город Омск |
|
05 апреля 2022 г. |
Дело N А46-12966/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Дубок О.В., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15914/2021) Управления Федерального казначейства по Омской области на решение Арбитражного суда Омской оА46-12966/2021 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Медико-санитарная часть N 4" (ОГРН 1025501176140, ИНН 5505019620, адрес: 644039, город Омск, улица Воровского, дом 62/1) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (ОГРН 1025500741530, ИНН 5503029414, адрес: 644099, город Омск, улица Красногвардейская, дом 9), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, на стороне заявителя - Министерства здравоохранения Омской области (ОГРН 1045504007493, ИНН 5503079310, адрес: 644043, город Омск, улица Красный Путь, дом 6), о признании недействительным в части представления от 08.04.2021 N 52-19-11/2472,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федерального казначейства по Омской области - Глуховой Ирины Юрьевны по доверенности от 11.06.2020 N 52-16-13/3122;
от бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Медико-санитарная часть N 4" - Филатова Дмитрия Юрьевича по доверенности от 29.04.2019; Белозерцевой Ларисы Джавдатовны по доверенности от 17.08.2021;
от Министерства здравоохранения Омской области - Сысоевой Ольги Сергеевны по доверенности от 10.11.2021 N 12.
УСТАНОВИЛ:
бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Медико-санитарная часть N 4" (далее также - БУЗОО "МСЧ N 4", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Омской области (далее также - УФК по Омской области, заинтересованное лицо) о признании недействительным в части представления N 52-19-11/2472 от 08.04.2021.
Определением Арбитражного суда Омской области от 26.08.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено Министерство здравоохранения Омской области (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.11.2021 по делу N А46-12966/2021 заявленное требование удовлетворено, представление УФК по Омской области от 08.04.2021 N 52-19-11/2472 признано недействительным в части пункта 2 как не соответствующее Гражданскому кодексу Российской Федерации, распоряжению Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р "О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов Российской Федерации на 2020 год", распоряжению Правительства Омской области от 09.12.2020 N 252-рп "О реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р". Этим же решением с УФК по Омской области в пользу БУЗОО "МСЧ N 4" взыскано 3 000 руб.судебных расходов. по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФК по Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что УФК по Омской области в соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) осуществило в отношении Учреждения государственный финансовый контроль в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Податель жалобы считает, что судом первой инстанции не учтено, что Распоряжение N 252-рп, Правила N 415 и Правила N 1762 предполагают выплаты как работникам, работающим но основной ставке, так п при работе па условиях внешнего н внутреннего совместительства, при этом 296 сотрудникам, работающим по внутреннему совместительству, не начислена и не выплачена дополнительная выплата стимулирующего характера в общей сумме 4 035 150,48 рублей (с учетом районного коэффициента) (Приложение N 3 к акту проверки от 16.02.2021); БУЗОО "МСЧ.N 4" не произведена дополнительная выплата медицинским работникам (основной договор) численностью 21 человек в общей сумме 308 750,28 руб.(с учетом районного коэффициента) (Приложение N 4 к акту проверки от 16.02.2021) (т. 3 л.д. 92-93); внешним и внутренним совместителям, не получившим дополнительную выплату по основному месту работы, надлежало произвести выплату в соответствии с пунктом 2 Распоряжения N 252-рп; студенты - ординаторы ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России не имеют основного места работы, однако, дополнительную выплату за работу на условиях внешнего совместительства в учреждении не получили; для лечения больных с диагнозом COVID-19 БУЗОО "МСЧ N 4" привлекались внешние совместители численностью 122 человека, 102 из которых не получали дополнительную выплату по основному месту работы. БУЗОО "МСЧ N 4" не производилась дополнительная выплата указанным сотрудникам. Данные сотрудники обработали 2 647,7 смен, за которые надлежало выплатить 2 239 793,48 руб. с учетом районного коэффициента) (Приложение N 5 к акту проверки от 16.02.2021). Таким образом, внешним совместителям, не получившим дополнительную выплату по основному месту работы за фактически отработанные смены, не доплатили 2 224 320, 23 руб. (2 239 793,48 руб.(с учетом районного коэффициента) - 15 473, 25 руб. Кроме того, БУЗОО "МСЧ N 4" не произведена дополнительная выплата врачу-терапевту Райкипой О.С. в сумме 874 руб.; сестры-хозяйки (5 человек) в проверяемый период работали с пациентами COVID-19, однако доплату не получили в общей сумме 67 379,08 руб. (Приложение N 6 к акту проверки от 16.02.2021). Таким образом, БУЗОО "МСЧ N 4" не обеспечила осуществление дополнительных выплат стимулирующего характера медицинским н иным работникам в ноябре, декабре 2020 года па общую сумму 6 635 600,07 руб. (4 035 150,48 руб. + 308 750,28 руб. + 2 224 320,23 руб. + 67 379,08 руб.).
