г. Санкт-Петербург |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А56-15397/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мильгевской Н.А.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сизов А.К.
при участии:
стороны извещены, в судебное заседание не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42777/2023) Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.11.2023 по делу А56- 15397/2023 (судья Лебедева И.В.), принятое
по заявлению Северного межрегионального управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к обществу с ограниченной ответственностью "Технострой"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Северное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Технострой" (далее - Общество) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 23.11.2023 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Управление направило апелляционную жалобу в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Определением суда апелляционной инстанции от 15.12.2023 апелляционная жалоба принята к производству, дело назначено к разбирательству в судебном заседании на 15.01.2024.
Определением от 15.01.2024 судебное разбирательство отложено на 12.02.2024.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание 12.02.2024 своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11 января 2023 года в соответствии с Решением о проведении постоянного рейда Территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по Мурманской области Северного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 29.12.2022 N 12 в рамках Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1043 "О федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве", постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" проведен постоянный рейд на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-21 "Кола" Санкт-Петербург - Петрозаводск - Мурманск - Печенга - граница с Королевством Норвегия, км 1067+300 - км 1152+000 протяженностью 84,7 км.
ООО "Технострой" осуществляет содержание участка автомобильной дороги Р21 "Кола", км 1067+300 - км 1152+000 на основании государственного контракта N 168 от 22.06.2018, срок действия контракта - 30 июля 2023 г.
В ходе контрольного осмотра г (обследования) выявлены нарушения ООО "Технострой" требований к обеспечению сохранности автомобильной дороги, в частности, технического регламента Таможенного союза TP ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827 (далее - технический регламент, TP ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог") и иных законодательных и нормативно-технических документов при эксплуатации обществом участка автомобильной дороги Р-21, автоподъезд к аэропорту г. Мурманска, км 1067+300 - км 1152+000, а именно:
1. Формирование снежного вала пред барьерным ограждением слева: км 1146+100, км 1139+000, км 1133+700, км 1121+050, км 1112+000, км 1084+000, км 1081+000, км 1074+000, справа: км 1145+800, км 1145+010, км 1139+000, км 1121+050, км 1112+000, км 1097+000, км 1084+000, км 1081+000, км 1074+000, км 1073+850, что является нарушением подпункта а) пункта 13.1; пункт 13.6 Технического регламента таможенного союза 014/2011 от 18.10.2011 "Безопасность автомобильных дорог", пункта 6.2 ГОСТа 33181-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания";
2. Отсутствие видимости светоотражающих элементов дорожного ограждения слева: км 1146+100, км 1139+000, км 1133+700, км 1121+050, км 1112+000, км 1084+000, км 1081+000, км 1074+000, справа: км 1145+800, км 1145+010, км 1139+000, км 1121+050, км 1112+000, км 1097+000, км 1084+000, км 1081+000, км 1074+000, км 1073+850, что является нарушением подпункта г) пункта 13.5 Технического регламента таможенного союза 014/2011 от 18.10.2011 "Безопасность автомобильных дорог", пункта 5.1 ГОСТа Р 50571-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Светоотражатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения";
3. Отсутствие сигнальных столбиков в местах пересечений и примыканий к автомобильной дороге слева: км 1139+800 (6 шт.), км 1126+200 (6 шт.), км 1084+050 (5 шт.), км 1073+850 (4 шт.), км 1068+250 (4 шт.), справа: км 1145+800 (2 шт.), км 1068+250 (4 шт.), км 1087+750 (3 шт.), что является нарушением подпункта г) пункта 13.5 Технического регламента таможенного союза 014/2011 от.. 18.10.2011 "Безопасность автомобильных дорог"; пункта 4.2.4.3. ГОСТа 33151-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения";
4. Наличие уплотненного снега и снежно-ледяных отложений на проезжей части, в местах расширения проезжей части, съездах и полосах для движения общественного транспорта слева: км 1151+700, км 1145+900, км 1144+850, км 1140+250, км 1133+700, км 1126+200, км 1117+000, км 1112+000, км 1081+150, справа: км 1151+700, км 1140+250, км 1126+200, км 1112+000, что является нарушением подпункта в) пункта 13.1; пункта 13.9 Технического регламента таможенного союза 014/2011 от 18.10.2011 "Безопасность автомобильных дорог", пункта 7.1 ГОСТа 33181-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания";
5. Невыполнение работ по обработке ПГМ и снегоочистке автобусных остановок, тротуаров, пешеходных дорожек слева: км 1146+030, км 1140+250, км 1139+800, км 1133+700, км 1074+030, справа: км 1146+030, км 1140+250, км 1139+800, км 1133+700, км 1074+030, что является нарушением пункта 13.9 Технического регламента таможенного союза 014/2011 от 18.10.2011 "Безопасность автомобильных дорог", пункта 11 ГОСТа 33181-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания";
6. Наличие зимней скользкости на проезжей части и обочине дороги км 1116+850, км 1089+000, км 1073+000, км'1068+250, км 1105+000, что является нарушением подпункта в) пункта 13.1; подпункта б) пункта 13.2 Технического регламента таможенного союза от 18.10.2011 "Безопасность автомобильных дорог", пункта 7.1 ГОСТа 33i81-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания".
