г. Чита |
|
06 апреля 2022 г. |
дело N А78-1737/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 февраля 2022 года по делу N А78-1737/2021 по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (ОГРН 1027739456084, ИНН 7717127211) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (ОГРН 1047550016524, ИНН 7536055879) о признании незаконными и отмене постановления об административном правонарушении от 11 февраля 2021 года N ПО-75/1/24 и представления от 11 февраля 2021 года N ПР-75/1/859, о прекращении производства по делу,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в деле участвует федеральное государственное унитарное предприятие "Главный радиочастотный центр" (ОГРН 1027739334479, ИНН 7706228218),
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю - Сачкиной О.М. - представителя по доверенности от 30.09.2021,
от федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" - Тереховой Т.В. - представителя по доверенности от 18.01.2022, от федерального государственного унитарного предприятия "Главный радиочастотный центр" - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее также - заявитель, ФГУП "РТРС" или предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю (далее также - Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю или административный орган) о признании незаконными действий по прекращению действия Свидетельства о регистрации радиоэлектронного средства N 75 19 004373 от 26 апреля 2019 года на передатчик цифрового телевизионного вещания стандарта DVB-T2, установленный по адресу: Забайкальский край, Агинский район, с. Южный Аргалей, о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении N ПО-75/1/24 от 11 февраля 2021 года, о признании незаконным представления N ПР75/1/859 от 11 февраля 2021 года и прекращении производства по делу.
Определением суда от 25 февраля 2021 года заявление о признании незаконными действий принято, возбуждено производство по делу N А78-1611/2021. Требование по заявлению ФГУП "РТРС" к Управлению Роскомнадзора по Забайкальскому краю о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении N ПО-75/1/24 от 11 февраля 2021 года, о признании незаконным представления N ПР-75/1/859 от 11 февраля 2021 года и прекращении производства по делу, выделено в отдельное производство с присвоением самостоятельного номера дела А78-1737/2021.
Определением суда от 25 февраля 2021 года (т. 1, л.д. 1-2) дело N А78-1737/2021 назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Главный радиочастотный центр" (далее - ФГУП "ГРЧЦ").
Определением суда путем подписания резолютивной части определения от 19 апреля 2021 года (т. 2, л.д. 81) производство по настоящему делу приостановлено до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу N А78-1611/2021.
Определением суда путем подписания резолютивной части определения от 10 января 2022 года (т. 2, л.д. 96) производство по настоящему делу возобновлено.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 февраля 2022 года в удовлетворении заявленных предприятием требований удовлетворены. Суд первой инстанции постановление по делу об административном правонарушении от 09 августа 2017 года N 57-Д о назначении административного наказания признал незаконным и отменил полностью.
Не согласившись с указанным решением, федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного, выражая свое несогласие с ним.
Предприятие указывает, что предприятие обратилось в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций как за присвоением (назначением) радиочастот или радиочастотных каналов, так и за прекращением действия разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов N 110-рчс-19-0442 в рамках одной заявки.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 18.11.2020 N 500-рчс "О решениях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по вопросам присвоения (назначения) радиочастот и радиочастотных каналов и установления размеров платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра" разрешение на использование радиочастот N 110-рчс-19-0442 прекращено и принято решение о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов.
Поскольку действие разрешения от 28.05.2020 N 110-рчс-19-0442 в отношении зарегистрированного РЭС было прекращено, действие регистрации РЭС также прекращено.
На момент проведения мероприятия по радиоконтролю указанное РЭС по единственному действующему Разрешению N 500-рчс-20-0245 от 18.11.2020 не было зарегистрировано.
Таким образом, по мнению Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю, вынесенные им постановление по делу об административном правонарушении и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, являются законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель административного органа поддержала доводы апелляционной жалобы.
ФГУП "РТРС" в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель предприятия также выразила согласие с решением суда первой инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" зарегистрировано в качестве юридического лица 23 ноября 2001 года за регистрационным номером 002.069.291, впоследствии ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1027739456084.