Податель жалоб считает, что неосуществление дополнительных выплат сестрам-хозяпкам противоречит Распоряжению N 252-рн; штатное расписание от 30.04.2021 (т. 4 л.д. 136-158), согласно которому должность "сестра-хозяйка" отнесена к прочему персоналу, не может служить основанием для неосуществления указанной категории работников дополнительных выплат по Распоряжению N 252-рп.
Министерством здравоохранения Омской области и БУЗОО "МСЧ N 4" представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых указано на законность и обоснованность решения суда первой инстанции
В судебном заседании представитель УФК по Омской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Министерства здравоохранения Омской области и БУЗОО "МСЧ N 4" возразили на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в соответствующих письменных отзывах, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
В период с 12.01.2021 по 16.02.2021 в отношении БУЗОО "МСЧ N 4" заинтересованным лицом на основании приказа УФК по Омской области от 23.12.2020 N 59-кд и поручения Федерального казначейства от 11.12.2020 N 07-04-05/17-25838 проведена проверка осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" в части использования средств дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной ифекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р (далее также - Распоряжение N 3118-р).
Результаты проверки зафиксированы в акте внеплановой выездной проверки от 16.02.2021.
В ходе проверки УФК по Омской области установлено следующее.
Согласно Распоряжению N 3118-р Омской области распределен объем дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2020 год в сумме 149 796 300 р.
Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Омской области во исполнение вышеуказанного распоряжения заключено соглашение от 04.12.2020 N 01-01-06/06-937 о предоставлении бюджету Омской области дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 149 796 300 р. (далее- соглашение N 01-01-06/06-937).
Согласно пункту 1.2 соглашения N 01-01-06/06-937 дотация предоставляется на осуществление в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
Согласно распоряжению Правительства Омской области от 09.12.2020 N 252-рп "О реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р" (далее также - Распоряжение N 252-рп) Министерству здравоохранения Омской области необходимо обеспечить осуществление дополнительных выплат медицинским и иным работникам в ноябре-декабре 2020 года за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории медицинских и иных работников в подведомственной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соглашением о предоставлении субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения бюджетным учреждением Омской области государственного задания, от 17.12.2020 N 081/9 РФ определен объем субсидии на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения учреждением государственного задания, в соответствии с Распоряжением N 3118-р, а именно на финансовое обеспечение дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, в сумме 12 667 060, 79 руб., в том числе: заработная плата (9 896 141, 24 руб.); начисления на выплаты по оплате труда (2 770 919, 55 руб.)
Распоряжением Министерства здравоохранения Омской области от 09.12.2020 N 635-р (далее также - Распоряжение N 635-р) утвержден перечень медицинских и иных организаций, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство здравоохранения Омской области, медицинские и иные работники которых оказывают медицинскую помощь (участвуют в оказании медицинской помощи, обеспечивают оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в который включено БУЗОО "МСЧ N 4", утверждена форма заявки на осуществление дополнительных выплат.
