г. Самара |
|
05 апреля 2022 г. |
Дело N А49-11137/2021 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сергеевой Н.В., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Никольский завод светотехнического стекла" на решение Арбитражного суда Пензенской области от 08 февраля 2022 г. по делу N А49-11137/2021, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению закрытого акционерного общества "Никольский завод светотехнического стекла" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе N 5 по Пензенской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Никольский завод светотехнического стекла" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Пензенской области (далее -Инспекция, административный орган) о признании незаконным ее постановления от 22.10.2021 N 58262127100074900004 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 8 983,50 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 08 февраля 2022 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "Никольский завод светотехнического стекла" просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
От инспекции поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с 29.04.2021 по 26.08.2021 должностным лицом Инспекции на основании поручения исполняющего обязанности ее руководителя от 29.04.2021 N 582620210002002 проведена документарная проверка соблюдения Обществом валютного законодательства за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
В ходе проверки установлено, что из кассы Общества в период с 01.07.2019 по 31.12.2020 по платежным ведомостям, минуя счета в уполномоченном банке, осуществлялись выплаты заработной платы иностранным работникам. Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 22.09.2021 N 582620210002009 (т.1 л.д.76-93).
Усмотрев в действиях Общества, выразившихся в выплате 17.12.2019 работнику - иностранному гражданину в наличной форме заработной платы по платежной ведомости N 211 от 17.12.2019 в сумме 11 978 руб., признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Инспекция уведомлением от 28.09.2021 N 58262127100074900001 сообщила Обществу о необходимости явиться 12.10.2021 для составления протокола об административном правонарушении (т.1 л.д.50-53).
12.10.2021 начальником отдела камеральных проверок Инспекции в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 58262127100074900002 (т.1 л.д.54-58). При составлении протокола представитель Общества не присутствовал. Копия протокола направлена Обществу заказным письмом (т.1 л.д.60-61).
Определением от 12.10.2021 Общество приглашено на рассмотрение дела об административном правонарушении, назначенное на 22.10.2021 в 11 час. 00 мин. (т.1 л.д.59-61).
Постановлением исполняющего обязанности руководителя Инспекции от 22.10.2021 N 58262127100074900004 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде взыскания административного штрафа в размере 8 983,50 руб. (т.1 л.д. 10-18,62-70). Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие представителя Общества. Постановление направлено Обществу заказным письмом (т.1 л.д.19-22, 71-73).
Считая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным и нарушающим интересы в сфере экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих установленных по делу обстоятельств.
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) устанавливает в том числе правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации и определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации, а также права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами.
Исходя из пункта 1 статьи 22 Закона N 173-ФЗ валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу положений пункта 2 статьи 22 Закона N 173-ФЗ и пункта "а" Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" к органам валютного контроля в Российской Федерации отнесена Федеральная налоговая служба.
Статьей 25 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Административная ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования предусмотрена статьей 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции.
Объективную сторону данного административного правонарушения образует, в том числе осуществление валютной операции, минуя счета в уполномоченных банках.
Согласно подпункту "б" пункта 9 статьи 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям относятся приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Подпункты "а" и "б" пункта 6 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ относят к резидентам физических лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, и постоянно проживающих в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Исходя из абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Закона N 173-ФЗ, абзац 1 части 2 которой предусматривает, что, если иное не предусмотрено настоящим Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица -резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, определен в части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ. Данный перечень не предусматривает возможность осуществления такой валютной операции как выплата резидентом иностранному гражданину (нерезиденту) заработной платы наличными денежными средствами, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации.
Из приведенных норм законодательства следует, что выдача юридическим лицом - резидентом заработной платы работникам - иностранным гражданам (нерезидентам) в валюте Российской Федерации является валютной операцией, и ее осуществление, минуя счет в уполномоченном банке, образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что в нарушение приведенных выше требований законодательства Общество, являющееся резидентом, выплатило за период с 01.12.2019 по 21.12.2019 по платежной ведомости N 211 от 17.12.2019 заработную плату наличными денежными средствами в сумме 11 978 руб. работнику-нерезиденту, имеющему иностранное гражданство республики Узбекистан, Исмоилжонову Мансуржону Махаммаджону угли.
Указанное деяние образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества во вмененном правонарушении заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований, за нарушение которых частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Являясь резидентом и осуществляя валютные операции с валютой Российской Федерации, Общество должно знать о необходимости соблюдения предусмотренных нормативными актами обязательных требований валютного законодательства. Доказательств совершения Обществом всех необходимых действий, направленных на соблюдение требований законодательства и на недопущение нарушения указанных выше требований, материалы дела не содержат.
