город Ростов-на-Дону |
|
05 апреля 2022 г. |
дело N А32-22237/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Шапкина П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика посредством системы онлайн: представитель Неижкаша И.С. по доверенности от 12.11.2020,
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгограднефтепереработка"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2022 по делу N А32-22237/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгограднефтепереработка" (ИНН 3448017919, ОГРН 1023404362662)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Союзтэк"
(ОГРН 1067746777560)
при участии третьего лица открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгограднефтепереработка" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Союзтэк" (далее - ответчик) о взыскании штрафа за превышение сроков использования арендованных цистерн на станции назначения в размере 388 500 рублей.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком заявлено ходатайство о признании иска в части 187 500 рублей, в остальной части исковых требований в размере 201 000 рублей просил отказать.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Решением от 01.02.2022 с ответчика в пользу истца взыскан штраф за нарушение сроков сверхнормативного простоя цистерн в размере 187 500 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 559 рублей 28 копеек. В остальной части заявленных требований отказано. Истцу из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 3 638 рублей 32 копеек (с учетом частичного признания иска).
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 01.02.2022 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает, что, подписывая генеральное соглашение от 14.01.2019 N В/19-0028, ответчик принял на себя обязательства по своевременной выгрузке товара, по своевременному возврату порожних вагонов. Ответчик несет ответственность за действия грузополучателей, иных контрагентов и в случае нарушения должен оплатить истцу сверхнормативный простой вагонов. При этом, ответчик должен самостоятельно отслеживать и контролировать действия своих контрагентов, от исполнения которых зависит надлежащее исполнение обязательств перед истцом. Суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу о том, что обязанность ответчика считается надлежащем образом исполненной при своевременном уведомлении о завершении грузовой операции и передаче вагонов на выставочный путь. Суд первой инстанции неправомерно принял за дату передачи порожних вагонов перевозчику дату уведомления о завершении грузовой операции, вместо даты уборки вагонов с пути необщего пользования, поскольку передачей порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику является подписание сторонами памятки приемосдатчика в момент уборки вагонов, а датой передачи - дата и время уборки в памятке приемосдатчика. Суд также пришел к ошибочному выводу о том, что при отсутствии документов, позволяющих однозначно установить сроки нахождения вагонов у перевозчика и у ответчика, исковые требования по вагону N 57678856 подлежат отклонению как недоказанные истцом.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение от 01.02.2022 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Ответчик указывает, что грузополучатель после передачи вагонов перевозчику не мог влиять на оформление порожних вагонов и их отправку со станции. Оформление перевозочных документов на порожние вагоны является исключительным правомочием собственника вагонов (грузоотправителя) при взаимодействии с перевозчиком, в связи с чем риск увеличения сроков нахождения вагонов после передачи порожних вагонов перевозчику лежит на собственнике вагонов (грузоотправителе). По вагону N 57678856 представление истцом только данных ГВЦ ОАО "РЖД" и при этом отсутствие Акта общей формы (форма ГУ-23), Памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагона (форма ГУ-45), Ведомости подачи и уборки вагона (Форма ГУ-46) не позволяет однозначно установить сроки нахождения вагона у Грузополучателя, в связи с чем требования истца по данному вагону судом первой инстанции правомерно оценены как недоказанными на основании ст. 65 АПК РФ. Данные ГВЦ ОАО "РЖД" не разграничивают сроки нахождения вагона на ж/д станции у перевозчика и грузополучателя, а содержат сведения об общем сроке нахождения вагона на ж/д станции. Следовательно, данные ГВЦ ОАО "РЖД" сами по себе без иных документов, позволяющих определить сроки нахождения вагона отдельно у перевозчика и у грузополучателя (Памятки приемосдатчика, Ведомости подачи и уборки вагонов и/или Акты общей формы), не могут выступать допустимым и достаточным доказательством для возложения ответственности на грузополучателя за период времени, когда вагон находился у перевозчика и грузополучателя.
В судебное заседание не явились представители истца и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства.
Суд рассматривает дело в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие указанных лиц.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен
судом к материалам дела.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, между истцом и ответчиком было заключено Генеральное соглашение от 14.01.2019 N В/19-0028 с целью обеспечения взаимодействия по Правилам проведения организованных торгов в секции "Нефтепродукты" на АО "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа".
