г. Вологда |
|
05 апреля 2022 г. |
Дело N А05-7019/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 апреля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Тарасовой О.А. и Фирсова А.Д., при ведении протокола секретарём судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Архангельскгазтеплосервис" Новосёловой М.А. по доверенности от 09.12.2019 N 15-2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Архангельской области в лице Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 января 2022 года по делу N А05-7019/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Архангельскгазтеплосервис" (ОГРН 1162901053072, ИНН 2901265172; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 152, помещение 1; далее - Общество) обратилось в суд с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Архангельской области в лице Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - Министерство) о взыскании 11 670 758,86 руб. убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию за период с 15.09.2020 по 31.12.2020.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12.01.2022 иск удовлетворён.
Министерство с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании просят оставить решение суда без изменений.
Министерство извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено без его участия согласно статьям 123, 156, 266 АПК РФ.
Выслушав представителя Общества, исследовав материалы дела, апелляционный суд отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество является теплоснабжающей организацией на территории Вилегодского муниципального округа Архангельской области.
По концессионному соглашению от 24.09.2020 N 1-кст/2020 Муниципальное образование "Вилегодский муниципальный район" передало Обществу во временное владение и пользование котельные и тепловые сети, а также необходимые для эксплуатации котельных оборудование для осуществления деятельности по его содержанию, облуживанию и эксплуатации в целях бесперебойного оказания потребителям услуг по теплоснабжению на территории Вилегодского муниципального округа Архангельской области в деревне Мухонская и селе Ильинско-Подомское.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области принято от 26.12.2020 N 73-т/16 Обществу с 01.01.2021 установлены тарифы на тепловую энергию. Согласно приложению N 2 к данному постановлению на период с 01.01.2021 по 30.06.2021 тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям, установлен Обществу в размере 4 048,75 руб./Гкал. Льготные тарифы на тепловую энергию для населения и потребителей, приравненных к населению, на тот же период установлены Обществу в размере 1 475,33 руб./Гкал (приложение N 3 к постановлению), 1 945,00 руб./Гкал. (приложение N 4 к постановлению), 2 000 руб./Гкал. (приложение N 5 к постановлению).
Объём тепловой энергии, поставленный на территории Вилегодского муниципального округа Архангельской области в деревне Мухонская и селе Ильинско-Подомское предъявлен в период с 15.09.2020 по 31.12.2020 населению по льготным тарифам, размер недополученных Обществом доходов в результате применения льготных тарифов составил 11 670 758,86 руб.
Общество 02.04.2021 обратилось в Министерство с претензией о возмещении убытков, связанных с государственным регулированием тарифов на тепловую энергию за указанный период. В этом ему было отказано письмом Министерства от 16.04.2020 N 203/06-09/2836 со ссылкой на отсутствие в течение указанного периода установленных для Общества тарифов на услуги по теплоснабжению.
Ссылаясь на данные обстоятельства, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данный иск, руководствуясь статьями 15, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
Статья 10 Закона N 190-ФЗ предусматривает возможность установления льготных тарифов для отдельных категорий потребителей.
При этом наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
В соответствии со статьёй 4 Закона Архангельской области от 02.07.2012 N 512-32-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций" (далее - Закон N 512-32-ОЗ) право на льготы предоставлено населению и потребителям, приравненным к населению.
Статьёй 5 Закона N 512-32-ОЗ предусмотрено, что основанием для предоставления льгот лицам, указанным в статье 4 данного Закона, является принятие уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) постановления об установлении льготного тарифа на тепловую энергию (мощность), теплоноситель.
Согласно статье 6 Закона N 512-32-ОЗ компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), осуществляется путём предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счёт средств областного бюджета.
Постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп утверждён Порядок предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.
В апелляционной жалобе Министерство ссылается на то, что право на получение субсидии имеют только теплоснабжающие организации, а истец (Общество) в период с 15.09.2020 по 23.09.2020 не обладал таким статусом.
Данные доводы являются необоснованными.
Предметом иска по настоящему делу является взыскание убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов.
В спорный период Общество являлось организацией, фактически осуществляющей деятельность по теплоснабжению.
