г. Санкт-Петербург |
|
04 апреля 2022 г. |
Дело N А21-10824/2021 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семенова А.Б.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3721/2022) Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.12.2021 по делу N А21-10824/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Калининградской области
к ООО "Темп"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области (адрес: 236010, г. Калининград, ул. Озерная, д. 31; далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Темп" (ОГРН 1073905002346, адрес 236022, г. КАЛИНИНГРАД, ул. Генерал-лейтенанта Озерова, д. 17 Б, лит. IX из лит. А3, эт/каб 9/2; далее - ООО "Темп", Общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 23.12.2021 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
01.03.2022 от Управления поступило ходатайство об участии заявителя в судебном заседании апелляционного суда посредством использования видеоконференцсвязи.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанные в части 5 статьи 227 АПК РФ, отсутствуют, оснований для перехода к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства апелляционный суд не усматривает.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон, основания для назначения судебного заседания с вызовом сторон апелляционным судом не установлены, ходатайство подателя жалобы об участии в судебном заседании при рассмотрении апелляционной жалобы посредством системы видео-конференц-связи подлежит отклонению апелляционным судом.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ГУ МЧС России по Калининградской области в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок на 2021 год, согласованным с прокуратурой Калининградской области и размещенным на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (http://plan.genproc.gov.ru), в целях проверки выполнения требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (реестровый номер функции в ФГИС "Федеральный реестр функции государственных и муниципальных услуг (функций)" 10002791367) в отношении ООО "Темп" по адресу осуществления лицензируемого вида деятельности: 236022, г. Калининград, ул. Генерал-лейтенанта Озерова, дом 17 Б, литер IX из лит. A3, в сентябре 2021 года провело плановую выездную проверку.
Управлением в результате проведенной проверки и согласно выписки из ЕГРЮЛ, полученной из ФНС России, установлено, что ООО "Темп" имеет лицензию от 29.10.2010 N 39-Б/00106, предоставленную МЧС России на следующие виды работ, выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охраннопожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
- выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
ООО "СК Монолит" 05.10.2020 внесены изменения в ЕГРЮЛ в части смены наименования юридического лица на ООО "Темп"
В связи с вышеуказанным, ООО "Темп" нарушены требования части 1 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), а именно не переоформлена лицензия МЧС России от 29.10.2010 N 39-Б/00106 в части смены наименования юридического лица.
Кроме этого, в нарушение требований пп. "а" п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - Положение N 1128) Общество не предоставило документы, подтверждающие наличие зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств (документы на право собственности соответствующих зданий (сооружений, помещений) и (или) договор аренды соответствующих зданий (сооружений, помещений) либо иные документы);
в нарушение требований пп. "б" п. 4 Положения N 1128 Общество не предоставило документы, подтверждающие наличие у ООО "Темп" оборудования, инструмента, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному частью 4 статьи 24 Федерального закона "О пожарной безопасности", прошедших проверку в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений", и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользованиях, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности (документы на право собственности (владения, пользования) оборудованием, инструментом, техническими средствами, а также паспорта, руководства по эксплуатации, поверки и т.п. на технические средства и оборудование);
в нарушение требований пп. "в" п. 4 Положения N 1128 Общество не предоставило документы, подтверждающие наличие у ООО "Темп" в штате работников (при выполнении 5 и более видов работ (услуг) - не менее 5 человек), заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих: высшее или среднее профессиональное образование в области лицензируемой деятельности, либо прошедших профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности; минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года (трудовые договоры, трудовые книжки, документы о соответствующем образовании, в том числе профессиональном обучении (дипломы, удостоверения, сертификаты и т.п.);
в нарушение требований пп. "г" п. 4 Положения N 1128 Общество не предоставило документы, подтверждающие прохождение работниками не реже 1 раза в 5 лет обучения в области лицензируемой деятельности применительно к выполняемым работам (оказываемым услугам) по дополнительным профессиональными программам - программам повышения квалификации, либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих (дипломы, удостоверения, сертификаты и т.п.).
По результатам проверки 30.09.2021 в отношении ООО "Темп" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Темп" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, придя к выводу о нарушении Управлением при проведении проверки и производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 утверждено "Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - Положение N 1128), где указываются виды работ и услуг, составляющие деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Приказом МЧС России от 31.07.2020 N 571 "Об утверждении минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" утвержден минимальный перечень оборудования который должен принадлежать лицензиату на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходим для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 12 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
В соответствии со статьей 20 Закона N 294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Из распоряжения (Приказа) органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица - ООО "СК Монолит" от 24.08.2021 N 60 следует, что проверка будет проведена с 01.09.2021 по 30.09.2021, в соответствии с частью 12 статьи 9 Закона N 294.
При изложенных обстоятельствах, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ООО "Темп" должно было быть уведомлено не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения, то есть не позднее 26.08.2021 (с учетом выходных дней).
Кроме того, в распоряжении не указаны Фамилия, Имя и Отчество, должность и полномочия лица, поставившего подпись об ознакомлении, также имеются неясности в указании месяца ознакомления (08 или 09) (л.д. 17-21).
Кроме того, в адрес заявителя поступило письмо Управления N 6320-4-4-6 от 28.09.2021 о признании распоряжения о проведении плановой выездной проверки лицензионных требований по лицензии МЧС России (N 39-Б/00106 от 29.10.2010) в отношении ООО "СК Монолит" недействительным, поскольку в адрес Управления 27.09.2021 поступила информация из ФНС России о том, что ООО "СК Монолит" 05.10.2020 внесены изменения в ЕГРЮЛ в части смены наименования юридического лица на ООО "Темп".
Как следует из материалов дела, ООО "Темп" не получало уведомления о проведении проверки соответствия лицензиата - лицензионным требованиям.
Уведомление о предоставлении документов датировано 01.09.2021 и должно было быть направлено в адрес Общества за три рабочих дня до начала ее проведения.
Кроме того, Управление не провело новую проверку в отношении ООО "Темп", а оформило процессуальные документы тем же числом - 24.08.2021 в тот же период с 01.09.2021 по 30.09.2021, который указан в распоряжении, признанном недействительным.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Кроме того, положения части 3 статьи 14.1 КоАП РФ регулируют правоотношения, связанные с применением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, в связи с чем для суда, рассматривающего дело о привлечении к административной ответственности, подлежит применению трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Поскольку правонарушение выявлено 30.09.2021 (с даты вынесения акта проверки), то на момент рассмотрения дела апелляционным судом срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек.
Указанный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 декабря 2021 года по делу N А21-10824/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10824/2021
Истец: Главное управление МЧС России по К/О
Ответчик: ООО "Темп"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