В соответствии с утвержденной формой БУЗОО "МСЧ N 4" 02.10.2020 подана заявка на осуществление дополнительных выплат медицинским и иным работникам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 Распоряжения N 252-рп, за ноябрь-декабрь 2020 года с количеством штатных единиц, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, - 324 (врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием - 82 штатные единицы, средний медицинский персонал - 216 штатных единиц, младший медицинский персонал - 26 штатных единиц) и объемом средств, необходимым для осуществления дополнительных выплат медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в сумме 12 667 060, 79 руб. (заработная плата - 9 896 141, 24 руб., начисления на заработную плату - 2 770 919, 55 руб.).
Согласно отчету об осуществлении дополнительных выплат медицинским и иным работникам, которые предусмотрены подпунктом 1 пункта 1 Распоряжения N 252-рп, за ноябрь-декабрь 2020 года всего отработано смен медицинскими и иными работниками при оказании специализированной медицинской помощи в условиях стационара за ноябрь-декабрь 2020 года 10 546,5, в том числе: врачами и медицинскими работниками с высшим немедицинским образованием - 2 617 смен, средним медицинским персоналом - 6 951,2 смены, младшим медицинским персоналом - 978,3 смен.
Объем средств, направленный на осуществление дополнительных выплат медицинским и иным работникам при оказании специализированной медицинской помощи в условиях стационара за ноябрь, декабрь 2020 года составил 10 166 909, 48 руб. (заработная плата - 8 078 478,03 руб., начисления на выплаты по оплате труда - 2 088 431, 45 руб.), в том числе на осуществление выплат: врачам и медицинским работникам с высшим немедицинским образованием - 3 400 994, 40 руб., среднему медицинскому персоналу - 6 318 251,77 руб., младшему медицинскому персоналу - 447 663,31 руб.
Положение об оплате труда работников БУЗОО "МСЧ N 4" утверждено приказом главного врача учреждения от 16.03.2016 N 189, изменения внесены приказом от 14.12.2020 N 939.
Положение о дополнительной выплате медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусиой инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой корона-вирусиой инфекции, утверждено приказом от 14.12.2020 N 940 (изменения от 24.12.2020 N 977).
Перечень должностей медицинских и иных работников БУЗОО "МСЧ N 4", оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании медицинской помощи, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусиой инфекции, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусиой инфекции при выполнении должностных обязанностей, которым предусмотрены дополнительные выплаты медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусиой инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусиой инфекции, порядок осуществления дополнительных выплат определен приказами главного врача БУЗОО "МСЧ N 4" от 24.12.2020 N 982, от 25.12.2020 N 984.
Субсидия на финансовое обеспечение дополнительных выплат поступила на лицевой счет учреждения в общей сумме 10 166 909, 48 руб.
За проверяемый период кассовые расходы за счет средств субсидии на финансовое обеспечение дополнительных выплат медицинским и иным работникам произведены на общую сумму - 10 166 909, 48 руб.
В рамках проверки правомерности осуществления БУЗОО "МСЧ N 4" дополнительных выплат заинтересованным лицом, в том числе установлено, что в нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), подпункта 2 пункта 1 Распоряжения N 252-рп, пунктов 1.1, 2.1 и 4.3.4 соглашения от 17.12.2020 N 081/9, подписанного БУЗОО "МСЧ N 4" и Министерством здравоохранения Омской области, учреждением не произведена дополнительная выплата медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в общей сумме 6 636 474, 07 руб.
Соответствующее обстоятельство послужило основанием к вынесению УФК по Омской области в отношении заявителя представления от 08.04.2021 N 52-19-11/2472.
Не согласившись с пунктом 2 представления от 08.04.2021 N 52-19-11/2472, БУЗОО "МСЧ N 4" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 24.11.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1762 (далее - Постановление N 1762) с 01.11.2020 по 31.12.2021 установлена ежемесячная социальная выплата медицинским и иным работникам, которые участвуют в оказании помощи больным COVID-19 и помогают в борьбе с распространением инфекции.