26 апреля 2019 года предприятию выдано разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов N 110-рчс-19-0442, сроком действия - до 25 апреля 2021 года, на тип радиоэлектронного средства (далее - РЭС) - передатчик цифрового телевизионного вещания стандарта DVB-T2, установленный по адресу: Забайкальский край, Агинский район, с. Южный Аргалей (т. 1, л.д. 93-94).
В этот же день (26 апреля 2019 года) запись о РЭС внесена в реестр зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств с датой окончания действия - до 25 апреля 2021 года (т. 1, л.д. 124).
21 октября 2020 года ФГУП "РТРС" обратилось в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с заявлением N 06/18648 на присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов в части внесения изменений в разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов N 110-рчс-19-0442 о проведении работы международно-правовой защите присвоения (назначения) радиочастот (т. 1, л.д. 80).
На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 18 ноября 2020 года N 500-рчс (т. 1, л.д. 81-89; т. 2, л.д. 17-21) предприятию выдано разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов N 500-рчс-20-0254 от 18 ноября 2020 года (т. 1, л.д. 61-62; т. 2, л.д. 22-23), сроком действия - до 16 марта 2022 года.
В ходе проведения 27 января 2021 года ФГУП "ГРЧЦ" мероприятий по радиоконтролю установлено, что принадлежащий ФГУП "РТРС" РЭС - передатчик цифрового телевизионного вещания стандарта DVB-T2 по адресу: Забайкальский край, Агинский район, с. Южный Аргалей, функционирует без регистрации в органах Роскомнадзора.
Результаты мероприятий по радиоконтролю отражены в протоколе N 75-0110- 11222-13 от 27 января 2021 года измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств (т. 1, л.д. 58-60; т. 2, л.д. 9-11), акте мероприятий по радиоконтролю N 75-0057-01 от 28 января 2021 года (т. 1, л.д. 56-57; т. 2, л.д. 7-8).
29 января 2021 года материалы мероприятий по радиоконтролю поступили в Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю (т. 2, л.д. 6).
Выявленные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении предприятия дела об административном правонарушении, о чем 03 февраля 2021 года должностным лицом Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю составлен соответствующий протокол (т. 2, л.д. 3-5).
Постановлением по делу об административном правонарушении от 11 февраля 2021 года N ПО-75/1/24 (т. 1, л.д. 34-37; т. 2, л.д. 40-41) ФГУП "РТРС" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В этот же день (11 февраля 2021 года) в адрес предприятия вынесено представление N ПР-75/1/859 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (т. 1, л.д. 43-45; т. 2, л.д. 42).
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемых постановления и представления правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме.
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (часть 1). Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2).
При этом в пункте 20.1 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.
Поскольку ФГУП "РТРС" обратилось в суд с заявлением об одновременном оспаривании постановления и представления Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю, названные требования подлежат рассмотрению арбитражным судом в порядке, предусмотренном главой 25 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В пункте 2.2 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года N 267-О указано, что право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности.
Частью 2 статьи 13.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование без регистрации радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства, подлежащих регистрации.
Объектом правонарушения являются установленные правила эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях по использованию без регистрации радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства, подлежащих регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией радиочастотного спектра и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий, обеспечение эффективного использования радиочастотного спектра в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
Использование в Российской Федерации радиочастотного спектра осуществляется в соответствии с установленными в пункте 4 статьи 22 Закона о связи принципами, одним из которых является разрешительный порядок доступа пользователей к радиочастотному спектру.
Согласно пункту 5 статьи 22 Закона о связи средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством Российской Федерации.
Радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, подлежащие регистрации, должны быть установлены по месту, указанному при регистрации радиоэлектронного средства или высокочастотного устройства, не позднее тридцати дней со дня их регистрации.
При этом использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в соответствии с настоящей статьей, не допускается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 N 539 утверждены Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (далее - Правила N 539), которые устанавливают порядок регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, используемых на территории Российской Федерации и территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации.
