее - Минимальный стандарт), Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология", утверждённого приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 919н (далее - Порядок оказания медицинской помощи N 919н), Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "пульмонология", утверждённого приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 916н (далее - Порядок оказания медицинской помощи N 916н).
Результаты выездной проверки отражены на 49 странице акта от 16.02.2021 (т.2 л.д.101).
12 мая 2021 года по указанным основаниям УФК по Саратовской области выдало Министерству здравоохранения Саратовской области представление N 60-11-44/21-3453, согласно пункту 1 которого Министерству необходимо в срок до 01.04.2022 осуществить возврат в доход федерального бюджета (главный администратор доходов - Министерство финансов Российской Федерации) средств, источником финансового обеспечения которых являются средства дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для обеспечения оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией в соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 27.03.2020 N 748-р и от 17.04.2020 N 1049-р на общую сумму 385 588 289,39 руб. Также в силу пункта 2 представления Министерству здравоохранения Саратовской области необходимо в срок до 02.08.2021 принять меры по устранению причин и условий допущенных нарушений (т.1 л.д.8-10).
Полагая, что указанное представление является незаконным, Министерство здравоохранения Саратовской области оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для внесения оспоренного представления в адрес Министерства здравоохранения Саратовской области. Суд посчитал преждевременным и немотивированным вывод УФК по Саратовской области о неправомерном использовании бюджетных ассигнований (дотаций) в рамках распоряжений Правительства РФ от 27.03.2020 N 748-р и от 17.04.2020 N 1049-р.
Согласно доводам апелляционной жалобы использование Министерством здравоохранения Саратовской области выделенных ему денежных средств на приобретение лекарственных препаратов является неправомерным. Расходование средств дотации возможно было производить только на цели, предусмотренные распоряжениями Правительства РФ от 27.03.2020 N 748-р и от 17.04.2020 N 1049-р, с учётом положений заключённых с Минфином России соглашений о предоставлении Саратовской области средств дополнительной финансовой помощи, а именно: на оснащение (переоснащение) дополнительно создаваемого или перепрофилируемого коечного фонда медицинских организаций для оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией в соответствии с минимальными требованиями к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику (включая методы лучевой диагностики) и лечение новой коронавирусной инфекции. Такие минимальные требования не предоставляют медицинской организации возможности приобретения лекарственных средств. Бюджетные ассигнования на закупку лекарственных препаратов предусмотрены Законом Саратовской области от 26.11.2019 N 130-ЗСО "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" отдельными строками. Суд первой инстанции не дал оценку доводам Управления и Минфина России о неправомерности закупки лекарственных препаратов за счёт средств дотации.
Также УФК по Саратовской области указывает, что не осуществляло санкционирование оплаты денежных обязательств медицинских учреждений Саратовской области, поскольку данные функции Управлению не передавались, лицевые счета областным государственным учреждениям Саратовской области, которые осуществляли кассовые выплаты за счёт средств дотаций, в Управлении не открывались.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из пункта 2 статьи 272.2 БК РФ, под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Согласно положениям статьи 6 БК РФ дотации - это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 41 БК РФ к доходам бюджетов относятся дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющиеся безвозмездными поступлениями.
Учитывая вышеизложенное, дотации (межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений их использования) относятся к собственным доходам бюджета и в отличие от субвенций и субсидий являются нецелевым видом финансовой помощи, при предоставлении которых бюджету другого уровня не могут указываться цели их направления.
УФК по Саратовской области считает, что, поскольку в рассматриваемом случае дотация выделялась на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Саратовской области, использование указанной дотации в соответствии с пунктом 11 статьи 131 БК РФ должно отвечать определённым условиям, установленным распоряжениями Правительства РФ от 27.03.2020 N 748-р и от 17.04.2020 N 1049-р, на которых она предоставлялась бюджету.
Согласно пункту 11 статьи 131 БК РФ дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе в целях поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления. Бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 130 настоящего Кодекса могут предоставляться иные дотации в целях финансового обеспечения предоставления иных дотаций бюджетам отдельных муниципальных образований в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Иные дотации распределяются между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Правительства РФ от 13.04.2010 N 231 "О порядке распределения и предоставления дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации" определено, что дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - дотации) предоставляются:
для финансового обеспечения исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации при недостатке собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
на основании отдельных поручений и указаний Президента Российской Федерации и (или) поручений Председателя Правительства Российской Федерации;
на основании распоряжений Правительства Российской Федерации;
на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели;
в целях стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций;
в целях стимулирования субъектов Российской Федерации, принимающих меры по привлечению инвестиций и увеличению регионального налогового потенциала.