Пунктом 2 Постановления N 1762 установлены категории медицинских работников, которые имеют право на специальную социальную выплату (Письмо Минтруда России от 12.04.2021 N 14-1/10/П-2784):
- врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием;
- средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, оказывающие, а также не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.
Выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) также осуществляются немедицинским работникам, занятым в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19): водителям машин скорой медицинской помощи, членам летных экипажей воздушных судов санитарной авиации.
Иным немедицинским работникам выплаты в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) не полагаются.
Согласно пункту 2 Постановления N 1762 общая сумма социальной выплаты зависит от количества нормативных смен в календарном месяце. При этом нормативная смена составляет 1/5 продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории работников в организации в соответствии с законодательством РФ.
Порядок расчета количества нормативных смен разъяснен в Приказе Минтруда России от 15.12.2020 N 894н (далее - Разъяснения).
В силу статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Такая продолжительность рабочего времени применяется для категорий работников, которым не предусмотрено установление сокращенной продолжительности рабочего времени. Например, для водителей машин скорой медицинской помощи нормативная смена составит 1/5 от 40 часов, то есть 8 часов.
В соответствии со статьей 350 ТК РФ продолжительность рабочего времени для медицинских работников составляет не более 39 часов в неделю.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности" для некоторых должностей медицинского персонала установлена сокращенная продолжительность рабочего времени 36, 33, 30 и 24 часа в неделю.
Следовательно, для врачей-специалистов, среднего медицинского персонала (кроме медицинского регистратора, медицинского статистика) и младшего медицинского персонала, выполняющих работу непосредственно по оказанию медицинской помощи и обслуживанию больных в инфекционных больницах, отделениях, палатах и кабинетах, нормативная смена составит 1/5 от 36 часов, то есть 7 часов 12 минут.
Минтруд отмечает, что нормативную смену необходимо рассчитывать для каждой категории работников. Она не зависит от фактического времени, в которое работник выполняет (должен выполнять) свои трудовые обязанности в календарном месяце. Например, продолжительность нормативной смены не меняется:
- если работник занят полное рабочее время;
- если работник занят неполное рабочее время по основному месту работы или на условиях внешнего (внутреннего) совместительства;
- если работник в течение календарного месяца был в отпуске, болел или не отработал установленную продолжительность рабочего времени по иным причинам;
- при суммированном учете рабочего времени.
Расчет нормативной смены проводится раздельно по основному месту работы и при работе на условиях внешнего (внутреннего) совместительства. При этом нормативные смены по основному месту работы и при работе по совместительству могут различаться в зависимости от занимаемых должностей (профессий).
Фактическое число нормативных смен в календарном месяце определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи по диагностике и лечению коронавирусной инфекции (COVID-19), контактировал с больными пациентами, на нормативную смену.
Распоряжением N 3118-р Омской области распределен объем дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2020 год в сумме 149 796 300 руб.
Во исполнение соответствующего распоряжения (с целью его реализации) Правительством Омской области принято Распоряжение N 252-рп.
Согласно пункту 1 Распоряжения N 252-рп Министерству здравоохранения Омской области поручено обеспечить осуществление дополнительных выплат медицинским и иным работникам в ноябре, декабре 2020 года за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю, установленной для соответствующей категории медицинских и иных работников в подведомственной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в следующих размерах:
- врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, - 950 рублей;
- среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 610 рублей;
- младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 305 рублей;
- врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь, - 610 рублей;
- среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи, водителям машин выездных бригад скорой медицинской - 305 рублей.