Так, на основании пункта 3 Правил N 539 регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в целях учета источников электромагнитного излучения, влияющих на обеспечение надлежащего использования радиочастот (радиочастотных каналов), посредством внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. Регистрации подлежат радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, предусмотренные перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, за исключением радиоэлектронных средств субъектов организации и осуществления мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года или участников чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года (пункт 4 Правил N 539, в редакции до 11.06.2021 года).
Согласно пунктам 7 и 8 Правил N 539 регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется по заявлению владельца радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или пользователя радиоэлектронного средства (далее - заявитель), подаваемому на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", официального сайта территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на территории деятельности которого планируется использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии технической возможности) (далее - электронная форма) или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающим факт направления заявления.
Заявление о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств подается в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на территории деятельности которого планируется использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
В пункте 11 Правил N 539 определено, что радиоэлектронное средство и (или) высокочастотное устройство считается зарегистрированным при условии наличия записи о нем в реестре зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, срок действия которой не истек.
В случае подачи заявления о регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств способом, отличным от подачи в электронной форме, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления:
- рассматривает представленные заявителем документы и вносит в установленном порядке сведения о зарегистрированных радиоэлектронных средствах и высокочастотных устройствах в реестр зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств либо отказывает в их регистрации;
- направляет заявителю выписку из реестра зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств в случае, если в заявлении указана необходимость такого направления, или мотивированное уведомление об отказе в регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.
Аналогичные положения установлены в Административном регламенте предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, утвержденном приказом Роскомнадзора от 22.10.2018 N 154 (далее - Административный регламент N 154).
В соответствии с пунктами 7.4.2 и 7.4.2 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю, утвержденного приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 N 55, Управление Роскомнадзора регистрирует радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства гражданского назначения, ведет их учет.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
Как указывалось ранее, 26 апреля 2019 года предприятию выдано разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов N 110-рчс-19-0442, сроком действия - до 25 апреля 2021 года, на тип РЭС - передатчик цифрового телевизионного вещания стандарта DVB-T2, установленный по адресу: Забайкальский край, Агинский район, с. Южный Аргалей
В этот же день (26 апреля 2019 года) запись о РЭС внесена в реестр зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств с датой окончания действия - до 25 апреля 2021 года.
21 октября 2020 года ФГУП "РТРС" обратилось в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с заявлением N 06/18648 на присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов в части внесения изменений в разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов N 110-рчс-19-0442 о проведении работы по международно-правовой защите присвоения (назначения) радиочастот.
На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 18 ноября 2020 года N 500-рчс предприятию выдано разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов N 500-рчс-20-0254 от 18 ноября 2020 года сроком действия - до 16 марта 2022 года.
При этом из пояснений административного органа (отзыв на заявление и дополнение к нему) следует, что действие регистрации РЭС и действие его записи в реестре зарегистрированных РЭС прекращено автоматически в связи с прекращением действия разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов в отношении зарегистрированного РЭС.
В ходе проведения 27 января 2021 года ФГУП "ГРЧЦ" мероприятий по радиоконтролю установлено, что принадлежащий ФГУП "РТРС" РЭС - передатчик цифрового телевизионного вещания стандарта DVB-T2 по адресу: Забайкальский край, Агинский район, с. Южный Аргалей, функционирует без регистрации в органах Роскомнадзора.
Результаты мероприятий по радиоконтролю отражены в протоколе N 75-0110- 11222-13 от 27 января 2021 года измерений технических параметров излучения радиоэлектронных средств, акте мероприятий по радиоконтролю N 75-0057-01 от 28 января 2021 года. 29 января 2021 года материалы мероприятий по радиоконтролю поступили в Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю.
Выявленные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении предприятия дела об административном правонарушении, о чем 03 февраля 2021 года должностным лицом Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю составлен соответствующий протокол.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, административным органом не учтено, что приказом Роскомнадзора от 18 ноября 2020 года N 500-рчс присвоены (назначены) радиочастоты или радиочастотные каналы для радиоэлектронных средств гражданского назначения и установлены размеры разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра (пункт 1); в соответствии с пунктом 11 статьи 24 Закона о связи прекращены во внесудебном порядке разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов (пункт 2).