При этом предоставление дотаций в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым пункта 1 настоящего постановления, осуществляется в соответствии с соглашением, заключаемым Министерством финансов Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 4 названного постановления).
В соответствии с пунктами 1 распоряжений Правительства РФ от 27.03.2020 N 748-р и от 17.04.2020 N 1049-р, пунктами 1.2 Соглашения от 03.04.2020 (в редакции дополнительного соглашения от 24.04.2020 N 1) и Соглашения от 24.04.2020 дотация предоставляется для обеспечения оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией, в том числе на оснащение (переоснащение) медицинских организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и местным администрациям муниципальных образований области, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи по профилям "анестезиология и реаниматология", "пульмонология" при инфекционных заболеваниях.
Получатель дотации обязан обеспечить направление дотации на цели, установленные пунктом 1.2 указанных Соглашений (пункт 3.2.2 Соглашений).
В силу пункта 3.2.4 Соглашений получатель дотации обязан обеспечить соблюдение указанных в пункте 1.2 настоящего Соглашения минимальных требований и порядков оказания медицинской помощи по профилям "анестезиология и реаниматология", "пульмонология" при инфекционных заболеваниях.
Апелляционная коллегия считает, что буквальное прочтение как текста распоряжений Правительства РФ от 27.03.2020 N 748-р и от 17.04.2020 N 1049-р, так и условий вышеуказанных Соглашений позволяет сделать вывод о том, что бюджетные ассигнования были выделены в форме дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов Российской Федерации для обеспечения оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией, а уточнение в виде слов "в том числе" свидетельствует об открытом перечне направлений бюджетных ассигнований, включая возможность приобретения лекарственных препаратов в рамках обеспечения оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
3) на основе клинических рекомендаций;
4) с учётом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 2 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным её профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя: этапы оказания медицинской помощи; правила организации деятельности медицинской организации (её структурного подразделения, врача); стандарт оснащения медицинской организации, её структурных подразделений; рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, её структурных подразделений; иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
Пунктом 2 Порядка оказания медицинской помощи N 919н определено, что Медицинская помощь по профилю "анестезиология и реаниматология" оказывается в экстренной, неотложной и плановой формах и включает комплекс медицинских и реабилитационных мероприятий, целью которых является, в том числе:
профилактика и лечение боли и болезненных ощущений у пациентов, выбор вида обезболивания в соответствии с соматическим статусом пациента, характером и объёмом вмешательства и его неотложностью;
проведение лечебных и диагностических мероприятий пациентам во время анестезии, реанимации и интенсивной терапии;
лечение заболевания, вызвавшего развитие критического состояния;
Согласно пункту 4 Порядка оказания медицинской помощи N 919н медицинская помощь по профилю "анестезиология и реаниматология" может оказываться, в том числе: в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Медицинская помощь по профилю "анестезиология и реаниматология" оказывается на основе медицинских стандартов и с учётом клинических рекомендаций (протоколов лечения) (пункт 5 Порядка оказания медицинской помощи N 919н).
В соответствии с пунктом 2 Порядка оказания медицинской помощи N 916н медицинская помощь по профилю "пульмонология" оказывается в виде: первичной медико-санитарной помощи; скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи; специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; паллиативной медицинской помощи.
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и условиях дневного стационара и включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию (пункт 11 Порядка оказания медицинской помощи N 916н).
Согласно пункту 8 Правил организации деятельности пульмонологического дневного стационара (приложение N 4 к Порядку оказания медицинской помощи N 916н) основными функциями пульмонологического дневного стационара является, в том числе, оказание медицинской помощи больным с пульмонологическими заболеваниями, не требующими круглосуточного медицинского наблюдения, в соответствии с утверждёнными стандартами медицинской помощи.
Пунктами 3 Стандарта специализированной медицинской помощи при острой респираторной вирусной инфекции тяжёлой степени тяжести, утверждённого приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.11.2012 N 657н; Стандарта специализированной медицинской помощи при пневмонии тяжёлой степени тяжести с осложнениями, утверждённого приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.11.2012 N 741н; Стандарта специализированной медицинской помощи при пневмонии средней степени тяжести, утверждённого приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.12.2012 N 1658н, установлены перечни лекарственных препаратов для медицинского применения с указанием МНН или химического наименования лекарственного препарата, а в случае их отсутствия - торгового наименования лекарственного препарата. При этом в названных перечнях присутствуют такие лекарственные препараты как азитромицин, левофлоксацин, интерферон-альфа с указанием дозировки применения, используемые для лечения новой коронавирусной инфекции.