На протяжении февраля - мая 2019 года между сторонами осуществлялись поставки нефтепродуктов, по указанным в иске вагонам подан данный иск о взыскании штрафа за сверхнормативное использование цистерн.
Истец направил ответчику досудебные претензии, согласно которым по вагонам NN 50622513, 50663475, 50723089, 51277200, 54241997, 54244686, 54640537, 57235046, 58708462, 73078750, 73981680, 57678856, 75060970, 75064014, 51179273, 51229425, 51893469, 54244520, 54590856, 58640624, 73085821, 73981201, 74948845, 75008458, 50622281 имеется нарушение срока сверхнормативного простоя цистерн в общем количестве 259 дней (или 388 500 рублей), основываясь на данных о движении вагонов Главного вычислительного центра "РЖД".
В связи с тем, что требования, изложенные в досудебных претензиях, оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился с настоящими требованиями в суд.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Между сторонами сложились отношения, регулируемые параграфами 1 и 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (поставка товаров).
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности.
В силу пункта 1 статьи 510 Гражданского кодекса Российской Федерации доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях.
В соответствии со статьей 517 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено договором поставки, покупатель (получатель) обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, в порядке и в сроки, установленные законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с ненадлежащим исполнением покупателем обязанности по возврату поставщику многооборотной тары и средств пакетирования, следует исходить из того, что многооборотная тара и средства пакетирования, в которых поступил товар, должны быть возвращены поставщику в порядке и в сроки, установленные законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором (статья 517 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой признается определенная договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Отношения между сторонами регулируются Генеральным соглашением N В/19-0028 от 14.01.2019, по которому стороны руководствуются Правилами проведения организованных торгов в секции "Нефтепродукты" на АО "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа".
В периоды, указанные истцом, отношения между сторонами регулировались Правилами проведения организованных торгов в Секции "Нефть" АО "СПбМТСБ" в редакции, утвержденной 05.12.2018, публикация 25.12.2018, период действия с 09.01.2019 по 12.09.2019.
По условиям пункта 06.18.1. Приложения N 01 к Правилам торгов срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать 2-х (двух) суток, которые определяются в соответствии с пунктом 06.18.2. Приложения N 01 к Правилам торгов по данным ГВЦ или ЭТРАН.
Пунктом 06.18.5. Приложения N 01 к Правилам торгов установлено, что в случае несогласия или расхождения данных о сроках нахождения цистерн у покупателя и поставщика данные периоды определяются на основании ведомостей подачи и уборки вагонов (Форма ГУ-46), а также памяток приемосдатчика на подачу и уборку вагонов (Форма ГУ-45) и (или) актах общей формы (форма ГУ-23).
Согласно пункту 06.18.2. Приложения N 01 к Правилам торгов срок нахождения (использования) вагонов у покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе "Прибытие на станцию назначения" по дату передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику.
Для целей расчета срока нахождения (использования) цистерн у покупателя поставщик использует данные Главного вычислительного центра филиала ОАО "РЖД" и (или) данные ЭТРАН и (или) данные из иной автоматизированной базы данных ОАО "РЖД" в электронном формате.
Пункт 06.18.4. Приложения N 01 к Правилам торгов гласит, что отсчет срока нахождения (использования) цистерн у покупателя начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до 24 часов 00 минут даты передачи порожних цистерн с путей необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику. Время использования цистерн свыше установленного срока является сверхнормативным простоем цистерн и исчисляется в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.
В соответствии с пунктом 17.05 Приложения N 01 к Правилам торгов в случае сверхнормативного использования цистерн на станции назначения покупатель уплачивает поставщику неустойку: в размере 1 500 (полторы тысячи) рублей за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны; или возмещает документально подтвержденные расходы поставщика, понесенные им в связи с уплатой неустойки/расходов организациям, с которыми поставщиком заключены договоры на организацию транспортировки товара покупателя.
Суд, проверив расчеты сторон, признал расчет истца арифметически неверным, так как он сформирован без учета данных, которые содержатся в Памятках приемосдатчика на подачу и уборку вагонов (форма ГУ-45) и Ведомостях подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46).
ОАО "РЖД" утвержден Порядок взаимодействия с собственниками вагонов при перевозке грузов с применением электронных документов, подписанных ЭЦП, от 09.10.2008 N 44 (с изменениями, утвержденными ОАО "РЖД" от 05.05.2009 и распоряжением ОАО "РЖД" от 01.12.2009 N 2443р), которым регламентирован порядок отправки порожних цистерн, принадлежащих собственникам вагонов.
