г. Пермь |
|
04 апреля 2022 г. |
Дело N А60-28986/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муталлиевой И.О.,
судей Бояршиновой О.А., Сусловой Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Д.И.,
при участии:
от истца (посредством веб-конференции): Питык П.Р., паспорт, доверенность от 27.12.2021, диплом,
от ответчика (посредством веб-конференции): Смирных М.М., паспорт, доверенность от 11.06.2021, диплом,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 ноября 2021 года
по делу N А60-28986/2021
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Специализированная автобаза" (ОГРН 1026602351049, ИНН 6608003655)
к обществу с ограниченной ответственностью "ФармМедТорг" (ОГРН 1076674014251, ИНН 6674222579)
о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Специализированная автобаза" (далее - истец, ЕМУП "Спецавтобаза") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ФармМедТорг" (далее - ответчик, ООО "ФармМедТорг") о взыскании задолженности в размере 155 631 руб. 80 коп., 5 669 руб. 00 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, 581 руб. 14 коп. почтовых расходов, расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб. 00 коп. (с учетом уменьшения размера исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.11.2021 (резолютивная часть от 15.11.2021) исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился с апелляционной жалобой.
Апеллянт просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В жалобе заявитель ссылается на необходимость применения норматива накопления ТКО "промтоварный магазин" при расчете стоимости услуг по обращению с ТКО для ответчика исходя из основного вида деятельности ответчика, полагает, что судом не учтена соответствующая судебная практика, а также то, что основной вид деятельности ответчика - розничная торговля, в связи с чем, деятельность аптек отнесена к деятельности предприятий розничной торговли. Апеллянт указывает, что медицинские отходы класса А относятся к ТКО и режим обращения с такими отходами осуществляется в соответствии с законодательством об обращении с ТКО. Также заявитель ссылается на отсутствие организованной контейнерной площадки на территории потребителя, а также отсутствие доказательств раздельного накопления медицинских отходов и ТКО.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 апелляционная жалоба принята к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 28.02.2022.
Определением от 01.03.2022 судебное заседание отложено на 31.03.2022 с целью обеспечения участия представителя истца в судебном заседании.
Определением апелляционного суда от 28.03.2022 произведена замена судьи Григорьевой Н.П. на судью Бояршинову О.А.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представитель истца на доводах жалобы настаивал, представитель ответчика против жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, с ЕМУП "Спецавтобаза" (региональный оператор) является на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее также - МинЖКХ СО) от 12.01.2018 региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО) в зоне деятельности АПО-3 Свердловской области (перечень муниципальных образований, входящих в АПО-3 Свердловской области, представлен на стр. 162 в табл. 36 Территориальной схемы в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утв. приказом МинЖКХ СО от 31.03.2020 N 185).
29.12.2018 между региональным оператором и ООО "ФармМедТорг" (потребитель) заключен договор N 331496 на оказание услуг по обращению с ТКО.
29.11.2019 региональным оператором направлено уведомление о заключении нового договора на 2020 год N 348307 от 23.01.2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услуги регионального оператора.
Во исполнение условий договора региональный оператор в период с 01.01.2020 по 14.01.2021 оказал потребителю услуги по вывозу ТКО.
В период с 01.01.2020 по 31.12.2020 потребитель выступал арендатором нежилых помещений по адресу: 1) г. Екатеринбург, ул. Патриотов, д. 6, корп. 2; 2) г. Екатеринбург, ул. Бисертская, д. 4. В период с 01.01.2020 по 01.07.2020 потребитель выступал арендатором нежилого помещения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Санаторная, д.19.
Региональным оператором произведен расчет задолженности по оплате оказанных услуг, в соответствии с которым основной долг составил 155 631 руб. 80 коп.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обязательств по оплате оказанных услуг, региональный оператор с соблюдением претензионного порядка обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 309, 310, 408, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пришел к выводу, что в спорный период между сторонами действовал договор N 348307 от 23.01.2020. Вместе с тем, суд исходил из необходимости применения для фармацевтических организаций норматива накопления ТКО "для административных, офисных учреждений", в связи с чем, суд признал контррасчет ответчика верным.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) оспариваемого решения.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Законом N 89-ФЗ, а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Факт оказания в спорный период истцом ответчику услуг по обращению с ТКО последним не оспаривается. Между сторонами возникли разногласия относительно договора, которым регулируются отношения сторон, а также тарифа, примененного истцом при расчете спорной задолженности.
Согласно п.п. 8.1, 8.2 договора N 331496 от 29.12.2018 договор заключен сроком до 31.12.2019, считается продленным на 1 год и на тех же условиях, если за один месяц до окончания его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении договора на иных условиях.
В соответствии с п. 9.1 договора N 331496 все изменения, которые вносятся в настоящий договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон, следовательно, расторжение договора должно полностью соответствовать одному из условий: уведомление о расторжении должно быть направлено не позднее 1 месяца до предполагаемого расторжения; изменения должны быть подписаны обеими сторонами.
