г. Санкт-Петербург |
|
05 апреля 2022 г. |
Дело N А42-8917/2021 |
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Нестерова С.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании 24.03.2022 апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2486/2022) акционерного общества "Мурманскавтотранс" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.12.2021 по делу N А42-8917/2021, принятое
по иску Комитета по управлению имуществом Администрации города Апатиты Мурманской области (184209, Мурманская область, г.Апатиты, площадь Ленина, 1, ОГРН: 1025100511886, ИНН: 5101200407)
к акционерному обществу "Мурманскавтотранс" (183034, Мурманская область, г.Мурманск, Транспортная улица, дом 12, ОГРН: 1025100850037, ИНН: 5190400194)
о взыскании задолженности оп арендной плате и пени по договору аренды,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом администрации города Апатиты Мурманской области (далее - Истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к акционерному обществу "Мурманскавтотранс" (далее - Ответчик, Общество) о взыскании 694 890 руб. задолженности по арендной плате за период с 01.01.2020 по 30.06.2021, 105 138 руб. 42 коп. пеней за период с 01.01.2019 по 12.07.2021 по договору аренды земельного участка N 976 от 08.04.2003 (с учетом уточнений исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ)
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 21.12.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части взыскания пени, в указанной части отказать в удовлетворении иска. В обоснование жалобы ее податель указывает, что пени не должны начисляться в период с 06.04.2020 по 07.01.2021 с учетом положений ст.19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", пунктов 2, 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 44 от 24.12.2020 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили.
В апелляционный суд от Комитета поступили возражения на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, апелляционный суд установил следующее.
08.04.2003 между Комитетом (арендодателем) и Обществом (арендатором) заключен договор аренды земельного участка N 976 (далее - Договор), по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок (категория земель - земли населенных пунктов) с кадастровым номером 51:14:010405:0014, находящейся по адресу: г. Апатиты, ул. Промышленная, д.6, для размещения автоколонны N 1378 филиала АО "Мурманскавтотранс" в границах, указанных на прилагаемом к настоящему Договору плане и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 66 742 кв.м.
В соответствии с п.1.2 Договора на Участке имеются: 8 зданий автоколонны N 1378, числящиеся на балансе предприятия.
Согласно п.2.1 Договора срок аренды Участка устанавливается с 11.12.2002 по 10.12.2027.
Участок передан арендатору по акту приема-передачи от 01.01.2003.
Согласно пункту 3.1 Договора (в редакции соглашения N 770 от 20.11.2009) размер арендной платы за земельный участок определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктом 3.3 Договора (в редакции соглашения N 770 от 20.11.2009) установлено, что арендная плата за земельный участок вносится арендатором ежеквартально равными долями в следующие сроки: за I, II, III кварталы - не позднее 15 числа третьего месяца квартала, за IV квартал - не позднее 1 декабря расчетного года путем перечисления на счет.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом договорных обязательств по внесению арендной платы, Комитет направил в адрес Общества претензию от 12.07.2021 с требованием оплаты задолженности и пени, оставление без удовлетворения которой послужило основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме, отклонив доводы Общества об отсрочке внесения арендной платы, указав на то, что Общество не обращалось с заявлением о предоставлении ему льготы.
Решение суда обжалуется Обществом только в части взыскания пени. В остальной части решение не обжаловано, в отзыве Истца на апелляционную жалобу возражения на решение суда в остальной части также не содержатся.
Согласно части 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с положениями статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и п. 1 ст. 65 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 3 ст. 65 ЗК РФ и ст. 39.7 ЗК РФ плата за пользование спорным публичным участком относится к категории регулируемых цен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункт 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков определяются Положением "Об определении порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в границах городского округа Апатиты", утвержденным решением Совета депутатов города Апатиты от 23.10.2017 N 553 и заключенным сторонами договором аренды.
В силу ст.329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Согласно п.1 ст.330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 5.2 Договора (в редакции соглашения N 770 от 20.11.2009) предусмотрено, что за нарушение сроков внесения арендной платы по Договору арендатор уплачивает арендодателю пени в размере 0,05% за каждый день просрочки от невнесенной суммы арендной платы; пени перечисляются на счет, указанный в п. 3.3 Договора.
Частью 1 статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами (далее для целей настоящей статьи - мораторий), на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации. В акте Правительства Российской Федерации о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.