Апелляционная коллегия отмечает, что под оснащением медицинских организаций в широком смысле следует понимать не только буквальное соответствие перечню оснащённости, определённому порядками оказания медицинской помощи по профилям "анестезиология и реаниматология", "пульмонология", но и наличие в манипуляционных кабинетах медицинских организаций соответствующих лекарственных препаратов, поскольку при их отсутствии оказание медицинской помощи не предоставляется возможным.
Таким образом, учитывая необходимость применения лекарственных препаратов в соответствии с порядками оказания медицинской помощи по профилям "анестезиология и реаниматология", "пульмонология" для оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией, предоставление Министерством здравоохранения Саратовской области подведомственным ему медицинским организациям и использование ими денежных средств на приобретение лекарственных препаратов из средств поступившей дотации не является нарушением пункта 11 статьи 131 БК РФ, пунктов 1 распоряжений Правительства РФ от 27.03.2020 N 748-р и от 17.04.2020 N 1049-р, пунктов 1.2 Соглашения от 03.04.2020 (в редакции дополнительного соглашения от 24.04.2020 N 1) и Соглашения от 24.04.2020.
Ссылка Управления на письмо Минздрава России от 22.03.2021 N 30-4/И/2-4306 (т.1 л.д.56-57) является несостоятельной, поскольку изложенная в нём позиция приведена без учёта положений порядка оказания медицинской помощи по профилям "анестезиология и реаниматология" и "пульмонология" при инфекционных заболеваниях.
УФК по Саратовской области указывает, что Минимальные требования к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, утверждённые приказом Минздрава России от 19.03.2020 N 198н (приложение N 10), а также раздел III "Общих требований к оснащению коек для пациентов с СОVID-19" Минимального стандарта медицинской организации для лечения пациентов с СОVID-19", являющегося приложением к письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.03.2020 N 30-1/10/2-24, не предоставляют медицинской организации возможности приобретения лекарственных средств.
Однако указанные Минимальные требования определяют лишь порядок организации деятельности медицинских организаций и их структурных подразделений, оказывающих медицинскую помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 в стационарных условиях, а Минимальный стандарт - минимальные требования к зданиям и помещениям, где планируется организация дополнительных инфекционных коек. Данные акты не устанавливают какие-либо полномочия медицинских организаций, в том числе по возможности или невозможности приобретения медицинского оборудования или лекарственных препаратов.
Доводы Управления о том, что бюджетные ассигнования на закупку лекарственных препаратов предусмотрены Законом Саратовской области от 26.11.2019 N 130-ЗСО "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" отдельными строками, отклонены апелляционной коллегией как несостоятельные, поскольку указанным Законом утверждено распределение доходов областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, в том числе безвозмездных поступлений, к которым в силу статьи 6 БК РФ относятся дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющиеся в соответствии со статьёй 41 БК РФ доходами соответствующего бюджета.
Распределение Министерством здравоохранения Саратовской области средств дотации, поступившей в областной бюджет на основании заключённых Соглашений от 03.04.2020 и от 24.04.2020, по медицинским организациям на приобретение ими лекарственных средств для лечения новой коронавирусной инфекции не противоречит положениям Закона Саратовской области от 26.11.2019 N 130-ЗСО "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
Учитывая изложенное, доводы УФК по Саратовской области о неправомерном предоставлении Министерством здравоохранения Саратовской области части дотации на приобретение медицинскими организациями лекарственных препаратов отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
В апелляционной жалобе УФК по Саратовской области указывает, что не осуществляло санкционирование оплаты денежных обязательств медицинских учреждений Саратовской области, поскольку данные функции Управлению не передавались, лицевые счета областным государственным учреждениям Саратовской области, которые осуществляли кассовые выплаты за счёт средств дотаций, в Управлении не открывались.
В соответствии с совместным письмом Минфина России N 06-02-05/31527, Казначейства России N 07-04-05/05-8154 от 20.04.2020 "О контроле за использованием средств дотации", в целях исполнения распоряжений Правительства РФ от 27.03.2020 N 748-р и от 17.04.2020 N 1049-р, сообщается, что операции по поступлению целевых межбюджетных трансфертов и расходов бюджетов субъекта Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты, осуществляются с использованием аналитического кода, используемого Федеральным казначейством в целях санкционирования операций с целевыми расходами 20-58320-00000-00000 (далее - аналитический код).
Участникам бюджетного процесса субъекта Российской Федерации (местных бюджетов), бюджетным (автономным) учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) при представлении в территориальные органы Федерального казначейства платёжных и расчётных документов на оплату денежных обязательств получателей средств субъекта Российской Федерации (местных бюджетов), расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты, следует указывать в них аналитический код.
Территориальным органам Федерального казначейства поручено обеспечить, в том числе перечисление средств дотации после проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых является дотация, в порядке, аналогичном Порядку проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утверждённому приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.12.2017 N 223н (далее - Порядок N 223н).