Согласно пункту 4.1. Порядка взаимодействия с собственниками вагонов при перевозке грузов с применением электронных документов, подписанных ЭЦП" (утв. ОАО "РЖД" 09.10.2008 N 44), получив уведомление о завершении грузовых операций и готовности вагонов к уборке или о возврате вагонов на выставочный путь, приемосдатчик на печатающем устройстве, подключенном к системе ЭТРАН и расположенном на рабочем месте приемосдатчика станции, либо агент (или товарный кассир) АФТО на АРМ ППД вводит номера выгруженных вагонов.
В соответствии с пунктом 4.6. Порядка взаимодействия с собственниками вагонов при перевозке грузов с применением электронных документов, подписанных ЭЦП" (утв. ОАО "РЖД" 09.10.2008 N 44) оформление памятки приемосдатчика на уборку вагонов формы ГУ-45 (ГУ-45 ВЦ) производится приемосдатчиком в установленном порядке, исходя из пунктов 4.13. - 4.14. которых компания-собственник при взаимодействии с применением у компании-собственника АРМ ППД системы ЭТРАН, получив доступ к электронным данным квитанции о приеме груза к перевозке, подтверждает получение квитанции о приеме груза вводом сведений об уполномоченном работнике на АРМ; запрашивает с АРМ формирование в системе ЭТРАН в формализованном текстовом виде корешка дорожной ведомости; подписывает сформированный документ своей ЭЦП; при взаимодействии по варианту "АСУ-АСУ" после проверки достоверности полученного ЭД с данными квитанции о приеме груза к перевозке, подписанного ЭЦП ОАО "РЖД", передает в систему ЭТРАН: при положительном результате проверки информационное сообщение в формате XML со сведениями корешка дорожной ведомости, сформированное на основе информационного сообщения, полученного из системы ЭТРАН и дополненное средствами АСУ компании-собственника сведениями об уполномоченном работнике на получение квитанции о приеме груза к перевозке, подписанное ЭЦП компании-собственника. Система ЭТРАН проводит проверку достоверности информации в ЭД со сведениями корешка дорожной ведомости, подписанном ЭЦП компании-собственника, а в случае взаимодействия по варианту "АСУ-АСУ", кроме того, и правильности формирования корешка дорожной ведомости. При положительном результате проверки система ЭТРАН при взаимодействии с применением у компании-собственника АРМ ППД системы ЭТРАН формирует и выводит на АРМ компании-собственника ИТС, подтверждающее прием ЭД; отправляет корешок дорожной ведомости, подписанный ЭЦП компании-собственника, в архив ОАО "РЖД" и в архив клиента; при взаимодействии по варианту "АСУ-АСУ" формирует и передает в АСУ компании-собственника ЭСИД, подтверждающий прием ЭД; отправляет информационное сообщение в формате XML с данными квитанции о приеме груза к перевозке, подписанное ЭЦП ОАО "РЖД", в архив ОАО "РЖД"; отправляет информационное сообщение в формате XML со сведениями корешка дорожной ведомости, подписанное ЭЦП компании-собственника, в архив ОАО "РЖД".
Следовательно, с момента получения приемосдатчиком ОАО "РЖД" уведомления от грузополучателя (третьего лица) о завершении грузовых операций, обязанности по возврату порожнего вагона считаются исполненными. Время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
В материалы дела представлены Памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов (форма ГУ-45) и Ведомости подачи и уборки вагонов (Форма ГУ-46) по вагонам NN 50622513, 50663475, 50723089, 51277200, 54241997, 54244686, 54640537, 57235046, 58708462, 73078750, 73981680, 75060970, 75064014, 51179273, 51229425, 51893469, 54244520, 54590856, 58640624, 73085821, 73981201, 74948845, 75008458, 50622281, из которых видны даты и время завершения грузовой операции и передачи вагонов от ответчика к третьему лицу.
Суд, применив положения Порядка N 44, отметил, что с момента получения приемосдатчиком ОАО "РЖД" уведомления от грузополучателя о завершении грузовых операций, обязанности по возврату порожних вагонов считаются исполненными.