Как указано в части 3 вышеуказанной статьи на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона, а именно не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
В развитие положений части 1 статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 428 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников" (далее по тексту - "Постановление N 428").
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Постановления N 428 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении следующих должников: организации и индивидуальные предприниматели, код основного вида деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности указан в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (06.04.2020) и действует в течение 6 месяцев (пункт 5 Постановления N 428). Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1587 "О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников", срок действия моратория продлен еще на три месяца (по 07.01.2021).
Согласно сведениям ЕГРЮЛ код и наименование основного вида деятельности Общества по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)): 49.31.2 Регулярные перевозки пассажиров прочим сухопутным транспортом в городском и пригородном сообщении, ГРН и дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения: 2145190177812, 11.12.2014.
Следовательно, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 Общество осуществляет деятельность, включенную перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в ответе на вопрос 10 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (Covid-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, одним из последствий введения моратория является прекращение начисления неустоек (штрафов и пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве).
Учитывая изложенное, начисление пени в период с 06.04.2020 по 07.01.2021 на арендные платежи, обязанность по уплате которых возникла до введения моратория, не соответствует приведенным выше правовым нормам.
Кроме того, частью 1 статьи 19 Федерального закона 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) N 98-ФЗ установлено, что в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Губернатора Мурманской области от 16.03.2020 N 47-ПГ (в ред. Постановлений Губернатора Мурманской области от 26.03.2020 N 60-ПГ, от 29.03.2020 N 64-ПГ, от 30.03.2020 N 67-ПГ) "О мерах по противодействию распространению на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" на территории Мурманской области с 17.03.2020 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Мурманской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом на территории Мурманской области с 17.03.2020 введен ряд ограничительных мероприятий, существенно влияющих на пассажиропоток (см. также Постановление Правительства Мурманской области от 04.04.2020 N 175-ПП "О введении ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19)").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 утверждены Требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества (далее - Требования).
Согласно пункту 1 Требований данные требования применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с пунктом 3 Требований отсрочка предоставляется на срок до 1 октября 2020 года, начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, на следующих условиях:
а) задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 1 января 2021 года и не позднее 1 января 2023 года поэтапно не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды;
б) отсрочка предоставляется на срок действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации в размере арендной платы за соответствующий период и в объеме 50 процентов арендной платы за соответствующий период со дня прекращения действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации до 1 октября 2020 года;
в) штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами или иные меры ответственности в связи с несоблюдением арендатором порядка и сроков внесения арендной платы (в том числе в случаях, если такие меры предусмотрены договором аренды) в связи с отсрочкой не применяются;
г) установление арендодателем дополнительных платежей, подлежащих уплате арендатором в связи с предоставлением отсрочки, не допускается;
д) размер арендной платы, в отношении которой предоставляется отсрочка, может быть снижен по соглашению сторон;
е) если договором аренды предусматривается включение в арендную плату платежей за пользование арендатором коммунальными услугами и (или) расходов на содержание арендуемого имущества, отсрочка по указанной части арендной платы не предоставляется, за исключением случаев, если в период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации арендодатель освобождается от оплаты таких услуг и (или) несения таких расходов.
При таких обстоятельствах в отношении арендных платежей за период с 17.03.2020 до 01.10.2020 в силу п.3 Требований Обществу предоставлена отсрочка, в связи с чем, неустойка на них с 17.03.2020 по 31.12.2020 не подлежит начислению.
Таким образом, требование о взыскании пени подлежит удовлетворению в следующем размере: 105 138 руб. 42 коп. - 29 301 руб. 20 коп. (пени, начисленные на арендную плату за период с 17.03.2020 до 01.10.2020) = 75 837 руб. 22 коп.
В связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, решение суда в обжалуемой части подлежит изменению.
В соответствии с частью третьей статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.12.2021 по делу N А42-8917/2021 в обжалуемой части изменить.
Взыскать с акционерного общества "Мурманскавтотранс" в пользу Комитета по управлению имуществом Администрации города Апатиты Мурманской области 694 890 руб. задолженности, 75 837 руб. 22 коп. пени.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с акционерного общества "Мурманскавтотранс" в доход федерального бюджета 18 305 руб. государственной пошлины по иску.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом Администрации города Апатиты Мурманской области в пользу акционерного общества "Мурманскавтотранс" 109 руб. 80 коп. судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-8917/2021
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АПАТИТЫ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "Мурманскавтотранс"