1 апреля 2022 г. |
А39-8703/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тарасовой Т.И.,
судей Новиковой Л.П., Насоновой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Вареник Г.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.01.2022 по делу N А39-8703/2021 по иску публичного акционерного общества "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388) к Администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия (ОГРН 1021300711475, ИНН 1316100691), о взыскании 366 537 руб. 60 коп. неосновательного обогащения, в отсутствие сторон.
Публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком", истец) обратилось в суд с иском к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 366 537 руб. 60 коп. неосновательного обогащения, сложившегося в результате оказания услуг по организации и предоставлению в пользование виртуальных каналов связи (VLAN) за период с 01.04.2021 по 06.06.2021 после истечения срока действия заключенного между Администрацией и ПАО "Ростелеком" контракта N 03/21 от 10.03.2021 и до заключения нового контракта.
Истец в обоснование требований, ссылаясь на положения статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 51.1 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пункт 23 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 и разъяснения, изложенные в определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2015 по делу N 308-ЭС14-253, указывает на то, что отношения сторон носят длящийся, регулярный характер, оказанная в спорный период услуга оказана в целях общественной безопасности и защиты охраняемого законом публичного интереса и правопорядка, в связи с этим услуги не могли быть приостановлены по истечению срока контракта.
Решением от 13.01.2022 суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, взыскал с Администрации в пользу ПАО "Ростелеком" неосновательное обогащение в сумме 366 537 руб. 60 коп. и расходы по государственной пошлине в сумме 10331 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает следующее: ответчиком согласие на получение услуг в межконтрактный период не давалось; факт оказания истцом услуг ответчиком не признан, поскольку система видеонаблюдения выводится непосредственно в правоохранительные органы, доступа к ней ответчик не имеет, работу с ней не осуществляет; в настоящем случае подлежит применению пункт 4 статьи 1109 ГК РФ.
Стороны явку полномочных представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация просила рассмотреть дело без участия представителя.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам.
Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 10 марта 2021 года между сторонами заключен контракт N 03/21, согласно которого ПАО "Ростелеком" (оператор) оказывает услуги виртуальных частных сетей на основе сети передачи данных ПАО "Ростелеком", а Администрация (абонент) использует предоставленные в пользование каналы, а также обязуется оплачивать их использование в размере, порядке и на условиях настоящего контракта (пункт 1.1. контракта).
Согласно пункту 1.3. контракта срок оказания услуг с 01 марта 2021 года по 31 марта 2021 года.
Контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами, распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 1 марта 2021 года и действуют до 31 марта 2021 года. В случае неисполнения одной из сторон обязательств по настоящему контракту - до полного исполнения сторонами (пункт 5.1. контракта)
Стоимость услуг по настоящему контракту составляет 166608 руб.
По взаимному согласию сторон, цена контракта может быть изменена, в связи изменением, предусмотренным контрактом, количества/объема оказываемых услуг (пункт 2.1. контракта).
Согласно пункту 2.2. контракта, оплата услуг связи осуществляется путем безналичных расчетов. Источник финансирования: бюджет Ромодановского муниципального района Республики Мордовия.
Пунктом 4.6. контракта предусмотрена обязанность абонента своевременно информировать оператора об отказе от услуг не менее чем за 30 дней до предполагаемой даты отказа от услуг.
В соответствии с пунктом 5.3. контракта если абонент будет иметь намерение на заключение контракта на новый срок, то он уведомляет об этом оператора, при заключении контракта оказания услуг на организацию и предоставление в пользование виртуальных каналов связи (VLAN) на новый срок условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон.
Согласно приложению N 1 к контракту N 03/21 адрес точки подключения: предоставление IP VPN канала от пограничного коммутатора (Республика Мордовия, Ромодановский район, с. Белозерье, ул. Центральная, дом 5, 2-й этаж, помещение узла связи) до Дата Центра ИВК Технопарка г. Саранск, Осипенко, 37, зона 02; скорость до 200 Мбит/с; тариф в месяц 166608,00 руб. (с НДС).
Спор по исполнению условий контракта от 10 марта 2021 года N 03/21 между сторонами отсутствует.
07 июня 2021 года между сторонами спора заключен контракт N 04/21 на оказание услуг виртуальных частных сетей на основе сети передачи данных на новый срок: с 07 июня 2021 года по 30 июня 2021 года.
