г. Тула |
|
5 апреля 2022 г. |
Дело N А68-1213/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.04.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.04.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Селивончика А.Г. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осиповой Д.И., в отсутствие сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А68-1213/2021 (судья Андреева Е. В.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Высота" (г. Москва, ИНН 7136037480, ОГРН 1197154013000) к Администрации муниципального образования Киреевский район (Тульская обл., г. Киреевск, ИНН 7128004812, ОГРН 1027101678229) третье лицо: ПАО МТС, о признании незаконным отказа от 20.11.2020 N 1303/032152-20 в выдаче разрешения на использование земель, расположенных по адресу: Тульская обл., Киреевский р-он, г. Киреевск, ул. Чехова, в кадастровом квартале 71:12:090306, площадью 4 кв.м., для размещения сооружения связи, недействительным решения об отказе в использовании земель; обязав устранить нарушение прав и законных интересов путем возложения обязанности выдать разрешение на использование земель в соответствии с заявлением от 20.10.2020 N 1570; взыскании расходов по оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Высота" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования Киреевский район (далее - Администрация, ответчик) о признании незаконным отказа от 20.11.2020 N 1303/032152-20 в выдаче разрешения на использование земель, расположенных по адресу: Тульская обл., Киреевский р-он, г. Киреевск, ул. Чехова, в кадастровом квартале 2 71:12:090306, площадью 4 кв.м., для размещения сооружения связи, недействительным решения об отказе в использовании земель; обязав устранить нарушение прав и законных интересов путем возложения обязанности выдать разрешение на использование земель в соответствии с заявлением от 20.10.2020 N 1570; взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
Решением суда от 15.06.2021 заявление удовлетворено. Отказ администрации муниципального образования Киреевский район от 20.11.2020 N 1303/032152-20 признан незаконным. Суд обязал администрацию муниципального образования Киреевский район в 14-дневный срок с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление ООО "Высота" от 20.10.2020 N 1570 о выдаче разрешения на использование земель, расположенных по адресу: Тульская обл., Киреевский р-он, г. Киреевск, ул. Чехова, в кадастровом квартале 71:12:090306, площадью 4 кв.м., для размещения сооружения связи.
Не согласившись с принятым судебным актом в части избранного судом способа восстановления нарушенного права, истец обратился с апелляционной жалобой о его отмене. Указывает, что в данном случае надлежало обязать выдать разрешение на использование земельного участка.
Определением от 03.02.2022 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А68-1213/2021 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции в связи с ненадлежащим уведомлением третьего лица - ПАО "МТС".
От ответчика поступил отзыв на иск, в котором просит отказать в удовлетворении требования о возложении обязанности устранить допущенные нарушения и выдать разрешение на использование земель.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
20.10.2020 ООО "Высота" обратилось в администрацию муниципального образования Киреевский район с заявлением N 1570 о выдаче разрешения на использование земель, расположенных по адресу: Тульская обл., Киреевский р-он, г. Киреевск, ул. Чехова, в кадастровом квартале 71:12:090306, площадью 4 кв.м., для размещения сооружения связи.
Письмом от 20.11.2020 N 1303/032152-90 администрацией было отказано в выдаче разрешения на использования земель, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок площадью 4 кв.м, расположен на существующем проезде, который относится к землям общего пользования, а также размещение сооружений связи в жилой застройке не планируется.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 АПК РФ на административный орган.
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в пункте 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как указано в пункте 3 статьи 39.36 ЗК РФ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 39.36 ЗК РФ), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, к таким объектам отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктом 4.5 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 N 1816 получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи.
Как установлено материалами дела, из заявления ООО "Высота" и приложенной к нему проектной документации на сооружение связи следует, что общество имело намерение разместить сооружение связи - антенную опору (высотой менее 50 метров, с технологическим заглублением подземной части менее 3 метров), то есть объект, не требующий выдачи разрешения на строительство, предусмотренный пунктом 11 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 утверждены Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Правила N 1244), которые устанавливают порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 Правил N 1244, заявление о выдаче разрешения подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
На основании статьи 1 Закона Тульской области от 28.11.2019 N 118-ЗТО "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области" администрация города Тулы является органом, уполномоченным на выдачу разрешений на использование земель или земельного участка.
