город Москва |
|
4 апреля 2022 г. |
дело N А40-150542/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.04.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.
при ведении протокола помощником судьи Михеевой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.12.2021
по делу N А40-150542/21,
по заявлению ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконными решений;
при участии:
от заявителя - Дунаев А.С. по доверенности от 11.10.2021;
от заинтересованного лица - Клименко Н.А. по доверенности от 17.01.2022;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.12.2021 признан недействительным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, выраженный в уведомлении об отказе государственного кадастрового учета от 09.06.2021 N КУВД-001/2021- 7280414/4; уведомлении об отказе государственного кадастрового учета от 13.04.2021 N КУВД-001/2020-31722067/3 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Управление не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители регистрирующего органа и общества поддержали свои доводы и возражения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что заявитель эксплуатирует электроподстанцию 500 кВ "Каскадная". Подстанция расположена на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0010010:3354 с основными характеристиками: площадь: 36.509 кв.м.; адрес: Москва, промзона Руднево (Кожухово), пр. пр. N 45 и пр. пр. N 42; вид разрешенного использования: размещение объектов капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами, в частности: поставки воды, тепла, электричества, газа, предоставления услуг связи, отвода канализационных стоков, очистки и уборки объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники).
Земельный участок арендуется обществом на основании договора аренды земельного участка для целей капитального строительства N М-03-001764 от 15.10.2019.
По условиям п. 1.4. договора, участки предоставляются для строительства подстанции 500 кВ "Каскадная" с заходами ВЛ 500 и 220 кВ.
В рамках строительства подстанции возведены, в том числе объекты: здание комплектного распределительного устройства элегазового (КРУЭ 110 кВ); сети освещения подстанций. которые возведены на основании проектной документации N П0797-0002-0094/01-КР9 от 01.03.2014, выданной ОАО "Инженерный центр ЕЭС", положительного заключения государственной экспертизы проектной документации ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 12.12.2014 N 1581-14/ГГЭ6519/02, приказа первого заместителя председателя Правления ПАО "ФСК ЕЭС" от 24.04.2015 N 184 об утверждении проектной документации "ПС 500 кВ Каскадная с заходами ВЛ 500 и 220 кВ корректировка", разрешения на строительство от 28.05.2015 N RU77139000-011062, выданное комитетом государственного строительного надзора г. Москвы, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 77- 139000-007388-2016 от 29.07.2016, выданное Комитетом государственного строительного надзора г. Москвы.
29.12.2020 в Управление представлено заявление N КУВД-001/2020-31722067 о государственном кадастровом учете объекта сети освещения подстанций.
01.03.2020 заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением N КУВД001/2021-7280414 о государственном кадастровом учете объекта здание комплектного распределительного устройства элегазового (КРУЭ 110 кВ).
Уведомлениями от 13.01.2021 и 09.03.2021 приостановлено осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении указанных объектов.
В адрес регистрирующего органа направлены дополнительные документы в целях устранения замечаний, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
Управление отказано в осуществлении государственного кадастрового учета со следующими уведомлениями (здание комплектного распределительного устройства элегазового (КРУЭ 110 кВ) - уведомление об отказе государственного кадастрового учета от 09.06.2021 N КУВД-001/2021-7280414/4; сети освещения подстанций - уведомление об отказе государственного кадастрового учета от 13.04.2021 N КУВД-001/2020-31722067/3.
Заявитель, не согласившись с решениями регистрирующего органа, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Федеральным законом порядке (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. При этом перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен ст. 14 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Согласно п. 2 ч. 2 с. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно п. 5 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом или иными федеральными законами.
Согласно п. 71 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (утв. приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278), уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В рассматриваемом деле в отказах не указаны конкретные основания, которые, по мнению регистрирующего органа, не устранены заявителем.
Вместе с тем документы на повторную подачу подготовлены и поданы в соответствии с положениями Требований к подготовке технического плана, замечания устранены заявителем. Требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений утверждены приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953.
Таким образом, в данном случае в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства, необходимых и достаточных для осуществления государственной регистрации право собственности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно возложена на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Оснований, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.12.2021 по делу N А40-150542/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-150542/2021
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