По факту выявленных нарушений 03.02.2023 Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 007966/022.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в отношении Общества вынесено 2 протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ по факту правонарушений, выявленных в рамках одного контрольного мероприятия, проведенного на основании решения о проведении постоянного рейда от 29.12.2022 N 12, по одним и тем же основаниям, одним и тем же контролирующим органом, на основании чего, отказал в удовлетворении заявления отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.43 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, указанных в Кодексе, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса, образует состав административного правонарушения, установленного частью 3 статьи 14.43 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
На основании пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с примечанием к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в указанной статье и статье 14.47 КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона N 184-ФЗ технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты, страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями, с учетом положений пункта 9 настоящей статьи.
Согласно статье 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу положений части 1 статьи 17, части 1 статьи 18 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
ТР ТС 014/2011 устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям (пункт 2 статьи 1).
В соответствии со статьей 2 ТР ТС 014/2011 эксплуатация автомобильной дороги - это комплекс мероприятий по текущему ремонту и содержанию автомобильной дороги, выполняемый в целях обеспечения ее сохранности для безопасного использования автомобильной дороги по ее прямому назначению.
В статье 3 ТР ТС 014/2011 указано, что безопасность автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, а также связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации обеспечивается посредством установления и соблюдения соответствующих требований безопасности проектных значений параметров, в том числе допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств, а также показателей прочности, надежности и устойчивости элементов в течение всего срока службы.
Согласно пункту 15 ТР ТС 014/2011 соответствие автомобильных дорог и дорожных сооружений на них настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований к безопасности непосредственно либо выполнением требований международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия.
Факт нарушения Обществом требований TP ТС 014/2011, Закона N 257-ФЗ, ГОСТ 33151-2014, ГОСТ 33181-2014, ГОСТ Р50571-2011, перечисленных в протоколе об административном правонарушении от 03.02.2023 N007966/022 установлен административным органом, подтверждается материалами дела, в том числе, протоколом осмотра от 09.01.2023 N 01/ДОР с приложенными видео и фотоматериалов, а также актом постоянного рейда от 09.01.2023 N01/ДОР.
Часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенная Законом N 70-ФЗ, в качестве исключения из приведенного правила предусматривает, что, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в отношении Общества составлено два протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ (протокол N 007966/022 от 03.02.2023 и протокол N 007965/024 от 03.02.2023), административные правонарушения выявлены в рамках одного контрольного мероприятия (постоянного рейда), проведенного на основании решения о проведении постоянного рейда от 29.12.2022 N 12, по одним и тем же основаниям, одним и тем же контролирующим органом.
Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ; Общество должно быть привлечено к ответственности за совершение одного административного правонарушения выявленного при проведении одного контрольного мероприятия, с назначением наказания как за совершение одного административного правонарушения.
Судом первой инстанции верно установлено, что решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-15461/2023 Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 350 000 руб.
Поскольку Общество уже подлежало привлечению к административной ответственности по части 3 статьи 14.43 КоАП РФ за правонарушение, выявленное наряду с правонарушением вменяемым в рамках настоящего дела, по итогам одного контрольного мероприятия, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Кроме того, в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства о техническом регулировании по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Следовательно, установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Общества к административной ответственности подлежит исчислению с даты совершения Обществом правонарушения, в данном случае 11.01.2023.
Таким образом, на момент рассмотрения судом апелляционной инстанции настоящего дела, установленный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения Общества к административной ответственности истек.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 ноября 2023 года по делу N А56-15397/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мильгевская |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-15397/2023
Истец: СЕВЕРНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА
Ответчик: ООО "Технострой"