Как указал истец, в период с 01.04.2021 по 06.06.2021, т.е. после истечения 01.04.2021 срока действия контракта N 03/21 от 10.03.2021 ПАО "Ростелеком" продолжило оказание услуг по организации и предоставлению в пользование виртуальных каналов связи (VLAN) до заключения 07.06.2021 следующего контракта N 04/21.
Стоимость услуг за указанный период составила 366537 руб.60 коп. (за апрель 2021 - 166608 руб.; за май 2021 года - 166608 руб.; за период с 01.05.2021 по 06.06.2021 - 33321 руб. 60 коп.).
Администрация оказанные услуги не оплатила.
Считая, что на стороне Администрации, не оплатившей оказанные в период с 01.04.2021 по 06.06.2021 услуги, имеет место неосновательное обогащение, истец направил в ее адрес претензию от 28.06.2021 N 0602/05/1299/21 об оплате оказанных услуг в сумме 366537 руб. 60 коп.
Претензия ПАО "Ростелеком" оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило истцу основанием для обращения с рассматриваемым иском в суд.
Руководствуясь статьями 8, 309, 779, 781, 1102, 1105, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2015 по делу N 308-ЭС14-2538, оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции счел, что в период с 01.04.2021 по 06.06.2021 (по истечении срока действия контракта от 10.03.2021 N03/21 и до заключения нового контракта от 07.06.2021 N04/21) истец оказал ответчику услуги виртуальных частных сетей на основе сети передачи данных и на его стороне возникло обязательство по их оплате.
При этом суд первой инстанции исходил из следующего.
Работоспособность каналов связи в спорный период с 01.04.2021 по 06.06.2021 подтверждается графиками загрузки каналов из системы удаленного мониторинга Zabbix, с указанием данных средней входящей и исходящей скорости и местонахождения портов и периода мониторинга (с 21.07.2020 по 21.07.2021).
Ответчик факт пользования услугами виртуальных частных сетей на основе сети передачи данных (предоставление IP VPN каналов) в период с 01.04.2021 (после истечения срока действия контракта от 10.03.2021 N 03/21) до 06.06.2021 (до заключения нового контракта от 07.06.2021 N 04/21) признал.
Доказательств направления ответчиком истцу письменного отказа от спорных услуг либо согласия на их прекращение не имеется.
Вместе с тем, ответчик считает, что фактическое оказание услуг при отсутствии заключенного контракта не влечет возникновения неосновательного обогащения.
Как пояснил истец и следует из представленных документов, услуга по предоставлению IP VPN каналов оказывалась до видеокамер подсистемы комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности "Интеллектуальный безопасный регион" (II очередь) первый пусковой комплекс.
Комплексная система была спроектирована и создана ПАО "Ростелеком" в рамках контракта от 13.08.2018 N 0809500000318001570 322556 на выполнение работ по проектированию и созданию на территории Республики Мордовия комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности "Интеллектуальный безопасный регион (II очередь) первый пусковой комплекс заключенного с государственным казенным учреждением Республики Мордовия "Служба заказчика органов государственной власти в сфере информационно-коммуникационных технологий".
На основании распоряжения Правительства Республики Мордовия от 18.11.2019 N N 798-Р, имущество - комплексная система ОБЖ "ИБР" (2 очередь) 1 пусковой комплекс Белозерье (местонахождение имущества -Республика Мордовия, Ромодановский район, с. Белозерье) (далее -комплексная система), составляющее государственную казну Республики Мордовия на основании ходатайства администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 06.08.2019 N 2276, передано безвозмездно из государственной собственности Республики Мордовия в муниципальную собственность Ромодановского муниципального района Республики Мордовия.
Комплексная система ОБЖ "ИБР" (2 очередь) 1 пусковой комплекс Белозерье (местонахождение имущества - Республика Мордовия, Ромодановский район, с.Белозерье) передана из государственной собственности Республики Мордовия в муниципальную собственность Ромодановского муниципального района Республики Мордовия по акту приема-передачи от 19.11.2019 N 141к (с изменениями от 12.12.2019 относительно размера остаточной стоимости).
Постановлением администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 29.11.2019 N 918 (с изменениями на 23.12.2019 относительно остаточной стоимости) Комплексная система ОБЖ "ИБР" (2 очередь) 1 пусковой комплекс Белозерье безвозмездно принята в муниципальную собственность Ромодановского муниципального района Республики Мордовия в районную муниципальную казну.
Таким образом, собственником комплексной системы является Ромодановский муниципальный район Республики Мордовия.