Согласно пункту 9 Правил N 1244 решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 правил;
б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ;
в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Постановлением Правительства Тульской области от 03.04.2015 N 157 утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Положение), в пунктах 4, 5 которого установлены требования к заявлению о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, а также документы необходимые для выдачи разрешения.
Согласно пункту 12 указанного Положения решение об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка принимается в случае, если:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4 - 5 настоящего Положения;
б) в заявлении указаны предполагаемые к размещению объекты, не предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов";
в) размещение объектов приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
г) размещаемые объекты не соответствуют утвержденным документам территориального планирования соответствующего муниципального образования;
д) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Администрация отказала в выдаче разрешения на использование земель, поскольку испрашиваемый земельный участок согласно схеме границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории расположен на существующем проезде, который относится к землям общего пользования, а также на то, что размещение сооружения связи в жилой застройке не планируется.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу пункта 2 статьи 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. При этом действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами (пункт 3 части 4 статьи 36 ГрК РФ).
Пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ установлено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
На момент возникновения спорных правоотношений действовал классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540.
Примечанием 2 к данному Приказу установлено, что содержание видов разрешенного использования, перечисленных в классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
В действующем в настоящее время классификаторе видов разрешенного использования, утвержденном приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 N П/0412, содержится примечание 2 аналогичного содержания.
Согласно разъяснению, приведенному в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2016 N Д23и1239, положения примечания 2 к названному Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом.
Размещение указанных в этом примечании антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым видом разрешенного использования без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.
По смыслу примечания 2 к Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540, к Приказу Росреестра от 01.10.2020 NП/0412 и приведенных разъяснений данного органа, размещение такого оборудования связи на земельных участках, в видах разрешенного использования которых специально не оговорено размещение объектов связи, допустимо.
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон "О связи") сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе, линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи. При градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи - сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи (статья 6 Закона "О связи"). Антенно-мачтовое сооружение может быть размещено на любом земельном участке.
Таким образом, в рассматриваемом случае, исходя из имеющихся в деле доказательств, с учетом положений действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у администрации отсутствовали законные основания для отказа в выдаче разрешения.
При этом в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ администрацией не представлено доказательств несоответствия планируемого к размещению объекта, указанного в заявлении, видам объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, а также невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации, материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения. Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу. При этом суд в выборе способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что способом восстановления нарушенного права общества является обязание администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на использование земель в соответствии с поданным заявлением от 20.10.2020 исх. N 1570.
Аналогичный правовой подход нашел отражение в постановлении АС ЦО от 31.01.2022 по делу N А68-9276/2020.
Поскольку определением от 03.02.2022 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А68-1213/2021 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции в связи с ненадлежащим уведомлением третьего лица - ПАО "МТС", обжалуемый судебный акт подлежит отмене в порядке п. 2 ч. 4 ст. 270 АПК РФ.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы истца по заявлению в сумме 3 000 руб. и по апелляционной жалобе - в сумме 1 500 руб., подлежат отнесению на ответчика, а всего 4 500 руб.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 15.06.2021 по делу N А68-1213/2021 отменить.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Высота" удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования Киреевский район от 20.11.2020 N 1303/032152-20 в выдаче разрешения на использование земель, расположенных по адресу: Тульская обл., Киреевский р-он, г. Киреевск, ул. Чехова, в кадастровом квартале 2 71:12:090306, площадью 4 кв.м., для размещения сооружения связи, недействительным решения об отказе в использовании земель.
Обязать Администрацию муниципального образования Киреевский район устранить нарушение прав и законных интересов путем возложения обязанности выдать разрешение на использование земель в соответствии с заявлением от 20.10.2020 N 1570.
Взыскать с Администрации муниципального образования Киреевский район (Тульская обл., г. Киреевск, ИНН 7128004812, ОГРН 1027101678229) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Высота" (г. Москва, ИНН 7136037480, ОГРН 1197154013000) 4 500 руб. судебных расходов по делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
А.Г. Селивончик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-1213/2021
Истец: ООО "Высота", ООО "Высота"
Ответчик: Администрация МО Киреевский район
Третье лицо: ПАО "МТС"