Министерством здравоохранения Омской области Распоряжением N 635-р утвержден перечень медицинских и иных организаций, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство здравоохранения Омской области, медицинские и иные работники которых оказывают медицинскую помощь (участвуют в оказании медицинской помощи, обеспечивают оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактируют с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, в который включено БУЗОО "МСЧ N 4", утверждена форма заявки на осуществление дополнительных выплат.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Распоряжения N 635-р руководителям подведомственных организаций, указанным в перечне, поручено принять локальный нормативный акт, предусматривающий:
- перечень наименований структурных подразделений, работа в которых дает право работникам на получение дополнительных выплат;
- перечень должностей работников подразделений, работа в которых дает право работникам на получение дополнительных выплат;
- назначение ответственных лиц за организацию ведения табеля учета рабочего времени работников.
Ответственность за достоверность и обоснованность сведений, включаемых в локальный акт, указанный подпунктом 2 пункта 3 Распоряжения N 635-р, в том числе сведений о структурных подразделениях медицинской организации, должностях работников, работа в которых дает права на установление дополнительных выплат, а также сведений, включаемых в заявку возложена на руководителей медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Омской области.
Так, перечень должностей и подразделений БУЗОО "МСЧ N 4" по категориям
работников утвержден приказом учреждения от 24.12.2020 N 982 "Об утверждении перечня наименований структурных подразделений, перечня должностей медицинских работников этих структурных подразделений, работа в которых дает право на установление дополнительной выплаты в БУЗОО "МСЧ N 4".
Указанный порядок (локальный) регламентации перечня медицинских и иных работников, которым в соответствии с приведённой совокупностью подзаконного регулирования подлежат установлению дополнительные выплаты, является правомерным.
Указанное в полной мере соотносится с положениями ранее действовавших подпункта "б" пункта 11 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые усло вия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 415 (далее также - Положение N 415), пунктов 11, 12 Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 484 (далее также - Положение N 484).
Таким образом, невключение БУЗОО "МСЧ N 4" в приказы от 24.12.2020 N 982, от 25.12.2020 N 984 должности "сестра-хозяйка" являлось самостоятельным и достаточным основанием для неосуществления выплат в указанной части медицинским и иным работникам в ноябре, декабре 2020 года, поскольку разрешение соответствующего вопроса находилось в сфере контроля учреждения, не противоречило Распоряжению N 3118-р, Распоряжению N 252-рп.
Противоречием указанному нормативному регулированию не явилось и неосуществление БУЗОО "МСЧ N 4" дополнительных выплат внутренним и внешним совместителям.
В силу абзаца четвёртого подпункта 2 пункта 1 Распоряжения N 252-рп дополнительные выплаты производятся за число фактически отработанных нормативных смен в календарном месяце по одному месту работы (фактическое число отработанных нормативных смен определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые медицинский или иной работник независимо от длительности контакта с пациентом привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании медицинской помощи, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции при выполнении должностных обязанностей, на нормативную смену (расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен)).
Положением о дополнительной выплате медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой корона-вирусной инфекции, утверждённым приказом главного врача от 14.12.2020 N 940 (с учётом изменений, внесённых приказом от 24.12.2020 N 977), а именно пунктом 6, установлено, что дополнительные выплаты производятся за число фактически отработанных смен в календарном месяце по одному (основному) месту работы (фактическое число отработанных нормативных смен определяется путем деления суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, в которые медицинский или иной работник независимо от длительности контакта с пациентом привлекался к оказанию медицинской помощи (участию в оказании медицинской помощи, обеспечению оказания медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактировал с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции при выполнении должностных обязанностей, на нормативную смену (расчет ведется с округлением до десятой части числа нормативных смен)).
Исходя из требований пункта 8 данного положения, выплаты подлежали осуществлению работникам по должностям, утвержденным приказом по основной должности или по внутреннему совместительству.
Таким образом, БУЗОО "МСЧ N 4" в соответствии с локальным актом, повторяющим установления Распоряжения N 252-рп, осуществляло дополнительные выплатына условиях трудоустройства у одного работодателя, по одному трудовому договору, раз в месяц в полном размере (аналогичный порядок был установлен Положением N 484).