По названному выше концессионному соглашению от 24.09.2020 N 1-кст/2020 Обществу были переданы во владение и пользование котельные и тепловые сети, а также необходимые для эксплуатации котельных оборудование для осуществления деятельности по бесперебойному оказанию потребителям услуг по теплоснабжению.
Данное концессионное соглашение заключено на основании приказа комитета по управлению муниципальным имуществом и жилищно-коммунальным хозяйством администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области от 01.09.2020 N 34. Заслуживают внимания доводы Общества о том, что поскольку процедура заключения концессионного соглашения продлилась с 01.09.2020 по 24.09.2020, то Администрацией Вилегодского муниципального округа Архангельской области было принято решение осуществить заранее фактическую передачу Обществу имущества коммунальной инфраструктуры для предотвращения угрозы срыва начала отопительного сезона 2020/2021 годов. Письмом от 12.05.2021 N 1018 Администрация Вилегодского муниципального округа Архангельской области сообщает, что отопительный сезон начался 15.09.2020, ресурсоснабжающей организацией в отопительный период 2020/2021 годов являлось Общество.
В рассматриваемом случае в спорный период Общество являлось организацией, фактически осуществляющей деятельность по теплоснабжению на территории Вилегодского муниципального района. Поскольку Общество в спорный период оказывало услуги теплоснабжения и несло расходы в связи с этой деятельностью, то оно вправе требовать возмещения своих убытков, возникших в результате государственного регулирования цен на такие услуги.
Установление экономически обоснованных тарифов для Общества только с 01.01.2021 не свидетельствует о невозможности обязанного лица исполнить обусловленную самим фактом осуществления Обществом регулируемой деятельности обязанность возмещения Обществу фактически возникших потерь в период, предшествующий установлению тарифа.
Компенсация таких потерь в пределах экономически обоснованных затрат, но не полученных ресурсоснабжающей организацией при поставке ресурса населению по регулируемой цене, направлена исключительно на их восполнение, без получения дополнительных выгод. В случае отказа в таком возмещении истец безосновательно лишается гарантированного права на получение полной стоимости отпускаемого им товара в рамках регулируемой деятельности.
Иного способа получения денежных средств, связанных с осуществлением регулируемой предпринимательской деятельности в части оказания услуг по теплоснабжению населению, кроме как возмещение затрат за счёт лица, обязанного в силу закона их возмещать, у истца не имеется.
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" и Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утверждённым тарифом для определённой группы потребителей, например, населения, и утверждённым для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесённых ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
При этом данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей.
Поскольку в спорный период для Общества тарифы не были установлены, то применительно к рассматриваемой ситуации в наибольшей степени отвечают принципу сравнимости цены (тарифы), установленные для Общества с 01.01.2021. Сведения о том, что Общество было вправе использовать иные тарифы для населения, в деле отсутствуют.
В апелляционной жалобе Министерство ссылается на то, что размер исковых требований Общества надлежаще не подтверждён.
Данные доводы являются необоснованными.
Как следует из материалов дела, первоначально за период с сентября по декабрь 2020 года начисления по всем котельным производились по одному тарифу (тарифу котельной в деревне Мухонская, селе Ильинско-Подомское) в размере 2 000 руб. (в том числе НДС 20 %). В феврале 2021 года произведена корректировка начислений, квитанции и обортно-сальдовые ведомости по 62 бухгалтерскому счёту за февраль 2021 года отправлены Министерству.
Министерством проверен объём поставленной тепловой энергии (с учётом уточнения заявленных требований), расхождений между заявленными в иске объёмами тепловой энергии и объёмами по данным первичных учётных документов и данным бухгалтерского учёта, не выявлены.
В нарушение статьи 65 АПК РФ ответчик не представил суду документального опровержения сведений, содержащихся в предъявленных истцом документах. Ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции ответчик документально не обосновал, какой, по его мнению, объём теплоэнергии в спорный период фактически поставлен, контррасчёт задолженности также не представил.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 января 2022 года по делу N А05-7019/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Архангельской области в лице Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
О.А. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7019/2021
Истец: ООО "АРХАНГЕЛЬСКГАЗТЕПЛОСЕРВИС"
Ответчик: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области