Издержки, связанные с простоем вагона в ожидании отправки за пределами времени нахождения вагонов под грузовыми операциями, в силу статьи 210 Кодекса несет собственник вагона (истец), в связи с тем, что именно собственником осуществляется оформление перевозочных документов и отправка вагонов, поскольку согласно пунктам 50, 51 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом (приняты приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 "Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом") отправителем порожних вагонов при отсутствии надлежащим образом оформленных полномочий может быть только их собственник.
Таким образом, после завершения грузовой операции или передачи вагонов на выставочный путь представитель владельца (пользователя, клиента) железнодорожного пути необщего пользования, в рассматриваемом случае грузополучатель (ответчик) обязан уведомить о завершении грузовой операции представителя перевозчика, тем самым исключить сверхнормативный простой вагонов.
Даты, составляющие период после уведомления ответчиком перевозчика и до даты отправления перевозчиком порожнего вагона со станции на основании документов, предоставленных перевозчику и оформленных истцом, не могут включаться в срок нахождения вагонов у ответчика, так как после разгрузки и уборки груженого вагона ответчик располагал полномочиями только на уведомление перевозчика о готовности вернуть порожний вагон, однако не имел никаких прав на распоряжение вагоном.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что течение срока нахождения цистерн у ответчика началось с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем прибытия груженой цистерны на станцию назначения, что определяется по дате прибытия вагона на станцию назначения, или по данным ГВЦ "РЖД" (при отсутствии разногласий у сторон), и продолжалось до 24 часов 00 минут даты уведомления перевозчика от ответчика о завершении грузовых операций и (или) передаче порожнего вагона на выставочный путь, что определяется по Памятке приемосдатчика (форма ГУ-45) в графе "уведомление о завершении грузовой операции/возврат на выставочный путь".
Контррасчет ответчика от 24.01.2022, приложенный к дополнительным пояснениям на отзыв, суд после проверки полагает арифметически и логически верным с установлением по нему штрафа за 125 дней просрочки по вагонам NN 50622513, 50663475, 50723089, 51277200, 54241997, 54244686, 54640537, 57235046, 58708462, 73078750, 73981680, 57678856, 75060970, 75064014, 51179273, 51229425, 51893469, 54244520, 54590856, 58640624, 73085821, 73981201, 74948845, 75008458, 50622281 на сумму в общем размере 187 500 рублей.
Относительно вагона N 57678856 третье лицо не представило никаких первичных документов, в связи с чем требования истца по данному вагону отклонены судом как недоказанные на основании статьи 65 АПК РФ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В данном случае обстоятельством, имеющим значение для доказывания истцом периода и размера штрафа по вагону N 57678856, подлежащего взысканию с ответчика, является разграничение сроков нахождения данного вагона у перевозчика и ответчика, что определяется на основании документов, истребованных судом у перевозчика (Памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов (форма ГУ-45), Ведомости подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46), Акты общей формы (форма ГУ-23)).
Электронная информация ГВЦ ОАО "РЖД" сама по себе без подтверждения первичными документами, позволяющими определить сроки нахождения вагона отдельно у перевозчика и у грузополучателя (Памятки приемосдатчика, Ведомости подачи и уборки вагонов и/или Акты общей формы), не может служить автоматическим и достаточным доказательством для возложения ответственности на грузополучателя за период времени, когда вагон находился у перевозчика.
Специфика перевозочных отношений по данной категории дел показывает, что без Ведомостей подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46) и/или Памяток приемосдатчика на подачу и уборку вагонов (форма ГУ-45) невозможно разграничить в требованиях истца время нахождения вагона N 57678856 у перевозчика и у ответчика.
Суд пришел к верному выводу о том, что при отсутствии первичных документов, позволяющих однозначно установить сроки нахождения вагонов у перевозчика и у ответчика, исковые требования по вагону N 57678856 подлежат отклонению как недоказанные истцом.
В противном случае, удовлетворение исковых требований по указанным вагонам может привести к возложению ответственности на ответчика за периоды времени, когда вагоны находились у перевозчика, что незаконно.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Аналогичные выводы по спору между этими же сторонами содержатся в актуальном Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.03.2022 г по делу N А32-55633/2020.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.02.2022 по делу N А32-22237/2021 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22237/2021
Истец: ООО Лукойл-Волгограднефтепереработка
Ответчик: ООО "Союзтэк"
Третье лицо: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"