Вместе с тем оспариваемым представлением неверно осуществлён расчёт суммы дополнительных выплат стимулирующего характера медицинским и иным работникам в ноябре, декабре 2020 года.
Согласно статье 282 ТК РФ совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
В соответствии со статьёй 60.1 ТК РФ совместительство бывает: внутреннее (один работодатель по месту основной работы и по совместительству); внешнее (у других работодателей, кроме основного места работы).
Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Во избежание дублирования выплат в разных медицинских организациях и соблюдения их целевого назначения, дополнительные выплаты учреждением внешним совместителям не осуществлялись.
Таким образом, действия БУЗОО "МСЧ N 4", в которых УФК по Омской области найдены нарушения статьи 309 ГК РФ, подпункта 2 пункта 1 Распоряжения N 252-рп, пунктов 1.1, 2.1 и 4.3.4 соглашения от 17.12.2020 N 081/9, фактически таковых не содержали.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы со ссылками на Распоряжение N 252-рп, Правила N 415 и Правила N 1762, которые предполагают выплаты как работникам, работающим но основной ставке, так и при работе па условиях внешнего и внутреннего совместительства, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. (далее - Правила N 415).
Выплаты стимулирующего характера согласно Правил N 415 осуществлялись медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, медицинским работникам, контактирующим в результате осуществления профессиональной деятельности с пациентами с подтвержденным диагнозом COVID-19, и работа которых связана с биоматериалом, заражённым COVID-19, а также медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам на основании предписаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области при проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Омской области.
Выплаты стимулирующего характера, предусмотренные Правилами N 415, устанавливались за оказание амбулаторно-поликлинической помощи и стационарной помощи.
Постановлением Правительства России от 12.04.2020 N 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее - Правила N 484).
Выплата стимулирующего характера, предусмотренная Правилами N 484, устанавливалась за выполнение особо важных работ медицинским работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Согласно подпункту б) пункта 11 Правил N 484 размер выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях врачам - 80 000 рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу -50 000 рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 000 рублей в месяц без учета фактически отработанного времени.
Выплаты стимулирующего характера осуществлялись медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере.
Распоряжением Министерства здравоохранения Омской области от 08.04.2020 г. N 165-р "Об отдельных мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415" и распоряжением Министерства здравоохранения Омской области от 24.04.2020 N 192-р "Об отдельных мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 N 484" БУЗОО "МСЧ N 4" включена в перечень медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь гражданам с новой коронавирусной инфекцией, что дало право медицинским работникам учреждения устанавливать выплаты стимулирующего характера, предусмотренный Правилами N 415 и Правилами N 484.
Указанные выше выплаты стимулирующего характера начислялись медицинским работникам учреждения, участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 до 01.11.2020.
С 01.11.2020 медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь по диагностике лечению новой коронавирусной инфекции устанавливается специальная социальная выплата согласно постановлению Правительства N 1762.
При этом, в целях снятия возможной социальной напряженности в связи с введением с 01.11.2020 Постановления N 1762, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2020 N 3118-р "О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов Российской Федерации на 2020 год" выделены средства федерального бюджета для осуществления в 2020 году дополнительных выплат медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции.
В рамках реализации распоряжения N 3118-р Правительством Омской области принято Распоряжение N 252-рп которым предусмотрено поручение Министерству здравоохранения Омской области (далее - Министерство) по обеспечению осуществления дополнительных выплат медицинским и иным работникам.
Распоряжение Правительства Омской области N 252 предусматривает правила расходования дотации для осуществления дополнительных выплат медицинским и иным работникам, оказывающим специализированную медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции в стационарных условиях в учреждениях здравоохранения Омской области на период ноябрь, декабрь 2020 года.
При этом Распоряжение N 252-рп не устанавливает правовые нормы (общие правила поведения) в части определения порядка выплат работникам учреждений, их вида и обязательных условий их предоставления, поскольку является ненормативным правовым актом Омской области (статья 17 Закона Омской области от 05.12.2003 N 483-03 "О Правительстве Омской области", Закон Омской области от 21.11.2002 N 409-03 "О нормативных правовых актах Омской области").