В силу подпункта "б" пункта 16 Правил N 539 действие регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и действие записи в реестре зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств прекращаются в случае прекращения действия разрешения на использование радиочастот (радиочастотных каналов) в отношении зарегистрированного радиоэлектронного средства и (или) высокочастотного устройства или прекращение действия решения Государственной комиссии по радиочастотам о выделении полос радиочастот, явившегося основанием для регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.
Согласно пункту 32 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по присвоению (назначению) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения, утвержденного приказом Роскомнадзора от 04.03.2019 N 42 (далее - Административный регламент N 42), для прекращения действия разрешения заявитель, являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, представляет в Роскомнадзор:
1) заявление на прекращение действия разрешения по форме, приведенной в приложении N 9 к настоящему Регламенту;
2) доверенность на право обращения в Роскомнадзор по вопросам прекращения разрешения (в случае обращения уполномоченного лица от имени юридического лица, индивидуального предпринимателя).
В пункте 44 Порядка проведения экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами, рассмотрения материалов и принятия решений о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов в пределах выделенных полос радиочастот, утвержденного решением ГКРЧ при Минкомсвязи России от 07.11.2016 N 16-39-01 (далее - Порядок N 16-39-01), также предусмотрено, что заявление на прекращение разрешения подается в случае прекращения использования всех радиочастот или радиочастотных каналов, содержащихся в разрешении.
В пункте 49 Порядка N 16-39-01 разъяснено, что при положительном решении о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов, положительном решении о продлении срока действия разрешения, положительном решении о переоформлении разрешения Роскомнадзор выдает заявителю разрешение. При положительном решении о переоформлении разрешения в связи с изменением наименования адреса фактического места размещения действующего РЭС Роскомнадзор выдает заявителю разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов в части РЭС, наименование адреса фактического места размещения которого было изменено, и одновременно прекращает действие ранее выданного разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов в части данного РЭС.
Из изложенного следует, что действие регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и действие записи в реестре зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств прекращается в том случае, когда прекращается действие разрешения на использование радиочастоты, то есть в случае, если у владельца прекращается право использования частоты как таковое, а ранее выданное разрешение на использование радиочастот прекращается только при переоформлении разрешения в связи с изменением наименования адреса фактического места размещения действующего РЭС.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 января 2018 года по делу N А33-21520/2017, постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2020 года по делу N А51- 17793/2019.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что предприятие не переоформляло разрешение в связи с изменением наименования адреса фактического места размещения действующего РЭС, заявление в связи с прекращением использования всех радиочастот или радиочастотных каналов не подавало.
ФГУП "РТРС" обратилось в Роскомнадзор с заявлением N 06/18648 от 21 октября 2020 года на присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов в части внесения изменений в разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов N 110-рчс-19-0442 о проведении работы по международно-правовой защите присвоения (назначения) радиочастот.
Фактически, как правильно указал суд, в ранее выданное разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов N 110-рчс-19-0442 были внесены изменения в части включения сведений о международно-правовой защите, в связи с чем на основании абзаца 1 пункта 49 Порядка N 16-39-01 и выдано разрешение.
Соответственно, включение сведений о международно-правовой защите и переоформление в связи с этим разрешения на использование частоты не влекут за собой автоматического прекращения права использования частоты и не могут служить основанием для прекращения действия ранее выданного разрешения на использование радиочастот в отношении спорной РЭС, место размещения которой не изменялось, и, как следствие, повлечь за собой автоматическое прекращение действия регистрации спорного РЭС.