Порядок N 223н разработан в соответствии с пунктом 7 статьи 132 БК РФ и устанавливает правила проведения санкционирования территориальными органами Федерального казначейства оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (после проверки документов, подтверждающих осуществление расходов бюджета субъекта Российской Федерации), в целях софинансирования которых бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета предоставляется субсидия (далее - целевые расходы, субсидия) (пункт 1 Порядка N 223н).
Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что в территориальный орган Федерального казначейства для санкционирования целевых расходов представляются:
финансовым органом субъекта Российской Федерации - распоряжения финансового органа в виде платёжных поручений на оплату целевых расходов, оформленные в соответствии с требованиями, установленными Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации (далее - расчётные документы, требования Банка России), в случае если целевые расходы осуществлялись с лицевого счета бюджета, открытого указанному финансовому органу в территориальном органе Федерального казначейства;
получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации - платёжные документы на оплату целевых расходов, оформленные в соответствии с требованиями, установленными Федеральным казначейством (далее - платёжные документы, требования Федерального казначейства), в случае если целевые расходы осуществлялись с лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого указанному получателю бюджетных средств в территориальном органе Федерального казначейства.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 223н одновременно с расчётными (платёжными) документами финансовым органом субъекта Российской Федерации (получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации) в территориальный орган Федерального казначейства направляются:
документы, предусмотренные графами 2 и 3 Примерного перечня документов, на основании которых возникают бюджетные и денежные обязательства получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, согласно приложению к настоящему Порядку (далее - документы, подтверждающие возникновение бюджетных обязательств, документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств);
иные документы, предусмотренные порядком предоставления и распределения субсидии, установленным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (далее - Правила предоставления субсидии).
Территориальный орган Федерального казначейства осуществляет проверку вышеуказанных документов, включая соответствие содержания операции по целевым расходам, исходя из документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства (пункт 5 Порядка N 223н).
Согласно пункту 6 Порядка N 223н территориальный орган Федерального казначейства не позднее одного рабочего дня, следующего за днём поступления документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящего Порядка, принимает расчётные (платёжные) документы к исполнению, либо в случае их несоответствия требованиям настоящего Порядка, отказывает в исполнении расчётных (платёжных) документов и направляет финансовому органу субъекта Российской Федерации (получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации) уведомление в электронной форме, содержащее информацию, позволяющую идентифицировать расчётные (платёжные) документы, не принятые к исполнению, а также содержащее дату и причину отказа, согласно правилам организации и функционирования системы казначейских платежей.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае платежи были осуществлены по КОСГУ 341 "Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях" - приобретение лекарственных препаратов при одобрении таких платежей УФК по Саратовской области.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, УФК по Саратовской области санкционировало оплату денежных обязательств по расходам областных государственных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Саратовской области, источником финансового обеспечения которых являлась дотация, без каких-либо замечаний, чем подтвердило правомерное направление бюджетных ассигнований.
В оспариваемом представлении указано также о нарушении Министерством здравоохранения Саратовской области подпункта 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ.
Согласно данной норме главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утверждёнными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Статьёй 31 БК РФ закреплён принцип самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), а также означает недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьёй 34 БК РФ, означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств (результативности).
Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определённые цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В связи с этим, конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объёма средств или что, используя определённый бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата (пункт 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 (ред. от 28.05.2019) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
В данном случае доказательства неэффективного расходования Министерством здравоохранения Саратовской области бюджетных средств Управлением в материалы дела не предоставлены. Вывод УФК по Саратовской области о нарушении Министерством здравоохранения Саратовской области подпункта 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ является необоснованным.
Таким образом, основания для вынесения УФК по Саратовской области оспариваемого представления в адрес Министерства здравоохранения Саратовской области отсутствовали, в связи с чем незаконное требование о возврате в доход федерального бюджета части средств предоставленной дотации нарушает права и законные интересы Министерства здравоохранения Саратовской области.
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии установленной совокупности условий для признания оспариваемого представления недействительным и в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ правомерно удовлетворил заявленные требования.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем предоставленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся фактически к несогласию с выводами суда первой инстанции, к повторению утверждений исследованных и правомерно отклонённых арбитражным судом первой инстанции, не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 ноября 2021 года по делу N А57-12899/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12899/2021
Истец: Министерство здравоохранения Саратовской области, Министерство здравоохранения СО
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Саратовской области, Управление Федерального Казначейства по СО
Третье лицо: Министерство финансов РФ, Министерство финансов саратовской области, Минфин РФ, Минфин Саратовской обл, Правительство Саратовской области