Выплаты носят дополнительный характер, при этом не отменяют ранее установленные стимулирующие выплаты работникам учреждений здравоохранения Омской области.
Общие правила осуществления дополнительных выплат определены Министерством в рамках осуществления методического сопровождения по вопросам оплаты труда подведомственных организаций.
При этом Министерство в целях исключения возможного дублирования выплат медицинским работникам, работающим на условиях внутреннего и внешнего совместительства, в пределах своих полномочий рекомендовало учреждениям осуществлять дополнительные выплаты на условиях трудоустройства у одного работодателя, по одному трудовому договору, раз в месяц в полном размере, что, не противоречит федеральным и областным нормативным правовым актам.
В ходе установления дополнительных выплат Министерством даны разъяснения о порядке и условиях использования дотации для установления дополнительной выплаты, а именно, рекомендовано сохранить ранее действующие, до 01.11.2020, условия выплат медицинским работникам, оказывающим специализированную медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции в стационарных условиях, которые установлены Правилами N 484.
Дополнительная выплата, установленная Распоряжением N 252-рп, осуществляется не как фиксированная сумма без учета отработанного времени, а за фактически отработанные нормативные смены, но по одному трудовому договору (основная работа или внутреннее совместительство) у одного работодателя один раз в месяц.
Такой порядок и был установлен пунктом 8 Положения о дополнительной выплате медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании медицинской помощи, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, утвержденным приказом главного врача от 14.12.2020. N 940.
По смыслу статьи 57 ТК РФ в трудовой договор включается обязательное условие о месте работы, которое должно быть указано в каждом трудовом договоре, заключаемом работником, в то время, как УФК по Омской области трактует место работы расширительно.
Кроме того, во избежание дублирования выплат в разных медицинских организациях и соблюдения их целевого назначения, дополнительная выплата не была предусмотрена внешним совместителям. Ранее, при осуществлении выплат по Правилам N 484 имели место факты дублирования выплат у медицинских работников ОмГМУ, которые приняты в порядке внешнего совместительства в БУЗОО "МСЧ N4" и другое медицинское учреждение, в котором также получали выплаты за оказание медицинской помощи пациентам с COVID-19.
Указанные факты были выявлены в Учреждении Министерством здравоохранения Российской Федерации при осуществлении обобщения полученных данных.
Отклоняя доводы о неначислении дополнительной выплаты врачу-терапевту Райкиной О.С., суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как усматривается из табеля учета рабочего времени, врач- терапевт терапевтического отделения стационара Райкина О.С. в порядке внутреннего совместительства отработала 161,4 часа, в том числе 155 часов по норме рабочего времени на 1 ставку по трудовому договору внутреннего совместительства от 23.06.2020 N 609/2020. Оплата произведена Учреждением из расчета отработанных на 1 ставку часов- 155/7,8 = 19,9 нормосмен * 950 руб* 1,15=21740,75 руб.
По вопросу отнесения к младшему медицинскому персоналу сестер-хозяек, апелляционный суд отмечает следующее.
Согласно штатному расписанию должность "сестра-хозяйка" относится к прочему персоналу. В соответствие с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых ежегодно решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений пунктом 19 - штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения.
Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2008 N 172-п "Об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений в Омской области" утверждено Положение об отраслевых системах оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Омской области, в пункте 2 которого указано, что размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников учреждений устанавливаются в соответствии с законодательством на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп, а также с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Приказом Министерства здравоохранения Омской области от 25.02.2016 " 11 " О реализации отдельных положений постановления Правительства Омской области от 15.10.2008 г N 172-П" утверждено "Положение об оплате труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений Омской области, в отношении которых функции учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Омской области", в котором прописан порядок установления окладов на основании отнесения той или иной должности к Профессиональной квалификационной группе (далее -ПКГ).