По смыслу приложения N 1 к Административному регламенту N 154 номер и дата разрешения на использование радиочастот представляют собой общие процедурные сведения, указанные в заявлении о регистрации РЭС
В свою очередь, пунктом 15 Правил N 539 установлено, что внесение изменений в запись в реестре зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется при изменении сведений, указанных в заявлении о регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств и прилагаемых к нему документах, или в связи с истечением срока действия записи в реестре зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
В силу указанного является правомерным вывод суда первой инстанции и соответствующий довод предприятия о том, если изменяются сведения, содержащиеся в заявлении о регистрации РЭС (в частности, дата и номер разрешения на использование радиочастот), то владелец РЭС вносит изменения в запись о регистрации в части таких сведений, что не прекращает действие самой регистрационной записи.
Названные выводы подтверждены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Забайкальского края от 05 августа 2021 года по делу N А78- 1611/2021, которым признаны незаконными действия Управления Роскомнадзора по прекращению реестровой записи о регистрации радиоэлектронного средства N 75 19 004373 от 26 апреля 2019 года на передатчик цифрового телевизионного вещания стандарта DVB-T2, установленный по адресу: Забайкальский край, Агинский район, с. Южный Аргалей, не соответствующие положениям Правил N 539.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Доводы Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю об одновременной подаче предприятием заявки на прекращение действия разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов N 110-рчс-19-0442 со ссылкой на соответствующую заявку в формате xml (т. 2, л.д. 112-115) в рассматриваемом случае обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, административным органом не опровергнуто, что основанием для вынесения Роскомнадзором приказа от 18 ноября 2020 года N 500-рчс явилось именно рассмотрение заявки на присвоение радиочастот от 21 октября 2020 года N 06/18648, а не заявление о прекращении разрешения.
Кроме того, как указывалось выше, что положения подпункта "б" пункта 16 Правил N 539 в части прекращения действия регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и действия записи в реестре зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств применяются в том случае, если прекращается использование всех радиочастот или радиочастотных каналов, содержащихся в разрешении, то есть в случае, если у владельца прекращается право использования частоты как таковое, а ранее выданное разрешение на использование радиочастот прекращается только при переоформлении разрешения в связи с изменением наименования адреса фактического места размещения действующего РЭС.
В рассматриваемом случае, как правильно указал суд, Управление Роскомнадзора по Забайкальскому краю не оспаривает то обстоятельство, что предприятие обратилось с заявлением на присвоение радиочастот. Отдельного заявления о прекращении использования всех радиочастот или радиочастотных каналов ФГУП "РТРС" не оформляло, наименование адреса фактического места размещения действующего РЭС не изменяло, частота использования РЭС осталась прежней.
В таком случае подлежат применению положения пункта 15 Правил N 359.
Следовательно, является правомерным вывод суда первой инстанции, что реестровая запись о регистрации радиоэлектронного средства N 75 19 004373 от 26 апреля 2019 года на передатчик цифрового телевизионного вещания стандарта DVB-T2, установленный по адресу: Забайкальский край, Агинский район, с. Южный Аргалей, является действующей до окончания установленного в ней срока (до 25 апреля 2021 года), а указанная в ней РЭС считается зарегистрированной.
В этой связи, как правильно указал суд первой инстанции, оснований для вывода об использовании предприятием 27 января 2021 года РЭС - передатчика цифрового телевизионного вещания стандарта DVB-T2 по адресу: Забайкальский край, Агинский район, с. Южный Аргалей, без регистрации в органах Роскомнадзора, у административного органа не имелось.
Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения, в структуру которого входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях предприятия отсутствует состав вменяемого правонарушения, постановление Управления Роскомнадзора по Забайкальскому краю по делу об административном правонарушении от 11 февраля 2021 года N ПО-75/1/24 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришёл к обоснованному выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление - признанию незаконным и отмене.
Поскольку оспариваемое в рамках настоящего дела представление об устранении причин и условий указанного нарушения вынесено на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, признанном судом незаконным, имеются основания и для признания таковым представления административного органа.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
Частью 6 статьи 271 АПК РФ предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 229 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 настоящего Кодекса.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 272.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 февраля 2022 года по делу N А78-1737/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-1737/2021
Истец: ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", ФГУП РОССИЙСКАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Забайкальскому краю
Третье лицо: ФГУП "Главный радиочастотный центр"