На основании пунктов 3, 7, 8, 9, 23 части 1 статьи 2 Устава Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного решением Ромодановского районного Совета депутатов от 27.12.2005 N 1 (зарегистрировано в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу 27.01.2006 N RU135160002006001) (далее- Устав), к вопросам местного значения Ромодановского муниципального района отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Ромодановского муниципального района; участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма; в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Ромодановского муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории Ромодановского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организации охраны общественного порядка на территории Ромодановского муниципального района.
В соответствии с пунктами 9, 10 части 4 статьи 27 Устава Администрация Ромодановского муниципального района участвует в обеспечении прав и свобод граждан, проживающих на территории Ромодановского муниципального района, в охране общественного порядка, содействует осуществлению мероприятий по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий Ромодановского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Территория Белозерьевского сельского поселения, на которой находится комплексная система, входит в состав Ромодановского муниципального района на основании части 3 статьи 2 Устава.
В связи с этим именно администрация Ромодановского муниципального района, выполняя свои непосредственные полномочия, заключала контракты с оператором связи на оказание услуг виртуальных частных сетей для организации технического обслуживания комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности "Интеллектуальный безопасный регион" с целью видеоинформации, обнаружения и выявления факторов, создающих риски возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения общественного порядка, угрозы жизни и здоровью граждан и террористических актов.
В соответствии с Техническими требованиями на выполнение работ по проектированию и созданию на территории Республики Мордовия комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности "Интеллектуальный безопасный регион (II очередь) первый пусковой комплекс (приложением N 1 к контракту от 13.08.2018 N 0809500000318001570 322556 на выполнение работ по проектированию и созданию на территории Республики Мордовия комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности "Интеллектуальный безопасный регион (II очередь) первый пусковой комплекс заключенного с государственным казенным учреждением Республики Мордовия "Служба заказчика органов государственной власти в сфере информационно-коммуникационных технологий") подсистема видеонаблюдения на территории с. Белозерье Ромодановского муниципального района Республики Мордовия предназначена для сбора видеоинформации, обнаружения и выявления фактов, создающих риски возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения общественного порядка, угрозы жизни и здоровью граждан и террористических актов (пункт 1.2. Технических требований); целью создания подсистемы видеонаблюдения являются: своевременное обеспечение органов охраны порядка, оперативных, экстренных аварийно-спасательных и коммунальных служб достоверной визуальной информацией, необходимой для выполнения их повседневной деятельности, предоставление визуальной информации смежным автоматизированным информационным системам, входящим в состав регионального электронного правительства Республики Мордовия, снижение количества нарушений общественного порядка и тяжести их последствий в селе Белозерье (пункт 1.4. Технических требований).
В материалах дела имеется письмо главы администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 31.01.2019 N 288, адресованное Председателю Правительства Республики Мордовия, о том, что в рамках реализации мероприятий по созданию на территории Республики Мордовия комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности "Интеллектуальный безопасный регион" в целях охраны правопорядка приняты меры по созданию и функционированию систем видеонаблюдения в селе Белозерье Ромодановского района, в связи с этим для организации технического обслуживания и обеспечения ее каналами необходимы дополнительные финансовые средства.
Также в материалах дела имеются письмо Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, адресованное Главе Республики Мордовия от 06.12.2018 N 3/185209687808, из которого следует, что правоохранительные органы озабочены тем, что отключение каналов связи для передачи сигнала об установленных в с. Белозерье Ромодановского района Республики Мордовии видеокамер до ядра подсистемы интеллектуального видеонаблюдения комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности "Интеллектуальный безопасный регион" приведет к невозможности осуществлять мониторинг текущей ситуации в реальном времени в указанном населенном пункте, потере оперативности реагирования в случае резкого изменения криминогенной обстановки.
Доказательств потребности в услугах ПАО "Ростелеком" по предоставлению IP VPN каналов до видеокамер подсистемы видеонаблюдения с. Белозерье Ромодаиовского района Республики Мордовия для целей иных, чем обеспечение правопорядка и безопасности жителей не представлено.
Учитывая изложенное, суд признал доводы ответчика о том, что оказываемые услуги не были направлены на обеспечения правопорядка, несостоятельными.
