город Воронеж |
|
05 апреля 2022 г. |
Дело N А14-3628/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 апреля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Серегиной Л.А.,
Ботвинникова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Багрянцевой Ю.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж": Иванов В.Д., представитель по доверенности N 01-22-12 от 04.03.2022, выданной сроком до 31.12.2022, паспорт гражданина РФ;
от муниципального унитарного предприятия "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения в материалах дела имеются,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2021 по делу N А14-3628/2021, по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области (ОГРН 1063604010007, ИНН 3604015982) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" (ОГРН 1033600131366, ИНН 3663046559) о взыскании задолженности в размере 26 746 руб. 98 коп. за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области (далее - истец, МУП "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" (далее - ответчик, ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж") о взыскании задолженности в размере 26 746 руб. 98 коп. за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по договору на прием и очистку сточных вод N 160 от 01.01.2010.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2021 по делу N А14-3628/2021 исковые требования удовлетворены.
Суд взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж" в пользу муниципального унитарного предприятия "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области 26 746 руб. 98 коп. задолженности и 2 000 руб. 00 коп. расходов по госпошлине.
ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" не согласилось с указанным судебным актом и обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что решение принято с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу МУП "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области соглашается с выводами суда первой инстанции, считает решение законным и не подлежащим отмене, а апелляционную жалобу просит оставить без удовлетворения.
МУП "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного участника процесса о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 123,156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителя ответчика, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, апелляционная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что 01.01.2010 между муниципальным унитарным предприятием "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области и обществом с ограниченной ответственностью "Воронежтеплоэнерго-сервис" (абонент, в настоящее время- общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Воронеж") был заключен договор N 160 на прием и очистку сточных вод (далее - договор).
В соответствии с пунктом 2.1. договора МУП "Очистные сооружения" осуществляет прием сточных вод от абонента и его субабонентов, согласно выданным техническим условиям.
На основании пункта 3.3. договора абонент обязуется соблюдать установленные требования и нормативы по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод и соблюдать лимиты и режим приема сточных вод, принимать меры по рациональному использованию питьевой воды и сокращению сброса сточных вод; своевременно производить оплату за сброшенные сточные воды.
В разделе 4 договора стороны установили порядок учета измерений сточных вод.
Согласно пункту 5.1. договора расчеты за принятые абонентом сточные воды производятся согласно тарифам, утвержденным уполномоченным органом.
Изменение тарифов не влечет за собой необходимости перезаключения договора.
Сумма платы за превышение лимита сброса сточных вод определяется тарифом, повышенным в 3-х кратном размере за каждый куб.м, сбрасываемых сточных вод (пункт 5.3. договора).
Согласно пункту 5.4. договора в соответствии с действующим законодательством сумма платы за превышение нормативов сброса сточных вод в системы канализации МУП "Очистные сооружения" определяется по дифференцируемым расчетам, исходя из фактических концентраций загрязняющих веществ, в сбрасываемых сточных водах в квартал.
Оплата за прием сточных вод производится абонентом ежемесячно с применением авансового платежа. Авансовый платеж осуществляется в срок до 15-го числа текущего месяца - 50%. Окончательный расчет осуществляется в срок до 5-го числа месяца следующего за расчетным (пункт 5.5. договора).
В соответствии с пунктами 10.3., 10.4. договора, срок действия договора - 1 год; начало действия - 01.01.2010, конец действия - 31.12.2010; договор вступает в силу со дня подписания и считается продленным еще на 1 год, если за 30 календарных дней до окончания срока не последует заявление одной из сторон об отказе от настоящего договора или его пересмотре.
За период с июля 2020 года по январь 2021 года ответчику произведены расчеты платы на работу централизованной системы водоотведения и выставлены счета на оплату на общую сумму 26 746 руб. 98 коп.
09.02.2021 в адрес ответчика направлена претензия с предложением о погашении задолженности.
Указанная претензия оставлена без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Принимая решение, суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Правоотношения истца и ответчика регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), Гражданским кодексом Российской Федерации, а также рядом подзаконных актов, в том числе Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Согласно части 1 статьи 14 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Частью 10 статьи 7 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами N 644.
Согласно подпункту "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 36 Правил N 644 истцу как организации водопроводно-канализационного хозяйства предоставлено право взимать с абонентов плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В силу пункта 123(4) Правил N 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):
1) среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644 (то есть в среднем менее 30 куб. м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта);
2) с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к ЦСВ, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;
3) расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в ЦСВ, оборудованного канализационным колодцем;
4) для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:
П = К x Т x Qпр1,
где: К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. м);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Суд первой инстанции принял во внимание позицию, изложенную в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2021 N АПЛ21-41, согласно которой приведенное выше правовое регулирование направлено на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу ЦСВ, имеет целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123 (4) Правил N 644, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона о водоснабжении.
Абзацем 12 пункта 123 (4) Правил N 644 предусмотрено, что в случае если организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 Правил N 644, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем этого пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 Правил N 644.
Таким образом, в связи с изменениями, внесенными Постановлением N 728, с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123 (4) Правил N 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу ЦСВ может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ.
Актуальная редакция Правил N 644 определяет условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу ЦСВ может проводиться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов. При этом абоненту предоставлено право выбора: вносить плату за негативное воздействие на работу ЦСВ в соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644 либо обеспечить наличие места отбора проб сточных вод, что дает возможность подачи декларации о составе и свойствах сточных вод и расчета платы за негативное воздействие на работу ЦСВ с учетом фактических состава и свойств сточных вод абонента. При подаче декларации о составе и свойствах сточных вод плата за негативное воздействие на работу ЦСВ для объектов, в отношении которых подана и принята для осуществления контроля декларация, будет рассчитываться в соответствии с пунктами 120 или 123 Правил N 644 на основании декларации либо на основании результатов контроля состава и свойств сточных вод в случаях, установленных Правилами N 644.
Предусмотренный абзацем третьим статьи 12 ГК РФ способ защиты права путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, носит превентивный характер, направлен на исключение угрозы материальному праву истца, предупреждение вредных последствий таких действий.
В рассматриваемом случае, основаниями для начисления ответчику платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения без осуществления отбора проб сточных вод по пункту 123(4) Правил N 644 явились следующие обстоятельства, а именно: объем отводимых сточных вод ответчика составляет менее 30 куб. метров в сутки.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о правомерном начислении истцом ответчику согласно пункту 123(4) Правил N 644 расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения период с июля 2020 года по январь 2021 года на общую сумму 26 746 руб. 98 коп.
Апелляционная жалоба, не содержит мотивов, по которым ее податель не согласен с решением суда. В жалобе не приведены основания, в соответствии со ст.270 АПК РФ, которые позволили бы изменить или отменить обжалуемый судебный акт.
Исходя из изложенного, апелляционная инстанция находит, что при принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены решения суда.
В силу положений статьи 110 АПК РФ судебные расходы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.12.2021 по делу N А14-3628/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Л.А. Серегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-3628/2021
Истец: МУП "Очистные сооружения" Борисоглебского городского округа Воронежской области
Ответчик: ООО "Газпром Теплоэнерго Воронеж"