Так, оклады (должностные оклады) медицинских и фармацевтических работников учреждений устанавливаются на основе ПКГ должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.08.2007 N 526(далее - приказ N 526).; Оклады (должностные оклады) работников учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих, устанавливаются на основе ПКГ общеотраслевых профессий рабочих, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.05.2008 N 248н (далее - Приказ N 248н).
Должность "сестра-хозяйка" отражена в приказе N 526 - ПКГ Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня" 1 квалификационный уровень и в приказе 248н - ПКГ "Общеотраслевые профессии рабочих первого уровня" 1 квалификационный уровень.
Таким образом, если согласно штатному расписанию должность "сестра-хозяйка" отнесена к младшему медицинскому персоналу, то оклад устанавливается по ПКГ приказа N 526, если же должность относится к прочему персоналу, то оклад устанавливается по ПКГ приказа 248н.
В рассматриваемом случае все должности сестер-хозяек в учреждении относятся к прочему персоналу,
Сестра-хозяйка относится к категории технических исполнителей и на нее возложены обязанности по обеспечению хозяйственной деятельности в стационарном отделении, по руководству работой палатных санитарок и уборщиц по содержанию в порядке и чистоте всего отделения. Обязанности, связанные с непосредственным обслуживанием больных, на сестру-хозяйку не возложены.
Сестра-хозяйка не имеет медицинского образования, не осуществляет медицинскую деятельность и относится к немедицинскому персоналу - к категории "прочий персонал" согласно профессиональным квалификационным группам общеотраслевых профессий рабочих, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.05.2008 N 248н.
Также должность "сестра-хозяйка" не предусмотрена Профессиональным стандартом "Младший медицинский персонал", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.01.2016 N 2н (далее - профессиональный стандарт).
Профессиональный стандарт не является документом, утверждающим перечень должностей, но поскольку определяет характеристику квалификации всех должностей, относящихся к категории младший медицинский персонал, дает понять, что должность "сестра-хозяйка" к категории младший медицинский персонал не относится.
Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.10.2012 N 16-5/10/2-3238 прочий персонал в учреждениях здравоохранения - это немедицинский персонал, то есть работники и служащие, не имеющие медицинского образования и (или) дополнительного документа о профессиональном обучении, предусмотренного профессиональным стандартом, и выполняющие виды деятельности, не относящиеся к лечебно-диагностическому процессу.
Таким образом, должность "сестра-хозяйка" является прочим персоналом, в связи с чем дополнительные выплаты указанной категории не осуществлялись.
В БУЗОО "МСЧ 4" должность "сестра-хозяйка" является "прочим персоналом" и, соответственно, работники, занимающие указанную должность, не являются получателями дополнительных выплат.
БУЗОО "МСЧ N 4" вело учет фактически отработанного времени с пациентами COVTD-19 по всем работникам, в том числе и относящимся к категории прочего персонала. Медицинские работники на этом основании получали федеральные выплаты, а работники, не относящиеся к медицинским премировались из средств обязательного медицинского страхования, так как федеральные выплаты направлены только для медицинских работников.
Таким образом, не осуществление дополнительной выплаты отдельным работникам БУЗОО "МСЧ 4" (работникам, замещающим должности "сестра-хозяйка" в сумме 67 379,08 руб., работникам, являющимся внутренними и (или) внешними совместителями, в сумме 6 568 220,99 руб., не является противоправным.
Таким образом, удовлетворив заявленные требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
в соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации УФК по Омской области освобождено от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по его апелляционной жалобе распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 24.11.2021 по делу N А46-12966/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
О.В. Дубок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-12966/2021
Истец: БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ "МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ЧАСТЬ N 4"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство здравохранения Омской области
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3360/2022
13.04.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2005/2023
16.01.2023 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-12966/2021
24.08.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3360/2022
05.04.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-15914/2021
24.11.2021 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-12966/2021