Совершение Обществом вмененного нарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении и платежной ведомостью.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности материалами дела события и состава вмененного Обществу административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен полномочным должностным лицом. Обжалуемое постановление вынесено исполняющим обязанности руководителя Инспекции в пределах предоставленных полномочий с соблюдением сроков давности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ. Примененный к Обществу административный штраф назначен по правилам статей 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ. Его размер (75% суммы незаконной валютной операции) соответствует характеру совершенного правонарушения и части 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Назначенное наказание адекватно совершенному правонарушению, отвечает принципам разумности и справедливости. Доказательств, свидетельствующих о том, что имеются какие-либо основания для признания назначенного штрафа несправедливым, несоразмерным характеру совершенного правонарушения, имущественному и финансовому положению Общества, заявителем не представлено.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих незаконность оспариваемых постановлений, по материалам дела не установлено.
Как верно указано судом первой инстанции, основания для признания выявленного нарушения малозначительным отсутствуют.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10) разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 постановления Пленума ВАС РФ N 10).
Наличие каких-либо исключительных обстоятельств Обществом не приведено и не подтверждено документально. Такие исключительные случаи судом также не установлены.
Тяжелое материальное положение и положительные характеристики лица, привлекаемого к административной ответственности, учитываются при назначении административного наказания, но не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения (пункт 18 Постановления Пленума ВАС РФ N 10).
Совершение валютных операций, минуя уполномоченный банк, исключает возможность своевременного контроля за данными операциями, делает возможным их выявление только по результатам проверок. Допущенное Обществом нарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок охраняемых общественных отношений в сфере валютного регулирования и валютного контроля Российской Федерации, и препятствует реализации целей Закона N 173-ФЗ, в том числе обеспечению устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации. С учетом изложенного, выявленное нарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и не может быть признано малозначительным.
Не имеется оснований для применения к Обществу положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения административного штрафа, поскольку размер штрафа по оспариваемому постановлению составляет менее 100 000 руб.
Не находит суд оснований и для замены административного штрафа на предупреждение.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно правовому подходу Верховного Суда Российской Федерации, сформулированному в Определении от 05.09.2018 N 302-АД18-6072 и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018, определяющим для целей применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ является факт совершения правонарушения, а не факт привлечения к ответственности за его совершение.
Из материалов дела видно, что выявленные в ходе проверки нарушения валютного законодательства носят систематический характер и не могут квалифицироваться как впервые совершенные. Общество не является некоммерческой организацией, субъектом малого или среднего предпринимательства, в связи с чем положения статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ к нему не применяются.
Довод общества в апелляционной жалобе о том, что выявленное правонарушение является длящимся, отклоняется судом апелляционной инстанции как ошибочный.
В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Как разъяснено в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений за каждое из них в силу части 1 статьи 4.4 КоАП РФ назначается наказание, предусмотренное санкцией соответствующей статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, даже если дела об этих правонарушениях рассматриваются судьей одновременно.
Из акта проверки от 22.09.2021 следует, что выплата заработной платы в наличной денежной форме работникам - нерезидентам производилась Обществом неоднократно по разным платежным ведомостям в разные месяцы, что свидетельствует о совершении Обществом нескольких самостоятельных административных правонарушений, за каждое из которых назначается административное наказание.
Положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в рассматриваемом случае неприменимы, так как каждое выявленное в ходе проверки нарушение образует самостоятельный состав административного правонарушения.
Данные выводы подтверждаются судебной практикой (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2021 N 305-ЭС20-22311, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.03.2020 по делу N А83-9163/2019, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2020 по делу N А55-9617/2020, от 24.03.2021 по делу N А49-9519/202, от 14.10.2020 по делу NА55-9617/2020 и др.).
Как верно указано судом первой инстанции, иные доводы Общества, приведенные в заявлении, не опровергают доказательств, собранных Инспекцией, и не свидетельствуют об отсутствии события и состава вмененного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Инспекции соответствует требованиям законодательства.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 08 февраля 2022 г. по делу N А49-11137/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Н.В.Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-11137/2021
Истец: ЗАО "НЗСС", ЗАО "Никольский завод светотехнического стекла"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Пензенской области, ФНС России МРИ N 5 по Пензенской области