Постановление Правительства Российской Федерации N 1156 (далее - ППРФ N 1156) регламентирует порядок заключения договора между региональным оператором и потребителями, из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с ТКО следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) Правил обращения с ТКО в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16 рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
В соответствии с пунктом 8 (18) Правил обращения с ТКО до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается, региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Правилами обращения с ТКО урегулированы условия заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, таким образом, после заключения договора стороны должны руководствоваться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и условиями, которые зафиксированы договором.
Вместе с тем, истцом не представлено доказательств выполнения согласованных сторонами условий для заключения договора на иных условиях (ст. 65 АПК РФ).
Уведомление, направленное региональным оператором о расторжении договора от 29.12.2018 N 331496, не подтверждает соблюдение истцом указанных в п.п. 8.2, 9.1 договора N 331496 условий и согласования проекта нового договора. Указанное уведомление направлено потребителю по адресу: г. Екатеринбург, ул. Патриотов, д. 6, корп. 2, оф. 4, в то время как согласно выписке ЕГРЮЛ юридическим адресом ООО "Источник здоровья Плюс" является: г. Екатеринбург, ул. Патриотов, д. 6, корп. 2, кв. 2.
Кроме того, потребителем были направлены в адрес регионального оператора письма с возражениями относительно применения норматива накопления "промтоварный магазин", с требованием произвести перерасчет исходя из норматива "для административных, офисных учреждений" (письма от 27.03.2020, 07.04.2020, 15.04.2020, 12.05.2020, 10.09.2020).
Таким образом, апелляционный суд не разделяет выводы суда первой инстанции о действии договора N 348307 от 23.01.2020 в спорный период. Исходя из фактических обстоятельств, апелляционным судом установлено, что в 2020 году продолжил свое действие договор N 331496 от 29.12.2018 на установленных в нем условиях, договор N 348307 от 23.01.2020 сторонами не заключен. Между тем, указанное обстоятельство не влечет отмену правильного по существу судебного акта.
Как следует из материалов дела, региональный оператор и потребитель в договоре N 331496 от 29.12.2018 пришли к соглашению применять для расчета категорию объекта, наиболее подходящую для деятельности аптечной организации - "административные, офисные учреждения".
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 30.08.2017 N 78-ПК (ред. от 28.06.2018) "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в границах муниципального образования "город Екатеринбург") утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов и плата за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в Свердловской области.
В указанном документе отсутствуют нормативы накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов - "фармацевтическая организация".
Нормативы утверждены, в том числе и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", которым утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 269).
Пунктом 1 Правил N 269 устанавливает порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
В соответствии с п. 4 Правил N 269, нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы; г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
Согласно п. 5 Правил N 269 категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом.
В силу п. 6 Правил N 269 определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.
В соответствии с п. 7 Правил N 269 в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Правилами урегулирован порядок осуществления замеров отходов. Таким образом, согласно Правилам, определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов определяется расчетным путем на основании фактически произведенных замеров отходов.
Деятельность аптек - лицензируемый вид деятельности.
Образующиеся в рамках основной деятельности аптек отходы вывозятся и утилизируются на основании договоров со специализированными организациями, что в рамках лицензируемого вида деятельности является обязательным, в частности в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 "Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами"), о чем истцу было сообщено в письмах от 26.12.2018 N 1778, от 28.07.2019 N Л-339.
Согласно пункту 3.8 указанных СанПиН транспортирование отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов с учетом единой централизованной системы санитарной очистки данной административной территории.
Суд первой инстанции, отклоняя произведенный истцом расчет спорной задолженности, обосновано исходил из того, что деятельность аптек это лицензируемый вид деятельности. Образующиеся в рамках основной деятельности аптек, отходы вывозятся и утилизируются на основании договоров со специализированными организациями, что в рамках лицензируемого вида деятельности является обязательным, о чем истцу ответчиком было сообщено в письме от 27.03.2020.
Поскольку нормативы накопления ТКО для аптек не утверждены, судом первой инстанции обоснованно признан правомерным расчет ответчика, произведенный им на основании п. 1.4 постановления РЭК N 78-ПК (для административных и офисных учреждений), исходя из количества сотрудников и норматива накопления 0,122 куб. м в месяц на 1 сотрудника, в том числе с учетом условий договора от 29.12.2018 N 331496.
Таким образом, оснований для применения условий договора N 348307 от 23.01.2020 при расчете стоимости оказанных потребителю услуг по обращению с ТКО в данном случае, вопреки доводам апеллянта, не установлено.
Иные доводы, приведенные в жалобе, исследованы судом апелляционной инстанции и отклонены, поскольку не влияют на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 ноября 2021 года по делу N А60-28986/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28986/2021
Истец: ЗАО ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АВТОБАЗА
Ответчик: ООО ФАРММЕДТОРГ