г. Санкт-Петербург |
|
04 апреля 2022 г. |
Дело N А56-101048/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Шпакович Ю.В.,
при участии:
от заявителя: Чураев Б.С. по доверенности от 19.10.2021;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-43902/2021) ООО "Наш Дом Комфорт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2021 по делу N А56-101048/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Наш Дом Комфорт"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Наш Дом Комфорт" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - административный орган, Инспекция) от 06.10.2021 по делу об административном правонарушении N 775/21, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 125 000 руб.
Решением суда от 21.12.2021 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить оспариваемое решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, часть выявленных недостатков относится к естественным процессам износа общего имущества МКД, при этом в отношении недостатков ведутся мероприятия по контролю за их состоянием и устранению их последствий. Также Общество полагает, что выявленный Инспекцией кабель от демонтированного блока кондиционера не относится к общему имуществу МКД, следовательно, не может относится к зоне эксплуатационной ответственности заявителя. Кроме того, Общество полагает, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным и освобождении Общества от административной ответственности.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал.
Инспекция извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направила, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество в качестве управляющей организации обеспечивает управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, пр. Просвещения, д. 46, к. 1, лит. А.
Инспекцией 23.09.2021 на основании распоряжения N 08/21/497-р от 21.09.2021 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований по вышеуказанному адресу, в ходе которой выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением правительства Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, а именно:
- на фасаде дома в кирпичной кладке выявлено образование трещин; за частью трещин не организовано наблюдение за развитием трещин, заделка стабилизировавшихся трещин не произведена, чем нарушен пункт 4.2.1.14 Правил N 170;
- на лицевом фасаде в зоне квартиры N 515 на 7-м этаже демонтирован внешний блок кондиционера, при этом электрокабель кондиционера не демонтирован, размещён на фасаде, чем нарушен пункт 5.6.6 Правил N 170.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки N 08/21/497-р от 23.09.2021 с приложением материалов фотофиксации.
27.09.2021 в отношении Общества составлен протокол N 08/21/497-р об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции от 06.10.2021 по делу об административном правонарушении N 775/21 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 125 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения, не установил нарушений процедуры привлечения к административной ответственности и оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемого решения в силу следующего.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предъявляются следующие лицензионные требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление многоквартирным домом управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170 (зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2003 года N 5176), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями (далее - Правила N170).
Организации по обслуживанию жилищного фонда при обнаружении трещин, вызвавших повреждение кирпичных стен, панелей (блоков), отклонения стен от вертикали, их выпучивание и просадку на отдельных участках, а также в местах заделки перекрытий, должны организовывать систематическое наблюдение за ними с помощью маяков или др. способом. Если будет установлено, что деформации увеличиваются, следует принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций. Стабилизирующиеся трещины следует заделывать (пункт 4.2.1.14 Правил N 170).
Обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, установлены пунктом 5.6.6 Правил N 170.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 491).
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Пунктом 16 Правил N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора с управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Следовательно, несоблюдение Правил N 170 является несоблюдением Правил N491, соответственно, нарушением лицензионных требований к лицензиату, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Факт нарушения Обществом лицензионных требований подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении и Обществом надлежащими доказательствами не опровергнут.
Поскольку электрокабель от демонтированного кондиционера расположен на фасаде дома, а фасад является общим имуществом дома, Общество обязано следить за состоянием фасада здания и контролировать расположенное на нем электрооборудование, в том числе последствия его демонтажа, на предмет его безопасности, с целью предотвращения угрозы жизни и здоровью приживающих в МКД граждан.
Довод Общества о том, что управляющей организацией проведен комплекс необходимых мероприятий относительно трещин на фасаде в кирпичной кладке, также был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно им отклонен. Судом правомерно учтено, что на момент проверки заделка стабилизировавшихся трещин не произведена, не организовано наблюдение за развитием трещин.
В данном случае устранение нарушений после их выявления административным органом не является основанием для освобождения от административной ответственности и отмены оспариваемого постановления.
Общество, имея возможность для обеспечения соблюдения лицензионных требований, установленных статьей 162, частью 2.3 статьи 161, не приняло всех зависящих от него мер по обеспечению надлежащего содержания общего имущества МКД в соответствии с требованиями установленных Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, что свидетельствует о виновном бездействии.
Таким образом, судом сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, в действиях Общества имеется состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушений, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела также не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на Общество административного штрафа на предупреждение.
Апелляционным судом учитывается, что размещение электрического кабеля на фасаде дома создает угрозу жизни и здоровья всем гражданам, проживающим в МКД.
В рассматриваемом случае, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, с учетом устранения выявленных нарушений административное наказание назначено Обществу в соответствии с положениями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 125 000 рублей (1/2 минимального размера санкции части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ).
По мнению апелляционного суда, штраф в указанном размере является соразмерны допущенному нарушению и согласуется с принципами юридической ответственности.
Доводы Общества о несоответствии резолютивной части обжалуемого решения требованиям статьи 211 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку резолютивная часть решения полностью соответствует вышеназванной норме и содержит вывод об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 декабря 2021 года по делу N А56-101048/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Наш Дом Комфорт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-101048/2021
Истец: ООО "УК НАШ ДОМ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Третье лицо: ООО "НАШ ДОМ КОМФОРТ"
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10199/2022
04.04.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-43902/2021
21.12.2021 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-101048/2021