Судом установлено, что ответчик, исполняя указанные выше полномочия после приемки комплексной системы в собственность Ромодановского района Республики Мордовия для ее использования с целью сбора видеоинформации, обнаружения и выявления факторов, создающих риски возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения общественного порядка, угрозы жизни и здоровью граждан и террористических актов, последовательно с 24.01.2020 заключал с ПАО "Ростелеком" контракты на оказание услуг виртуальных частных сетей на основе сети передачи данных ПАО "Ростелеком", на основании которых оператор организует и предоставляет в пользование абоненту виртуальные каналы связи (VLAN) (адрес точки подключения: предоставление IP VPN канала от пограничного коммутатора (Республика Мордовия, Ромодановский район, с. Белозерье, ул. Центральная, дом 5, 2-й этаж, помещение узла связи) до Дата Центра ИВК Технопарка г. Саранск, Осипенко, 37, зона 02; скорость до 200 Мбит/с):
* N 313001006136/20-1 от 24.01.2020 со сроком оказания услуг с 24 января 2020 года по 10 февраля 2020 года;
* N 313001006136/20-2 от 11.02.2020 со сроком оказания услуг с 11 февраля 2020 года по 10 марта 2020 года;
* N 313001006136/20-4 от 15.06.2020 со сроком оказания услуг с 15 июня 2020 года по 02 октября 2020 года;
* N 09/20 от 21.09.2020 со сроком оказания услуг с 03 октября 2020 года по 31 декабря 2020 года;
* N 01/21 от 30.12.2020 со сроком оказания услуг с 01 января 2021 года по 31 января 2021 года;
-N 02/21 от 10.02.2021 со сроком оказания услуг с 01 февраля 2021 года по 28 февраля 2021 года;
- N 03/21 от 10.03.2021 со сроком оказания услуг с 01 марта 2021 года по 31 марта 2021 года;
- N 04/21 от 07.06.2021 со сроком оказания услуг с 07 июня 2021 года по 30 июня 2021 года;
- N 05/21 от 28.06.2021 со сроком оказания услуг с 01 июля 2021 года по 31 июля 2021 года;
- N 08/21 от 29.07.2021 со сроком оказания услуг с 01 августа 2021года по 31 августа 2021 года;
- 09/21 от 27.08.2021 со сроком оказания услуг с 01 сентября 2021 года по 31 октября 2021 года.
Указанное свидетельствует о том, что отношения сторон по оказанию услуг виртуальных частных сетей на основе сети передачи данных ПАО "Ростелеком" носили длящийся и регулярный характер.
Признаков недобросовестности или иного злоупотребления правом в действиях ПАО "Ростелеком" суд не установил.
При данных обстоятельствах, установив фактическое пользование Администрацией оказанными истцом услугами связи, суд пришел к выводу, что истечение срока действия контракта при подтверждении факта оказания услуг для обеспечения правопорядка не является основанием для отказа от оплаты оказанных услуг.
Расчет суммы неосновательного обогащения 366537 руб. 60 коп. произведен истцом по стоимости установленной в контракте N 3/21 от 10.03.2021 (166608 руб. в месяц).
Ответчиком контррасчет не представлен. Возможностью экспертного установления цены оказанных в спорный период услуг ответчик также не воспользовался. Каких-либо доказательств, объективно свидетельствующих о необоснованности расчета стоимости оказанных услуг, ответчиком не представлено.
С учетом изложенного суд требования истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в сумме 366537 руб. 60 коп. за оказанные услуги виртуальных частных сетей на основе сети передачи данных ПАО "Ростелеком" за период с 01.04.2021 по 06.06.2021 удовлетворил.
Выводы суда являются верными.
Всем доводам и возражениям ответчика, фактически продублированным в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
В соответствии с частью 4 статьи 51.1 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" при исполнении контрактов (договоров) на оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иных государственных контрактов для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, а также для нужд иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций в случае, если финансирование оказания данных услуг осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, оператор связи, заключивший указанные контракты (договоры), не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика без согласия в письменной форме соответствующего заказчика.
Материалами дела подтвержден факт оказания истцом услуг ответчику в спорный период.
Приняв во внимание отсутствие у истца возможности в силу прямого указания закона прекратить оказание услуг связи контрагенту, суд обоснованно удовлетворил иск ПАО "Ростелеком" и взыскал с Администрации 366 537 руб. 60 коп. Признаков недобросовестности или иного злоупотребления правом в действиях ПАО "Ростелеком" не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.01.2022 по делу N А39-8703/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.И. Тарасова |
Судьи |
Л.П. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-8703/2021
Истец: ПАО "Ростелеком" в лице филиала в Республике Мордовия "Ростелеком"
Ответчик: Администрация Ромодановского муниципального района Республики Мордовия